Начало московского периода жизни поэта.

1963 — июлемэтого года датирован первый вариант стихотворения «В горнице». В течение года написаны: «Я буду скакать по холмам...» и другие стихотворения, ставшие рубцовской классикой. «В моей памяти, — вспоминает Вадим Кожинов, — Николай Рубцов неразрывно связан со своего рода поэтическим кружком, в который он вошел в 1962 году, вскоре после приезда в Москву, в Литературный институт. К кружку этому, так или иначе принадлежали Станислав Куняев, Анатолий Передреев, Владимир Соколов и ряд более молодых поэтов — Эдуард Балашов, Александр Черевченко, Игорь Шкляревский и другие. Нельзя не подчеркнуть, что речь идет именно о кружке, а не о том, что называют литературной школой, течением и т.п. Правда, позднее, к концу шестидесятых годов, на основе именно этого кружка сложилось уже собственно литературное явление, которое получило в критике название или, вернее, прозвание — «тихая лирика». Более того, течение это, вместе с глубоко родственной ему и тесно связанной с ним школой прозаиков, прозванных тогдашней критикой «деревенщиками», определило целый этап в развитии отечественной литературы».

Но к этому же периоду вхождения в литературу относятся и первые исключения Николая Рубцова из Литературного института, как значилось в приказе: «с немедленным выселением из общежития».

1964—1965 — в конце июня Николай Рубцов вновь отчислен из Литературного института, 15 января 1966 года — вновь восстановлен, но на заочном отделении, что фактически лишало его возможности иметь хоть какой-то свой «угол» в Москве. О годах учебы в Литинституте бытует немало легенд, связанных в основном с «недостойным поведением Рубцова Н.М.» в ЦДЛ и «нарушением общественного порядка» в общежитии. Очевидцы рассказывают, как однажды он устроил «застолье» с классиками — Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Блоком, сняв их портреты со всех этажей и собрав у себя в комнате. Сокурсники застали его «чокающимся»: «Ваше здоровье, Александр Сергеевич!.. Ваше, Михаил Юрьевич!..» Утром, под надзором коменданта общежития, он послушно разнес и развесил портреты, но продолжал бурчать: «Не дали раз в жизни в хорошей компании посидеть...». Не менее ощутимой была и такая административная мера, как «снятие со стипендии», которая тоже не единожды применялась к Николаю Рубцову, оставляя без средств к существованию.

Лето проводит в Николе. «Здесь за полтора месяца, — сообщает он в письме к Александру Яшину, — написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас». А в письме к другу земляку-вологжанину Сергею Викулову сообщал: «Все последние дни занимаюсь тем, что пишу повесть (впервые взялся за прозу), а также стихи, вернее, не пишу, а складываю в голове. Вообще я никогда не использую ручку и чернила и не имею их. Даже не все чистовики отпечатываю на машинке — так что умру, наверное, с целым сборником, да и большим, стихов, «напечатанных» или «записанных» только в моей беспорядочной голове».

В августовском номере журнала «Октябрь» появляется первая крупная публикацияНиколая Рубцова в «толстом» столичном журнале. Среди опубликованных стихотворений — «Звезда полей», «Взбегу на холм и упаду в траву!..», «Русский огонек». В октябрьском номере «Октября» появляется еще одна подборка Николая Рубцова — «Памяти матери», «На вокзале», «Добрый Филя», «Тихая моя родина!..». Он сдает в набор первую книгу «Лирика» в Архангельском книжном издательстве, подписывает договор с издательством «Советский писатель» на книгу «Звезда полей».

1966—1967 — проводит в странствиях: Вологда — Барнаул — Москва — Харовск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Николай Рубцов принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках. Вологодский поэт Александр Романов так описывает публичные выступления Николая Рубцова: «Николай Рубцов стихи читал прекрасно. Встанет перед людьми прямо, прищурится зорко и начнет вздымать слово за слово: «Взбегу на холм и упаду в траву...» Не раз слышал я из уст автора эти великие «Видения на холме», и всегда охватывала дрожь восторга от силы слов и боль от мучений и невзгод Родины. А потом — «Меж болотных стволов красовался восток огнеликий», — и воображение мое уносилось вместе с журавлиным клином в щемящую синеву родного горизонта. А затем — «Я уеду из этой деревни», — и мне приходилось прикрываться ладонью, чтобы люди, сидевшие в зале, не заметили моих невольных слез... Вот какими были выступления Николая Рубцова!»

