Ораторское искусство в россии

Красноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции оратор­ского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке.

В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы:

1) ораторское искусство Древней Руси;

2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей;

3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 — начале 19 веков;

4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого);

5) русское судебное красноречие в 60-е годы XIX в. (труды А.Ф. Кони, П.С. Пороховикого, В.Д. Спасовича);

6) новые формы ораторского искусства в России в начале XX века, развив­шиеся в связи с деятельностью Государственной Думы, законодательных ор­ганов и др.

1) С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце Х - на­чале XI веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культу­ры. После принятия христианства в истории древнерусской культуры начи­нается период освоения духовных богатств христианских стран. Важную роль в этом сыграли жанры ораторской прозы. Важно подчеркнуть, что в ис­тории древнерусского ораторства отсутствует период ученичества и уже со­чинения первых русских риторов — Иллариона, Феодосия Печерского, Ки­рилла Туровского (Х1-ХП вв.), как подчеркивают исследователи, поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэти­ческих находок. Характерно, что на Руси не получила распространения прак­тика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси является фактом литературы, принадлежит литературе.

2) Золотым веком русской литературы и периодом расцвета древнерус­ского красноречия стал XII в. Его вершиной являются «Слова» Кирилла Ту­ровского.

3) При монастырях, являющихся центрами культуры и грамотности, в XIV — ХУвв. начинается обучение риторике. В качестве учебников используются европейские риторики, написанные на латинском языке.

4) Самая ран­няя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу XVII в., ее автор - митрополит Макарий.

5) Первый оригинальный учебник на русском языке принадле­жит М.В. Ломоносову. Он называется «Краткое руководство к красноречию» (1748). Вот как Ломоносов определяет риторику: «Риторика есть наука о вся­кой сложной матери красно говорить и писать». Риторика Ломоносова состо­ит из трех частей: «О изображении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения в книге М.В. Ломоносова сопровожда­ются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древ­него Рима, средневековья. Возрождения и нового времени, данными в автор­ском переводе. Для красноречия, по М.В. Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое дыхание», приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требова­ний является знание законов построения публичной речи, а также умение ар­гументировать. Все позднейшие русские риторики опирались на труды М.В. Ломоносова.

6) Обобщенным для своего времени на рубеже XVIII - XIX вв. стал «Опыт риторики» И.С. Рижского, который преподавал риторику в 1786 — 1796 гг. в Санкт-Петербургском горном корпусе.Вопросы чистоты и правильности русской речи оказываются в центре внимания «Опыта риторики« И.С. Рижского. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» — писал он. Мно­гие из общих соображений И.С. Рижского и сейчас не утратили своей актуальности. Чистота речи, как считал Рижский, может быть нарушена, если исполь­зуются немотивированное иностранные слова вместо русских, словосочета­ния, нарушающие правила русского языка, иностранные выражения, свойст­венные только иностранному языку, простонародные, областные (диалект­ные) слова, а также неологизмы, не отвечающие законам русского языка.

7) Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую ритори­ку» А.Ф. Мерзлякова, учебники по риторике Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича.

8) В России пик развития риторики пришелся на первую половину XIX века. Искусство светского публичного слова в России связано с раз­витием университетского красноречия, зародившемся в 18 веке. Именно в университетской аудитории жи­вое слово имело возможность свободно развиваться и совершенствоваться. Основоположник - президент Российской Академии Наук Дашко­ва Е.Р., которая добилась разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Ежедневно в течение четырех месяцев крупные специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: математике, химии, минералогии, физи­ке. Это нововведение должно было способствовать распространению про­свещения. 9) Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наиболь­шую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно пре­вращается в общедоступную, публичную. Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Многолюдные аудитории собирали на свои лек­ции замечательные ученые-историки профессора Московского университета Грановский Т.Н. и Ключевский В.О. Во второй половине XIX в. - начале XX в. с блеском читали свои вузовские научно-популярные лекции физик И.М. Сеченов, химик Д.И. Менделеев, биолог И.И. Мечников, анатом П.Ф. Лесгафт, ботаник К.А. Тимирязев, геохимик В.И. Вернадский, минеролог А.Е. Ферсман, биолог Н.И. Вавилов, физик Л.Д. Ландау и другие.

М.ВЛомоносов, называя три известных в античном мире рода красно­речия (эпидейктическое, совещательное, судебное), подчеркнул, что судеб­ное красноречие отсутствует в России. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс судопроизводства ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседа­ний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и ад­вокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Благо­даря этим изменениям во второй половине XIX века русское судебное крас­норечие выдвинулось на первый план и достигло высокого уровня развития, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского ис­кусства. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевский. Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был на­писан П.С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич).

Школой политического красноречия в России стала Государственная Дума (1906-1917 гг.), где рождались основы парламентской речи. В годы революции и гражданской войны получили большое распространение агитационные и митинговые речи. Известными ораторами революции стали В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, А.М. Коллонтай, А.В. Луначарский, С.М. Киров.Интересным явлением в истории отечественной риторической мысли было открытие в Петрограде Института Живого Слова (1918 - 1924). У ис­токов которого стояли выдающиеся общественные и политические деятели:В.Э. Мейерхольд, Н.А. Энгельгард, А.Ф. Кони, Л.В. Щерба. Была начата раз­работка теории красноречия, теории спора. Однако к началу 30-х годов ин­ститут прекратил свое существование. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, и риторика как учебная дисциплина бы­ла исключена из школьного и вузовского образования. Лишь с конца 70-х го­дов (и особенно в конце 80-х - начале 90-х годов) в отечественной лингвис­тике вновь пробудился интерес к риторике, который в значительной мере поддерживался достижениями неориторики в Европе и США.

