Ораторское искусство в россии
Красноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции ораторского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке.
В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы:
1) ораторское искусство Древней Руси;
2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей;
3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 — начале 19 веков;
4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого);
5) русское судебное красноречие в 60-е годы XIX в. (труды А.Ф. Кони, П.С. Пороховикого, В.Д. Спасовича);
6) новые формы ораторского искусства в России в начале XX века, развившиеся в связи с деятельностью Государственной Думы, законодательных органов и др.
1) С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце Х - начале XI веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культуры. После принятия христианства в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Важную роль в этом сыграли жанры ораторской прозы. Важно подчеркнуть, что в истории древнерусского ораторства отсутствует период ученичества и уже сочинения первых русских риторов — Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского (Х1-ХП вв.), как подчеркивают исследователи, поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок. Характерно, что на Руси не получила распространения практика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси является фактом литературы, принадлежит литературе.
2) Золотым веком русской литературы и периодом расцвета древнерусского красноречия стал XII в. Его вершиной являются «Слова» Кирилла Туровского.
3) При монастырях, являющихся центрами культуры и грамотности, в XIV — ХУвв. начинается обучение риторике. В качестве учебников используются европейские риторики, написанные на латинском языке.
4) Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу XVII в., ее автор - митрополит Макарий.
5) Первый оригинальный учебник на русском языке принадлежит М.В. Ломоносову. Он называется «Краткое руководство к красноречию» (1748). Вот как Ломоносов определяет риторику: «Риторика есть наука о всякой сложной матери красно говорить и писать». Риторика Ломоносова состоит из трех частей: «О изображении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, средневековья. Возрождения и нового времени, данными в авторском переводе. Для красноречия, по М.В. Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое дыхание», приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований является знание законов построения публичной речи, а также умение аргументировать. Все позднейшие русские риторики опирались на труды М.В. Ломоносова.
6) Обобщенным для своего времени на рубеже XVIII - XIX вв. стал «Опыт риторики» И.С. Рижского, который преподавал риторику в 1786 — 1796 гг. в Санкт-Петербургском горном корпусе.Вопросы чистоты и правильности русской речи оказываются в центре внимания «Опыта риторики« И.С. Рижского. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» — писал он. Многие из общих соображений И.С. Рижского и сейчас не утратили своей актуальности. Чистота речи, как считал Рижский, может быть нарушена, если используются немотивированное иностранные слова вместо русских, словосочетания, нарушающие правила русского языка, иностранные выражения, свойственные только иностранному языку, простонародные, областные (диалектные) слова, а также неологизмы, не отвечающие законам русского языка.
7) Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А.Ф. Мерзлякова, учебники по риторике Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича.
8) В России пик развития риторики пришелся на первую половину XIX века. Искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия, зародившемся в 18 веке. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможность свободно развиваться и совершенствоваться. Основоположник - президент Российской Академии Наук Дашкова Е.Р., которая добилась разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Ежедневно в течение четырех месяцев крупные специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: математике, химии, минералогии, физике. Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. 9) Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, публичную. Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Многолюдные аудитории собирали на свои лекции замечательные ученые-историки профессора Московского университета Грановский Т.Н. и Ключевский В.О. Во второй половине XIX в. - начале XX в. с блеском читали свои вузовские научно-популярные лекции физик И.М. Сеченов, химик Д.И. Менделеев, биолог И.И. Мечников, анатом П.Ф. Лесгафт, ботаник К.А. Тимирязев, геохимик В.И. Вернадский, минеролог А.Е. Ферсман, биолог Н.И. Вавилов, физик Л.Д. Ландау и другие.
М.ВЛомоносов, называя три известных в античном мире рода красноречия (эпидейктическое, совещательное, судебное), подчеркнул, что судебное красноречие отсутствует в России. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс судопроизводства ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Благодаря этим изменениям во второй половине XIX века русское судебное красноречие выдвинулось на первый план и достигло высокого уровня развития, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевский. Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был написан П.С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич).
Школой политического красноречия в России стала Государственная Дума (1906-1917 гг.), где рождались основы парламентской речи. В годы революции и гражданской войны получили большое распространение агитационные и митинговые речи. Известными ораторами революции стали В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, А.М. Коллонтай, А.В. Луначарский, С.М. Киров.Интересным явлением в истории отечественной риторической мысли было открытие в Петрограде Института Живого Слова (1918 - 1924). У истоков которого стояли выдающиеся общественные и политические деятели:В.Э. Мейерхольд, Н.А. Энгельгард, А.Ф. Кони, Л.В. Щерба. Была начата разработка теории красноречия, теории спора. Однако к началу 30-х годов институт прекратил свое существование. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, и риторика как учебная дисциплина была исключена из школьного и вузовского образования. Лишь с конца 70-х годов (и особенно в конце 80-х - начале 90-х годов) в отечественной лингвистике вновь пробудился интерес к риторике, который в значительной мере поддерживался достижениями неориторики в Европе и США.
Отечественная традиция(по кн.: Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич.«Теория и практика русского красноречия»).
