Русский рассказ для детей в ХІХ веке

В своих учебных книгах "Детский мир"(1861) и "Родное слово"(1864)Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1871) так формулирует задачу литературы для детей: побудить развивающееся сознание к самостоятельным заключениям о том или ином предмете на основе сообщения разносторонних сведений и создания художественных образов. Ушинский обращался к ребенку, используя средства выражения собственно детскойлитературы.

"Детский мир"(1861) состоит из двух частей, каждая из которых в своюочередь включает две книги: "Детский мир" и хрестоматию к нему.

Наиболее примечательны небольшие рассказы и прозаические басни, вкоторых Ушинский обрабатывает мотивы разных жанров русского фольклора. Они занимательны, кратки, предельно ясны. Мораль в них очевидна,однако она не навязывается читателю, а проявляется в художественномстрое произведения в целом.

Очень важно было автору акцентировать внимание маленьких читателей на положительных человеческих моральных качествах, таких, как трудолюбие ("Два плуга"), сочувствие и верность ("Лошадь и осел", "Вернаясобака"), доброта ("Играющие собаки", "Ветер и солнце") - и высмеять отрицательные: упрямство, ложь, неискренность ("Два козлика", "Раскаяние", "Любопытство", "Паук").

Многие произведения "Детского мира" относятся к жанрам детскойзообеллетристики. Это, в частности, рассказ "Гадюка". Первоначально онназывался "Собаки" и состоял из двух частей: в первой давалось описаниеразличных пород собак; во второй повествовалось о том, как собака покличке Мальчик загрызла гадюку и таким образом спасла ребенка. В окончательной же редакции главным событием оказывается смертельная борьба, настоящий поединок змеи и собаки по кличке Бровко.

В 1864 году появился в печати учебник Ушинского "Родное слово". Онсостоял из трех книг и был предназначен для учебного и семейного чтения.

"Родное слово" строилось по принципу возрастающей трудности. Перваячасть читалась детьми в школе и дома. Художественные тексты (рассказы,народные песни, басни, стихи русских поэтов, сказки, загадки, скороговорки, пословицы, поговорки колыбельные и игровые песенки, пестушки, перевертыши, стишки и песенки о птицах и животных и т. п.) были невеликипо объему и были нужны, чтобы закрепить знания детей.

Кроме научно-популярных статей в "Родном слове" есть своеобразныеминиатюры - научно-художественные зарисовки, в которых Ушинский лаконично и ярко рассказывает о домашних и диких животных, о птицах инасекомых. Как правило, в таких миниатюрах изображается какая-то однаситуация, в которой наиболее ярко раскрываются повадки животного,предстает его "характер".

Близки к миниатюрам и рассказы о животных. В них Ушинский продолжает традиции "Детского мира". Эти произведения можно обозначитьтермином, которым В. Бианки называл свои произведения о природе, - "сказки-несказки". В таких рассказах очень мало сказочного: все события иявления описаны так, как происходят в жизни, а животные не совершаюттого, что они не могли бы сделать в действительности. Через воображаемые разговоры они сообщают о себе. Для писателя это лишь способ изложения научных сведений.

Больше пятнадцати лет в общей сложности работал Л. Толстой над созданием «Азбуки» для детей. К этому труду он относился как к наиважнейшему.

Работа в Яснополянской школе подготовила его к пониманию того, какую книгу он должен создавать. В поисках материала он обращался к разным источникам – и в первую очередь к самому бесспорному: русскомународному творчеству. Важным источником стала древнегреческая литература, ради которой он изучил древнегреческий язык, параллельно шловнимательное чтение литературы арабской, индийской, французской, немецкой, и не менее увлеченно он занимался геометрией, физикой, химией,астрономией, зоологией. Он хотел создать совершенно новую книгу, которая ответила бы ученику на то бесчисленное количество вопросов из явлений окружающей жизни, на которые ученик требует ответа. Эта книгадолжна была стать не только источником для обучения родному языку иприобретения знаний из самых различных областей. С ней были связанызадачи художественного и нравственного воспитания ребенка.

Первым произведением из «Азбуки», опубликованным отдельнойкнижкой в 1872 году, была повесть «Кавказский пленник», особенно важная для Толстого: именно ее он рассматривает как «образец тех приемов иязыка», которым он теперь пишет.

Многозначны десятки других детских рассказов, вобравших всебя огромный мир размышлений, моральных и художественных представлений Толстого. Но здесь, в рассказах для детей, многое проявляется веще более открытой, более обнаженной, лишенной каких бы то ни былоусловностей форме. Просто и естественно звучат слова: «мать сочла сливыи видит, одной нет. Она сказала отцу». Однако отец не стал допрашиватьдетей, а сделал так, что мальчик невольно сознался в своей вине («Косточка»). Так же важен своей моралью рассказ «Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку». Преодолевая страх, мальчик признается в своей винеи слышит неожиданный ответ отца: «Спасибо, что правду сказал». Все тепредставления об отношениях между людьми, которые позднее легли в основу многих народных рассказов писателя, с кристальной чистотой воплотились в сюжете о крестьянской девочке, принесшей в дом найденного ребеночка, и о ее матери, которая не хотела брать его, потому что они бедны,но доброта девочки и собственная жалость оказались сильнее («Подкидыш»); о мальчике, укорившем отца и мать за бессердечное отношение кнемощи, и их раскаянии («Старый дед и внучек»). Из ряда рассказов выделяется миниатюра «Старик сажал яблони...». В рассказе «Три смерти»только дерево умирает спокойно честно и красиво. Но в этой притче о старике человек оказывается выше природы: высшую красоту обретает нравственный поступок, старик сознательно оставляет плоды своего труда тем,кто будет жить после него. Так Толстой осуществляет свою давнишнююмечту: «воспитывая, образовывая, развивая <…> достигнуть наибольшейгармонии в смысле правды, красоты, добра».

Одним из писателей, чьи произведения вошли в круг детского чтения,был Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912).Его произведения для детей различных жанров (рассказы, сказки, очерки на различныетемы) адресованы читателям разных возрастов.

"Сибиряк" - это литературный псевдоним писателя, детство и юностькоторого прошли в Пермской губернии. Писатель хорошо помнил время,проведенное на Урале, и его произведения раскрывают удивительный мирприроды, показывают быт людей, живущих в уральской глуши. Это рассказы "Емеля-охотник" (1884), "Зимовье на Студеной" (1892), "Приемыш"(1893), "В глуши" (1896), "Богач и Еремка" (1904), "Пимка-жигаленок"(1911), очерки "На реке Чусовой" (1900), "В степи" (1900), повесть "Белоезолото" (1897).

Проза Д.Н. Мамина-Сибиряка для детей отличается тематическим ижанровым многообразием. Кроме социально-бытовых повестей и рассказов, реалистических произведений о животных в круг детского чтения входят также публицистические хроники и художественные очерки писателя(''Славен город Великий Новгород'', ''Покорение Сибири'', ''На реке Чусовой''); пейзажные этюды (''Зеленые горы''); сатирические, бытовые и познавательные сказки; рассказы, отражающие психологию маленьких детей(''Фунтик'', ''Бедный пильщик'', ''Кукольный магазин'').

В "Уральских рассказах" Мамина-Сибиряка явственно звучат две основные темы: "взаимоотношения человека с природой и общественноезло". Из детских рассказов <…> к первой теме относятся рассказы о старых охотниках и животных: "Емеля-охотник", "Зимовье на Студёной","Богач и Ерёмка", "Приёмыш"; ко второй - рассказы о бедах маленькихтружеников: "Вертел", "Кормилец", "В каменном колодце", "Под землей".

Во всех этих произведениях, имеющих, как правило, незамысловатый сюжет, конфликты подчас остры и нередко трагичны.

Антон Павлович Чехов (1860-1904) вошел в историю русской литературы как мастер психологического анализа, как великий драматург, пьесыкоторого разгадывает не одно поколение режиссеров. Он не был детскимписателем, однако понимал, какое значение может иметь для детей литература.

Два своих рассказа о животных - "Белолобого" и "Каштанку - "Чеховадресовал детям. Посылая их для организуемой детской библиотеки, писатель характеризовал свои произведения как "две сказки из собачьей жизни". "Белолобый" был впервые напечатан в журнале "Детское чтение" вноябре 1895 года. Содержание рассказа - это небольшой эпизод из жизнистарой волчицы, пытавшейся украсть овцу на зимовье, но в суматохе схватившей щенка, который прибежал за ней в логово, стал играть с волчатами,и волчиха не смогла его съесть.

Чехов наделяет зверя человеческими способностями (прием антропоморфизма): волчиха вспоминает, как летом около зимовья паслись овцы,соображает, что теперь, в марте, в хлеву должны быть ягнята. Белолобый, крупной породы щенок вызывает в ней разные чувства. Сначала отвращение и досаду - она рычит на него; потом, когда она решает все-таки съестьего, а "он лизнул ее в морду и заскулил, думая, что она хочет играть сним", ей становится противно. Отправившись на зимовье во второй раз,она видит возвращающегося домой щенка и думает о том, как бы он непомешал ей. А когда это действительно происходит (щенок прыгает к волчихе на крышу хлева, а потом в дыру и, залившись радостным лаем, будитвсех обитателей сарая), волчиха уходит прочь.

Так же, как и в "Белолобом", в "Каштанке" Чехов соединяет два видениямира - глазами животного и глазами человека. Незатейливая, на первыйвзгляд, история потерявшейся собаки на глазах читателя разворачивается врассказ о взаимоотношениях человека и животного, который испытываетчеловеческие чувства привязанности и верности, по-своему (но почти по-человечески!) переживает, радуется и страдает и в этих переживаниях подчас оказывается благороднее человека.

Чехов радовался успеху у детей этого рассказа, и заботился о красочном, иллюстрированном его издании, даже сам искал портрет собаки дляобложки. А в одном из писем он замечал, что, по мнению детей, он гениален, так как написал рассказ "Каштанка".

Сама же "детская тема" возникает у Антоши Чехонте с первых его литературных шагов.

А.П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей, во многом продолжая традиции Л. Толстого и С. Аксакова, однако, в отличие от них, он невыделял для себя отдельно детской темы. Но если предшественники писателя были в основном сосредоточены на изображении того, как ребеноквоспринимает события, происходящие вокруг него, как ощущает переменыв своем внутреннем мире, то в центре внимания чеховского рассказа о детях впервые оказывается противопоставленность двух равных по значимости миров - детского и взрослого. Если, например, у С. Аксакова внимание повествователя было направлено, в основном, на окружение героя, ау Л. Толстого на то, что происходит в душе ребенка, то Чехова интересуетвзаимопересечение детского и взрослого мировосприятий на разных уровнях взаимодействия персонажей.

Мир взрослый и мир детский в произведениях Чехова не изолированыабсолютно друг от друга - они лишь существуют по разным законам, вразных измерениях. Они пересекаются, но принять друг друга чаще всегоне могут - и отсюда неизбежное противостояние, конфликт между ними.

Их взаимодействие и взаимопонимание возможны, но для этого необходима инициатива взрослого, который должен постараться принять способмышления ребенка, его постижение мира и на этой основе взрастить взаимопонимание.

Взаимодействие ребенка и взрослого в произведениях Чехова чаще всего конфликтно. Этот конфликт в художественном мире писателя зачастуюоказывается этапным моментом становления личности маленького героя.

По степени соотнесенности детского и взрослого миров и конфликтности вотношениях между ними можно говорить о трех группах рассказов в чеховском творчестве:

1. рассказы, в которых преимущественно характеризуются особенности"детского" мира ("Детвора", "Кухарка женится", "Гриша");

2. рассказы, раскрывающие особенности взаимодействия взрослого и детского миров ("Событие", "Житейская мелочь", "Дома");

3. рассказы, в которых изображается трагический переход ребенка вовзрослый мир ("Беглец", "Ванька", "Спать хочется").

Однако следует заметить, что подобная классификация, как и любаядругая, носит условный характер, и часто содержание произведений не исчерпывается их отнесением только к одной из названных групп, поэтомумногие исследователи, кладя в основу классификации иные признаки, определяют у Чехова и другие группы рассказов.

Так, И.Н. Сухих отмечает уЧехова группу произведений, в которых писатель не только создает образмаленького героя, но и воссоздает его взгляд и голос, ведет повествованиев его "тоне и духе". Он отмечает, что такие рассказы вошли в подготовленный писателем сборник рассказов о детях "Детвора", который вышел светв 1889 году и включал рассказы "Детвора", "Событие", "Ванька", "Беглец","Спать хочется", "Степь". К произведениям с подробной организацией повествования примыкают "Устрицы", "Кухарка женится", "Тайный советник".

