Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

Класс

Ученики 9–11 класса могут принять участие во всех этапах олимпиады, вплоть до

заключительного. Поэтому задания для этих классов выстроены на всех этапах по

единой сквозной логике. При этом следует учитывать, что заключительный этап

олимпиады проводится в три тура, а школьный и муниципальный этапы – в один тур.

Поэтому ученикам на этих этапах будут предлагаться комплексные задания,

содержащие в себе элементы двух первых туров заключительного этапа (третий тур –

устный, он входит в обязательную программу только заключительного этапа, его

проведение на других этапах возможно в тренировочном режиме по решению

соответствующих оргкомитетов).

Участникам заключительного этапа олимпиады предстоит выполнять два типа

заданий: аналитическое – целостный анализ текста (1 тур) и творческое (2 тур).

Соответственно, муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса тоже

состоит из одного аналитическогозадания (с опорой на предложенные направления

для анализа; время выполнения 3,5 астрономических часа, максимальный балл – 70) и

одного творческогозадания (время выполнения – 1,5 астрономических часа,

максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик

распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим

заданием сам. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов (аналитическое

задание – 70 баллов, творческое задание – 30 баллов).

Аналитическое задание

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный

анализ текста – прозаического ИЛИ поэтического. Выбор типа текста – право ученика.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности

аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и

последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил

ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его

позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится

учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть

произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл, – и на основе

этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и

скрупулёзное описание всех его структурных уровней –– от фонетической и ритмико-

метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на

тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени

«работают» на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально оговариваем:

анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии;

цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие

терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём

понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

Примечание: на школьном этапе мы предлагаем анализ с опорой на вопросы к

тексту; на муниципальном этапе характер «помощи» ученику меняется – вместо

опорных вопросов мы предлагаем достаточно сжато сформулированные направления

для размышления; собственно целостный анализ «без подсказок» будет ждать их на

региональном и заключительном этапах. Такое постепенное усложнение задания от

этапа к этапу позволит нам более адекватно выстроить тренировочную работу.

Составляя задания для муниципального этапа, не следует слишком перегружать

формулировки направлений для анализа; не стоит также давать их чересчур много – у

школьника должна остаться свобода для собственного поиска.

Рекомендации по выбору художественных текстов для целостного анализа:

1) объём текста – в пределах 4-5 книжных страниц;

2) авторство текста не обязательно увязывать с той эпохой, которая изучается в

историко-литературном курсе в соответствующем классе; могут быть выбраны

произведения как классиков, так и писателей второго ряда – главное, чтобы текст не

был безликим или прямолинейно тенденциозным;

3) необходимо отбирать тексты, которые позволяют продемонстрировать связь между

сложностью их формальной организации и глубиной, неоднозначностью содержания;

4) желательно учитывать возрастные особенности и читательские потребности

школьника.

Пример текста для аналитического задания

Задания для 9-11 классов составляются по общим принципам, поэтому в качестве

примера приведём один вариант текста (для 10 класса) с указанием возможных

направлений его анализа.

Выполните целостный анализ стихотворения Ярослава Смелякова «Памятник».

Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы (поэтики):

соотношение сна и мечты, настоящего и будущего в мире лирического «я»; выбор

адресата лирического монолога; соотнесенность с литературной традицией (в каких

произведениях русских и зарубежных авторов вы встречали образ памятника поэту?

соглашается или полемизирует с ними Я.Смеляков?). Работа должна представлять

собой цельный, связный, завершённый текст.

Ярослав Смеляков

Памятник

Приснилось мне, что я чугунным стал.

Мне двигаться мешает пьедестал.

В сознании, как в ящике, подряд

чугунные метафоры лежат.

И я слежу за чередою дней

из-под чугунных сдвинутых бровей.

Вокруг меня деревья все пусты,

на них еще не выросли листы.

У ног моих на корточках с утра

самозабвенно лазит детвора,

а вечером, придя под монумент,

толкует о бессмертии студент.

Когда взойдет над городом звезда,

однажды ночью ты придешь сюда.

Все тот же лоб, все тот же синий взгляд,

все тот же рот, что много лет назад.

Как поздний свет из темного окна,

я на тебя гляжу из чугуна.

Недаром ведь торжественный металл

мое лицо и руки повторял.

Недаром скульптор в статую вложил

все, что я значил и зачем я жил.

И я сойду с блестящей высоты

на землю ту, где обитаешь ты.

Приближусь прямо к счастью своему,

рукой чугунной тихо обниму.

На выпуклые грозные глаза

вдруг набежит чугунная слеза.

И ты услышишь в парке под Москвой

чугунный голос, нежный голос мой.

Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается

ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она

соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая

оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка»,

четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют

условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию

ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но

часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому

критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию

«четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка

выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и

введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель

оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном

процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр –

оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому

критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе

показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов

работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),

последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте

сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Языкового чутья и художественного вкуса. Задания этого тура разнообразны и

Экзаменах.

– Позвольте, Сергей Васильич, – перебила его Варя. – Вот вы говорите, что

ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали

Годунова».

– Никакой не вижу тут психологии, – вздохнула Варя. – Психологом называется

Ничего.