К лету 1967 года вышла книга «Звезда полей», ставшая звездным часом поэта. «Эпопею издания сборника стихов Рубцова я знал хорошо, — вспоминал однокурсник Анатолий Чечетин. — Заходили с ним в издательство, когда еще только созревал договор, и на других этапах. Уже тогда я понимал, какое важное дело совершает Егор Исаев, отстаивая, проводя и «пробивая» почти в целости-сохранности эту подлинно поэтическую книжечку стихов, явившуюся к нам словно из другой галактики».

1968 — в журналах появилось несколько рецензий на «Звезду полей», по ней Николай Рубцов защитил диплом в Литературном институте и 19 апреля был принят в Союз писателей. Получил в Вологде комнату в общежитии.

Ранней весной исполнилась давнишняя мечта поэта: он побывал на родине Есенина — в селе Константинове. В августе-сентябре гостит в деревне Тимониха — у Василия Белова. Там написана поэма-сказка «Разбойник Ляля».

1969 — вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит» (Архангельск). Закончились годы скитаний, бытовой неустроенности: Николай Рубцов получил скромную, но все-таки отдельную однокомнатную квартиру. Казалось, что налаживается и личная жизнь поэта...

1970— вышла четвертая книга Николая Рубцова «Сосен шум», изданная благодаря хлопотам Егора Исаева, в том же «Советском писателе». Появились публикации в «Нашем современнике», «Молодой гвардии».

К этому времени относятся стихотворения — «Судьба», «Ферапонтово», «Я умру в крещенские морозы...».

1971 — гибель поэта Николая Рубцова 19 января, в крещенские морозы...

Существует традиционная периодизация творчества Н Рубцова.

1. Раннее творчество /1959-1962/.

2. Зрелое творчество /1962-1971/.

Наиболее ярко в ранней лирике поэта выразилась есенинская традиция, которая проявилась, прежде всего, в стихотворениях о русской деревне и природе /"Деревенские ночи", "Березы", "Я забыл, как лошадь запрягают"/.

Даже ранние стихотворения Н.Рубцова обладают тщательной композиционной продуманностью. Так, например, в элегии "Березы" ненавязчивый повтор "Набегают слезы на глаза, отвыкшие от слез" образует кольцевую композицию произведения; лирический герой погружается в воспоминания. Затем они обрываются, и герой снова возвращается к образу березы, но здесь уже присутствует некоторое обобщение. И в связи с этим по-новому звучит обращение теперь уже не только к читателю, а ко всей России

Пейзажная лирика Н.Рубцова занимает центральное место в его поэзии. С ней связаны философские и патриотические мотивы. Рисуя тот или иной пейзаж, автор никогда не упускает из вида прошлое и глубокую старину. Только в непосредственной связи с природой герой обретает душевное спокойствие.

Снег летит на храм Софии,

На детей, а их не счесть

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть

Снег летит - гляди и слушай!

Так вот, просто и хитро,

Жизнь порой врачует душу...

Но и ладно! И добро.

Проблемно-тематическое новаторство Н.Рубцова состоит в том, что он наиболее остро обнажил противоречия русской деревни конца 50-х - 60-х годов.

Наиболее показательными в этом отношении являются стихотворения "Грани" и "Добрый Филя". В "Добром Филе" перед нами предстает картина полнейшей бытовой неустроенности, нищеты и разрухи, в которой в век научно-технического прогресса, покорения космоса и атомной энергии живет простой русский крестьянин.

Народное мироощущение пришло к Рубцову через собственный жизненный опыт, через нелегкий путь странствий по дорогам земным, именно поэтому оно столь мастерски и глубинно выражено в его творчестве. С любовью и пониманием выписаны у поэта образы простых людей из народа. Вслед за Н.Некрасовым, Н.Рубцов подчеркивает такую характерную черту русского национального характера как терпеливость и бескорыстие. Молчаливый Филя - полное подтверждение этому.

ДОБРЫЙ ФИЛЯ

Я запомнил, как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог...

Там в избе деревянной,

Без претензий и льгот,

Так, без газа, без ванной,

Добрый Филя живет.

Филя любит скотину,

Ест любую еду,

Филя ходит в долину,

Филя дует в дуду!

Мир такой справедливый,

Даже нечего крыть...

— Филя, что молчаливый?

— А о чем говорить?

Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в стихотворении "Русский огонек". Лирический герой поэта - путник и странник, путешествующий по России. Он заходит в дома незнакомых ему людей, и его встречают там как дорогого гостя, дают обогреться, приносят теплую одежду, бесплатно пускают ночевать Строками, аккумулирующими основы народной нравственности, можно назвать фразу:

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью.

