Глава 2. Психологическое влияние на человека вторичных миров
Начнем с того, что определим, что подразумевается под понятием жанра «фэнтези». Фэнтези – вид фантастического искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов с сюжетным допущением иррационального[39].[АМ15] [ОН16] Существует несколько классификаций фэнтези[40], и мы рассмотрим лишь произведение высокого героического фэнтези, «классику жанра».
ЛегендариумТолкина о мире Средиземьяпрактически сразу после выхода в свет «Властелина Колец» покорил огромное количество людей всех полов и возрастов. На нем строили свои циклы другие писатели жанрафэнтези. Данные книги ориентированы не только на взрослую аудиторию, но, как выяснилось, и на подростков. В целом, на мой взгляд, это более чем оправдано, ибо подростковый период и юность – самое нестабильное психологически время для человека, время, когда он ищет себя, формирует для себя принципы и жизненные цели. И в этом во многом способны помочь именно книги, особенно если рассматривать вторую половину ХХ века, когда интернет еще не настолько поглотил наше общество.
Практически сразу после выхода основных изданий Толкина о Средиземье в 1960-х годах во всем мире начало развиваться ролевое движение толкинистов.[41]В80е-00е оно доходит и до России, захватывая тысячи людей[42].[АМ17] [ОН18] Так, например, перепись населения в 2002 году выявила, что группа подростков из Перми в качестве национальности указали «эльф» и «хоббит»[43]. И это не единичный случай, когда люди проецировали свое увлечение «вторичной реальностью» на действительность. Это касается не только поклонников Толкина, но и фанатов других фэнтезийных миров – вселенных Звездных войн, Стартрека, Гарри Поттера, Хроник Нарниии многих других.
В психологии существует термин «эскапизм», обозначающий желание человека уйти из реального мира в вымышленный или в параллельный.Эскапизм не является психическим заболеванием или отклонением[44], но в тяжелых формах может вызывать навязчивые идеи у человека, желание окончательно оградить себя от реального мира.
Мы задались вопросом, какими характеристиками психологического состояния и уровнем личностного развития[АМ19] [ОН20] должен обладать человек, у которого обнаруживается склонность к нему. От чего она зависит? И является ли это проблемой, характерной для поклонников творчества Дж. Толкина?
1. Первичная характеристика поклонников Толкина
Для сбора данных о поклонниках Толкина мы использовали данные из интернет-источника – сайта «ВКонтакте». Нами были рассмотрены разного родахарактера опросы, предлагавшиеся пользователям социальной сети «ВКонтакте», состоявшим в фан-группах, посвященным легендариумуТолкина. Основная цель – понять первичные характеристики поклонников Толкина для определения критериев, по которым их можно выделить из общей массы тех, кто интересуется данными книгами и фильмами. В отсутствие возможности провести опрос достаточно большого количества индивидов, относящихся к рассматриваемой нами группе, использование результатов опросов из социальных сетей представляется хорошим инструментом – заменителем. Результаты можно увидеть ниже, подробную информацию о численности групп, скриншоты опросов см. в Приложении №3.
Опрос №1. Несмотря на тот факт, что для современной молодежи книги отходят на второй план, поклонники Толкина верны книжным предпочтениям. Оно и понятно – я считаю, что именно книга способна дать заинтересованному тот мир, в который он стремится попасть, поскольку стимулирует воображение, в отличие от фильма, который сразу предлагает готовую картинку.
Опрос №2. Можно заключить, что большинство из респондентов склонны к тому, чтобы считать Средиземье «своим» местом, куда можно и хотелось бы отправиться. Является ли это явным эскапизмом? Скорее, нет, ведь единственный ответ, который мог бы это подтвердить – третий вариант ответа – написан явно с юмором, и вряд ли может полно отразить таковую картину.
Опрос №3. Данный опрос также подчеркивает важность книги для поклонников Толкина; естественно, тут более проявляется интерес в чем-то литературный и языковой, но в целом картина положительная – не хотят прочитать любимые произведения в «новом» амплуа всего 20% респондентов.
Опрос №4. А вот этот опрос н уже полностью идентифицируется как то, что имеет место быть именно в наше время, в нашем обществе. Фильмы, снятые по мотивам произведений, смотрели 99% респондентов, при этом 67% начали именно с фильма, 12% из них к книге так и не обратились. Это отражает простоту восприятия произведений кинематографа и дает понять, что красивая картинка (а в фильмах Питера Джексона во многом именно красивая картинка – личное мнение автора) способна привлечь к фандому большое число новых поклонников.
Опрос №5. [АМ21] [ОН22] Половина респондентов уверены, что Средиземьенаходится/находилось на нашей планете и относится к действительной истории, а сторонники «параллельности» и «вторичности» данного мира лишь на втором месте, их всего 22%. Из этого можно сделать вывод, что созданный Толкином мир достаточно правдоподобен, чтобы претендовать на то, чтобы быть действительным, следовательно, снижается риск развития эскапистских потребностей у поклонников – ведь в прошлое попасть нельзя, но нас радует тот факт, что оно было. Данный опрос может быть частичным подтверждением теории «реальности» мира Средиземья, к которой мы сами склонялись в Главе 1.
Опрос №6показывает, что возраст знакомства с творчеством Толкина в основном детский (44,9%) или подростковый/юношеский (50,8%), как мы увидим далее аналогичные данные получены в результате «углубленных» интервью (далее).
Интервьюирование
Итак, нами был проведен ряд интервью с разноплановыми представителями современной молодежи по нескольким вопросам, связанных с их увлечением миром Средиземья и фэнтези в целом.
Данная выборка респондентов подобрана потомучто каждый из них является одним из наиболее типичных представителей современной фан-общности толкинистов. В качестве способа интервьюирования был выбран метод «углубленных» интервью, который позволяет более подробно и индивидуализировано разобраться в личностных мотивах к изучению фэнтези каждого из респондентов.
Основными причинами, по которым мы выбрали именно этих респондентов, являются следующие:
1) личное знакомство с интервьюером, что способствует более доверительным ответам на вопросы;
2) возраст респондентов лежит в пределах 15-22 лет, и именно этот возраст он является одним из самых нестабильных периодов в жизни человека, следовательно, именно в нем появляется потребность найти/обрести настоящего себя, и может возникнуть склонность к уходу из реального мира ввиду увеличения ответственности за все совершаемые действия;
3) все респонденты – довольно давние поклонники Толкина для своего возраста (3 и более лет)
Изначально мы планировали провести опрос методом глубоких интервью, которые предполагают непосредственную личную беседу с респондентом для уменьшения риска «придумывания» ответов, а также для отслеживания эмоционального состояния респондента. Но, к сожалению, для нас это было невозможно, поэтому мы слегка изменили ход интервью. Интервьюирование было проведено через социальную сеть «ВКонтакте» посредством отправки высылки респонденту списка из 15 вопросов, на которые он должен был ответить в течение некоторого ограниченного времени (в каждом из случаев оно составило около 3 часов).Респондент был проинформирован о целях исследования и о ходе будущей работы с ним. После получения списка ответов на основную группу вопросов, задавались некоторые уточняющие, для более углубленного анализа ответов, мнения и отношения респондента. Вопросы были составлены таким образом, что на основе ответов на них возможно было создание общего образа каждого конкретного респондента.С подробными ответами респондентов на вопросы можно ознакомиться в Приложении №4.
Проведем анализ ответов респондентов и выявим ключевые тезисы, которые они высказали:
Таблица 1. Анализ результатов интервью.
Вопросы, задаваемые респондентам | Общая характеристика ответов, данных респондентами | Выводы из полученных ответов |
1. Общая характеристика респондента. | Всего 6 человек. 2 юноши, 4 девушки. Возраст от 15 до 22 лет включительно. Все респонденты учатся, двое из них работают. | - |
2. Первое знакомство с фэнтези. | Пятеро из респондентов познакомились с фэнтези в детстве, в возрасте 5-9 лет. | Это отражает связь фэнтези и волшебной сказки, к которой всегда тянется ребенок. |
3. Личная оценка респондентом своихпсихологического состояния, уровня социальной активности, социального окружения, материальнойобеспеченности на момент, когда «вторичная реальность» стала интересна. | Трое из респондентов четко отметили, что психологическое состояние находилось в упадке; у всех социальная активность понижена, материальная обеспеченность нестабильна. | Эти ответы оправдывают тот факт, что при наличии проблем в реальной жизни человек начинает тянуться в вымышленную реальность, искать в ней помощи в борьбе со стрессом. |
4. Спонтанность начала увлечения фэнтези. | Пятеро респондентов познакомились с фэнтези спонтанно, ничего не планируя; только один из них отметил, что желание посмотреть фильмы трилогии «Властелин Колец» и впоследствии прочитать книги было полностью осознанным. | Увлечение фэнтези происходит в большинстве своем спонтанно, это обуславливается его простотой и понятностью для большинства читателей, а также массовостью. |
5. Характеристика потребности ей привнесения респондентом в свою жизнь элементов «вторичной реальности» после знакомства с фэнтези. | Двое из респондентов (юноша и девушка) отмечают, что таковой потребности не появилось, но ко всем ее проявлениям относятся с одобрением. Остальные четверо привносили различного характера элементы – внешний вид (костюмы, прическа), атрибутика (меч, корона, амулет). | Респондентам хочется, чтобы реальная жизнь имела отсылки к тому, что дорого, а именно – к фэнтези. |
6. Ассоциирование себя с кем-либо из персонажей мира Толкина. | Четверо из респондентов ассоциируют себя с хоббитами, двое из них – с БильбоБэггинсом. Еще один респондент – с эльфами, еще один – ни с кем. | Интересный результат, поскольку сам Толкин не раз отмечал, что хоббиты – это современные люди, и что он сам принадлежит к ним. БильбоБэггинс – герой, обладающий по большей части положительными характеристиками, и этим, видимо, притягивающий читателя. |
7. Характеристика присутствия в жизни респондента элементов, свойственных лишь миру Толкина. | Четверым респондентам (все они девушки) произведения Толкина помогли в осознании жизненных целей, формировании личностных ценностей. Для юношей такого не произошло. | В возрасте, в котором находятся респонденты-девушки, происходит переосмысление себя, и не вызывает удивления,, что они пытались найти ответы на вопросы в книгах фэнтези. У юношей это происходит позже и несколько по-другому, поэтому можно заключить, что для них эти книги оставались просто развлечением. |
8. Характеристика окружения респондента – интересуется ли кто-то тем же, что и респондент? | У троих – да, у двоих – частично, у последнего совсем нет. | Окружение каждого из респондентов дифференцировано. |
9. То же, но касательно самого близкого круга общения. | Двое характеризуют увлечение близких как на минимальном уровне, для троих увлечение настигло очень близких людей, полностью поддерживающих респондента. | Близкие отношения большинство респондентов поддерживают с теми, кто также увлечен фэнтези. |
10. Исследование желания респондента переместиться в вымышленную реальность. | Пятеро из респондентов отмечают, что периодически такое желание возникает (одна четко говорит, что возможность ухода во «вторичный мир» – способ ухода от реальных проблем), но все они здраво оценивают свои возможности и способности и осознают, что там может быть не так все хорошо. | Можно заключить, что все респонденты не обладают крайней формой эскапизма, поскольку желание уйти во «вторичную реальность» не превратилось у них в навязчивую идею, несмотря на сильное увлечение фэнтези. |
11. Участие в ролевом движении. | Четверо участвуют в онлайн-ролевых играх, в реальных хотят, но нет возможности. Двое не участвуют. | Реальное ролевое движение сейчас поддерживается в основном теми, кто участвовал в нем в 90-е. Сейчас с приходом интернета всю большую популярность набирают онлайн-платформы – этот вид ролевой игры проще для участников. |
12. Участие в фанфикшене[45]. | Четверо респондентов (из них двое – юноши) не читают и не пишут. Двое (16 и 15 лет) только читают, один из них относится к фанфикшену с явной симпатией. | Фанфикшениз общей массы поклонников Толкинапривлекает не всех. |
13. Личная оценка респондентом степени своей увлеченности фэнтези и ее характера. | У четверых раньше присутствовала сильная увлеченность миром фэнтези, они отмечают, что сейчас она плавно успокоилась, остались просто теплые чувства. Один отмечает, что увлеченность также средняя, но следит за новостями по легендариуму, один – что фэнтези – тот жанр, к которому относится с наибольшей нежностью. | Все респонденты пережили пик «фанатизма» по легендариумуТолкина и сейчас просто наслаждаются теплым чувством к нему. |
14. Что такое мир Средиземья - своеобразная религия, параллельная реальность или реальное историческое прошлое нашей планеты? | Все шестеро склонны понимать Средиземье как параллельную реальность, но одному хочется, чтобы это была и реальная история, одному – что это также просто придуманный человеком мир. | Оказалось, что параллельная реальность – самый привлекательный вариант; возможно, потому, что респонденты осознают, что фэнтези – не действительность, но всем хочется думать, что где-то ему должно быть место. |
15. Наличие у респондента собственной трактовки мира Толкина. | У пятерых нет. Один (девушка) размышляет об этом, но четкого мнения не имеет. |
Источник: составлено автором
Общий вывод по данному интервьюированию таков: классическоефэнтези – достаточно простой для восприятия жанр литературы, который способен помочь читателю не только расслабиться, отдохнуть от ежедневного стресса и каких-либо проблем, но и ответить на важные вопросы относительно смысла жизни, осознания высших духовных ценностей. При этом именно фэнтези является одним из проводников во «вторичный мир», и, следовательно, может послужить для человека основной причиной развития склонности к эскапизму (как и было заявлено в начале работы).
Также нами сформулирован общий образ поклонника произведений Толкина из числа молодежи (разумеет, существуют и должны быть исключения, всегда есть шаг в сторону). Это человек со спонтанно зажегшейся в раннем возрасте любовью к жанру фэнтези в целом, человек, склонный к самоанализу и размышлениям философской направленности. Он старается подобрать себе окружение, соответствующее его интересам, или же пытается настроить уже имеющееся на тот же лад, а также привнести в реальный мир элементы из «вторичной реальности», но они не мешают его действительной жизни. Поклонник склонен осознавать мир Средиземья как параллельный, но не стремится с какой-то огромной силой туда попасть/переместиться, поскольку четко понимает невозможность данного процесса.