А.Н. Островский «Бесприданница»
А.Н. Островский «Банкрот» («Свои люди - сочтемся»)
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»(Н. Добролюбов о Катерине Кабановой: «луч света в темном царстве», В. Гебель о Катерине Измайловой: «молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта»; Л. Анненский о Катерине Измайловой: «Какая там «Гроза» Островского – тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена – отмщение бесовской страсти»)
Задание 2
Ф. Одоевский говорил: «Я считаю, что на Руси есть три трагедии: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова и «Ревизор» Гоголя. На «Банкроте» я ставлю номер четвертый. В чем парадоксальность подобной точки зрения? Что дает основание критику так оценить произведения?
При работе над данным заданием необходимо будет вспомнить проблематику произведений Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, характеристику образной системы, жанровые особенности, привлечь знания, полученные в 8 и 9 классах
Для ответа:
Все названные Ф. Одоевским произведения по жанру являются комедиями, критик называет их трагедиями, делая акцент на проблемах, которые поднимаются в произведениях. Авторы всех четырех пьес рисуют страшные картины российской действительности 19 века, выявляют пороки общества (крепостное право, необразованность дворянства, взяточничество, чинопочитание, неисполнение чиновниками своих прямых обязанностей, дикость нравов в купеческой среде, отсутствие уважения друг к другу в семье, разрушение традиций и т.п.). В центре внимания автора в каждом из этих произведений, кроме центральных героев, - отношения в семье, разрушение семейных ценностей, традиций.
И.С. Тургенев
Задание 1
В каких произведениях русской литературы спорявляется средством характеристики персонажей?
Для ответа:
Иван Сергеевич Тургенев "Отцы и дети" (Павел Петрович Кирсанов и Евгений Васильевич Базаров)
Максим Горький "Старуха Изергиль" (Ларра и племя скотоводов)
Михаил Афанасьевич Булгаков "Собачье сердце" (Филипп Филиппович Преображенский и Иван Арнольдович Борменталь)
В споре отражается речевая характеристика персонажа, взаимоотношения участников спора и их взгляды на то или иное событие, явление.
Задание 2
Один из вопросов, по которому расходятся точки зрения Базарова и П.П. Кирсанова в романе «Отцы и дети», - это отношение к искусству. В каком еще произведении русской литературы рассматривается подобная тема?
Для ответа:
И.С. Тургенев «Отцы и дети» («Рафаэль гроша ломаного не стоит», «искусство наживать деньги, а более - геморроя»)
Н.В. Гоголь «Портрет» (истинное и ложное искусство; истинное вызывает восхищение и остается в памяти людей на века, хотя требует огромных усилий, а ложное дает материальное благополучие, но оно временно и не дает морального удовлетворения художнику)
М. Е. Салтыков-Щедрин
Задание
В сказке М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» отец завещает пескарю остерегаться, беречь свою жизнь: «Жизнь прожить – не мутовку облизать. Гляди в оба».
Вспомните произведения русской литературы, в которых важную роль играет наказ (завет) отца, как способ передачи традиций из поколения в поколение. Сделайте вывод о том, как изменялись отцовские наказы в литературе 19 века?
Для ответа:
А.С. Грибоедов «Горе от ума» (отец завещал Молчалину «угождать всем людям без изъятья…»)
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (отец-офицер завещает сыну Петруше Гриневу служить честно: «От службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»)
Н.В. Гоголь «Мертвые души»(отец завещает Павлуше беречь копейку: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»)
Л.Н. Толстой «Война и мир»[3] (наказ отца, старого князя Болконского, сыну Андрею перед отправлением последнего в армию: не опозорить честное имя отца, служить так, чтобы стыдно не было отцу за сына)
Каждый из героев идет по жизни, следуя заветам отца, не пренебрегает ими, наказы отражают особенности воспитания и образа жизни семей: жизнь по чести у Гриневых (Петруша защищает честь Маши Мироновой и свою – дуэль со Швабриным), страх за свою жизнь у пескарей (премудрый пескарь всю жизнь прячется и умирает в одиночестве, прожив сотню с небольшим лет), жажда накопительства и обогащения у Чичиковых (Павлуша постоянно поднимается, несмотря на удары судьбы, и упорно идет к своей цели), стремление выбиться в люди с помощью лести и интриг у Молчалиных (например, лицемерие героя в отношениях с Софьей и Лизой)
А.Н. Некрасов
Задание 1
В каких произведениях русской литературы 19 века одну из ключевых ролей играет образ дороги (мотив пути, странствия)? Какие возможности предоставляет автору использование этого образа (мотива) для воплощения художественного замысла произведения?
Для ответа:
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» (дорога, по которой путешествуют крестьяне, дает возможность автору показать масштабный образ русской земли, встречи на пути с представителями самых разных сословий, в данном случае дорога объединяет всех героев поиском ответа на один вопрос – кто счастлив?)