Творчество Т.Л.Петуховой.

Татьяна Леонидовна Петухова (заметим: с А.В.Петуховым они просто однофамильцы) - коренная вологжанка, родилась 3 февраля 1942 года.

Детские годы совпали с войной и послевоенным временем. Из троих детей в семье Таня была самой младшей.

После войны все заботы легли на плечи матери. В доме никогда не было достатка, но семейные праздники с серыми баранками, с песнями под гитару запомнились на всю жизнь.

В школе Таня училась хорошо, ничем среди сверстников не выделялась, разве что была более замкнутой и молчаливой.

После школы пришлось сразу же пойти работать, так как мать болела и денег не хватало. Девушка выбрала льнокомбинат, но не потому, что хотела посвятить себя легкой промышленности, а по необходимости. Училась в вечернем текстильном техникуме - решила так из-за выбранной профессии.

В 1963 году вышла замуж, появились сын Сережа и дочь Света.

Учебу продолжила в Сокольском целлюлозно-бумажном техникуме. Возникшая еще в юности тяга к поэтическому слову заставила взяться за перо. Татьяна пишет о детях, и эта приверженность детской теме впоследствии в корне изменит не только ее профессию, но и жизнь.

Интересно, что поэтесса большую часть своей трудовой жизни посвятила технической деятельности.

Завод «Северный коммунар», Вологодский ЦНТИ (Центр научно-технической информации), станкостроительный завод. На каждом месте она работала с полной отдачей, активно участвовала в жизни предприятий, неоднократно поощрялась и награждалась.

Тем более неожиданным для всех было решение Татьяны Леонидовны перейти на работу в детские сады ПЗ-23. Здесь она по-настоящему нашла себя в творчестве и в радости общения с детьми. Конечно, пришлось снова учиться, изучать педагогику и психологию.

А вообще творческая биография поэтессы началась в 1959 году. Первое стихотворение было написано в 16 лет и посвящалось сложным семейным взаимоотношениям (с отцом). Стихи, адресованные детям, появятся позже.

Работе над словом Татьяна Леонидовна также много училась - вначале в литературном объединении «Юность» при редакции «Вологодского комсомольца», затем (в 1972-76гг.) - у Ю. М. Леднева в объединении «Рифма». Юрий Макарович и стал первым наставником молодой поэтессы.

В 1981 году стихи Татьяны Леонидовны были опубликованы в сборнике «Родничок» (пятом выпуске).

А первая книга ждала своего выхода десять лет и увидела свет только в 1982 году — это книга «Солнышко». Она получила положительные отзывы поэтов-вологжан С.Викулова и С.Чухина. Книжку «Лохматый подарок» (1987) заметил народный артист Николай Литвинов (он вел на Всесоюзном радио передачи для детей). По его рекомендации стихи «Забияки» и «Дружба» прозвучали в радиопередаче г. Москвы.

В 1990 году выходит «Доброе слово», а в 1991 — «Разного роста мечты».

Неоднократно стихи Татьяны Леонидовны печатали журналы «Мурзилка», «Дошкольное воспитание», публиковались они и в других периодических изданиях.

В последнее время поэтесса пишет сценарии детских праздников, сказки. «Весенние проталинки» — светлый и в то же время печальный праздник - выпуск в школу из детского сада - был издан Институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров г. Вологды.

В качестве примера можно привести стихотворение Т. Петуховой для детей:

Загорелый помидор,

Завёл с капустой разговор.

Помидор: До чего ж ты белая,

Совсем не загорелая!

Капуста: Вот попробуй загорать,

Если платьев сорок пять!

Пока снимаю платьица,

Солнышко закатится!

Сборник стихов "Свет души" (2006 г.) предназначен не только для детей, но и для взрослых.

На стихи Т.Л. Петуховой написаны песни (композитор Надежда Михайловна Берестова): Вологда, Я вернусь, Лучший друг, Эх, папа, Шум на болоте, Аи - я - яй! (о попугае), Две елочки, Снежная принцесса, Осенний танец.

18.3."Рассказы о всякой живности" В.Белова, "Месяцеслов" Полуянова И.Д. и др.