Такой повествовательный принцип - взгляд ребенка – строго выдержан сначала до конца в одноименном рассказе "Детвора" (1886), давшем название сборнику. По воспоминаниям М.П. Чехова, летом 1885 года Чехов бывал в семье полковника Маевского: "Жили в Воскресенске еще две-три интересные семьи, но центром всей воскресенской жизни была все-таки семья Маевских. У них были очаровательные дети – Аня, Соня и Алеша, скоторыми сдружился мой брат Антон Павлович и описал их в рассказе "Детвора"В рассказах "Кухарка женится" и "Гриша" мы видим столкновение непосредственного детского сознания с миром взрослых людей, чуждым инепонятным им. Однако построены они различно.

К "Грише" тесно примыкает рассказ "Мальчики", в котором речь идет отом, как Володя Королев и его друг Чечевицын под впечатлением от произведений Майн-Рида собираются бежать в Америку.Здесь перед читателем детское восприятие событий. Ситуация оценивается всеми детьми: Чечевицыным, Володей и его сестрами. Володе жальоставлять маму, он плачет, но не хочет выглядеть трусом, а Чечевицын,уговаривая его, обещает отдать Володе "всю слоновую кость и все львиныеи тигровые шкуры". Мальчики все-таки уходят из дома, их ищут.

Вхождение ребенка во взрослый мир сопровождается уничтожениеммногих детских представлений, и, раскрывая этот процесс, Чехов характеризует то, насколько детское восприятие не укладывается в рамки взрослых понятий и правил.

Так, в рассказе "Событие" дети (Нине - 4 года, Ване - 6) искренне радуются появлению на свет котят: все их внимание и время посвящены этому- для них это не просто случай, но событие. Дети пытаются устроить будущую жизнь котят по подобию жизни людей: ставят в разных углах кухни картонки из-под шляп - домики для котят, а кошка должна ходить к нимв гости; размышляют о кошачьем будущем: один кот будет утешать своюстаруху-мать, другой - жить на даче, третий - ловить крыс в погребе". Ониподыскивают котятам отца, поскольку понимают, что "без отца им нельзя".

Нина и Ваня серьезны, поскольку чувствуют себя ответственными за котят и маму-кошку. Тем больше их обида, когда отец называет котят гадостью, распоряжается выбросить их на помойку. Дети слезами вымаливаютдля котят пощаду, но тем ужаснее их состояние, когда они узнают, что котят съел громадный дог, что взрослые смеются этому и совсем не думаютнаказывать пса.

Чехов, тонко чувствующий детское восприятие жизни, воспроизводитогромный мир, постигаемый маленьким ребенком, переживания которогозачастую не принимаются взрослыми, и это ранит детскую душу. В этомотношении самые пронзительные чеховские рассказы - "Ванька"(1886) и"Спать хочется" (1888). В них центральным является трагическое противопоставление общества и обездоленного ребенка, "выкидыша" общества, поопределению Достоевского. Однако Чехов идет дальше. Детская обездоленность не воспринимается взрослым миром как отклонение от нравственной нормы. Нет никакого сострадания (у Достоевского герой находилвсе-таки сочувствие – среди таких же обездоленных – взрослых, здесь наземле – или после смерти, на небе). У Чехова взрослый мир страшнее, потому что детские страдания становятся обыденностью и не замечаютсявзрослыми.

Многие произведения Александра Ивановича Куприна (1870-1938), который, начиная с 1897 года, пишет для детей, рассказывают о животных иоб их отношения с детьми. Так, например, "Барбос и Жулька" (1897) – эторассказ о том, как трогательно привязаны друг к другу два дворовых пса;рассказ "Ю-ю" (1927) - история про удивительную и ласковую кошку;"Сапсан" (1921) - повествование о большой, могучей собаке, которая в момент опасности загораживает своим телом маленькую дочку хозяина.

Рассказ "Белый пудель" (1904) строится на противопоставлении. С одной стороны, маленькая бродячая труппа артистов – двенадцатилетниймальчик Сергей, дедушка Мартын Лодыжкин и белый пудель Арто. Онизарабатывают на жизнь, давая представления: мальчик-акробат делает упражнения, а собака танцует под аккомпанемент шарманки старика. С другой стороны – капризная барыня, в доме которой они выступают, и ее избалованный мальчик Трилли. В мире барыни все измеряется деньгами, онанедоумевает, когда старик отказывается продать собаку, которую хочетиметь в качестве игрушки Трилли. "Нет вещи, которая бы не продавалась",- говорит барыня. Однако невозможно продать дружбу и преданность,привязанность и верность, ведь собака не только помогает прокормиться, она – равная людям в той жизни, которую они проживают.

Не соблазняется старик тремя сотенными (а в то время это были большие деньги!), однако по приказу барыни дворник крадет Арто. И мальчикприходит собаке на помощь, освобождая ее из каменного подвала. Они бегут вместе - человек и животное, не разбирая дороги, бегут на свободу, и вэтом стремлении они уравнены автором, включены в естественный мирприроды.

Рассказ "В недрах земли" основан на личных впечатлениях писателя,который в 1896 году в качестве корреспондента "Киевской газеты" побывал на Донецких угольных шахтах, спускался в ствол, разговаривал с рабочими. Положение детей было страшнее и безнадежнее, чем положениевзрослых рабочих. Шахта, подобно чудовищу, проглатывает их, чтобы никогда не вернуть к жизни. Васю Ломакина, героя рассказа, привезли в город, на шахту, из деревни, из мира, который находится в жестоком противоречии с укладом, встреченном Васькой в шахте. Не случайно рассказ начинается противопоставлением природы и шахты. Звукам, которыми полнастепь, противостоят свисток шахты и протяжный грохот цепей. Груба идика среда шахтеров, ставшая семьей деревенского мальчонки. Непосильный труд, уродливый, ничем не скрашенный быт, ужас обессмысленногосуществования развращали и ожесточали людей. Но даже и здесь в их душах живет нежность к ребенку, и перед читателем предстает шахтер Грек,который оказывает ребенку "нечто похожее на заботу, или вернее, внимание..."

Весь рассказ - это подготовка к маленькому по объему, но чрезвычайнодраматическому эпизоду - обвалу в шахте. Васька не бросает в осыпающемся забое Грека, и это окончательно связывает их узами братства.

3. Русская детская литература ХХ века

К.И. Чуковский назвал эти первые два десятилетия «ренессансомдетской литературы». Да, действительно, в эти годы в литературу для детей буквально хлынул поток новых молодых имен, происходило открытиееще небывалой поэзии и прозы – достаточно назвать именаК.И. Чуковского, С.Я. Маршака, В.В. Маяковского, Б.С. Житкова,А.П. Гайдара, Л. Пантелеева и Г.Г. Белых, В.В. Бианки, а немного позднееА.Л. Барто, Е.А Благининой, С.В. Михалкова, Е.Л. Шварца,К.Г. Паустовского, М.М. Зощенко, М.М. Пришвина.

В эти годы возникли новые журналы: «Барабан» (1923), направление которого выразилось в лозунге «всех будить и призывать к творческой работе». Одновременно появились три журнала (1924): «Мурзилка», призванный поначалу отразить «ребячье житье-бытье и природу» и очень быстро ставший одним из самых любимых. В нем, несколько позднее, печатались Маршак, Чуковский, А.Л. Барто, Бианки, Михалков Не менее широкую популярность завоевал художественно-публицистический, ставшийпо существу центральным, журнал «Пионер», на страницах которого печатались все лучшие произведения литературы для детей; журнал «Искорка»,определивший свою задачу, как издания информационного, знакомящегодетей с событиями, происходившими в стране.

Однако литературный процесс развивался совсем не просто, возникали большие дискуссии, шли споры о том, какой должна быть литературадля нового пролетарского ребенка? Возникало убеждение, что вся дореволюционная детская литература должна быть вычеркнута, изъята из обращения как мещанская, сентиментально-монархическая, религиозная. А между тем, возвращенная сейчас читателю, эта поэзия открывает бесспорныеориентиры.

