Рассказывание с использованием игрушек и предметов в старшей группе


Источник: Э. П. Короткова, "Обучение рассказыванию в детском саду", М., 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru

Под влиянием обучения у детей пяти-шести лет совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы но группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Восприятие дошкольников приобретает более целенаправленный характер. Интерес к составлению описательных рассказов становится все устойчивее.
Для упражнений в описании можно использовать комплекты шерстяных вязаных вещей (варежки, перчатки, берет, шапочка, шарфик, свитер, кофта), наборы детской чайной и столовой посуды, предметы, необходимые для детского труда (лейки, ведерки, лопатки, совки, грабли), и др.
Приводим примеры нескольких игр-занятий, рекомендуемых для старшей группы.
Занятие по описанию предметов детской чайной посуды.
Цель: учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца.
Ход занятия.
Воспитатель выставляет на стол все предметы и советует детям внимательно рассмотреть их, чтобы потом подробно и интересно описать. «А сейчас, — продолжает педагог, — я вам расскажу об этой чашке с блюдцем (ставит на поднос). На подносе стоит чашка с блюдцем. На чашке — несколько цветных полосок — широких и узких. Самая широкая полоса — верхняя. Она темно-синего цвета. Под темно-синей полосой — каймой - светло-желтая. Внизу на чашке белая и голубая полоски. Ручка у чашки белая. По краям блюдца — широкая темно-синяя кайма, такая же, как и на чашке. Донышко у блюдца белое».
Затем педагог предлагает детям воспроизвести рассказ-образец и только после этого переходит к описанию новых предметов: «Сейчас Аня возьмет чашку с блюдцем, поставит на поднос и расскажет о ней». Ребенок проявляет инициативу - сам выбирает объект и рассказывает о нем. Затем педагог просит другого ребенка рассказать об этой чашке еще раз. Два прослушанных описания сравниваются и оцениваются. В таком же порядке дети рассказывают о третьей чашке. В конце занятия, когда все предметы будут описаны в отдельности, педагог предлагает рассказать о всех трех чашках, стоящих на подносе.
К выполнению такого усложненного задания дети подготовлены всем ходом занятия. Они упражняются в обобщении высказываний, сделанных ранее в связи с описанием каждого объекта в отдельности.
Проанализируем структуру данного занятия.
Вначале детям была предоставлена возможность ознакомиться с объектами будущего рассказа. При этом педагог сразу разъяснил, что более внимательное изучение предмета поможет интереснее его описать. Так в доступной для дошкольников форме была установлена связь между наблюдением и речевой деятельностью. Дети целенаправленно подготавливались к выполнению речевого задания.
В первой части занятия большая роль отводилась речевому образцу. Воспитатель не только составил описательный рассказ, но и предложил детям сначала воспроизвести его, а затем по аналогии построить собственные высказывания. Такое задание вырабатывало у дошкольников умение сосредоточенно воспринимать образец, удерживать его в памяти и следовать ему в собственной речевой практике.
После того как дети поупражнялись в воспроизведении речевого образца и усвоили его в полном объеме, педагог предложил перейти к описанию других предметов.
Следует отметить, что каждый вызванный ребенок проявлял инициативу — сам выбирал объект для описания из представленных на занятии однородных объектов. Об одном и том же предмете говорили двое детей, что давало возможность сравнивать и оценивать высказывания.
В конце занятия воспитатель предложил описать всю группу предметов, т. е. составить рассказ обобщающего характера.
Занятия по составлению описаний на основе наблюдений могут сопровождаться чтением стихов и рассказов.
Под влиянием художественных произведений дети начинают рассказывать более эмоционально, уверенно оперируют доступными им образными средствами.
Например, в стихотворении Н. Саконской «Четыре цвета» детям очень нравятся поэтические сравнения ребятишек, одетых в зеленые, синие, желтые, красные рубашечки и платья, с травинкой, одуванчиком, васильком, рябинкой. После чтение этого стихотворения воспитатель предлагает всем внимательно посмотреть друг на друга и сказать, кто из них похож на зеленую травинку, кто на синий василек, кто на красную рябинку, а кто на одуванчик. Описывая одежду разного цвета, дети стараются говорить образно, используя услышанные поэтические сравнения. Например: «Лена, Сережа и Люда похожи на зеленую травку: у Лены — зеленое платье, у Сережи — зелененькая рубашка и носки, у Люды зеленая кофточка. На красную рябинку у нас похожа Марина. Она в красном платье. Сандалии и гольфы у нее тоже красные».
Игра-занятие «Встреча с новой куклой»
Цель: закреплять умение детей описывать игрушки, используя высказывания из трех-четырех предложений, употреблять при описании слова, обозначающие детенышей животных (в форме множественного числа).
Для игры необходимо подготовить набор игрушек: куклу, медвежат (белого и коричневого), двух зайчат (серого и белого), двух бельчат, лисят.
Ход игры-занятия.
«Дети, — обращается педагог к группе, — перед вами новая кукла. (Показывает.) Ее надо познакомить с игрушками: с медвежатами, зайчатами, лисятами, бельчатами. (Выставляет игрушки парами на столе.) Послушайте, как мы это сделаем. Я расскажу кукле о медвежатах: это игрушечные медвежата, один - белый, другой — коричневый. Шерстка у медвежат мягкая и густая. У них черные носы и черные глаза. Медвежата толстенькие и косолапые. Они умеют рычать: р-р-р».
После закрепления речевого образца воспитатель предлагает детям рассказать кукле о других игрушках. Вызванный ребенок подходит к столу, выбирает игрушки, ставит их перед куклой и дает их описание. Воспитатель помогает каждому ребенку найти точные и выразительные слова, употребить их в правильной грамматической форме.
Игра заканчивается обобщающим рассказом педагога о всех игрушках.
При повторном проведении занятия набор игрушек меняется. Интересным для детей будет и такой вариант игры, когда они смогут познакомить новую куклу с другими куклами.
Игра-занятие «Куклы пришли посмотреть передачу по телевизору»
Цель: углублять интерес детей к описанию игрушек, учить использовать при описании однокоренные слова, развивать чутье к словообразованию.
Ход игры-занятия.
Педагог выставляет на стол игрушечный телевизор, ставит перед ним три стульчика из набора кукольной мебели и обращается к детям: «Сейчас вы узнаете, кто придет смотреть передачу по телевизору». Затем усаживает кукол на стулья и предлагает дошкольникам ответить на следующие вопросы: «Сколько кукол сидит перед телевизором? Чем они отличаются друг от друга?»
Воспитатель помогает детям использовать в своих высказываниях словосочетания большая кукла, кукла поменьше и маленькая кукла. Вслед за этим педагог рассказывает детям о большой кукле: «Большая кукла в голубом платье с синими кармашками, в белых носочках и синих туфельках, у нее на головке розовый бант». Опираясь на речевой образец, дошкольники описывают сначала куклу поменьше, а затем - маленькую. В заключение вместе с педагогом они составляют общий рассказ о трех куклах.
В дидактической игре «Магазин игрушек» дети выполняют роли продавца и покупателей. Для этой игры могут быть подготовлены различные наборы игрушек: кукольная посуда, мебель, одежда, куклы, мячи, скакалки, сачки, обручи и др. Может быть представлен набор транспортных игрушек — самолеты, вертолеты, электровозы, пароходы, троллейбусы и т. д. В ходе игры покупатели описывают выбираемый предмет, а продавец по описанию вручает его.
При повторном проведении игру рекомендуется усложнить: открыть в магазине разные отделы и выставить в них комплектно подобранные игрушки. Количество участников игры увеличивается.
Таким образом, в старшей группе дети учатся описывать игрушки, предметы, проявляя все большую самостоятельность и активность.





Наши рекомендации