Белов Василий Иванович (23.10.1932, дер. Тимониха Харовского р-на Вологодской обл.) – прозаик, драматург, публицист, поэт, лауреат Гос. премии СССР, лит. премий им. Л. Толстого, С.Т. Аксакова и др. Родился в крестьянской семье. В 1945 г. окончил семилетнюю школу. До 1949 г. работал в колхозе, потом учился в ФЗО в г. Соколе. В 1952-1955 годах служил в армии, затем работал на заводе в г. Перми, был сотрудником районной газеты "Коммунар" (Вологодская обл.), с середины 1950-х годов активно публикуется в печати. В 1959-1964 гг. Б. учился в Лит. ин-те им. М. Горького. Член Союза писателей с 1963 г. Живет в Вологде и Тимонихе.

Первыми книгами стали сб. стихотворений "Деревенька моя лесная"(1961) и сб. пов. и рассказов "Знойное лето" (1963), "Речные излуки" (1964), но подлинную славу ему принесли журнальные публикации: пов. "Привычное дело" ("Север", 1966), "Плотницкие рассказы" ("Нов. мир", 1968), "Бухтины вологодские" ("Нов. мир", 1969). Б. был единодушно причислен критикой к лидерам т.н. русской "деревенской" прозы, а его пов. "Привычное дело" стала считаться ее эталоном (однако сам Б. считает себя не "деревенщиком", а русским писателем-реалистом).

Главным трудом стала трилогия "Час шестый" (окончательное авторское название), публиковавшаяся частями с начала 70-х гг.: "Кануны" (1972-87), "Год великого перелома" (1989-94), "Час шестый" (1997-98). В 2002 г. трилогия вышла полностью, без купюр, и только после этого события стало ясно, что по жанру монументальное произведение Б. – не роман-хроника, а эпопея, главным героем которой стал народ, и говорит сам народ. Б. по-настоящему правдиво рассказал о переломном моменте нашей трагедии, о коллективизации, итогом которой стала резкая, насильственная смена уклада, сказавшаяся даже на национальном характере.

Публицистические книги Белова: "Раздумья на родине" (1986), "Ремесло отчуждения" (1988), "Внемли себе" (1993), "Записки на ходу" (1999) вполне вписываются в целый ряд публицистических изданий А. Солженицына, В. Распутина и др. рус. классиков. Главная мысль в них – о сбережении народа. О современности, только языком сатиры, рассказал Б. и в "перестроечных" вологодских бухтинах (1996).

Перу Белова принадлежат произведения для детей ("Сказки", "Рассказы о всякой живности"), а также пьесы "Над светлой водой", "По 206-й", "Князь Александр Невский", "Бессмертный Кощей", "Семейные праздники", киноповесть "Целуются зори".

С 1961 г. вышло более ста книг Белова, многие из них переведены на основные языки мира.

Замечательный русский писатель Василий Белов в книге «Рассказы о всякой всячине» увлекательно рассказывает детям о том, как в обычной вологодской деревне вместе с людьми дружно живут домашние животные — коровы, кони, козы, куры, гуси, поросята, кошки, собаки, кролики… Рядом и вокруг — леса, реки, озера, поля, холмы, проселки, дали, небеса. В чащах и просторах — свои хозяева: медведи, лоси, волки, лисы, зайцы, тетерева, воробьи, синицы, вороны, хорьки… И у всех — особенные характеры, повадки и странности. Красочно и ярко вторит образам писателя талантливый русский художник Антон Куманьков. Книга обращена прежде всего к детям и учит понимать язык живой природы, любить и познавать родную землю. Вот два рассказа из этой книги.

Однажды весной

В понедельник у Верного был выходной. В этот день почтовое отделение не работало. Сена в кормушке нет. Верный погрыз доску в стойле и подошел к окошку. Он даже пошатывался от голода. Окошко в конюшне длинное и узенькое. Вчера Федя выставил раму, говоря:

— Сена нет, так пусть хоть на свежем воздухе… Верный повернул голову и просунул ее на улицу.

А на улице — весна, снегу как не бывало. Но ведь и травы тоже нет! Верный шумно вздохнул и поглядел вдоль деревни. Ребята бежали в школу и вдруг видят: из окна конюшни торчит большая лошадиная голова. «Верный! Верный!»— закричали. Конь навострил уши. Ребята подошли ближе и по очереди стали дотягиваться, чтобы погладить. Верный тихо заржал и начал шлепать большой мягкой губой.

— Наверно, есть хочет! — сказал один из мальчиков, доставая из портфеля кусок воложного пирога. Он предложил пирог коню. Верный неторопливо, но жадно сжевал этот кусок. Потом съел второй кусок, третий, четвертый… Ребята скормили ему все свои школьные завтраки, припасенные дома.

— Ленька, а ты чего? Давай, нечего жадничать.