Правила пользования словом существовали в Древней Руси. Риторические знания распространялись вместе с сочинениями христианских писателей. В слову относились почтительно. Пустословие и празднословие – грех. Первые труды появились в монастырях. Первая русская риторика – Макария, митрополита Новгородского и Великолуцкого, относится к 17 веку. Затем риторические традиции были продолжены в Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академиях. В Киево-МогилянскойФ. Прокопович в начале 18 века прочитал на латинском языке курс лекций по истории поэзии и на латинском же языке создал учебник по гомилетике (созданию проповедей) «DeartepoeticaDearterhetorica». В Московской Славяно-греко-латинской академии существовала инструкция: обучать красноречию российскому и латинскому: по Пн, Ср, Пт читать речи Цицерона и «делать имитации», а по ВТ, ЧТ и СБ – речи Ломоносова. «К большему успеху чаще содержать учеников в риторических упражнениях».
РольМ.В.Ломоносова.Академия наук отвергла первую «Краткую риторику» Ломоносова по той причине, что она была написана на русском языке (1743 г.). В 1747 г. Елизавета утвердила русский, наряду с латинским, в качестве официального языка Академии наук. И в 1748 г. была издана следующая, «пространная риторика» («Краткое руководство к красноречию»). Еще через 10 лет вышла книга «О пользе книг церковных», где была изложена теория 3-х штилей. Главным и новым было то, что Ломоносов ориентировался на строй русского языка и на языковую ситуацию своего времени.
Важные вехи:
Рубеж 18-19 вв. «Опыт риторики» акад. Н.И. Рижского. Рижский прозорливо формулирует «критерии нормативности»: «Общее мнение и согласие просвещенных граждан должно решать жребий всякого речения» (узус + авторитетность источника). В 1802 г. та же мысль прозвучала на заседании Академии наук: «Общее употребление дает правило, а не правило дает общее употребление».
1-ая пол. 19 века – эпоха становления норм национального языка и развития функциональных стилей. Законы красноречия распространяются на разговоры, письма, научные сочинения и деловые бумаги. В риториках разрабатываются теории соразмерности и сообразности (содержания – выражению). Утверждается приоритет содержания. Авторы побуждают к простоте и естественности слога. Труды: «Общая риторика» Н.Ф. Кошанского (проф. Царскосельского лицея с 1811 по 1928); «Общая» и «частная» риторики К.П. Зеленецкого. Совершенно в духе сегодняшнего дня Зеленецкий пишет: «Слововыражение зависит от того, кто, о чем, когда, с какой целью и для какого круга пишет».
В 19 веке как самостоятельное направление возникает и академическое красноречие. Много ярких фигур (Н.Т. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев). Во второй пол. 19 века мощно развивается судебное красноречие.
Но в целом к середине 19 века наблюдается закат риторики. Как теория она себя исчерпала, как практическая деятельность не находила применения. Сказался авторитет Белинского (негативно отозвался на риторику Н.Ф. Кошанского). В.В.Виноградов об этом периоде: «риторика влачит жалкое, анонимное существование».
Проблематика КР, главным образом её нормативного аспекта, затрагивалась в трудах лингвистов. А.Х. Востоков в основу изучения грамматики кладет живой разговорный язык («Сокращенная грамматика для низших учебных заведений», 1831 г.). О том же говорит Ф.И. Буслаев «О преподавании отечественного языка» (1844). Во второй половине 19 века выходят монументальные труды Я.К. Грота по нормам правописания («Русское правописание», СПб, 1885).
Но и лингвисты отходят от проблем КР в конце 19 века. Филологи этого времени разделяют точку зрения акад. А.А. Шахматова: не навязывать нормы, а описывать факты. На фоне игнорирования нормализаторской деятельности яркое и крупное явление - выход в свет в 1909 г. работы Чернышева «Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики» (затем были переиздания, автор вносил коррективы). Сильные стороны работы – историзм, отсутствие категоричной оценочности.
Затем судьбу разработок в области риторики, стилистики, КР во многом решил социальный взрыв 1917 г.
В 20-гг.термин «риторика» был вытеснен новым понятием – КР. Причины и социальные и научные. О социальных: риторика воспринималась как культурная категория старого мира и буржуазная наука. То, что преподавалось в гимназиях, действительно, было далеко от нужд малограмотного населения. В 20-е гг. главной задачей стало воспитание элементарной культуры речи. А это требовало научных разработок литературно-языковых норм. Таким образом, научная предпосылка смены термина для названия дисциплины о хорошей речи – изменение предмета. В словарях риторику стали определять как речь внешне красивую, но малосодержательную. Термин КР, напротив, отвечал задаче учить говорить народ. В.И. Аннушкин: «Предмет КР – чисто русский, возникший и развившийся в на отечественной почве в советское время».
До конца 50-х гг. КР развивалась как учение о языковой норме. За это время наука обогатилась ценными исследованиями. Чтобы пропагандировать нормы, надо было изучить поток живой речи. Экспедиции…Словари. С 1918 по 1962 гг. вышло 9000 словарей.
60-70 гг: разрабатывается стилистическая норма.
80-е гг. учение о коммуникативных качествах речи
90-е : трехуровневая структура КР.
К этому моменту КР развивается в тесном взаимодействии со стилистикой и риторикой.