Рассказывание на темы из личного опыта в старшей группе


Источник: Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

В детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах.
Е. И. Тихеева отмечала, что рассказывать о виденном, слышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако воспитатель часто сталкивается с такой картиной: вызывает одного, другого, третьего — «и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями ... постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т.п.». Подобные речевые затруднения возникают потому, что ребенок не знает, о чем нужно рассказывать. Е. И. Тихеева предлагала разъяснять детям, на чем следует остановиться в рассказе, давать советы: «...обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни — что, где, когда было... И если рассказ... подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше двух слов связать не могли».
Важным вопросом в методике является выбор темы. В старшей группе могут быть рекомендованы следующие темы: «Моя любимая игрушка», «Наши игры с куклами», «На осенней прогулке», «Наши зимние забавы», «Как я помогаю дома», «Про зимнюю одежду», «Про воробьев», «Про котенка», «Цветы на нашей клумбе.», «О нашем огороде» и т. п.
Одни темы требуют использования коллективного, общегруппового опыта (например, «О нашем городе», «Наши игры с куклами»), другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт (например, «Как я помогаю дома»).
Все темы конкретны, однако некоторые из них ориентируют на рассказ о точно указанном факте, другие же дают возможность самому ребенку выбрать тот или иной факт и о нем рассказать. Например, тема «Цветы на нашей клумбе» побуждает описывать определенные объекты — цветы, распустившиеся на клумбе перед детским садом. Когда же детям будет предложена тема «Наши игры с куклами» или «Наши зимние забавы», то они смогут проявить большую инициативу в отборе конкретного содержания для рассказа.
Как активизировать опыт старших дошкольников, подготавливая их к описаниям событий из личной жизни, какими приемами добиваться связных и живых рассказов? Ознакомимся с методикой обучения рассказыванию на темы из личного опыта.
В начале учебного года может быть предложена тема «Моя любимая игрушка».
Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти. В предварительной беседе с детьми педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. После того как двое или трое ребят ответят на вопросы, воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть. Затем следует образец-рассказ педагога: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький — умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро-быстро клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать с места на место. Я подзывала цыпленка: цып-цып-цып! И сыпала зерна. Мне было очень весело!»
На занятиях такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.
Закончив описание, педагог (после короткой паузы) объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой части: «В начале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой».
Для лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому-то из ребят воспроизвести первую, а затем и вторую части. Задание сопровождается указаниями воспитателя: «Вспомните, что я говорила о своей любимой игрушке — заводном цыпленке. Повторите начало рассказа. Вспомните также, как я рассказала об игре с заводным цыпленком. Повторите это».
В заключение беседы педагог также дает конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом скажите, как вы с ней играете».
На обдумывание рассказов дается некоторое время.
Выступления ребят педагог слушает с живым интересом: выражает свое одобрение улыбкой или кивком головы; если в этом есть необходимость, помогает справиться с заданием. Например, ребенок затрудняется начать рассказ и некоторое время молчит. Педагог спрашивает, о какой игрушке Коля (Лена, Света) будет говорить и советует, как начать рассказ (он может показать несколько вариантов, например: «Моя любимая игрушка — самолет»; «Самолет — вот моя любимая игрушка»; «Я очень люблю игрушку самолет»). Иногда бывает достаточно только подбодрить ребенка: «Начинай свой рассказ, мы приготовились тебя слушать». Очень эффективным является прием совместных действий, когда ребенок вовлекается в процесс рассказывания, продолжая вслед за воспитателем начатое им описание (этот прием, в частности, позволяет активизировать робких и застенчивых детей).
В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, так как он может перейти с рассказа на вопросно-ответные формы общения.
Выслушав выступление ребенка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу. Он задает вопросы, отвечая на которые дети выражают свои впечатления, высказывают свои мнения. («Что в прослушанном рассказе больше всего понравилось? Что особенно запомнилось? За что хотелось бы похвалить рассказчика?») Затем воспитатель сам кратко и четко характеризует рассказ и конкретно оценивает те или иные его качества. Речевой образец учит детей анализировать выступления товарищей и высказывать о них несложные суждения. Особенно обстоятельно анализируются и оцениваются первые рассказы, так как это поможет другим детям более осмысленно и целенаправленно контролировать свою речь, не повторять речевых ошибок.
