Творческий путь А. Платонова. Художественный язык и мировоззрение.

А.П.Климентов (псевдоним — Андрей Платонов) родился 20 августа 1899 г. в Ямской слободе под Воронежем. С 1906 по 1914 г. будущий писатель учился в церковноприходской и городской школах. Детство было безрадостным. Окончив 4 класса городской школы, в 13 лет он пошел «в люди». Заботясь о хлебе насущном, сменил множество профессий: работал на молотилке, «мальчиком» на складе, рассыльным в страховом обществе, слесарем, литейщиком на заводе, помощником машиниста, механиком на локомобиле.

Как и у М.Горького, главными «университетами» Платонова стали жизнь и самообразование. «Я жил и томился, потому что жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности», — признается он в одном из писем. Как величайшую несправедливость по отношению к «маленькому человеку» ощущал будущий писатель не дефицит хлеба и тепла, а дефицит смысла жизни, ясности пути.

С верой и оптимизмом принимает Платонов революцию 1917 г. Он поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника, вскоре вступает в РКП(б), начинает печататься в воронежской прессе. В его публицистике той поры господствовал мажорный тон. В 1922 г. в Краснодаре выходит в свет сборник стихов Платонова «Голубая глубина». Революция зарождает в нем оптимистическую надежду на скорое обретение смысла жизни каждым простым человеком. Человек освободится и станет подлинным творцом собственной жизни, кузнецом своего счастья. На этом этапе творческого пути человек для писателя — борец и победитель. Есть, правда в платоновской трактовке человека одна особенность: он сосредоточен не на противоборстве с классовым врагом, не на сокрушении старых порядков, а на созидательной, творческой работе. Платонову дорог не воин, а строитель. И борьбу он ведет не с людьми «старого мира», а с косной недвижностью материи, сопротивлением земного материала.

Уже в ранних произведениях писателя, свято верящего, что маршрут «паровоза истории» верен, ощущается стремление еще и еще раз проверить точность расчета, заглянуть в конечный пункт пути. Туда ли летит паровоз, даст ли людям счастье предполагаемая « остановка »? Поиск ответов на эти вопросы проводится Платоновым в трех направлениях: в научно-фантастической прозе, произведениях на исторические темы и рассказах и повестях о современности, которые образно истолкованы в одной из монографий о писателе, соответственно, как испытание будущего, испытание прошлого и испытание настоящего.

«Испытание будущего» — начальный пункт творческого пути Платонова — проводится в научно-фантастических произведениях. Ученые и гениальные изобретатели ведут в них лихую «кавалерийскую атаку» на природу с целью создать идеальную всеобщую гармонию жизни. Вот, например, сюжетная канва повести «Эфирный тракт» (1926-1927): несколько поколений ученых работают над задачей выращивания вещества; они открывают «эфирный тракт», позволяющий электронам стремительно размножаться. Это дает человечеству возможность выращивать любые вещества — железо, уголь и т.д. Однако личные судьбы изобретателей складываются трагично: почти все они погибают. Такой финал — возмездие за насилие над природой. Люди, одержимые идеей, в торопливой горячности предают ход естественной жизни, отрываются от почвы и уходят, по мнению писателя, «в сторону от души ». Сходную проблематику разрабатывает в 1920-е гг. М.А.Булгаков в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Однако если Булгаков прибегает к комическим средствам для создания сатирического эффекта, Платонов серьезен и проникнут сочувствием к своим героям.

Эта особенность авторской позиции не всегда должным образом учитывается в методической литературе: существует тенденция прочитывать платоновские произведения как откровенно сатирические. Однако Платонов если и не солидарен со своими героями, то явно сочувствует им: как и они, он — правдоискатель, а отнюдь не убежденный сатирик, непоколебимо уверенный в собственной правоте. Итак, итог обращения Платонова к научно-фантастическому жанру — серьезное сомнение в осуществлении глобальных технических проектов. Утопичным оказывается стремление решительным натиском « осчастливить человечество ».

«Испытание прошлого» проводится писателем на материале эпохи Петра I. Выбор именно этой исторической эпохи неслучаен: в 1920-е — 1930-е гг. в моде были прямые аналогии между реформаторской деятельностью Петра и радикальными государственными преобразованиями Советской власти. Повесть «Епифанские шлюзы» написана на основе реальных исторических фактов — предпринятых в начале XVIII в. неудачных попыток соединить каналом реки Волжского и Донского бассейнов. Петровская Россия в повести увидена глазами англичанина — руководителя работ инженера Бертрана Перри. Инженер приезжает в Россию по приглашению царя; он надеется заработать денег, чтобы сыграть свадьбу с любимой Мери. Поначалу ему нравятся и русские люди, и русский царь. Не щадя себя, инженер с головой погружается в работу. Но реальность рушит все его надежды: работа движется медленно, уровень воды недостаточен, крепостные строители бегут. Будучи незлым от природы, Перри превращается в палача, пытаясь выполнить свой долг перед царем. Однако наступает день, когда палач сам становится жертвой: по приказу царя Перри казнят в Пыточной башне Кремля. Строительство, которое ведется «по бумажке», а не по законам народного здравого смысла, не может никого привести к счастью, оно лишь плодит смерть.

Вслед за «Епифанскими шлюзами» Платонов создает в 1927-1929 гг. повесть «Сокровенный человек» и роман «Чевенгур» о событиях недавней революционной истории.

Несмотря на то, что язык Платонова в целом значительно отличается от обычного, мы не испытываем затруднений при его восприятии. Это происходит потому, что он строится на выведении на поверхность тех смыслов, которые в скрытом виде присутствуют в языке, но не осознаются нами или в силу неполной их проявленности, или в силу «данности», «стертости» языка. Язык Платонова воздействует на самые глубины нашего существа: дух человека приходит в состояние напряжения, получив возможность соприкоснуться с прародиной языка. Один из первых исследователей языка Платонова Л.Я.Боровой отмечал: «Слова Платонова — общеизвестные. По самому главному внутреннему движению его творчества ему необходимы именно такие слова. Он умеет „только" разворошить эти уже спекшиеся слова, зачислить их в новый ряд, выгнуть и наклонить их так, чтобы возникла новая интонация и открылась их „высшая жизнь"». «Неправильный» язык Платонова — это позиция Платонова «в пользу „естественного" человека,— своего рода Адама, впервые называющего вещи и явления».

Наши рекомендации