Краткая летопись основных событий жизни писателя

· 29 февраля 1920 года — родился в деревне Веркола.

· 1938 — поступил в Ленинградский университет.

· 1941 — 1945 — воюет на Ленинградском фронте, тяжело ранен (разрывные пули прошили ноги), чудом не похоронен в братской могиле (солдат из похоронной команды случайно проливает «мер­твому» воду на лицо...), побывал в отпуске на родине, служит в «СМЕРШе», армейской контрразведке.

· 1945 — 1960 — снова поступает в университет, успешно заканчивает его, защищает диссертацию по творчеству М. Шолохова, заведует кафедрой литературы.

· В 1960 г. — уходит в «свободное плавание», пишет.

· 1958 — напечатана часть будущей тетралогии «Братья и сестры» («Пряслины»).

· 1954 — пишет полемическую статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», опубликованную на страницах журнала «Новый мир», в которой подвергает беспристрастному анализу произведения официально признанных писателей, лауреатов Сталинской премии, выступив против «прекраснодушных вымыслов» авторов, воспевавших переход от «неполного благополучия к полному процветанию».

· 1963 — документальный очерк о Верколе «Вокруг да около». «Осуждение» земляков (открытое письмо — 21 подпись — в областной газете «К чему зовешь нас, земляк?»).

· 1967 — 1969 — «Пелагея». Осуждение в критике. Цензура.

· 1969 — «Деревянные кони».

· 1975 — вручение Государственной премии.

· 1955 — 1980 — «Трава-мурава».

· 14 мая 1983 — смерть. Похоронен в родной деревне.

· После смерти — в Верколе женой писателя создан дом-музей.

· 1989 — в 5-м номере журнала «Новый мир» вышла повесть «Поездка в прошлое».

· 2000 — женой писателя, Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, подготовлена к печати «Чистая книга», над которой автор работал 25 лет.

Из рассказа сестры Ф. Абрамова мы узнаем об очень трудном детстве писателя. Когда умер отец, Феде был только годик, а детей в семье было пятеро. Трудиться Федор начал рано, помогал по хозяйству. Не имея самого необходимого — обуви и одежды — ходил в школу и хорошо учился. Умел, как и его героини — Милентьевна и Пелагея, — чисто и быстро собирать ягоды. Заботился о матери, братьях, племянниках.

Из представленных на карточке № 1 высказываний Ф. Абрамова можно выделить пятое, в котором содержится оценка романа Б. Пас­тернака «Доктор Живаго». Это высказывание раскрывает Абрамова как глубоко и тонко чувствующего читателя.

Голос писателя в защиту А. Солженицына представляет его как человека смелого, принципиального, совестливого, для которого страшнее всего — изменить самому себе.

Краткая летопись основных событий жизни Абрамова воссоздает образ человека целеустремленного, трудолюбивого, стремящегося до­вести начатое дело до конца (учеба в университете, защита диссертации), помогает увидеть, что нелегок был не только дописательский его путь, но и его писательская судьба — оценка критиками и земляками произведений, отношение цензуры.

Ф. Абрамов стал выразителем «коренной глубинной России... необъятной сельщины», потому что родился и вырос в деревне, потому что считал своим долгом писать о том, что знает, правдиво и честно, потому что тревожился, глядя на то, как человек отрывается от земли, теряет вековые связи с природой, утрачивает свои корни, а вместе с ними и самого себя, становясь бездуховным, потому что понимал: «все мы вышли из деревни», она — материнское лоно, где зарождался и складывался русский национальный характер.

Ф. Абрамов нашел свое место в литературе, «свою тропку в жизни, свой обжитой край, исхоженный босиком, политый детской слезой» — таким краем для него стала деревня.

Четвертая учебная ситуация

Проверка группового домашнего задания.

Учитель. Поделитесь читательскими впечатлениями.

sО чем вы задумывались, когда читали повести? Что вас взволновало, заставило сопереживать, тронуло?

Поразила жизненная сила Милентьевны, ее постоянные труды, необычайная ответственность; судьба Милентьевны, ее терпение; поступок Пелагеи...

Помните, что работа в группах ограничена по времени — три минуты, ваша задача — посмотреть на общий результат выполнения домашнего задания и подготовить вступление группы, оно тоже должно быть не больше трех минут.

Обратите внимание: на доске записаны вопросы, которые помогут «скрепить» выступления.

sКакими предстают мир и человек в повестях «Деревянные кони» и «Пелагея»?

sКакие черты русского национального характера свойственны Василисе Милентьевне и Пелагее?

sВ чем красота характеров героинь Абрамова?

Вариант сообщения первой группы.

Судьба Милентьевны типична: и трудна, и трагична. «Шестнадцати лет нашу Милентьевну взамуж выпихнули»[131], «из-за шубы да из-за шали»; в то время бесчестьем считалось, «ежели дочь на игрище выйдет без новой шубы и шали», отец Милентьевны строился, каждая копейка была дорога, потому и не устоял, когда из Пижмы сваты приехали: «Без шубы и шали возьмем...» (III, 16); «...новобрачные в первую ночь милуются да любуются, а Василиса Милентьевна у нас встала ни свет ни заря да за реку по грибы» (III, 13); «грозный муж молодую жену встретил выстрелом в лицо, да промахнулся — бог отвел смерть» (III, 13 — 14). «Братья услыхали: зять сестру застрелил — на конях прискакали. С ружьями» (III, 16). Их дома не было, когда Милентьевну сватали, да тут еще такое! Но не стала Василиса «шум понапрасну подымать, людей добрых баламутить», стала в Пижме «приживаться да уживаться», хоть и не любила своего мужа.

Василиса Милентьевна всех урваев (семью мужа и других жителей Пижмы) «в люди вывела» — через расчистки. «Север испокон веку стоит на расчистках. Кто сколько пожен расчистил да полей раскопал, у того столько и хлеба, и скота». «А на Пижме первым делом были охота да рыба. А к земле прилежанья не было», благодаря Милентьевне — появилось. «Да беду только это принесло, когда начались колхозы, их покулачили...» (III, 23 — 24).

Переживаний у Василисы Милентьевны много было: «Муж — чего-то с головой сделалось — три раза стрелялся — каково пережить? Мужа схоронили — война. Два сына убито намертво, третий много лет без вести пропадал» (III, 29), а дочь Санюшка потеряла честь девичью на чужой стороне и, вернувшись домой, дальше крыльца ступить не посмела, сгубила себя...

Василиса Милентьевна — красивая женщина. Представить ее в молодости помогает описание Евгенией Сани: «Ох и красавица же была! Я кабыть и в жизни такой не видела. Высокая, белая-белая, коса во всю спину, до колена будет — вся, говорят, в матерь...» (III, 29). Привлекает и портрет, который «рисует» рассказчик, впервые увидевший героиню, вернувшуюся «с двумя большими берестяными коробками на руках, полнехонькими грибов»: «Она устала, конечно. Это видно было и по ее худому тонкому лицу, до бледности промытому нынешними обильными туманами, и по ее заметно вздрагивающей голове. Но в то же время столько благостного удовлетворения и тихого счастья было в ее голубых, слегка прикрытых глазах. Счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося и снова и снова доказавшего и себе, и людям, что он еще не зря на этом свете живет» (III, 11).

Сама героиня почти ничего о себе не рассказывает — из скромности, а невестка Евгения говорит о своей свекрови и с гордостью, и с восхищением, и с жалостью, и с состраданием, и с преклонением, и с почитанием.

Вариант сообщения второй группы.

Евгения стала «легкой и подвижной», «просто чудо какое-то произошло, будто ее живой водой вспрыснули. Железная кочерга не ворочалась, плясала в ее руках» (III, 10). На рассказчика «тоже напал какой-то непонятный задор»: представив, как в сыром и холодном тумане бродит старая Милентьевна, собирая грибы, он «побежал в сарай колоть дрова» (III, 10).

После отъезда героини рассказчик «не прожил в Пижме и трех дней, потому что все... вдруг опостылело, все представилось какой-то игрой, а не настоящей жизнью», «неудержимо потянуло в большой и шумный мир... захотелось работать, делать людям добро». Делать так, как делает его и будет делать до своего последнего часа Василиса Милентьевна.

Происходит это потому, что Милентьевна преображает и жизнь, и людей. Тихая, скромная, сдержанная, добрая, мудрая, ответственная (см. эпизод с обещанием, данным Катерине, — 9-я главка), тру­долюбивая, она покоряет окружающих ее «не только своей кротостью и великим терпением, но и своей твердостью, своим кремневым характером» (III, 33); заряжает своим жизнелюбием, работоспособностью...

В повести о старой женщине Милентьевне возникают три интересных мотива, связанных с русскими народными сказками, — живой воды, Василисы Премудрой и Василисы Прекрасной.

И имя героини повести, и ее внешняя красота заставляют вспомнить Василису Прекрасную. Свекор, Оника Иванович, откуда ни шел, с какой стороны ни ехал, а подарок своей сношеньке завсегда вез и «все, как выпьет, Василисой Прекрасной называл» (III, 17). А мудрые поступки дают право считать ее и Василисой Премудрой (эпизод с братьями, при­ехавшими заступиться за сестру. «“Вот какая она у нас умница-разум­ница была! Это в шестнадцать-то лет!” — Евгения с гордостью посмотрела на свою потупившуюся свекровь» (III, 16).

Василисы Премудрая и Прекрасная — идеал русской женщины, воплощенный в устном народном творчестве, таким же идеалом современной крестьянки становится Василиса Милентьевна.

Живая вода способна оживлять, исцелять умерших. Приезд Милентьевны в Пижму оживляет жителей этой деревеньки, изменяет их к лучшему. Рассказчик, как и все, кто познакомился с Милентьевной, становится ее «последователем», «учеником»: он, как и главная героиня повести, будет теперь делать людям добро.

Милентьевна привлекательна своей неуемной духовной жизнью. Она — человек-свеча. Не только сама смолоду до старости трудится без отдыха, чтоб жизнь была полной, светлой, красивой, человеческой, но и в окружающих возбуждает эту же жажду деятельного преображения бытия, нежелание мириться с существованием кое-как[132].

Вариант сообщения третьей группы.

Рассказчику «хотелось найти такой уголок, где бы все было под рукой: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды. И чтобы непременно была заповедная тишина...» В Пижме он «нашел все это с избытком» (III, 7).

«Деревушечка в семь домов,на большой реке, и кругом леса — глухие ельники с боровой дичью, веселые грибные сосняки...» (III, 7)

Действие повести происходит в этой тихой деревушке, «насквозь пропахшей молодым ячменем», со старинными колодцами с высоко вздернутыми журавлями, с большими бревенчатыми домами с деревянными конями на крышах (сам по себе дом с коньком на Севере не редкость, но ни разу рассказчик не видел такой деревни, где бы каждый дом был увенчан коньком. «А в Пижме — каждый. Идешь по подоконью узкой травянистой тропинкой, в которую из-за малолюдья превратилась деревенская дорога, и семь деревянных коней смотрят на тебя с поднебесья») (III, 18).

«Бани в Пижме черные, с каменками, стоят рядком неподалеку от реки, под огородами, которые как бы греются на взгорке.

Весной, в половодье, бани топит, и с верхней стороны против каждой из них врыты бревенчатые быки — для сдерживания и дробления напирающих льдин, а кроме того, от этих быков к баням протянуты еще могучие тяжи, свитые из березовых виц, так что бани стоят как бы на приколе» (III, 21).

Конечно, проще было бы поставить бани на взгорке, там, где расположены огороды; но так «веселее жить» — весной пальбу по льдинам открывают (III, 21).

Дом Максима и Евгении не может оставить равнодушным читателя. «Ах, какой это был дом! Одних только жилых помещений в нем было четыре: изба-зимовка, изба-летница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. А кроме них были еще сени светлые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длину — на нее, бывало, заезжали на паре, — да внизу, под поветью, двор с разными стайками и хлевами» (III, 7).

Для рассказчика, когда не было дома хозяев, «не было большей радости, чем бродить по этому удивительному дому. Да бродить босиком, не спеша. Вразвалку. Чтобы не только сердцем и разумом, подошвами ног почувствовать прошлые времена...» (III, 7)

В первый же день Максим познакомил своего постояльца с поветью, и рассказчик «просто ахнул, когда увидел то, что там было. Целый крестьянский музей!»