– Я знаю, какой вам нужно психологии! – обиделся Никитин. – Вам нужно,

По-вашему, психология.

– Плоско! Однако вы все-таки не доказали мне: почему же Пушкин психолог?

Потом сел поодаль.

Комиссия.

С результатами оценки.

Апелляции.

Критериями.

Класс

Ученики 9–11 класса могут принять участие во всех этапах олимпиады, вплоть до

заключительного. Поэтому задания для этих классов выстроены на всех этапах по

единой сквозной логике. При этом следует учитывать, что заключительный этап

олимпиады проводится в три тура, а школьный и муниципальный этапы – в один тур.

Поэтому ученикам на этих этапах будут предлагаться комплексные задания,

содержащие в себе элементы двух первых туров заключительного этапа (третий тур –

устный, он входит в обязательную программу только заключительного этапа, его

проведение на других этапах возможно в тренировочном режиме по решению

соответствующих оргкомитетов).

Участникам заключительного этапа олимпиады предстоит выполнять два типа

заданий: аналитическое – целостный анализ текста (1 тур) и творческое (2 тур).

Соответственно, муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса тоже

состоит из одного аналитическогозадания (с опорой на предложенные направления

для анализа; время выполнения 3,5 астрономических часа, максимальный балл – 70) и

одного творческогозадания (время выполнения – 1,5 астрономических часа,

максимальный балл – 30). Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик

распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим

заданием сам. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов (аналитическое

задание – 70 баллов, творческое задание – 30 баллов).

Аналитическое задание

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный

анализ текста – прозаического ИЛИ поэтического. Выбор типа текста – право ученика.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности

аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и

последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил

ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его

позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится

учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть

произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл, – и на основе

этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и

скрупулёзное описание всех его структурных уровней –– от фонетической и ритмико-

метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на

тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени

«работают» на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально оговариваем:

анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии;

цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие

терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём

понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

Примечание: на школьном этапе мы предлагаем анализ с опорой на вопросы к

тексту; на муниципальном этапе характер «помощи» ученику меняется – вместо

опорных вопросов мы предлагаем достаточно сжато сформулированные направления

для размышления; собственно целостный анализ «без подсказок» будет ждать их на

региональном и заключительном этапах. Такое постепенное усложнение задания от

этапа к этапу позволит нам более адекватно выстроить тренировочную работу.

Составляя задания для муниципального этапа, не следует слишком перегружать

формулировки направлений для анализа; не стоит также давать их чересчур много – у

школьника должна остаться свобода для собственного поиска.

Рекомендации по выбору художественных текстов для целостного анализа:

1) объём текста – в пределах 4-5 книжных страниц;

2) авторство текста не обязательно увязывать с той эпохой, которая изучается в

историко-литературном курсе в соответствующем классе; могут быть выбраны

произведения как классиков, так и писателей второго ряда – главное, чтобы текст не

был безликим или прямолинейно тенденциозным;

3) необходимо отбирать тексты, которые позволяют продемонстрировать связь между

сложностью их формальной организации и глубиной, неоднозначностью содержания;

4) желательно учитывать возрастные особенности и читательские потребности

школьника.

Пример текста для аналитического задания

Задания для 9-11 классов составляются по общим принципам, поэтому в качестве

примера приведём один вариант текста (для 10 класса) с указанием возможных

направлений его анализа.

Выполните целостный анализ стихотворения Ярослава Смелякова «Памятник».

Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы (поэтики):

соотношение сна и мечты, настоящего и будущего в мире лирического «я»; выбор

адресата лирического монолога; соотнесенность с литературной традицией (в каких

произведениях русских и зарубежных авторов вы встречали образ памятника поэту?

соглашается или полемизирует с ними Я.Смеляков?). Работа должна представлять

собой цельный, связный, завершённый текст.

Ярослав Смеляков

Памятник

Приснилось мне, что я чугунным стал.

Мне двигаться мешает пьедестал.

В сознании, как в ящике, подряд

чугунные метафоры лежат.

И я слежу за чередою дней

из-под чугунных сдвинутых бровей.

Вокруг меня деревья все пусты,

на них еще не выросли листы.

У ног моих на корточках с утра

самозабвенно лазит детвора,

а вечером, придя под монумент,

толкует о бессмертии студент.

Когда взойдет над городом звезда,

однажды ночью ты придешь сюда.

Все тот же лоб, все тот же синий взгляд,

все тот же рот, что много лет назад.

Как поздний свет из темного окна,

я на тебя гляжу из чугуна.

Недаром ведь торжественный металл

мое лицо и руки повторял.

Недаром скульптор в статую вложил

все, что я значил и зачем я жил.

И я сойду с блестящей высоты

на землю ту, где обитаешь ты.

Приближусь прямо к счастью своему,

рукой чугунной тихо обниму.

На выпуклые грозные глаза

вдруг набежит чугунная слеза.

И ты услышишь в парке под Москвой

чугунный голос, нежный голос мой.

Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается

ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она

соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая

оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка»,

четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют

условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию

ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но

часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому

критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию

«четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка

выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и

введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель

оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном

процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр –

оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому

критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе

показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов

работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман),

последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте

сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность

формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Наши рекомендации