Раздел III. Третья греть XIX века
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА»
Раздел I. Первая треть XIX века
Общие цели раздела. Создать представление о литературном процессе как об особой художественной системе, а также о закономерностях развитии русской литературы начала XIX века. Развить представление о стадиальности литературного развития. Дать представление о романтизме как о литературном направлении и об особенностях существования романтической эстетики на русской почве. Рассмотреть творчество отдельных писателей во взаимосвязи с понятием романтизма, а также с попытками его преодоления. Развить навыки литературоведческого анализа произведений.
Тема 1.1. Русский романтизм. Творчество В. А. Жуковского
Учебные задачи. Развитие представлений о романтизме как о творческом методе. Освоение понятия «литературный процесс», «литературное направление». Выявление специфики литературы начала XIX века. Знакомство с жанровыми характеристиками элегии и баллады.
Романтизм как литературное направление. Закономерности возникновения, связь с сентиментализмом. Особенности возникновения и существования романтической эстетической системы в России. Романтизм и общественно-историческая ситуация в Западной Европе и России. Основные ценностные предпочтения романтического мировосприятия. Романтическая концепция реальности. Романтическое искусство как «уход внутренней жизни в себя» (Гегель). Особенности героя: ориентация на неповторимое и индивидуально-ценностное в человеке. Три периода в развитии русского романтизма.
Преломление романтической эстетики в творчестве В. А. Жуковского. Особенности жанра элегии. Баллада как один из ведущих лирических жанров эпохи романтизма. Повествовательный характер баллады. Отражение романтических ценностей в балладах Жуковского. Классификации баллад по хронологии, тематике, типу сюжета. Особенности художественного мира баллады.
Тема 1.2. Творчество А. С. Пушкина. Лирика А. С. Пушкина
Учебные задачи. Попытка определения места поэтического творчества
А. С. Пушкина в литературном процессе начала века. Выявление основных особенностей лирики поэта. Проследить эволюцию образной системы в поэзии А. С. Пушкина.
Основные этапы поэтического творчества А. С. Пушкина: лицейский период; петербургский период; период ссылки; «последекабрьская» лирика. Отражение романтической эстетики и ее преодоление. Мифологема Музы в поэтической системе
А. С. Пушкина. Миф о рождении Поэта. Соотношение поэзии и прозы в литературном творчестве А. С. Пушкина.
Тема 1.3. Романтические поэмы А. С. Пушкина
Учебные задачи. Формирование представлений о романтических тенденциях в творчестве А. С. Пушкина. Знакомство с особенностями творчества в период 1820—1824-х гг.
Развитие пушкинского лиро-эпоса. «Южные» поэмы Пушкина как явление романтизма («Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). Специфика романтической поэмы. Признаки романтического конфликта. Романтический герой.
Тема 1.4. Драматургия А. С. Пушкина
Учебные задачи. Знакомство со спецификой драматургии начала XIX века. Формирование представлений об особенностях драматургии А. С. Пушкина. Роль драматических произведений А. С. Пушкина в развитии русской классической литературы.
История создания трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Исторические хроники Шекспира как вероятный праисточник исторической драматургии 20-х гг. XIX века. Влияние исторической драмы эпохи классицизма (Корнель, Расин, Сумароков). Нарушение эстетических принципов классической трагедии в «Борисе Годунове». Особенности драматической композиции. Понятие внешнего и внутреннего конфликта. Борис Годунов как трагический герой. Реализация роли в монологах. Роль ремарок в произведении.
Бродячие сюжеты как основа событийной схемы в «Маленьких трагедиях»
А. С. Пушкина. Разрушение норм театра XVIII столетия. Специфика конфликта в «Маленьких трагедиях». Установка на психологизм. «Маленькие трагедии»
А. С. Пушкина как цикл произведений: сквозные мотивы, повторяющиеся образы. Художественное отображение соответствующей картины мира в каждом из произведений.
Тема 1.5. Проза А. С. Пушкина
Учебные задачи.Развитие представлений о Пушкине-прозаике. Осознание соотношения поэзии и прозы в творчестве А. С. Пушкина.
Особенности создания «Повестей Белкина» А. С. Пушкина. «Повести Белкина» как преддверие русского реалистического романа. Образы провинциальной жизни.
И. П. Белкин - вымышленный персонаж А. С. Пушкина. Его место и роль в цикле повестей. Использование литературных традиций XVIII - начала XIX века в каждой из повестей. Значение иронии в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.
Тема 1.6. Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирика.
Драма «Маскарад»
Учебные задачи.Осмысление творчества М. Ю. Лермонтова в контексте развития русской литературы XIX века. Выявление романтических тенденций в творчестве М. Ю. Лермонтова.
Этапы творчества: творческая эволюция и преемственность. Лирика М. Ю. Лермонтова. Тематическая классификация лирических произведений. «Внутренний» характер лирики М. Ю. Лермонтова.
Драма «Маскарад» в контексте литературного движения начала XIX века. Романтические тенденции в «Маскараде». «Литературность» драмы М. Ю. Лермонтова. Система персонажей. Традиционность главного героя драмы для творчества М. Ю. Лермонтова. Романтический конфликт как драматическая основа «Маскарада». Роль образов бала, маски, карточной игры.
Тема 1.7. Русская литература 1830-х годов.
Творчество Н. В. Гоголя
Учебные задачи. Дать представление о специфике русской литературы в 30-е гг. XIX века. Сформировать основу для изучения второй трети XIX века. Определение особенностей творчества Н. В. Гоголя.
Особенности литературного движения 1830-х гг. Развитие русской философской лирики, лирики «массового романтизма». Формирование новых типов лирического героя: герой-бунтарь и герой рефлектирующего сознания. Изменение жанровых приоритетов: популярность поэмы, повести. Процесс демократизации литературы. Постепенный переход к реалистическому методу изображения как основная черта литературной ситуации 1830-х гг.
Значение творчества Н. В. Гоголя в историко-литературном процессе 1830-х гг. Общее представление о творчестве Н. В. Гоголя. Роль Н. В. Гоголя в формировании «гоголевского направления», идущего на смену «пушкинскому направлению». Понятие «натуральной школы». Цикл повестей Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Образ Петербурга как символ сюжетного единства повестей. Соотношение искусства и действительности в каждой из повестей. Особенности фантастики у Гоголя (Ю. В. Манн). Соотношение романтических и реалистических тенденций в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя.