Краткие сведения о В. Шукшине

Фамилия, имя, отчество Василий Макарович Шукшин
Годы жизни 1929 — 1974
Место рождения Село Сростки Алтайского края
Трудовая биография (до института) Работал в колхозе, на производстве: разнорабочим, слесарем-такелажником, учеником маляра, грузчиком; служил на флоте, преподавал в вечерней школе русский язык и литературу
Образование Всесоюзный государственный институт кинематографии
Профессия Актер, режиссер, сценарист, писатель
Актерские работы В фильмах «Два Федора» (еще студентом), «Золотой эшелон», «Ваш сын и брат», «Печки-лавочки», «Калина красная», «Они сражались за Родину»
Произведения Книги рассказов: «Сельские жители» (1963), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973); сценарий «Живет такой парень» (1964), «Калина красная» (1973); романы «Любавины» (1965), «Я пришел дать вам волю» (1968); повести «До третьих петухов», «А поутру они проснулись» (изданы посмертно)
Главные темы произве­дений Особенности русского национального характера, вера и неверие, талантливость человека

Вариант словарной статьи для энциклопедии «Русские писатели ХХ века».

Шукшин Василий Макарович — актер, режиссер, сценарист, писатель. Родился в 1929 году в селе Сростки Алтайского края. Умер в 1974 году. Как актер известен по фильмам «Два Федора», «Печки-лавоч­ки», «Калина красная», «Они сражались за Родину». Как писатель — по книгам рассказов: «Сельские жители» (1963), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973); сценариям «Живет такой парень» (1964), «Калина красная» (1973); романам «Любавины» (1965), «Я пришел дать вам волю» (1968); повестям «До третьих петухов», «А поутру они проснулись» (изданы посмертно). Главным в творчестве стало исследование особенностей русского национального характера.

Помимо Богом данного таланта, сложиться как писателю, актеру, сценаристу и режиссеру Шукшину позволили упорство, трудолюбие, жажда знаний, богатый жизненный опыт, наблюдательность, любопытство, хорошее знание простых людей, их характеров и условий жизни, их речи и поведения. У него была непростая, но счастливая судьба, и он сам объяснял это так: «Мне везло в искусстве на умных и добрых людей».

Вторая учебная ситуация

Анализ текста рассказов по группам. Работа с карточкой.

Учитель. Познакомьтесь с таблицей[150]. Ответьте на вопросы и сделайте вывод. В этом вам поможет карточка, на которой изложены некоторые отрывки из исследований литературоведов. Первая группа работает с рассказом «Верую!», вторая — с рассказом «Алеша Бесконвойный», третья — с рассказом «Упорный».

sЧто ценит Шукшин в герое, что считает важным, чем дорожит? С помощью каких художественных приемов это выражено?

Карточка

1. В. Быстров. «Мне бы только правду рассказать...»[151]

«Жизнь для Шукшина — воплощение земной мудрости, сложная гармония и дисгармония разных начал, изменчивая стихия, сдвинутое равновесие. Душа человека — маленькая одухотворенная «модель» ее и отражение. Именно они — «живая жизнь» в ее сиюминутных и вечных проявлениях и человеческая душа — стали главным объектом искусства Василия Шукшина.

Он стремился обнажить самую «трудную» правду о мире и времени — правду, залегающую в глубинах человеческой души...

Установка Шукшина на отражение «нерасщепленной», подчас причудливой «логики жизни» столь сильна, что даже сюжетный принцип организации рассказа стесняет его.

«Сюжет нехорош и опасен тем, — полагал Шукшин, — что он ограничивает широту и осмысление жизни... Несюжетное повествование более гибко, более смело, в нем нет заданности, готовой предопределенности». Чаще всего в основе его рассказов — происшествие, случай, эпизод. Это как бы фрагменты потока жизни, в которых характеры проявляются той или иной гранью. Начала и концы у него нередко условны, не замкнуты.

Потому и нет сюжета в привычном понимании, что Шукшина интересует главным образом некий «момент» жизни человеческой души. Наглядным подтверждением тому может служить, например, интерпретация самим писателем рассказа «Верую!». В одной из бесед Шукшин так объяснял свой замысел: «Мне показалось заманчивым... столкнуть некие представления о жизни, совсем разные. И извлечь отсюда что? Вот что: мы получаем очень много пищи, но не успеваем или плохо ее перевариваем, и отсюда сумбур у нас полнейший. Между прочим, отсюда — сильнейшая тоска...

...Главная жизненная правда, с точки зрения Шукшина, состоит здесь не в том, что Добро с переменным успехом борется со злом, а в том угаданном состоянии души, когда человеку остается «или плясать, или уж рвать на груди рубаху и плакать, и скрипеть зубами...»

«Когда герой не выдуман, — считал Шукшин, — он не может быть только безнравственным или нравственным». Эта его убежденность основывается на понимании нераздельности сложного состава человеческой личности.

Шукшин, как правило, воздерживается от прямых субъективных оценок. Они, конечно же, у Шукшина есть, но у них своя, подчас расходящаяся с жизненной, логика...

Хотя Шукшин подчас не скрывает своего участливого отношения к близким ему героям, он все-таки рисует их обычно так, что симпатии и безусловное сочувствие к ним читателей отнюдь не гарантированы. Шук­шин всегда знает и помнит об их слабостях и изломах; он делает так, чтобы, не дай бог, не возникало ощущения благостности, нежизненности характеров. Тем самым он исключает «облегченное» восприятие и оценку героев...

Герои Шукшина живут в поле действия своих и чужих предвзятых взглядов и оценок, зависимы от них, подчиняются или противостоят им. При этом жизнь часто порождает несовпадение оценок и самооценок. Герой Шукшина порой мечется, тоскует, печалится, даже бунтует именно оттого, что бывает не понят людьми, его окружающими...

В свое время Шукшин выдвинул заостренную, несколько неожиданную формулу: «Герой нашего времени — это всегда «дурачок», в котором наиболее выразительным образом живет его время, правда этого времени». Чтобы приглушить внешнюю, «рискованную» парадоксальность этого высказывания, необходимо оговориться, что под «дурачком» здесь именно подразумевается некий чудак, несколько выпадающий из системы «нормальных» житейских представлений, мало наделенный практическим «здравым умом». «Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, — признавался Шукшин, — человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа».

2. Озерова К. Н. Советские писатели (краткие биографии)[152].

«Самобытен язык, на котором изъясняются шукшинские персонажи, именно язык — главное средство создания характеров в прозе Шукшина.

Писатель редко прибегает к описанию наружности героев, к изложению их биографии, а если и делает это, то очень скупо. В языке героев — эмоциональном, наделенном множеством оттенков интонации — сложное переплетение деревенского говора с механически усвоенными газетными штампами, молодежный сленг и масса городских жаргонных слов, прочно вошедших в словарь деревенского жителя».

3. Вертлиб Е. Русское — от Загоскина до Шукшина...[153]

«... правда времени, по Шукшину, наиболее выразительным образом живет в «дурачке», в котором сошлись и гений, и талант, и мыслитель — душа... совестливый ум народа. Шукшинский беспокойный «чудик» — наследник «лишних людей» Тургенева, Лескова».

4. Филиппов В. В. «Наука поведения» и ее отступники (Василий Шукшин)[154].

«Шукшинский «чудик» странен и смешон для тех, кто живет прагматически, лицемерно скрывает свою эгоистическую сущность. Его поведение и желание делать добро противостоит массовому равнодушию, стереотипам современного образа жизни. «Чудик» прост и открыт, совестлив и душевно раним...

Шукшинские «чудики» — люди по-своему энергичные, ищущие. Они стремятся вырваться из привычного круга жизни, открыть новое...

Естественность, природность, цельность — характерные черты шукшинских «чудиков». Это нередко приводит их в столкновение с общепринятыми порядками и властью...

Они красивы в труде. Им всем присуще врожденное чувство прекрасного...

Шукшинские «чудики» противостоят обыденности, мещанству. С их стремлением к справедливости и правдоискательством им живется нелегко. Часто их гнетет бездуховность окружающей жизни...

Учитывая жанровые особенности, сам писатель разделил их (свои рассказы) на: 1) рассказ-судьбу, 2) рассказ-характер, 3) рассказ-исповедь, 4) рассказ-анекдот.

К характерным чертам шукшинских рассказов можно отнести по-чеховски предельный лаконизм и содержательную емкость, способность с первых фраз обозначить драматическую или конфликтную ситуацию, диалогизм, установку на зрелищность и кинематографичность, тенденцию к циклизации, демократизм».

Таблица для первой группы

  «Верую!», 1971
Особенности названия В названии выражено кредо героев, итог их поисков смысла жизни.
Главная тема Тема трагедии одиночества, непонимания; поиски веры, смысла жизни; судьба незаурядных людей под гнетом пошлой жизни.
Информация о героях Главные герои — Максим Яриков, его жена, родственник Ильи Лапшина — поп. «По воскресеньям наваливалась особенная тоска»; «...жена Максима, Люда, неласковая, рабочая женщина: она не знала, что такое тоска»; «Максим Яриков смотрел на жену черными, с горячим блеском глазами»; «сорокалетний легкий мужик, злой и порывистый, никак не мог измотать себя в работе, хоть работал много»; «никогда жена Люда не поймет его»; «самый натуральный поп с волосьями»; «У попа что-то такое было с легкими — болел. Приехал лечиться... у попа было много денег, они с Ильей часто пили спирт»; «Попу было скучно с Илюхой, и он обрадовался, когда пришел Максим»; «поп был крупный шестидесятилетний мужчина, широкий в плечах, с огромными руками... И глаза у попа — ясные, умные. И смотрит он пристально, даже нахально. Такому не кадилом махать, а от алиментов скрываться»; «под рубахой могуче шевелились бугры мышц: он, видно, не знал раньше усталости вовсе, и болезнь не успела еще перекусить тугие его жилы».
Сокровенные мысли героев · «Спроси меня напоследок: кого я ненавижу больше всего на свете? Я отвечу: людей, у которых души нету. Или она поганая. С вами говорить — все равно что об стенку головой биться»; · «А что, по-твоему, душа-то — пряник, что ли? Вот она как раз и не понимает, ради чего я ее таскаю, душа-то и болит. А я злюсь поэтому»; · «Ну и что? — сердито думал Максим. — Так же было сто лет назад. Что нового-то? И всегда так будет. Вон парнишка идет, Ваньки Малофеева сын... А я помню самого Ваньку, когда он вот такой же ходил, и я сам такой был. Потом у этих — свои такие же будут. А у тех — свои... И все? А зачем?»; · «У верующих душа болит или нет?» (Максим Яриков); · «...хочу верить в вечное добро, в вечную справедливость, в вечную Высшую силу, которая все это затеяла на земле. Я... хочу надеяться, что эта сила победит. Иначе — для чего все это?»; · «Не бойся, что будешь языком сковородки лизать на том свете, потому что ты уже здесь, на этом свете, получишь сполна и рай, и ад»; · «...у верующих душа не болит»; «Но во что верить? Верь в Жизнь» (поп).
Авторская оценка героев Черезописание внешности героев, отдельные детали: Максим — «злой и порывистый», его жена — «неласковая рабочая женщина», поп — «крупный шестидесятилетний мужчина, широкий в плечах...» Через поступки, действия — с помощью глаголов: «стискивал зубы», «глаза его свирепо блестели», «взвизгивал», «выпивал», «начинал каяться в таких мерзких грехах, от которых и людям и себе потом становилось нехорошо», «ревел», «горько плакал», «с удовольствием заговорил». Черезповтор одного и того же слова: «По воскресеньям наваливалась особенная тоска». — «Пузырь: туда же, куда и люди, — тоска...» — «...она не знала, что такое тоска». — «С чего тоска-то?» — «Полайся — она, глядишь, пройдет, тоска-то». Редко — черезпрямую авторскую оценку:«Максим сразу это почувствовал — с попом очень интересно», «Поп, видно, обожал порассуждать вот так вот — странно, далеко и безответственно». Через оценку другими героями: жена о Максиме — «Ты лаяться-то мастер»; Максим о жене — «чурбаком уродилась», «Максим чувствовал, что он тоже начинает любить попа».
Речь героев Использованиепросторечных грубых выражений(«полайся», «чурбаком уродилась», «дура», «об стенку головой биться», «сгинь с глаз»);фразеологических выражений («клевал носом», «начнем подъезжать издалека», «на Кудыкину гору», «слаб в коленках»);диалектных слов(«налаживаешь обед», «был уже на развезях», «оздоровел», «не понужай, ибо не запрег еще»; «маленько», «дам разок», «мелко работал»; слов сморфемами, имеющими экспрессивно-эмоциональное значение:«попивали», «попяра», «ручища», «заблажили», «громадина поп», «нахлопывал». Обилие назывных и неполных предложений.
Художественные приемы Метафора:«Максим физически чувствовал ее (тоску), гадину: как если бы неопрятная, не совсем здоровая баба, бессовестная, с тяжелым запахом изо рта, обшаривала его всего руками — ласкала и тянулась поцеловать». Эпитеты: «особенная тоска... нутряная, едкая»; «мучительное воскресенье»; «интересный поп»; «сын мой простодушный»; «суровый, могучий Бог»; «горячим, злым взглядом»; «могучее тело»; «с... яростным, раскаленным попом»; «большой тяжелый зверь». Разностилевые слова: «никакой он не благостный, не постный — не ему бы, не с таким рылом, горести и печали человеческие — живые, трепетные нити — распутывать»; «сын мой занюханый».
Особенности сюжета Сюжет в привычном понимании отсутствует. Перед нами эпизод, фрагмент из жизни людей. Автор рассказывает нам о них очень мало. Главное — состояние их души, тоска, душевная боль. Финал отсутствует. Повествование обрывается на полуслове.

sЧто ценит Шукшин в герое, что считает важным, чем дорожит? С помощью каких художественных приемов это выражено?

Вывод. Сама незавершенность рассказа — перед нами вырванный из жизни фрагмент — свидетельствует о важности происходящего. Мы не успеваем познакомиться с героями, но вовсе и не нужно, чтобы мы узнавали их получше. Важно увидеть главное, самое существенное, что ценит в них писатель. Что же это? Это постоянное желание вырваться из будничной пошлости жизни, уйти от тоски; боль души, неуспокоенность, интерес к вечным и неразрешимым вопросам. Да только для реализации всего этого у героев немного возможностей: выпить и поговорить. Но совместная попытка найти истину не спасает от одиночества перед лицом огромных вопросов, перед лицом вечности. Шукшина привлекают необычные, выбивающиеся из среды характеры, «чудики». Почему Максиму неинтересно жить так, как живут другие люди? Почему он тоскует и у него болит душа? Потому что он не понимает смысла жизни — и не хочет смириться, жить напрасно, бессмысленно, как другие. Он идет к попу, чтобы получить точный ответ на вопрос: у верующих душа болит или нет? Кто, как не поп, должен ответить ему, почему болит душа, в чем смысл жизни. Но поп отвечает: «...ты пришел за готовеньким ответом, а я сам пытаюсь дочерпаться до дна, но это — океан. И стаканом нам его не вычерпать... и когда мы глотаем эту гадость... мы черпаем из океана в надежде достичь дна... Круг замкнулся — мы обречены». Поп, оказывается, тоже страдает, и у него болит душа за человечество, за веру. Человечество, утверждает он, нуждается в вечном добре и вечной справедливости, хочет верить, что эта Высшая сила победит зло. Но если Христос может победить зло и победит его, тогда зачем он? Максим удивляется его речам, даже спрашивает: «Разве такие попы бывают?» Во что же предлагает верить «интересный» поп? Он говорит: «...бог — есть. Имя ему — Жизнь. В этого бога я верую. Это — суровый, могучий бог. Он предлагает добро и зло вместе — это, собственно, и есть рай. Чего мы решили, что добро должно победить зло?» Оказывается, боль души дается человеку для того, чтобы он «зашевелился» — «а то бы тебя с печки не стащить с равновесием-то душевным». Рецепт попа: верь в жизнь, даже если не знаешь, куда она «устремилась». Попу «крайне интересно бежать вместе со всеми, а если удастся, то и обогнать других». Он верит в то, что объективно.

Шукшин сочувствует своим героям с «разумной душой», неуспокоенным, бунтующим, ищущим правду. Они разные, порой он иронически оценивает их действия и слова, но всегда сострадает им, их незащищенности, одиночеству, желанию самоутвердиться, жажде взаимопонимания.

В рассказе авторская речь незаметно перетекает во внутренний монолог героев, диалоги врываются в авторское повествование и, несмотря на краткость реплик, сразу воссоздают мир будничной деревенской жизни. Лаконичные описания природы только поддерживают ощущение тоскливой, цикличной, вяло текущей, заполненной каждодневными заботами жизни. Достоверность описываемого создается с помощью деревенской речи героев, вкраплений просторечных, часто грубых выражений, диалектных слов, фразеологизмов. Для передачи основного состояния героя — тоски — автор использует развернутую метафору, она выразительна и ярка, но этого мало: выразительность усиливается тем, что слово «тоска» повторяется в первых пяти небольших абзацах пять раз.

Разностилевые слова, стоящие рядом, вызывают улыбку, но не делают разговор менее серьезным, не снижают важности обсуждаемых проблем. Эпитеты очень выразительны и часто неожиданны.

Таблица для второй группы

  «Алеша Бесконвойный», 1973
Особенности названия Использование прозвища главного героя, которое указывает на его чудаковатость, независимость.
Главная тема Право человека на непохожесть, независимость от привычных стереотипов.
Информация о героях «Его когда-то звали не Алеша, он был Костя Валиков, но все в деревне звали его Алешей Бесконвойным. А звали его так вот за что: за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость»; «...пять дней в неделе он был безотказный работник... летом он пас колхозных коров, зимой был скотником — кочегарил на ферме, случалось... принимал телят»; «Два дня он не работал в колхозе: субботу и воскресенье»; «у него пятеро ребятишек»; «он даже на собрания не ходил в субботу»; «в субботу он топил баню»; «Алеша любил детей, но никто бы никогда так не подумал... он не показывал»; «Алеша воевал, был ранен, поправился, довоевал и всю жизнь с омерзением вспоминал войну»; «Жена ничего не сказала на это, не сказала, что иди, мол, или еще чего в таком духе, но и другого чего — тоже не сказала. А раньше, бывало, говорила, до ругани дело доходило: надо то сделать, надо это сделать — не день же целый баню топить!»; «“Что мне, душу свою на куски порезать?!” — кричал тогда Алеша. И это испугало Таисью, жену... И Таисья отступилась».
Сокровенные мысли героев ·«Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково... Да два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!»; ·«...человек, поминая — в конце самом, — так вдруг захочет жить, так обнадеется, так возрадуется вдруг какому-нибудь лекарству!.. Но точно так и палка любая: догорая, так вдруг вспыхнет, так озарится вся, такую выкинет шапку огня, что диву дивишься: откуда такая последняя сила?»; ·«Он все изумлялся природе: из чего получился человек?! Ведь не из чего, из малой какой-то малости»; «какой желанный покой на душе... Ребятишки не болеют, ни с кем не ругался, даже денег взаймы взяли... Жизнь: когда же самое главное время ее?»; ·«...жизнь: что в ней за тайна, надо ее жалеть, например, или можно помирать спокойно — ничего тут особенного не осталось? Он даже напрягал свой ум так: вроде он залетел — высоко-высоко — и оттуда глядит на землю. Но понятней не становилось: представлял своих коров на поскотине — маленькие, как букашки... А про людей, про их жизнь, озарения не было... А вдруг да потом, в последний момент, как заорешь — что вовсе не так жил, не то делал? Или так не бывает? Помирают же другие — ничего: тихо, мирно. Ну, жалко, конечно, грустно: не так уж тут плохо»; ·«Нет, жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем»; «вселилась в душу некая цельность, крупность, ясность — жизнь стала понятней. То есть она была рядом, за окошечком бани, но Алеша стал недосягаем для нее, для ее суеты и злости»; ·«Стал случаться покой в душе — стал любить. Людей любить труднее, но вот детей и степь... он любил все больше и больше» (Алеша).
Авторская оценка героев Через поступки, действия — с помощьюглаголов и наречий: «говорил он ласково»; «долго стоял и смотрел на этот ворох»; «долго волновался»; «очень любил огонь»; «старался... поскорей натаскать»; «семенил ногами... выгибался длинной своей фигурой»; «натаскал воды и сел... покурить»; «все перемыл, все продрал голиком»; «пошел Алеша двигать тазы, ведра... — стал налаживать маленький Ташкент». Редко — черезпрямую авторскую оценку: об Алеше — «...за редкую в наши дни безответственность, неуправляемость»; «старательный работник, умелый»; «он стал большой и снисходительный»; «был он весь новый, весь парил». Черезоценку другими героями:все знали — «этот преподобный Алеша «сроду такой» — в субботу и воскресенье не работает»; «Никто б не поверил, но Алеша серьезно вдумывался в жизнь»; «Черт их поймет, людей: сами ворочают глупость за глупостью, не вылезают из глупостей, а тут, видите ли, удивляются, фыркают, не понимают»; «вот уж упрямый народишко»; «Борис, сын, с некоторых пор стал — не то что стыдиться, а как-то неловко ему было, что ли, — стал как-то переживать, что отец его — скотник и пастух». Черезсамооценку:«ведь никто не знает, какой Алеша добрый человек, заботливый, а вот те, городские, сразу бы это заметили»; «ничего, крепкий еще мужик».
Речь героев Использованиепросторечных грубых выражений(«дам в лоб разок», «пропади все пропадом!», «брякнулась в обморок», «полыхнул себе в грудь», «учится через пень колоду», «деревенских долбаков», «язви тебя в душу»); фразеологических выражений («как об стенку горох», «брось дурачка из себя строить», «хлопает глазами», «не уступил ни на волос»);диалектных слов(«пробрызнул», «ветер наладился», «на расколку», «не плескает», «курял голову», «пошел пластать, пошел драить», «хлястнется», «разболокся», «пока еще не так нижет», «заделье»; словс морфемами, имеющими экспрессивно-эмоцио­нальное значение: «натюкал», «навадились», «обнадеется», «ушлепали», «воротца», «зазнавитее». Обилие вопросительных и восклицательных, назывных и неполных предложений. Преобладает внутренний монолог героя.
Художественные приемы Метафоры:«распускалась в душе радость», «из них только старший добрался до десятого класса, остальной чеснок сидел еще во втором, в третьем, в пятом»; «Вот уж, правда, (дети) что стебелек малый: давай цепляйся теперь изо всех силенок, карабкайся. Впереди много всякого будет — никаким умом вперед не скинешь. И они растут, карабкаются». Сравнения:«возьмет ее (чурку), как поросенка, на руки и несет к дровосеке»; «кожа покрывалась пупырышками, как тот самый крепдешин». Эпитеты: «тихая радость», «дух свежий, нутряной, чуть стылый, лесовой»; «погода стояла... скучная»; жизнь «до краев дорогая и родная».
Особенности сюжета Весь рассказ — подробное описание банной церемонии и всего субботнего дня, одного из самых счастливых в жизни Алеши. Эпизод, фрагмент из жизни, завершенный настолько, чтобы показать страсть героя.

sЧто ценит Шукшин в герое, что считает важным, чем дорожит? С помощью каких художественных приемов это выражено?

Вывод. В рассказе представлен один из любимых и счастливых дней в жизни героя — непокорного, восставшего против законов общества, «безответственного, неуправляемого» Кости Валикова, прозванного Алешей Бесконвойным за упорный нрав и любовь к свободе. Автору импонирует смелость мужика, противопоставившего свою «блажь» традициям деревни. Человек, который «даже на собрания не ходил в субботу», не может считаться серьезным и нормальным, по мнению любого трезвого и здравомыслящего крестьянина. Но это еще и восстание против социального уклада жизни — и не в городе, а в деревне, тем более что Алеша — скотник: скотина не будет ждать два дня, пока он отдыхает. Разумеется, он может вызывать только враждебность и смех. Чем же привлекателен для Шукшина этот тип «счастливого» человека? Все пять дней Алеша «безотказный работник», и только в субботу открыто противопоставляет себя всем. Но зато в отличие от других он имеет возможность оставаться один на один со своей душой, «воспитывать» ее. Целый день он думает, размышляет, наблюдает, любуется, бережно хранит в себе ощущение любви к жизни, детям, природе. Он отодвигает от себя всю суету, всю тяжесть, всю мерзость мира, оставаясь один на один с собой. Ему очень дорог покой — он ассоциируется с любовью. Не может быть покоя в толпе, среди злобы и несправедливости человеческой. Алеше трудно понимать и любить людей: он не такой, как они, для них он белая ворона, что-то вроде клоуна, несерьезный человек. Только дети понятны и близки ему: в них нет еще взрослой заданности, зарегулированности, скуки. Алешина душа всю неделю ждет и жаждет ощущения праздника. Праздник для него именно баня, потому что только с собой ему хорошо, покойно и уютно. Жена его не понимает и терпит из боязни потерять. Дети еще малы. Старший же сын стыдится отца.

Алешу терзают вечные вопросы бытия. Он размышляет о смерти, о последних минутах человека, о сходстве между человеческим и природным миром, о счастье, об одиночестве, о смысле жизни. По субботам он ощущает себя в гармоническом единстве с природой, большим и снисходительным, в другие же дни — большую часть времени — он трагически одинок и страдает от пошлости жизни, ее агрессивности, будничности.

В рассказе преобладает авторское описание. Оно перемежается диалогами и монологом героя, главным образом — внутренним монологом. Алеша часто разговаривает сам с собой, поет, размышляет о жизни. Он мыслит образно, в его представлении жизнь людей неотделима от мира природы — и природа бесконечно дорога ему и близка. Ближе, чем люди, даже родные — дети, жена.

Мы знакомимся с главным героем с помощью прямых авторских оценок, с помощью оценок других людей, но ярче всего он предстает перед нами в своих поступках и действиях. Он немногословен: чаще говорит сам с собой, и мысли его поэтичны и возвышенны. Люди вокруг отличаются простым и грубым складом ума, и речи их содержат просторечные, часто грубые выражения.

Таблица для третьей группы

  «Упорный», 1973
Особенности названия Указание на главную черту характера героя
Главная тема Упорство, потребность в творческой жизни, в признании, поиск высшего смысла в жизни
Информация о герое Моня Квасов«прочитал в какой-то книжке, что вечный двигатель — невозможен... Его звали Митька, Дмитрий, но бабка звала его — Митрий, а ласково — Мотька, Мотя. А уж дружки переделали в Моню... непоседливому Митьке имя это... как-то больше шло, выделяло его среди других, подчеркивало как раз его непоседливость и строптивый характер»; «с головой ушел в изобретение такого «вечного двигателя», какого еще не было»; «от всяких трезвых мыслей он с пренебрежением отмахивался и думал... свое: “Да ну!”»; «Моне шел двадцать шестой год. Он жил с бабкой, хотя где-то были и родители, мать с отцом, но бабка еще маленького взяла его к себе от родителей (те вечно то сходились, то расходились) и вырастила. Моня окончил семилетку в деревне, поучился в сельскохозяйственном техникуме полтора года, не понравилось, бросил, до армии работал в колхозе, отслужил в армии, приобрел там специальность шофера итеперьработал в совхозе шофером»; «Вот уж что у него было, так это было: если ему влетала в лоб какая-то идея... то идея эта... подчиняла себе всего Моню...»
Сокровенные мысли героев ·«Моня мысленно вообразил вдруг огромнейший простор своей родины, России, — как бесконечную равнину, и увидел себя на той равнине — идет спокойно по дороге, руки в карманах, поглядывает вокруг... И в этой ходьбе — ничего больше, идет, и все, — почудилось Моне некое собственное величие. Вот так вот пройдет человек по земле — без крика, без возгласов — поглядит на все тут — и уйдет. А потом хватятся: кто был-то! Кто был... Кто был...»; ·«...какая желанная, дорогая сделалась жизнь. Ах, черт возьми, как, оказывается, не замечаешь, что все тут — прекрасно, просто, бесконечно дорого»; ·«Он в эту ночь даже любил их за что-то, Моня, людей. Он думал о них спокойно, с сожалением, даже подумал, что зря он так много спорит с ними. Что спорить? Надо жить, нести свой крест молча»; ·«Надо жениться на какой-нибудь... нарожать детей — трех, примерно, и смотреть, как они развиваются. И обрести покой, ходить вот так вот — медленно, тяжело и смотреть на все спокойно, снисходительно, чуть насмешливо»; ·«Слава богу, хоть тут-то все ясно... Солнце всходит и заходит, всходит и заходит — недосягаемое, неистощимое, вечное. А тут себе шуруют: кричат, спешат, трудятся, поливают капусту... Радости подсчитывают, удачи. Хэх!.. люди, милые люди... Здравствуйте!»
Авторская оценка герое Черезописание внешности и детали:«Моня был белобрыс, скуласт, с глубокими маленькими глазами. Большая нижняя челюсть его сильно выдавалась вперед, отчего даже и вид у Мони был крайне заносчивый и упрямый»; «он походил... глубоко гордый и спокойный». Через выражение настроения,состояния — с помощьюглаголов и наречий: «смотрел на Моню зло и строго», «с интересом посмотрел», «сказал с неподдельным восторгом», «свирепо смотрел», «мысль работала судорожно», «Могучий покой объял душу Мони». Редко — черезпрямую авторскую оценку:«непоседливость и строптивый характер», «Вся-то строптивость, все упрямство его — чтоб люди не успели сделать больно, пока будешь корячиться перед ними со своей доверчивостью и согласием»; «Он был человек приезжий, толковый, несколько мрачноватый, правда, но зато не трепач»; «Инженер улыбнулся, и ясно стало, что вовсе он не злой человек — улыбка у него простецкая, доверчивая». Черезоценку другими героями: «Она (бабка) любила с ним говорить. Она считала, что он умный парень, удивительно только, что в селе так не думают»; «...вольно сопеть и блаженствовать — кургузые». Черезсамооценку: «...вообразил... идет спокойно по дороге, руки в карманах, поглядывает вокруг... И в этой ходьбе — ничего больше, идет, и все, — почудилось Моне некое собственное величие»;
Речь героев Использованиепросторечных грубых выражений:«влетала в лоб какая-то идея...», «подь ты к лешему!», «перебирать — гнилье трясти», «бредятину... несешь сидишь», «не хрена», «горите вы синим огнем», «приколбасил», «всадил в его дипломированную головушку», «присобачим»;фразеологических выражений: «с головой ушел», «и носа не казала», «скажем свое “фэ”», «задетый за больное», «махнули рукой», «не вышло толку»; слов и выражений из бюрократической речи:«сняли эту проблему?», «пускай его по инстанциям, добивайся», «принцип работы», «не за справкой пришел», «выдвигать не собираюсь»;диалектных слов и выражений: «седня», «жмурисся», «с имя», «раньше время», «радый», «не возрадуесся», «смолил и к стенке становил», «пластался», «шарилась», «развиднело», «взвоз»; слов сморфемами, имеющими экспрессивно-эмоци­ональное значение:«пошагал», «изжалиалсь», «крутнулся», «ерзнул», «покрикивали». Обилие вопросительных и восклицательных, назывных и неполных предложений. Преобладает внутренний монолог героя.
Художественные приемы Метафора:«От реки не исходил покой, она чуть шумела, плескалась в камнях, вздыхала в темноте у того берега... Всю ночь чего-то все беспокоилась, бормотала сама с собой — и текла, текла. На середине, на быстрине, поблескивала ее текучая спина, а здесь, у берега, она все шевелила какие-то камешки, шарилась в кустах, иногда сердито шипела, а иногда вроде смеялась тихо — шепотом». Повторы слов и предложений: «...Моня Квасов прочитал в какой-то книжке, что вечный двигатель — невозможен». — «Прочитал Моня, что вечный двигатель невозможен. Прочитал, что многие и многие пытались все же изобрести такой двигатель»; «Как-то так бывало с ним, что на всякие трезвые мысли... от всяких трезвых мыслей он с пренебрежением отмахивался...»; «И Моня опять пошел к инженеру. И опять шел скоро». Образы, построенные на контрасте:«чертеж вечного двигателя» — «выдумали рукомойник»; «...чтобы ничтожным действием подчеркнуть огромность того, что случилось ночью»; Сравнения: «густое небо стало бледнеть, как ситчик голубенький, застиранный»; сказал, «как палку в муравейник воткнул». Эпитеты: «рассветная, пугливая, невечная» тишина; «злость нешуточная», «свежие... губки», «странная радость», «с пустой душой», «веселая крепкая старуха»
Особенности сюжета Рассказ — подробное повествование об «открытии» вечного двигателя Моней Квасовым: изумление и восторг перед чудом творческого озарения, жар и горячность при попытке доказать свою правоту, торопливость при создании «перпетум мобиле», вялое разочарование и взросление, спокойное признание проигрыша.

sЧто ценит Шукшин в герое, что считает важным, чем дорожит? С помощью каких художественных приемов это выражено?

Вывод. В рассказе описывается всего один день из жизни упорного «чудика» Мони Квасова, но этот день необычен — герой почувствовал себя изобретателем, открывшим тайну вечного двигателя. Только мир вокруг не готов признать его величие: все недоверчиво реагируют на его заявление об открытии. Люди не то чтобы враждебны Моне — они «кургузые», по его определению, и обречены на будничную жизнь, без взлетов и разочарований, без страстей и метаний. Его отличает от всех предощущение праздника, жажда чуда познания, открытия, постоянное ожидание перемен, чего-то необычного. И автор приветствует в герое жажду жизни, его желание самоутвердиться, ценит непохожесть, нестандартность мышления, нежелание безоговорочно верить в привычные затверженные истины.

Спорщик Моня всегда готов отстаивать свою точку зрения, обычно отличающуюся от других. Но есть для него и безусловные вещи — мир природы: бормотанье реки, восход «вечного» солнца: «Все как положено. Слава богу, хоть тут-то все ясно...» А люди, суетные, смешные, достойны сочувствия и сожаления. Моня повзрослел после своей неудачи — он стал мудрее, понял, что «надо нести свой крест молча». Что же это за крест? Крест взрослости, мудрости, жалости к людям, таким маленьким и несчастным. Быстрый переход от ощущения величия и счастья — к провалу и снова — к счастью, только новому, просветленному, взрослому.

В рассказе, помимо Мони и бабки, есть и другие герои: и инженер Голубев, и его жена — учительница математики, и учитель физики Гекман. Все они хорошие, добрые люди, только какие-то зарегулированные, много работающие, устающие — такие, как все.

Авторское повествование сменяется диалогами, монологом Мони, затем его внутренним монологом. В его разговорах с бабкой много просторечных и даже грубых выражений, диалектных слов, фразеологических оборотов. Реплики его ярки и эмоциональны.

Автор использует прием повтора особенно важных слов, тем самым приближая и свою, авторскую речь к разговорной. Часто переход от авторской речи к внутреннему монологу героя почти незаметен. Авторская ирония соседствует с иронией героя. Герой чувствует себя победителем — и своему великому открытию противопоставляет «маленькие дела» простых людей (например, изобретение ими рукомойника: «Даже и думать умеете?!»). Прием контраста используется и в других случаях: «счастливый учитель» приводит доводы, которые кажутся Моне «чудовищными» — он «свирепо» наблюдает «странную радость» Гекмана; горячность Мони во время изготовления «вечного двигателя» сменяется снисходительностью, отсутствием волнения во время его

Наши рекомендации