Отечественная традиция(по кн.: Л.К. Граудина, Г.И. Миськевич.«Теория и практика русского красноречия»).

Правила пользования словом существовали в Древней Руси. Риторические знания распространялись вместе с сочинениями христианских писателей. В слову относились почтительно. Пустословие и празднословие – грех. Первые труды появились в монастырях. Первая русская риторика – Макария, митрополита Новгородского и Великолуцкого, относится к 17 веку. Затем риторические традиции были продолжены в Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинской академиях. В Киево-МогилянскойФ. Прокопович в начале 18 века прочитал на латинском языке курс лекций по истории поэзии и на латинском же языке создал учебник по гомилетике (созданию проповедей) «DeartepoeticaDearterhetorica». В Московской Славяно-греко-латинской академии существовала инструкция: обучать красноречию российскому и латинскому: по Пн, Ср, Пт читать речи Цицерона и «делать имитации», а по ВТ, ЧТ и СБ – речи Ломоносова. «К большему успеху чаще содержать учеников в риторических упражнениях».

РольМ.В.Ломоносова.Академия наук отвергла первую «Краткую риторику» Ломоносова по той причине, что она была написана на русском языке (1743 г.). В 1747 г. Елизавета утвердила русский, наряду с латинским, в качестве официального языка Академии наук. И в 1748 г. была издана следующая, «пространная риторика» («Краткое руководство к красноречию»). Еще через 10 лет вышла книга «О пользе книг церковных», где была изложена теория 3-х штилей. Главным и новым было то, что Ломоносов ориентировался на строй русского языка и на языковую ситуацию своего времени.

Важные вехи:

Рубеж 18-19 вв. «Опыт риторики» акад. Н.И. Рижского. Рижский прозорливо формулирует «критерии нормативности»: «Общее мнение и согласие просвещенных граждан должно решать жребий всякого речения» (узус + авторитетность источника). В 1802 г. та же мысль прозвучала на заседании Академии наук: «Общее употребление дает правило, а не правило дает общее употребление».

1-ая пол. 19 века – эпоха становления норм национального языка и развития функциональных стилей. Законы красноречия распространяются на разговоры, письма, научные сочинения и деловые бумаги. В риториках разрабатываются теории соразмерности и сообразности (содержания – выражению). Утверждается приоритет содержания. Авторы побуждают к простоте и естественности слога. Труды: «Общая риторика» Н.Ф. Кошанского (проф. Царскосельского лицея с 1811 по 1928); «Общая» и «частная» риторики К.П. Зеленецкого. Совершенно в духе сегодняшнего дня Зеленецкий пишет: «Слововыражение зависит от того, кто, о чем, когда, с какой целью и для какого круга пишет».

В 19 веке как самостоятельное направление возникает и академическое красноречие. Много ярких фигур (Н.Т. Грановский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев). Во второй пол. 19 века мощно развивается судебное красноречие.

Но в целом к середине 19 века наблюдается закат риторики. Как теория она себя исчерпала, как практическая деятельность не находила применения. Сказался авторитет Белинского (негативно отозвался на риторику Н.Ф. Кошанского). В.В.Виноградов об этом периоде: «риторика влачит жалкое, анонимное существование».

Проблематика КР, главным образом её нормативного аспекта, затрагивалась в трудах лингвистов. А.Х. Востоков в основу изучения грамматики кладет живой разговорный язык («Сокращенная грамматика для низших учебных заведений», 1831 г.). О том же говорит Ф.И. Буслаев «О преподавании отечественного языка» (1844). Во второй половине 19 века выходят монументальные труды Я.К. Грота по нормам правописания («Русское правописание», СПб, 1885).

Но и лингвисты отходят от проблем КР в конце 19 века. Филологи этого времени разделяют точку зрения акад. А.А. Шахматова: не навязывать нормы, а описывать факты. На фоне игнорирования нормализаторской деятельности яркое и крупное явление - выход в свет в 1909 г. работы Чернышева «Правильность и чистота русской речи. Опыт русской стилистической грамматики» (затем были переиздания, автор вносил коррективы). Сильные стороны работы – историзм, отсутствие категоричной оценочности.

Затем судьбу разработок в области риторики, стилистики, КР во многом решил социальный взрыв 1917 г.

В 20-гг.термин «риторика» был вытеснен новым понятием – КР. Причины и социальные и научные. О социальных: риторика воспринималась как культурная категория старого мира и буржуазная наука. То, что преподавалось в гимназиях, действительно, было далеко от нужд малограмотного населения. В 20-е гг. главной задачей стало воспитание элементарной культуры речи. А это требовало научных разработок литературно-языковых норм. Таким образом, научная предпосылка смены термина для названия дисциплины о хорошей речи – изменение предмета. В словарях риторику стали определять как речь внешне красивую, но малосодержательную. Термин КР, напротив, отвечал задаче учить говорить народ. В.И. Аннушкин: «Предмет КР – чисто русский, возникший и развившийся в на отечественной почве в советское время».

До конца 50-х гг. КР развивалась как учение о языковой норме. За это время наука обогатилась ценными исследованиями. Чтобы пропагандировать нормы, надо было изучить поток живой речи. Экспедиции…Словари. С 1918 по 1962 гг. вышло 9000 словарей.

60-70 гг: разрабатывается стилистическая норма.

80-е гг. учение о коммуникативных качествах речи

90-е : трехуровневая структура КР.

К этому моменту КР развивается в тесном взаимодействии со стилистикой и риторикой.

Наши рекомендации