Проводя разбор и оценку рассказов, педагог говорит четко и эмоционально. Например: «Рассказ Юры был коротким, но он сумел рассказать о самом главном. Сережу было интересно слушать: он весело и подробно рассказывал о своих играх. У Тани получился слишком длинный рассказ. Надо лучше обдумывать, о чем будешь говорить, выбирать самое важное, интересное. Вова припомнил много точных слов, чтобы рассказать об игрушке (воспроизводит часть рассказа ребенка). Света начала рассказ по-своему (воспроизводит начало рассказа), и ее было интересно слушать».
В конце занятия (после того как цять-шесть ребят выступили с рассказами) педагог еще раз подчеркивает, что дети учились интересно и подробно рассказывать об игрушках, и советует более внимательно рассмотреть их после занятия, чтобы суметь хорошо описать в следующий раз.
К темам, связанным с игрушками, относится и тема «Наши игры с куклами» (здесь нужно обратить внимание детей на описание куклы и игровых действий с ней).
Чтобы увереннее направлять рассказы дошкольников, приходить им на помощь в случае затруднений, воспитатель до проведения занятий наблюдает игры детей с куклами, отмечает проявления инициативы, творческой выдумки, доброго отношения друг к другу, ориентирует ребят на действия с разными куклами, создает условия для возникновения содержательных коллективных игр. Таким образом, еще до проведения намеченного занятия педагог активизирует опыт детей, на основе которого будут построены их рассказы.
В начале занятия рекомендуется провести предварительную беседу: спросить ребят, с какими куклами они чаще всего играют в детском саду и дома, напомнить о куклах, которые не были названы (например, о кукле-школьнице, кукле-строителе, об Айболите, Буратино, Снегурочке и др.). Чтобы подвести детей к восприятию учебного речевого задания, можно пояснить, для чего начат этот разговор: «Сейчас на занятии вы будете рассказывать о куклах и о том, как вы играете с ними. Подумайте, дети, о какой кукле каждому из вас хочется рассказать». Педагог объясняет, что надо точно назвать куклу, описать, как она выглядит (какие у нее лицо, волосы, одежда), подробно рассказать об одной из игр с ней. Затем воспитатель еще раз повторяет задание, план изложения и советует подумать, с чего начать рассказ. «Как ты, Галя, начнешь свой рассказ? А ты, Дима?» -интересуется педагог и, выслушав детей, одобряет удачные варианты построения самого начала повествования.
После того как дети закончат обдумывание собственных рассказов, педагог сосредоточивает их внимание на слушании рассказов сверстников. «Послушаем рассказ Вити», — говорит воспитатель, и вызванный ребенок приступает к рассказыванию.
Если дети затрудняются выполнить задание, педагог дает образец рассказа (если же дошкольники рассказывают самостоятельно, воспитатель знакомит их с речевым образцом в конце занятия): Я буду говорить о кукле-лыжнице. На кукле надет лыжный костюм — синий с белым воротником. На голове — белая пушистая шапочка. В черную косичку вплетена оранжевая лента. Ноги обуты в лыжные ботинки. У куклы румяные щеки. Ей весело, она смеется. С куклой-лыжницей было интересно играть так: для нее проложили лыжню, сделали высокую снежную горку. Кукла на лыжах проходила по лыжне, спускалась с горы». В конце занятия (после того как было прослушано шесть-семь рассказов) педагог советует ребятам нарисовать кукол, о которых они говорили, чтобы из рисунков составить альбом «Наши любимые куклы». Он советует также еще раз внимательно рассмотреть кукол, подметить в них что-то новое и рассказать об этом друг другу.
Таким образом, рассказам на темы из детского игрового опыта должно быть уделено большое внимание, так как при этом создаются условия для возникновения живой непосредственной связи между занятиями и игровым творчеством детей.
Часто рассказы из опыта связаны с наблюдениями природы. Педагог при этом влияет на качество детских рассказов опосредованно, через организуемые наблюдения. Такие наблюдения надо проводить с учетом предстоящей речевой деятельности детей - рассказывания. Приведем пример.
Воспитатель наметил провести занятие на тему «Про воробьев». В течение нескольких дней на прогулках он обращает внимание ребят на внешний вид птиц, их движения, повадки. Дети смотрят, как воробьи слетаются на корм, клюют его, норовят схватить друг у друга крошку, прыгают, садятся на ветку дерева, вспархивают, перелетают с места на место, чистят клювом перья, нахохливаются, пьют воду из лужицы, оживленно чирикают и т. д. Педагог помогает заметить интересные эпизоды, случаи, на которых ребята могли бы остановиться в рассказах.