Деревянное и берестяное царство: «Рогатое мотовило, кросна — домашний ткацкий станок, веретенница, расписные прялки-мезехи (с Мезени), трепала, всевозможные коробья и корзины, плетенные из сосновой драни, из бересты и корня, берестяные хлебницы, туеса, деревянные некрашеные чашки, с какими раньше ездили в лес и на дальние сенокосы, светильник для лучины, солонки-уточки и еще много-много всякой посуды, утвари и орудий труда...» (III, 20)

Повесть названа «Деревянные кони» не случайно. Ведь Ф. А. Абра­мов мог озаглавить ее по имени главной героини, но писателю важно раскрыть перед читателем мир деревни Пижмы — мир красоты, созданной человеческими руками; «особый мир красоты», «красоты, по-русски неброской, даже застенчивой...» Ф. А. Абрамов хочет, чтобы и читателя, как рассказчика, «восхищали пижемские дома... с деревянными конями на крышах», чтобы читателю «нравились старинные колодцы», чтобы он «любил эту тихую деревушку», в которой все устроено так, чтобы «веселее жить».

Финал повести создает у читателя особое настроение «светлой печали», «задушевной грусти».

«Я уходил из Пижмы в теплый солнечный день...

Громобой вытянул старую шею в мою сторону, но голоса не подал.

И так же безмолвно, понуро свесив головы с тесовых крыш, провожали меня деревянные кони. Целый косяк деревянных коней, когда-то вскормленных Василисой Милентьевной.

И мне до слез, до сердечной боли захотелось вдруг услыхать их ржанье. Хоть раз, хоть во сне, если не наяву. То молодое, заливистое ржанье, каким они оглашали здешние лесные окрестности в былые дни» (III, 34).

Грустно «до слез, до сердечной боли», потому что уходит от нас мир особой красоты и не услышим мы «молодого, заливистого ржанья» коней, ни деревянных, ни настоящих, потому что не они нас провожают, а мы — их, «отжившую старину».

Учитель. Задание для четвертой группы можно было выполнить по-разному: просто перечислить высказывания, «защищая» выбор, или объединить их тематически.

Вариант сообщения четвертой группы.

1) Высказывания писателя, связанные с образом Василисы Милентьевны.

· «Сотвори мир в душе и пошли его людям».

· «Есть три грамоты: грамота ума, грамота инстинкта и грамота сердца».

· «Жить в ладу с собой, со своей совестью — не в этом ли самое большое счастье?»

· «Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем — сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное. Как жить? С ощущением последнего дня и всегда с ощущением вечности».

· «Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем».

· «Путь не меньшее счастье, чем цель».

Все эти высказывания связаны с главной героиней повести «Деревянные кони». Милентьевна прожила «в ладу с собой, со своей совестью», была правдоустроительницей, мир своей души дарила людям и учила других поступать так же. Все, что ни делала, делала с любовью, с душой...

2) Мысли из записных книжек Ф. Абрамова, характеризующие отношение к труду Милентьевны и Пелагеи.

· «Рай придумали бездельники».

· «Сидеть сиднем целыми днями под райскими кущами да лопать сладкие яблочки — да разве это блаженство? Это же наказание хуже каторги».

· «Работа, работа... Есть ли большая радость на Земле? И наработаюсь ли досыта?»

3) Мысли писателя, связанные с названием повести «Деревянные кони», с тем, как нужно относиться к памятникам искусства и культуры.

· «Искусство сродни первозданным стихиям. Это — исполинские аккумуляторы, к которым подключается человек. Подключается, чтобы зарядиться их энергией, красотой».

· «Памятники искусства и культуры — это огромные генераторы духовной энергии, которая вложена в них создателями их, а также людьми, которые на протяжении столетий им поклоняются».

· «Разрушая памятники, вы убиваете самое ценное на Земле — духовную энергию народа, аккумулированную в памятниках».

4) Высказывания Ф. Абрамова, раскрывающие его отношение к писательскому труду, сближающее автора повести и ее героя-рас­сказчика.

· «Самое трудное — увидеть вещи, события, людей в их истинном свете, без прикрас, без иллюзий, без ожесточения».

· «Писатель измеряется коэффициентом полезного действия его слова».

· «Хорошая книга — это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро».

· «Писатели должны принять на себя все муки, сомнения и нравственные заботы современного человека».