Вероятно, в связи с отношением к прошлой литературе встал и вопрос о сказке. Дискуссия «Нужна ли пролетарскому ребенку сказка?» была, пожалуй, самой длительной и острой. В рассуждениях педагогов-педантов проявлялся некоторый парадокс. Они предлагали изъять сказкуиз детского чтения именно потому, что дети любят сказку, увлечены еефантастическим и нравственным содержанием. Противники сказки виделив этом увлечении угрозу, преследующую цель отвлечь ребенка от реальнойдействительности, возвращения маленького читателя к идеологии буржуазного мира. Сказка, казалось им, с ее чудесами, волшебными помощниками могла оказать отрицательное влияние на развитие материалистическоговоспитания ребенка. Вызывали возмущение и «счастливые» концы, когдакрестьянский сын становился царем, а трудящаяся Золушка выходила замуж за принца. Дискуссия о сказке, о разговаривающем в ней животноммире, перекинулась на дискуссию об антропоморфизме. И здесь утверждалось примерно то же самое: прием очеловечения животных и окружающихребенка реалий предметного мира дезориентирует ребенка в его реальномопыте, тормозит утверждение ребенка в реальной действительности.

Весомо и убедительно прозвучали рассуждения видного педагогаА.К. Покровской: Антропоморфизм, органически вытекающий из творческой фантазии, «всегда богат содержанием, глубоко осмыслен...и обычнозаключает в себе богатство языка». Приводя примеры из фольклора, из басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и современных поэтов –Чуковского иМаршака, она говорит о громадном воспитательном значении приема, развивающего у ребенка чувство юмора, приближающего его к «освоению далекого и близкого», ибо ребенок «чрезвычайно рано и достаточно отчетливо начинает различать категории действительности и выдумки».

Еще одна дискуссия заняла большое место на страницах журналов игазет: нужна ли вообще современному ребенку развлекательная книжка?Нужны ли ему вообще сегодня всякие истории про глупых мышат, про муху-цокотуху, про чудо-дерево и всяких мойдодыров? Нужны ли вообщекакие-то специальные заповеди для детских поэтов? Как считал все тот жепедагог-педант, современный ребенок не нуждается ни в сказке, ни в развлекательной книге: ему нужна книга деловая, серьезная, вводящая его вмир современных событий.

Весомое слово в ходе всех этих споров прозвучало в статьяхМ. Горького «Человек, уши которого заткнуты ватой (к дискуссии о детской книге)» и «О безответственных людях и детской книге наших дней».

Статьи сыграли большую роль в истории детской литературы и в разработке ее теоретических основ. Они прозвучали как дискуссионное выступление, как живой отклик на возникшие теоретические разногласия, с ними,тогда, в свою очередь, спорили. Горький сумел уловить самую суть разногласий, сумел, вероятно, глубже, чем сами участники дискуссии, сформулировать суть разногласий и придать этим спорам серьезное теоретическоезвучание.

Горький теоретически обосновал право детской литературы на шутку, развлечение, на тенденцию «позабавить» ребенка, который по своимвозрастным особенностям «требует забав, и требование его биологическизаконно». По его мнению, игра, применительно к детскому возрасту, является наиболее эффективным средством познания окружающего мира,средством познания языка, его тонкостей, его музыки, того, что филологиназывают «духом языка». Умело и увлекательно построенная книга можетпомочь ребенку разобраться в явлениях окружающей его жизни. Горький подчеркивает: «Было бы вредно и даже преступно втискивать детей в«серьезное», слишком грубо насилуя их неорганизованную и податливуюволю».

Такую же весомую роль сыграла его статья в защиту сказки. Кэтой теме он возвращался много раз и, разрабатывая программу развития ивоспитания ребенка, в список отобранных книг включал сказки Киплинга,«Конька-Горбунка» Ершова, все сказки Пушкина, Андерсена. сказки Чуковского и Маршака.

Проза для детей второй половины 20 века – яркое явление отечественной литературы. Ее содержание во многом определила эпоха 1960-70-хгодов, с ее попыткой осмысления происходящего в стране и жизни. Литература должна учить искать истину, а не навязывать готовые понятия идогмы – такая позиция объединяла писателей различных художественныхустановок и идейных взглядов. В.Голявкин, один из самых талантливыхпрозаиков 1960-70-х годов, так определял назначение детского писателя:«Постоянно слышишь и читаешь, что детская литература должна воспитывать. По сути дела, всякое удачное литературное произведение хорошовоспитывает. Но писатель видит свою задачу шире и объемнее. Литературные произведения нужны для выяснения жизненной истины, а истинавовсе не однозначна». На страницах своих книг искали жизненную истинутакие замечательные детские писатели, как В.Драгунский, Р.Погодин,В.Железников, А.Алексин, В.Крапивин, Ю.Яковлев, Ю.Коваль и другие.

Наши рекомендации