Благодаря таким наблюдениям у детей пополняется запас фактического материала, вследствие чего они могут свободнее отбирать факты для рассказа; повышается эмоциональная готовность делиться накопленными впечатлениями, реагировать на высказывания сверстников. Очень большое значение имеет то, что в процессе наблюдений дети усваивают слова и речевые обороты, которые затем используют при составлении рассказов. Наблюдения, предшествующие рассказыванию, подготавливают дошкольников к самостоятельному и активному выполнению речевого задания: дети могут строить рассказы, следуя только указаниям педагога, без прослушивания образца.
Объясняя задание, воспитатель говорит четко и ясно, намеренно вводит в свою речь точные, выразительные слова — существительные (воробьи, воробушки, воробьишки, воробьята), глаголы (слетаются, подлетают, отлетают, перелетают), прилагательные (проворные, бойкие, юркие, шумливые). В новой учебной ситуации дети воспримут все эти словосочетания и речевые обороты и тем самым подготовятся увереннее оперировать ими в процессе рассказывания. Речевая деятельность дошкольников значительно активизируется, если она поддерживается имеющимися у них литературно-художественными представлениями.
Например, при описании котенка и игр с ним можно вспомнить книгу С. Я. Маршака «Усатый-полосатый».
Начиная занятие, воспитатель читает отрывок из книги и просит вспомнить ее название. «Все вы любите эти веселые стихи про котенка, — продолжает педагог, — и сейчас были рады вспомнить об «Усатом-полосатом». Затем он предлагает детям подготовиться к рассказу о тех котятах, о которых они заботились сами. «Каждый из вас может рассказать много интересного: какого цвета у котенка шерстка; как он играет, прыгает, лакает молочко; какие проделки устраивает; как вы ухаживали за ним. Постарайтесь, чтобы рассказы получились подробными и интересными. Сначала вспомните, как выглядел котенок, и расскажите об этом».
Дети по очереди выполняют речевое задание, упражняясь в описании. Педагог поправляет их и дает советы. В заключение он предлагает послушать свой рассказ: «Я была довольна, когда у нас дома появился котенок. Он был рыжим, с белой грудкой. Как-то раз котенок вспрыгнул на стол, который стоял у окна, а со стула перепрыгнул на подоконник и уселся на нем. В это время кто-то отодвинул стул от окна. Котенок посидел на подоконнике и захотел спрыгнуть на пол, да не смог. Он замяукал громко. Я быстро подошла к котенку, взяла его и опустила на пол: «Подрастай, Рыжик! Тогда сам сумеешь спрыгивать на пол с высокого подоконника».
Речевой образец поможет детям хорошо подготовиться к самостоятельному рассказыванию: отобрать наиболее важные факты, использовать образные слова и выражения. Дети проявляют повышенную чуткость к употреблению в речи однокоренных слов: слушая рассказ педагога, они не могут не обратить внимание на глаголы вспрыгнуть, перепрыгнуть, спрыгнуть. Употребляя в рассказе группы однокоренных слов, педагог знакомит детей со словообразованием, активизирует процесс познания ими родного языка. В связи с этим усиливается влияние занятий на языковое развитие старших дошкольников.
От занятия к занятию дети проявляют все большие активность и инициативу. Учитывая это обстоятельство, целесообразно побуждать детей к более самостоятельному отбору фактов для своих выступлений.
Обратимся к примеру. На занятии по теме «Наши зимние забавы» педагог обращается к группе: «Наступила зима. Везде лежит белый снег. На катках — гладкий скользкий лед. Пришла пора ребячьих зимних забав. Вспомните о своих зимних играх во время прогулок. О них сейчас вы будете рассказывать. Старайтесь говорить весело и интересно».
Затем воспитатель проводит с детьми краткую беседу, выясняя с помощью вопросов, о чем они хотели бы рассказать: «Что ты вспомнил, Сережа? А ты, Алеша, о чем будешь говорить? А какая зимняя забава, Аня, тебе больше всего нравится?» (Все ответы педагог внимательно выслушивает.)
Таким образом, во вводной беседе воспитатель знакомит детей с темой будущих рассказов и побуждает вспомнить нужные факты и события из личного опыта. Дети учатся сами отбирать материал для своих выступлений в рамках предложенной темы.
После этого педагог дает указание приготовиться к составлению рассказов.
Итак, ко времени перехода в подготовительную группу дети накапливают первоначальный опыт рассказывания на темы, отражающие их игры, наблюдения, прогулки, трудовые дела, взаимоотношения в коллективе.





Наши рекомендации