ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения-рассуждения
Языковые средства и синтаксические конструкции, которые можно использовать для связи тезиса и аргументов, для перехода к примеру брать из материала, посвященного сочинению С 2.1.
Примерные ШАБЛОНЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ сочинения-рассуждения
- Автор(либо назвать автора)убедил меня (убеждает нас) в том, что…
- Текст (назвать автора) призывает нас задуматься над… (например, своим отношением к людям)и позволяет избежать ошибок в реальной жизни.
- Нельзя не согласиться с автором в том, что…
- С автором текста трудно не согласиться. Действительно…
- Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
Таким образом, пока в мире есть доброта и милосердие, даже очень трудные времена не страшны.
Итак, (назвать автора) призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
- Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
- Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?
- Использование цитаты, афоризма, пословицы, поговорки, но они должны быть обыграны и записаны в виде формулы, вывода, рекомендации.
В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!
Языковые средства и синтаксические конструкции, которые можно использовать для связи доказательств и выводабрать из материала, посвященного сочинению С 2.1.
Список наиболее часто встречающихся проблем текстов
Социальные
• проблема отношений личности и общества (способно ли общество по достоинству оценить личность при жизни?);
• проблема исторической памяти (надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в какой-либо профессии?);
• проблема оценки таланта современниками (почему современники не всегда могут по достоинству оценить талантливого человека?);
• проблема любви к родине; проблема русского характера (в чем особенность русского патриотизма? в чем особенность русского характера? в чем сила русского характера?);
• проблема истинного и формального отношения к памяти павших;
• проблема памяти, социальной незащищенности;
• проблема эмиграции;
• проблема национализма;
• проблема наркомании;
• проблема выбора профессии;
• проблема общения с близкими;
• проблема неуважительного отношения юношества к старости и к старикам;
Нравственные
• проблема человеческого поступка (что управляет человеческим поведением?);
• проблема нравственного долга;
• проблема нравственного выбора;
• проблема жестокости (что делает людей жестокими?Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими?);
• проблема исчезновения милосердия, сочувствия, доброго отношения к людям;
• проблема одиночества;
• проблема внутренней культуры человека;
• проблема истинных ценностей на войне;
• проблема чести и человеческого достоинства;
• проблема ошибок и возможности их исправить,
• проблема человеческой совести,
• проблема любви (достоин ли любви человек, сам неспособный любить?) и т.п.
Философские
• проблема добра и зла;
• проблема истинных и ложных ценностей;
• проблема свободы личности;
• проблема соответствия целей и средств;
• отношение человека к красоте и т.п.
Образцы сочинений-рассуждений на морально-этическую тему (С2.2)
Текст № 1
(1) Славик притащил ёжика в шапке, подбежал к дивану, на котором лежал папа с раскрытой газетой, и, задыхаясь от счастья, закричал:
(2) - Пап, смотри!
(3) Папа отложил газету и осмотрел ёжика.
(4) - Хороший ёж! - сказал папа. (5) - Симпатяга! Где достал?
(6) - Мне мальчик во дворе дал, - сказал Славик.
(7) - Подарил, значит? - уточнил папа.
(8) - Нет, мы обменялись, - сказал Славик. - (9) Он мне дал ёжика, а я ему билетик.
(10) - Какой ещё билетик?
(11) - Лотерейный, - сказал Славик и выпустил ёжика на пол.
(12) - Откуда у тебя лотерейный билет?
(13) - Я его купил, - сказал Славик.
(14)- Как же ты отдал мальчику свой лотерейный билет?.. (15)А вдруг этот билет что-нибудь выиграл?
(16) - Он выиграл, - сказал Славик, не переставая наблюдать за ёжиком.
(17) –То есть как это - выиграл?— тихо спросил папа, и его нос покрылся капельками пота. (18) - Что выиграл?
(19) - Холодильник! - сказал Славик и улыбнулся.
(20) - Что такое?! (21) - Папа как-то странно задрожал.- (22)Холодильник?!.. (23) Что ты мелешь?.. (24) Откуда ты это знаешь?!
(25) - Как - откуда? — обиделся Славик. (26) - Я его проверил по газете... (27)Там первые три цифирки совпали... и остальные... (28)И серия та же!.. (29) Я уже умею проверять, папа! (30) Я же взрослый!
(31) - Взрослый?! (32) - Папа так зашипел, что ёжик, который вылез из-под дивана, от страха свернулся в клубок. (33) - Взрослый?!.. (34)Меняешь холодильник на ёжика?
(35) - Но я подумал, - испуганно сказал Славик, - я подумал, что холодильник у нас уже есть, а ёжика нет...
(36) - Замолчи! - закричал папа и вскочил с дивана. (37) - Кто?! Кто этот мальчик?!(38) Где он?!
(39)...Сеня стоял посреди двора и со страхом глядел на грозного папу, который в одной руке нёс Славика, а в другой - ежа.
(40) - Где? - спросил папа, надвигаясь на Сеню. - Где билет? Уголовник, возьми свою колючку и отдай билет!
(42) - У меня нет билета! (43) Я из него голубя сделал, - прошептал Сеня и захныкал.
(44) - Не плачь! - сказал папа, стараясь быть спокойным. - (45)Не плачь, мальчик... (46) А где этот голубок?..
(47) - Он на карнизе засел... - сказал Сеня.
(48) - На каком карнизе?
(49) - Вон на том! - И Сеня показал на карниз второго этажа.
(50) Папа снял пальто и полез по водосточной трубе.
(51) Спустившись на землю и тяжело дыша, папа развернул билетик и увидел, что он выпущен два года тому назад.
(52) - Ты его когда купил? - спросил папа у Славика.
(53) - Ещё во втором классе, — сказал Славик.
(54) Папа молча отошёл в сторонку и сел на лавочку.
(55) - Папа, - тихо сказал Славик, подходя к отцу - (56) Ты не расстраивайся! (57) Сенька говорит, что он всё равно отдаёт нам ежика...
(58) - Спасибо! - сказал папа. - Спасибо, Сеня...
(59) Он встал и пошёл к дому.
(60) Ему вдруг стало очень грустно. (61) Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.(По Г.Горину)
Задание
С2.2. Объясните смысл последней фразы текста: «Ему вдруг стало очень грустно. Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа».
Напишите сочинение-рассуждение. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения (избегайте чрезмерного цитирования). Объем сочинения должен составлять не менее 80 слов (без учета цитат).