Отсутствие абзацев или, наоборот, чрезмерно мелкое абзацное членение является недостатком сочинения.
В абзац выделяются:
1. Предложения, заключающие в себе основные мысли текста. Они обычно начинаются вводными словами (итак, следовательно, в общем, таким образом и т.п.) и оборотами речи (подводя итоги сказанному, отметим, что… и т.п.);
2. Предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предшествующим предложением.В таких предложениях используются, как правило, слова и выражения, которые не употреблялись в предыдущих абзацах.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В КОМПОЗИЦИИ сочинения-рассуждения:
1. Затянутое вступление. 2. Недостаточный объем основной части. 3. Слишком большой объем концовки. 4. Отсутствие какой-либо композиционной части (вступления, заключения; в этом случае текст как будто оборван). 5. Недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одного объекта на другой, с одной темы на другую).
Сочинение-рассуждение о знаках препинания (С2.1)
Функции знаков препинания
1. Смыслоразличительная.Знаки препинания помогают верно передать смысл предложения. В качестве доказательства возможен эксперимент с заменой знака препинания для указания на изменение смысла.
2. Выделительная. Выделяют законченные смысловые отрезки текста — предложения, словосочетания, вводные слова, прямую речь, цитаты и т.д.
3. Разделительная. Указывают на грамматические и логические отношения между частями предложения: однородными членами, частями сложного предложения и т.д.
4. Эмоционально-экспрессивная.Расставляют эмоциональные акценты, передают чувства, отношения пишущего.
5. Интонационная.При воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
Знаки препинания бывают одиночными и парными. К парным знакам препинания относятся две запятые и два тире (употребляемые при обособлении частей предложения как единые знаки), скобки и кавычки.
В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме» повествования.
Смыслоразличительная функция знаков препинания
Знак препинания | Смыслоразличительная функция знака препинания |
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны как тезис вступления к работе о роли знаков препинания и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) | · Основное назначение пунктуации - передавать логику предложения, связь между его частями. · Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы. · Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами. · Передают на письме оттенки смысла. · Могут быть средством выражения состояния пишущего. · Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие» слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции. |
Запятая | · Указывает на следование объектов и событий друг за другом. · Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов. |
Точка | · Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. · Указывает на завершённость высказывания. · Указывает на законченность мысли. |
Вопросительный знак в конце предложения | · Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа. · Указывает на ожидание ответа. |
Восклицательный знак в конце предложения | · Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания. · Указывает на эмоциональную напряжённость. |
Двоеточие | · Ставят, когда хотят сказать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью) · Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания. |
Тире | · Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов. · Указывает на следование событий друг за другом. · Указывает на временной интервал. · В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту. · Указывает на варианты названия. · Значение противоположности (Я мрачен – ты весел). · Указывает на значение следования – одно событие следует за другим – внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил – и вдруг споткнулся). · Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть – работай вместе со всеми). |
Кавычки | · Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору. · Обозначают границы прямой речи или цитаты. · Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься». |
Скобки | · Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию. · Указывают на вспомогательный характер информации. |
Точка с запятой | · Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя. |
Многоточие | · Передаёт недосказанность, недоговорённость. · Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением. · Указывает на неполноту информации. · Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. |
Другие функции знаков препинания (выделительная, разделительная, эмоционально-экспрессивная) | |||
Функции/Знаки препинания | Выделительная (выделяют) | Разделительная (разделяют) | Эмоционально-экспрессивная |
Запятая | 1. Обособленные члены предложения. 2. Уточняющие, поясняющие и присоединительные члены предложения. 3. Сравнительные обороты. 4. Вводные конструкции. 5. Обращения. 6. Междометия. 7. Утвердительные, отрицательные слова. 8. Придаточные части сложноподчиненного предложения. | 1. Однородные члены предложения. 2. Части сложного предложения. 3. Прямую речь, стоящую перед словами автора. | |
Точка | Повествовательные предложения в тексте. | Удовлетворенность. | |
Вопросительный знак | Вопросительные предложения в тексте. | Недоумение. | |
Восклицательный знак | Восклицательные предложения в тексте. | Восхищение, изумление, возмущение. | |
Двоеточие | 1. Обобщающее слово и однородные члены после него. 2. Части БСП. 3. Прямую речь и слова автора. | ||
Тире | 1. Распространенные приложения. 2. Вставные предложения. 3. Слова автора, находящиеся внутри прямой речи. | 1. Подлежащее и сказуемое при отсутствии связки. 2. Слова при пропуске члена предложения. 3. Обобщающее слово, стоящее после однородных членов предложения. 4. Части БСП. 5. Прямую речь и слова автора. 6. Реплики диалога. | Неожиданность. |
Кавычки | 1. Прямую речь. 2. Названия книг, фильмов и т.д. 3. Цитату. 4. Слова, употребляемые в необычном значении (например, ироническом). | ||
Скобки | Вставные предложения. | ||
Точка с запятой | 1. Однородные члены предложения. 2. Части сложного предложения. | ||
Многоточие | Незаконченные предложения в тексте. | Недосказанность, недоговоренность. |
Шаблонысочинений-рассуждений на лингвистическую тему (С2.1)