Сжатое изложение (неудачное)
Может быть, это покажется рациональным, но людям нужны рациональные цели.
Цель достижима: как например покупка мотоцикла или поступление в ВУЗ. Можно подумать о ней заранее.
А мечта – это что-то волшебное. Но волшебная мечта не способна проявиться, если в неё не верить.
И как ни странно это работает. Психологи говорят, если ты веришь в мечту, то мечта воплотится в реальность.
Например, мы мечтаем поехать в другую страну. Может быть, мы даже решаемся осуществить её другими способами, например, поехать работать в эту страну. И наша мечта осуществляется, мы понимаем, что благодаря мечте стали лучше. (92 слова)
Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый вообще не владеет приёмами компрессии. В изложении немало необязательных повторов, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел.
Необходимая терминология к заданиям А1, C1, C2.
1. Текст – ряд предложений, связанных по смыслу (общая тема, идея, проблематика) и грамматически (порядок предложений, порядок слов в предложении, интонация и др.).
2. Исходный текст - текст, предложенный для анализа.
3. Тема текста –то, о чем (или о ком) в нем говорится, содержание текста. Часто тема отражается в заглавии текста. С точки зрения грамматики тема – это ПОДЛЕЖАЩЕЕ.
Чтобы определить тему текста нужно:
1. Выделить ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
2. Сформулировать тему, используя следующие стандартные фразы (клише):
Этот текст о…
Эта статья о …
…- вот тема, к которой обращается автор текста.
Автор обращается к актуальной теме – теме…
4. Микротемы текста – минимальные содержательные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль. Чаще всего они совпадают с границами абзацев, но могут и не совпадать.
5. Основная мысль текста (идея, авторский замысел) –то, ради чего создавался текст, к чему призывает, в чем убеждает, чему учит. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.С точки зрения грамматики тема – это СКАЗУЕМОЕ. Ср.: Позиция автора.
6. Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.
Три способа формулировки проблемы исходного текста:
1. Проблема «чего» (словосочетание с сущ. в Р.п.): «проблема взаимоотношений отцов и детей», «проблема исчезновения милосердия» и др.
2. В виде вопроса (используя вопросительные союзы ли, почему, как и др.): «Возможно ли органическое сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст (статья) …»
3. С помощью назывных предложений, конструкции “именительный темы”. Такое начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам: «Дети. Родители. Эта извечная проблема поднимается и в тексте N.» или «Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви»(здесь уже дан и комментарий).
7. Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.
В тексте может быть затронуто несколько проблем, но работать Вы должны только с одной из них!
8. Комментарий (интерпретация) проблемы - толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.
При интерпретации, комментировании исходного текста допускается цитирование наиболее ярких авторских выражений, ссылки на авторский текст. Помните: это должны быть именно ссылки, подкрепляющие ваши формулировки, а не простой пересказ исходного текста.
9. Позиция автора–отношение создателя текста к поднятой проблеме (-ам), героям и т.д. Иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы (проблемы).
Постарайтесь ответить на следующие вопросы:что хотел сказать автор, создавая текст; как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев. Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые отражают авторское отношение, а именно: неодобрение, или иронию, или осуждение, или сочувствие, или восхищение…
10. Характеристика героя–раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их прямой речи, а также в описании её особенностей автором.
11. Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте.
12. Тезис– это главная мысль текста (и вашего сочинения), главное утверждение автора, которое он (и вы в сочинении) старается обосновать, доказать.
13. Аргумент– доводы, суждения, приводимые в доказательство высказанной мысли (тезиса).
14. Аргументировать– т.е. приводить доводы, аргументы.
15. Пример – конкретный пример из текста, подтверждающий аргумент (С2.2 – свидетельствующий, что вы верно интерпретируете текст). Примерами будут НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ТЕКСТА или цитаты.
16. Вывод – итог, подтверждающий правоту тезиса.
Терминология к заданиям А2, В1