Совсем маленький мальчик насупился и чуть не заплакал.

— У меня только яйцо, — сказал он и тихо добавил: — И две конфеты…

— Ну и что?

Ленька открыл полевую, видимо, еще отцовскую сумку. Яйцо, сваренное вкрутую, быстро очистили. Верный съел и яйцо. Правда, раскрошил половину. Конфет было, конечно, жалко. Но все равно распечатали. Верный съел и конфеты. Больше ни у кого не было ничего съестного. Ребята побежали. Школа была далеко, в другой деревне. Они боялись, что опоздают. Верный долго смотрел им вслед.

Так он научился есть конфеты и яйца. Особенно повезло Верному через неделю, Первого мая, когда ребята получили в школе подарки.

А тут скоро и травка пошла, свежая и такая зеленая. Не чета соломе! И Верный понемногу стал опять поправляться.

Последняя синичка

Сидел я за столом в горнице и не заметил, как потемнело в воздухе. Взглянул в окно и вижу: на проводе, совсем рядом, сидит синичка. Сидит и вытягивает головку то влево, то вправо. При этом ее тоненький клювик открывался и закрывался. Что это она делает? Я подошел к окну и забыл про синицу: сверху медленно летели снежинки. Вот почему потемнело на улице. Лето кончилось. Пришло время уезжать из этой деревни.

Синичка все поворачивала головку то туда, то сюда. Я пригляделся и увидел, что она ловит ртом снежинки. Ах, лентяйка! Ей не хотелось лететь на реку. Она утоляла жажду снежинками. Никогда такого не видел. А может, она принимала снежки за мошкару и ловила. Не зря ведь говорят про первый снежок: «Полетели белые мухи».

Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. Ночью Федя проводил меня за околицу на автобус. Мне не хотелось покидать эти места.

Конечно, я далеко не все рассказал о здешних животных, зверях и птицах. О них можно было бы еще много рассказывать, но я боюсь, что уже наскучил читателю.

Полуянов Иван Дмитриевич (06.08.1926, дер. Киселево Нюксенского уезда Вологодской губ.) – прозаик, лауреат Гос. премии Вологодской обл. (1998).

Иван Дмитриевич Полуянов – писатель-вологжанин. Участник Великой Отечественной войны. Имел боевые ранения. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Автор тридцати книг прозы, вышедших как в местных, так и в центральных издательствах. Член Союза писателей с 1957 г.

Тематика произведений П. широка: книги о природе, рассказы и повести для детей, краеведческие очерки, историческая романистика. Среди наиболее известных: кн. очерков «Месяцеслов» (1973), пов. «Одолень-трава» (1976), кн. очерков «Солнцеворот» (1986) и др.

Писатель И.Полуянов - автор многих книг, адресованных детям. Лучшие из них посвящены северной природе. Главное место в творчестве И.Д. Полуянова занимают темы жизни детей и юношества, отношений человека с природой. Для него в природе нет тайн; он писатель, натуралист и ученый-исследователь. Книги И.Д. Полуянова «За синей птицей», «Месяцеслов», «Солнцеворот» вошли в золотой фонд русской литературы, повествующей о природе. Они стоят в одном ряду с произведениями М. Пришвина, В. Бианки. Без его книг невозможно представить уроки природоведения в школах области.

Книга «Месяцеслов» рассказывает об обитателях наших лесов, о родном крае, о людях, в ком находят отклик лесные тихие зори, синие таежные озера, плеск форели в ручьях и птичьи голоса... Любовь и бережное отношение к природе, к отчей земле нам завещаны предками, которые умели не только землю пахать и рубить избы, но и создавали устные календари-месяцесловы, полные мудрости и проникновенной поэзии. Книга И.Полуянова "Месяцеслов" представляет собой своеобразный итог многолетней работы автора по теме природы....

Литература

1. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высш.пед. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Никорлаева.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 576с.

2. Бодрова Ю.В. Русские пословицы и поговорки и их английские аналоги.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.- 159с.

3. Детская литература: Учебник/ Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой.- М.: Высш. шк., 2004.- 551с.

4. Лагутина Т.В. Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы и загадки.- М.: Рипол Классик, 2010.- 256с.

5. Розе Т. В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей.- М.: Олма Медиа Групп, 2009.- 209с.

6. Русская литература для детей. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под редакцией Т.Д.Полозовой.-2-е издание, исправленное.- Москва: Асайет А, 1998.-453с.

7. Хрестоматия детской литературы. И.П. Токмакова.- М.: Просвещение, 1998.-462с.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Наши рекомендации