Зачем автор написал этот текст?
Автор написал этот текст, чтобы показать нам, что дети очень часто лучше взрослых по своим душевным качествам и призывать нас сохранять детство в душе.
Сочинение
Я прочитал интересный отрывок из рассказа Г.Горина о том, как отец и сын не сразу поняли друг друга. Смысл последней фразы я вижу в следующем: папе Славика стало грустно, потому что он понял, что нельзя вернуть детство – «то счастливое время, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа».
Взрослые вынуждены постоянно думать о материальных проблемах. К сожалению, это часто приводит к тому, что они забывают о душе, становятся мелочны, раздражительны и злы. Например, предложения 17, 20-24, 31-34, 36-38 и т.д.
А дети, наоборот, не будучи чрезмерно погружены в материальные проблемы, бывают искренны в своих поступках и добры, стараются поступать честно и быть справедливыми. Например, предложения 16, 35, 42-43, 55-57.
Авторубедил меня в том, что взрослого может научить и ребенок. Научить доброте, справедливости… многому, чего нам так часто не хватает.
Текст № 2
(1)В маленьком садике при скверном ресторанчике маленького и скверного Туапсе завтракали мы в тугие, голодные времена.
(2)Тощий ресторанный пес бродил между столиками, стучал хвостом по голым ребрам и «ни от какой работы не отказывался» - ел даже огрызки от соленых огурцов. (3)Совсем, видно, пропадать приходится.
(4)И вдруг в другом углу садика появился другой пес. (5)Видно, только что прошмыгнул в калитку. (6)Остановился у столика, за которым старик пилил ножом какую-то жареную кожу, остановился и присел, не совсем присел, не до земли, а чуть-чуть поджался исключительно из унижения и чтобы подчеркнуть свое бедственное положение. (7)И по всей позе видно было, что он сам сознает, как дело его незаконно.
(8)Старик взглянул на него и бросил ему через голову кость. (9)Не успел пес лязгнуть зубами, как в один прыжок тот, другой, ресторанный и законный, был уже на нем. (10)Пыль, визг, вихрь, шерсть, хвосты, зубы. (11)Через секунду уже на другой стороне улицы тихое повизгивание, и уныло поджатый хвост медленно скрывается в воротах. (12)Победитель вернулся, полизал себе бок, разыскал незаконную кость, погрыз, задумался, опять погрыз вяло, без жизни, без темперамента. (13)А ведь это все-таки была ко-о-о-сть. (14)Ведь не огуречный огрызок, а ко-о-о-сть. (15)Да еще, поди, с мясцом.
(16)3адумался чего-то пес. (17)Морду отвернул, заскулил. (18)Неужто жалеет того, что прогнал? (19)Отряхнулся, подошел к столу, минутку постоял да и отошел. (20)И работа, значит, на ум не идет. (21)Лег у стены. (22)Печальный, совсем расстроился. (23)Вдруг фыркнул носом, вскочил и деловито, трусцой побежал через улицу.
(24)Через минуту пес, уже спокойный, совсем другой походкой вернулся в ресторан. (25)Морда у него была слегка смущенная, но очень добрая и даже веселая. (26)На почтительном расстоянии следовал за ним тот - нарушитель прав, злодей и преступник. (27)Злодей уже не боялся и не приседал, но явно старался держать себя скромно. (28)Разыскал историческую кость, забился с нею скромно под забор, явно подчеркивая, что к клиентам соваться не будет.
(29)Победитель рыскал без толку между столиками и так вилял хвостом, с такою силою, что даже весь набок поворачивался. (30)Получил раза два здорового тумака, но даже не визгнул, так был счастлив.(По Н.А. Тэффи)
Задание
С2.2. Объясните смысл финала текста: «Победитель рыскал без толку между столиками и так вилял хвостом, с такою силою, что даже весь набок поворачивался. (ЗО)Получил раза два здорового тумака, но даже не визгнул, так был счастлив».
Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения (избегайте чрезмерного цитирования). Объем сочинения должен составлять не менее 80 слов (без учета цитат).
Зачем автор написал этот текст?
Автор написал этот текст, чтобы показать нам, что если в мире есть жалость, сострадание и милосердие, то даже очень трудные времена не страшны.
Сочинение
Я прочитал текст Н.А. Тэффи о двух собаках. На мой взгляд, смысл финала таков: ресторанный пес почувствовал себя счастливым не после победы над другим псом, а после того, как отдал ему кость, хотя сам был голоден.
Эта доставшаяся в драке кость не принесла ему чувства торжества: «Задумался чего-то пес. Морду отвернул, заскулил… Лег у стены. Печальный, совсем расстроился».
Пожалел он дворового пса, жизнь которого была, наверное, еще более трудной, чем у него, жившего при ресторане. И это вернуло ему душевное спокойствие и радость (предложения 18, 24, 25).
Таким образом, Тэффи пока в мире есть доброта и милосердие, даже очень трудные времена не страшны.
Стили речи
К Н И Ж Н Ы Е | |||||
Разговорный | Официально-деловой | Научный (научно-популярный) | Публицистический | Художественный | |
Сфера применения (где?) | Неофициальная обстановка. | Документы, деловые бумаги. | Научные труды, учебники. | СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет), митинги и собрания. | Художественная литература. |
Функция (зачем?) | Общение дома, в магазине, в транспорте и т.д. (поговорить, обменяться мыслями, поделиться чувствами). | Сообщение | Убедить, призвать! | Изобразить | |
Проинформировать, проинструктировать, выразить волю закона. | Объяснить суть явлений, точно передать научные знания. | Воздействие на сознание (ум) с целью воспитания гражданской позиции, привлечения внимания к важным вопросам, формирования особого отношения к тем или иным проблемам, побуждения к каким-либо действиям. | Воздействиена воображение, чувства и мысли (душу) читателя. | ||
Главная черта стиля | Непринужденность, простота, неподготовленность, использование неязыковых средств общения (жесты, мимика), особая роль интонации, эмоциональность и оценочность. | Отсутствие эмоциональности | Эмоциональность | ||
Официальность, точность, однозначность, стандартность. | Отвлеченность, точность, однозначность, логичность, доказательность. (Н.п. – объяснение терминов, сравнения, переносные значения слов). | Фактичность + образность, призывность, эмоциональность и оценочность, злободневность тематики, доступность. | Образность, широкое использование средств других стилей, эмоциональность и оценочность. | ||
Языковые средства | Разговорная лексика, эмоционально-экспрессивная лексика, употребление частиц, междометий, вводных слов, короткие и неполные предложения, слова-предложения. | Клише (готовые стандартные фразы), особая терминология, использование условных сокращений, сложных союзов, производных предлогов. | Обилие терминов, абстрактной лексики, слова в прямом значении, СПП с придаточными причины и следствия, вводные слова. | Общественно-политическая лексика, частотны заимствованные слова, простые предложения, побудительные и восклицательные предложения, обращения, междометия и частицы, изобразительно-выразительные средства и стилистические фигуры. | Лексика эмоционально-экспрессивная и разговорная, просторечная, жаргонная, устаревшая; широкое употребление тропов и стилистических фигур,поэтический синтаксис. |
Жанры | Бытовая беседа, воспоминания и др. | Законы, указы, инструкции, отчеты, заявления, справки, деловые письма, автобиография, объявления. | Статья, реферат, рецензия, отзыв, план, конспект, аннотация, доклад, учебная и научно-популярная литература (словари, энциклопедии). | Очерки, статьи в СМИ, дискуссии, политические дебаты, репортаж, заметка, интервью, литературно-критическая статья, эссе. | Роман, повесть, рассказ, сказка, драма, трагедия, поэма, стихотворение и др. |
Примеры | Знаете, я вот как-то раз в степи побывал… | Вышеупомянутый вопрос находится в стадии рассмотрения. | Степями принято называть равнинные пространства с травянистой растительностью, развившейся в условиях засушливого климата. | Неужели есть люди, которые не замечают красоты родной природы?.. | Степь чем далее, тем становилась прекраснее… (Н.В. Гоголь.) |
Типы речи
Повествование | Описание | Рассуждение | |
Основные особенности | Изображаются события в определенной последовательности, действия и люди во времени и пространстве. НЕСКОЛЬКО ФОТО. МИР В ДВИЖЕНИИ. | Описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. В описании больше, чем в повествовании, слов, обозначающих качества, свойства предметов. ОДНО ФОТО. МИР В ПОКОЕ. | Утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Это словесное доказательство, объяснение, размышление. НЕТ ФОТО. МЫСЛИ О МИРЕ, А НЕ САМ МИР. |
Вопросы, которые можно задать | Что делает предмет? Что произошло? | Какой предмет? (описание предмета) Где находится? (описание места) Каково здесь? (состояния окружающей среды) Каково ему? (состояния человека) | Почему так? Что из этого следует? Что это такое? (толкование сути явления) Как быть? Что делать? |
Сфера употребления | Разговорный и художественный стили речи. | Все стили речи. | Научный стиль, научно-популярный, публицистический. |
Цель | Рассказать о важном или интересном событии, показать его героев и развитие во времени, выделяя составляющие его более мелкие события. | Помочь более внимательно всмотреться в предмет. Предметом описания могут стать одушевленные и неодушевленные объекты, явления природы, состояния человека. | Рассмотреть сущностные свойства предметов и явлений и обосновать их причинно-следственные взаимосвязи. |
Языковые особенности | Использование глаголов прошедшего времени совершенного вида, а также вводных слов, подчеркивающих последовательность действий (сначала, потом, затем, после этого). | Использование прилагательных, помогающих тонко и объективно «нарисовать» предмет, лицо; глаголов несовершенного вида. | Использование абстрактной лексики, вводных слов, подчеркивающих последовательность изложения мыслей, доказательства (во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, итак), предложений с обособленными членами. |
Типичное строение | Вступление/экспозиция (лицо, время, место действия) → завязка (начало действия) → развитие действия → кульминация → развязка → заключение. | Вступление (общее впечатление, общий признак) → основная часть (отдельные отличительные признаки предмета, человека, явления) → заключение (вывод или предложение, заключающее перечисление признаков). | Тезис (основная мысль, утверждение, которое нужно доказать) → доказательство (аргументы и примеры) → вывод (заключение, обобщение). В некоторых текстах может отсутствовать тезис или вывод. |
Пример | - Бей! – командует, не помня себя от восторга, Тема. Иоська из всех сил вытягивает кнутом жеребца. Лошадь, как ужаленная, мгновенно подбирается иделает первый, непроизвольный скачок к улице, куда мордой она была поставлена, но затем, сообразив, онавзвивается на дыбы, круто на задних ногах делаетповорот и полным карьером несется назад в конюшню. Теме, каким-то чудом удержавшемуся при этомманевре, некогда рассуждать. Пред ним ворота черногодвора; он вовремя успевает наклонить голову, чтобы не разбить её о перекладину, и вихрем влетает на чёрный двор. | Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! | Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая всё должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, — считаю все же, что Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы. |
ЛИТЕРАТУРА
Содержание и форма литературного произведения
ТЕМА – предмет изображения в художественном произведении: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.
ИДЕЯ – главная мысль, лежащая в основе художественного произведения. И. дает представление об авторском отношении к изображенному.
ПРОБЛЕМА – вопрос, поставленный в художественном произведении и требующий разрешения. П. может разрешаться или остаться неразрешенной. Одна и та же тема может послужить основой для постановки различных П. (нравственных, философских, этических, эстетических, религиозных).
ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность поставленных автором в произведении проблем, которые могут носить самостоятельный характер или подчиняться главной П. Виды П. в художественном произведении: социально-политическая, нравственно-этическая, национально-историческая, философская и др.
ФАБУЛА – цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета. В отличие от сюжета Ф. можно кратко пересказать. «Ф. - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель». Кроме того, одна и та же Ф. может стать основой для множества различных сюжетов (например, история о мнимом ревизоре была использована не только Н.В. Гоголем, но и другими авторами).
СЮЖЕТ – событие или совокупность событий в эпических и драматических произведениях, развитие которых позволяет писателю раскрыть характеры героев и суть изображаемых явлений в соответствии с авторским замыслом. В основе С. лежит конфликт. В С. обычно выделяют такие структурные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
1. Экспозиция – часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть Э., кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно Э., рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов"), и Э. героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).
2. Завязка – событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора.
3. Развитие действия – система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. Д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.
4. Кульминация – вершина конфликта, момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий. К. раскрывает основную проблему произведения и характеры героев наиболее полно, после нее действие обычно ослабевает. Предшествует развязке. В произведениях с множеством сюжетных линий возможно наличие не одной, а нескольких К.
5. Развязка – заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.
6. Эпилог – часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.
7. Лирическое отступление – непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).
КОНФЛИКТ – острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и жизненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. К. выражается в противоборстве, противоречии, столкновении между героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Развитие К. приводит в движение сюжетное действие. К. может быть разрешимым или неразрешимым (трагический К.), явным или скрытым, внешним (прямые столкновения характеров) или внутренним (противоборство в душе героя). Особое значение как элемент сюжета имеет в драматургических произведениях.
КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов в соответствии с содержанием, жанровой формой и замыслом автора. Можно выделить такие виды композиции:
1. Линейная – соответствует стандартной сюжетной схеме.
2. Обратная – действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят временной ход действия и разъяснят причины происходящего.
3. Кольцевая – например, последняя строфа повторяет первую или произведение начинается и заканчивается пейзажем, интерьером или события начала и финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.
4. Ретроспективная – возвращения действия в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования, нередко при использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид композиции будет называться «рассказ в рассказе».
5. Зеркальная – основана на симметрии слов, образов, эпизодов или сцен, глав, явлений. Начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Классический пример – «Евгений Онегин». В развязке повторяется завязка, только с переменой положений: сначала Татьяна влюблена, пишет письмо и выслушивает холодную отповедь, потом Онегин влюблён, пишет письмо и выслушивает отповедь.
6. Умолчание – автор обрывает повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о другом событии. Такой прием очень любят авторы авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.