· «Писателю необходимо время от времени тяжело болеть, попадать в больницу. Чтобы не умом, шкурой прочувствовать страдания людей».

· «Поэт, писатель от всех прочих отличается одним — силой любви. Любовь — источник поэзии, источник добра и ненависти. Любовь дает силы бороться за правду, переносить все лишения, связанные со званием писателя».

Вариант сообщения пятой группы.

Когда-то была Пелагея простой колхозницей, а стала пекарихой. Олеша-рабочком, начальник заречья, «устроил»: «со скотного двора ее вырвал, все стены вокруг разрушил» (III, 56); за это она, жена Павла Амосова, позволила чужому мужику выспаться на своих золотых волосах — «не для услады, не для утехи» (III, 57) совершила такой грех, в те времена хлеб был в цене...

А у Пелагеи «в тридцать третьем году померли отец и брат с голодухи», а после войны «на ее глазах исчах ее сын, ее первенец» (III, 90).

«И был один во все эти годы товар, на который можно было достать кусок хлеба, — тряпки. Потому что люди в те годы обносились донельзя.

Ну и чему же дивиться, что она, как только стала на пекарню, начала обеими руками загребать мануфактуру? Годами загребала, не могла остановиться. Потому что думала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь. Сытные дни про запас. Для дочери, для мужа, для себя...» (III, 90)

Дружбу водила Пелагея только с «нужными людьми»: не приняла приглашение на день рождения Анисьи, сестры мужа, а та больше полугода готовилась к этому празднику, зато к Петру Ивановичу, «первому человеку на деревне» — «всю жизнь на ревизиях: то колхоз учитывает, то сельпо проверяет, то орс...» — пришла, с председателем сельсовета поговорила: «и о сене напомнила, и об Альке словцо закинула» («муж больной — обо всем надо самой подумать») (III, 48 — 50).

Беда внезапно пришла в дом Пелагеи: дочь сбежала в город за офицером, «помогла отцу сойти в могилу» — Павел помер на третий день после случившегося. Героиня оставила пекарню, целыми днями ходила по лесу, собирала грибы да ягоды, болезнь подкралась к ней незаметно. «Не умела Пелагея болеть», не могла без работы, попробовала вернуться в доярки — болезнь не отступала...

Умерла Пелагея в одиночестве, не было дочери на ее похоронах. Лишь через неделю приехала Алька, справила по дорогим родителям «небывалые, неслыханные по здешним местам» поминки, распродала добро, нажитое матерью, заколотила дом на задворках и уехала — ей не хотелось упустить веселое и выгодное место на пароходе» (III, 98).

Горек, драматичен итог жизни Пелагеи. Думая о прожитой жизни, она задает себе вопрос: «Господи! На что ушла жизнь?»

«Жарилась, парилась у раскаленной печи, таскала ведрами из-за реки помои, выкармливала поросят, недосыпала, мужу отдыха не давала — и ради чего? А ради вот этих крепдешинов да ситцев, ради всего того, что ныне тряпками зовется... эти тряпки застили ей и жизнь, и мужа, и все на свете...» (III, 90)

Вариант сообщения шестой группы.

«Всю жизнь думала: каторга, жернов каменный на шее — вот что такое эта пекарня. А оказывается, без этой каторги, без этого жернова ей и дышать нечем.

И еще больше удивились солдаты, когда только что в голос рыдавшая тетка вдруг с улыбкой прострочила мимо них и без передышки взбежала на крыльцо.

А в пекарне тоже небывалое с ней дело — не с чужим человеком, не с офицером сперва поздоровалась, а с печью, с квашней, со своими румянощекими ребятками — так Пелагея в добрый час называла только что вынутые из печи хлебы, — все так и обняла глазами» (III, 66).

«Пелагея заглянула в миску, из которой она обычно смазывала верхнюю корочку только что вынутой из печи буханки. Смазывала постным маслом на сахаре — уж на это не скупилась. Тогда буханку любо в руки взять. Смеется да ластится. Сама в рот просится. А эта чем смазывала? Пелагея метнула суровый взгляд в сторону Альки. Простой водой?!» (III, 67)

«Ее давно тянуло на пекарню... Думала: стоит только увидеть ей свою пекарню да подышать хлебным духом — и сразу хворь пройдет, сразу прорежется дыхание. И вообще она в жизни ни о чем и ни о ком так не тосковала, как о пекарне. Даже об Альке, родной дочери...

И вот дождалась она первой затайки. Утром встала ни свет ни заря. Чистая, благостная — вечером накануне специально сходила в баню, будто к богомолью готовилась. Из дому вышла с батожком — тоже как богомолка. И люди попадались ей навстречу какие-то благостные, просветленные» (III, 92).

«Бывало, чтобы хлеб духовитым был, чего только она не делала! Воду брала на пробу из разных колодцев, дрова смоляные, избави боже — сажа; муку, само собой, требовала первый сорт, а насчет помела и говорить нечего. Все перепробовала: и сосну, и елку, и вереск» (III, 94).

Из этих отрывков видно, что работа на пекарне — самое главное в жизни героини, ее счастье, ее радость, ее песня, ее молитва, — словом, ее жизнь. Пелагея целиком отдается любимому делу, и та любовь и доброта, которые она вкладывает в своих «румянощеких ребят», «передается людям».

«Благостно» и «просветленно» становится на душе у читателя после знакомства с этими страницами, потому что автор пишет о необычайном трудолюбии Пелагеи с восхищением, с уважением, с гордостью, с любовью.

В то же время Ф. Абрамов осуждает свою героиню, ведь самое большое, по его мнению, счастье — «жить в ладу с собой, со своей совестью».

Вариант сообщения седьмой группы.

Милентьевна и Пелагея похожи тем, что трудолюбивы: и та и другая не могут без работы, без постоянного труда, вкладывают в него всю свою душу...

Обе любят и умеют собирать грибы и ягоды. И если для Василисы Милентьевны это занятие воспринимается как естественное, то о том, что «грибы да ягоды были ...страстью смалу» (III, 75) и для Пелагеи и что она может быстро «надоить эмалированное ведро, потом — раззадориться — загнуть коробку из бересты, да еще и коробку набрать крупной, сочной малины», читатель с удивлением узнает в середине повести.

И у Василисы Милентьевны, и у Пелагеи сильный характер. Обе героини способны первыми поломать привычный порядок: Милентьевна урваев в люди вывела через расчистки, Пелагея «первая завела усадьбу при доме. Баня, погреб, колодец и огород. Все в одном месте, все под рукой. И под огородой...

Позже, вслед за Пелагеей, потянулись и другие, и сейчас редкий дом не огорожен» (II, 62).

Обе домовиты. Умеют «завоевывать людей».

Отличает наших героинь то, как заканчивается их жизнь: Василису Милентьевну окружают люди, она нужна и старому и малому. Пелагея болеет и умирает в одиночестве, Алька даже не приезжает на похороны матери.

Милентьевна живет в ладу со своей совестью, преображая других людей, делая их добрее; а Пелагея совершила грех, изменила мужу ради теплого местечка, изменила себе самой, ведь до тех пор она была «в женском деле — камень» («Провожая мужа на войну — а было ей тогда девятнадцать лет, — Пелагея сказала: «На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя». И как сказала, так и сделала: за всю войну ни разу не переступила порог клуба» (II, 39).

По-разному относятся наши героини и к окружающей их красоте, сотворенной людьми. Василиса Милентьевна «вскормила целый косяк деревянных коней», поэтому дом ее сына удивительный, в нем можно «почувствовать прошлые времена».

А Пелагея нанесла последний удар по дому Амосовых, «двухэтажному шестистенку с грудастым коньком на крыше, большим двором с поветью и сенником и сверх того еще боковой избой — зимницей», и осталась на месте дома «безобразная хоромина, напоминающая громадный бревенчатый аналой...» (III, 41)

Не здесь ли начало драмы, которую переживает Пелагея?

Интересно и то, что Василиса Милентьевна, как сказочная героиня, не утрачивает свою красоту с годами: «Вишь ведь, она и теперь у нас хоть замуж выдавай», — говорит о свекрови Евгения (III, 14).

Во второй повести Ф. Абрамов на протяжении всего текста подчеркивает, какие волосы были у Пелагеи: «из бани выйдешь — не знаешь, как и расчесать: зубья летят у гребня. А в школе учитель все электричество на ее волосах показывал...» (III, 50); шла Пелагея «как золотой волной накрывшись» (III, 55), а в конце вместо красивой косы — «жиденькая бесцветная куделька, собранная сзади в короткий хвостик...» (III, 36)

После выступления каждой группы остальные ученики «уточняют» выполненное задание — добавляют какие-то новые детали; спорят, если не согласны, с высказанными точками зрения и т.д.

Итогом урока становится ответ на вопрос четвертой учебной ситуации.

sВ чем красота характеров героинь Абрамова?

Несмотря на то что героини этих двух повестей многим отличаются друг от друга, их роднит главное: сильный «кремневой» характер; способность первыми поломать привычный порядок, чтобы улучшить жизнь; необычайное трудолюбие; умение целиком отдаваться любимому делу, вкладывать душу в плоды своего труда, работать в радость, «всласть»; сноровка; ловкость; домовитость; желание и умение всегда довести начатое дело до конца; понимание и знание законов леса (природы).

Эти качества, по мнению писателя, основа русского национального характера. В то же время русский человек может быть скромным, терпеливым, мудрым, правдоустроителем, как Милентьевна, а может быть и таким, как Пелагея, горячим, ярким, способным на грех, потому что сложен, противоречив и многогранен.

Учитель. Внимательно рассмотрите репродукцию с картины художника В. А. Бычкова (1991) «Несение креста»[133]. Связаны ли образы картины с нашими героинями?

На картине изображены крестьянки, семь женщин разного возраста. По-разному одетые, они несут тяжелый крест, им трудно, путь, судя по всему, неблизкий (у одной из женщин котомка за плечами, все вглядываются вдаль), на заднем плане — дорога, деревушка: беленая церковь, несколько деревянных домов, кругом — поле.

Это символ России, ее женского начала, того, что все в России на женщинах держится.

Логичным и красивым завершением урока могут стать слова известного критика И. Золотусского:

«Читал я Абрамова и думал: есть галерея русских полководцев в Эрмитаже, есть музеи славы, а галереи русской бабы нет. Нет памятника в лицах тем, на ком, может быть, Россия стояла и до сих пор стоит. Федор Абрамов этот памятник поставил, эту галерею создал. Русская история в этом смысле теперь без него не обойдется.

И романы Ф. Абрамова, и повести Ф. Абрамова, и рассказы Ф. Абрамова — этот памятник».

Домашнее задание (на выбор).

1. Составить словарную статью «Деревенская проза» или «Ф. Абрамов» в «Словарь юного литературоведа».

2. Составить план, конспект или тезисы к экзаменационному вопросу «Мир и человек в деревенской прозе 60 — 70-х годов (на примере одного-двух произведений)».

3. Что случилось с Алькой? (Набросать план повести).

4. Проанализировать любое понравившееся произведение из цикла миниатюр «Трава-мурава».

5. Подумать, с какими из женских образов русской литературы второй половины XIX века можно сопоставить образы героинь повестей Ф. Абрамова «Деревянные кони» и «Пелагея».

Литература

1. Абрамов Ф. Собрание сочинений в 3-х т. — Л.: Худож. лит., 1980 — 1982.

2. Гордович К. Д. История отечественной литературы ХХ века: Пособие для гуманитарных вузов — СПб: Спец. литература, 1997.

3. Золотусский И. П. Очная ставка с памятью. — М.: Современник, 1983.

4. Золотусский И. П. Трепет сердца. Жизнь и творчество Ф. Аб­рамова // Литература в школе. — 1995. — № 5.

5. История русской советской литературы в 40 — 80-е годы: Учебник для студентов педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1983.

6. Короткова М. С. Разговор о жизни. Урок по повестям Ф. Аб­рамова «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Х класс // Литература в школе. — 1995. — № 5.

7. Ларин О. Помните у Абрамова // Новый мир. — 2000. — № 2.

8. Павлюкевич В. П. «Правда, какая она есть». Рабочие материалы к уроку по повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое» // Литература в школе. — 1993. — № 1.

9. Трубина Л. А. Русская литература ХХ века: Учебное пособие для поступающих в вуз. — М.: Флинта, Наука, 1991.

10. Цветов Г. А. Тема деревни в современной советской прозе. — Л.: Знание, 1985.

Угроватова Т. Ю.

Наши рекомендации