Н.В. Гоголь «Мертвые души»(мотив дороги – ключевой, вспомним путешествие Чичикова, лирическое отступление о дороге: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмемся к углу! В последний раз пробежавшая дрожь прохватила члены, и уже сменила ее приятная теплота. Кони мчатся... как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и "Не белы снеги", и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавши к углу своего соседа. Проснулся: пять станций убежало назад; луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там: будто белые полотняные платки развешались по стенам, по мостовой, по улицам; косяками пересекают их черные, как уголь, тени; подобно сверкающему металлу блистают вкось озаренные деревянные крыши, и нигде ни души - все спит. Один-одинешенек, разве где-нибудь в окошке брезжит огонек: мещанин ли городской тачает свою пару сапогов, пекарь ли возится в печурке - что до них? А ночь! небесные силы! какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся!.. Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивает тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочается сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснутый в углу сосед. Проснулся - и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего - везде пустырь, все открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи; занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель!.. какой славный холод! какой чудный, вновь обнимающий тебя сон! Толчок - и опять проснулся. На вершине неба солнце. "Полегче! легче!" - слышится голос, телега спускается с кручи: внизу плотина широкая и широкий ясный пруд, сияющий, как медное дно, перед солнцем; деревня, избы рассыпались на косогоре; как звезда, блестит в стороне крест сельской церкви; болтовня мужиков и невыносимый аппетит в желудке... Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!.»; лирическое отступление о России – птице-тройке в финале первого тома: от жизненного пути предпринимателя Чичикова к пути развития России)
Н.С. Лесков «Очарованный странник» (путешествие Ивана Флягина по России – поиск себя, своего места в жизни, поиск Бога, так как герой был обещан Богу: «…взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звенит, и весь как алою зарею облитый большой белый монастырь, а по стенам крылатые ангелы…»; дорога приводит его к монастырю, просьбе о новом более совершенном духе и новой цели в жизни: «Мне за народ очень помереть хочется»)
Ф. И. Тютчев
Задание 1
Какая тема объединяет стихотворения В.А. Жуковского «Невыразимое» и Ф. И. Тютчева «Silentiun»?
Ответ: общая тема – невозможность высказать словами то, что хранится в душе человека, то, что ты видишь в окружающем мире; бедность человеческого языка («Невыразимое подвластно ль выраженью» и «Как сердцу высказать себя//Другому как понять тебя?»)
Задание 2
Какой образ (какая тема) сближает стихотворения А.С. Пушкина «Подражание Корану» (IX), М.Ю. Лермонтова «Три пальмы» и В.И. Тютчева «Все отнял у меня казнящий Бог»?
Ответ: образ Бога, тема судьбы, предначертанности, нет нужды роптать на бога, принимай то, что тебе дала судьба, не проси большего
А.А. Фет
Задание
Кто из поэтов 19 века воплощает образ природы, как мир непознанный, таинственный, стоящий над человеком?
Для ответа:
А.А. Фет «Учись у них, у дуба, у березы»(природа одушевлена, она гораздо более мудра, чем человек, и может научить людей, открыть им тайны мироздания)
Ф.И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа», «Природа – сфинкс. И тем она верней…»(природа – загадка, «в ней есть душа, в ней есть свобода», божественное происхождение природы)
Н.С. Лесков
Задание 1
В каких произведениях русской классики, помимо лесковского сказа, встречается образ богатыря? Какими общими и отличительными чертами обладают богатыри в восприятии русских писателей?
Для ответа:
Н.С. Леской «Очарованный странник» (Иван Флягин: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах - этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на "чубаром" да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как "смолой и земляникой пахнет темный бор")
Н.В Гоголь «Мертвые души» (МокийКифович: «Был он то, что называют на Руси богатырь, и в то время, когда отец занимался рожденьем зверя, двадцатилетняя плечистая натура его так и порывалась развернуться. Ни за что не умел он взяться слегка: все или рука у кого-нибудь затрещит, или волдырь вскочит на чьем-нибудь носу. В доме и в соседстве все, от дворовой девки до дворовой собаки, бежало прочь, его завидя; даже собственную кровать в спальне изломал он в куски»)
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» (Савелий – богатырь святорусский, покаяние за грехи свои, прощение)
М.Ю. Лермонтов «Бородино», «Два великана» (отражение темы Отечественной войны 1812 года, русские воины: «Да, были люди в наше время//Не то, что нынешнее племя://Богатыри – не вы», гипербола как основной прием описания у Лермонтова)
Сходство: сила («Русский человек со всем справится» - Н.С. Лесков), мощь, простодушие и доброта, любовь к жизни
Различие: у Гоголя и Лескова – неумение приложить силу там, где это необходимо, неумение ею распорядиться, поэтому МокийКифович все ломает вокруг себя и людей калечит (а отец ничего с этим поделать не может) так же, как Иван Флягин в его возрасте (голубенка случайно своими руками задушил, монаха кнутом зашиб, украл лошадей у графа, убил татарина в поединке и т.п.)
Задание 2
Какие черты присущи праведникам в художественных произведениях русской литературы? Что сближает праведников с «чудиками» В. Шукшина[4]?
Для ответа: