Теория исторической реальности описываемых событий
Существует мнение, которое гласит, что описанная Толкином история Арды им не выдумана, а происходила на самом деле на Земле в далеком ее прошлом. Что Аман, Средиземье, Белерианд – это реально существовавшие/существующие территории, и мы живем в период с конца Шестой до конца Седьмой Эпох Средиземья.
Основываясь на письме Толкина №211 к Роне Биар, можно так описать его отношение к созданному им миру.
· Он утверждает, что не придумал все то, о чем пишет (мысли лишь сами появлялись у него в голове, а он их просто записывал) и при этом допускает их частичную историческую достоверность;
· Толкин создал воображаемое время на реальной Земле, поскольку не хотел, чтобы его история удалялась от него (и от читателя) в какой-то другой, чужеродный нам мир; «Я так понимаю, что я создал воображаемое время, однако в том, что касается места, твердо стоял на родной матушке-земле. И такой подход я предпочитаю современным тенденциям искать удаленные планеты в «космосе». При всей их занимательности они — чужие; их не полюбишь любовью кровного родства»[31]
· И, наконец, он утверждает, что Средиземье не является его личным придуманным местом, а такая территория действительно существовала в древности, и на тогдашнем языке ее название означало, в принципе, то же, что и сейчас – серединная земля, земля, лежащая меж окраинных морей.
Следовательно, можно заключить, что предположение об исторической реальности происходящих в произведениях Толкина может иметь под собой значительные основания.Думаю, следуетВспомним вспомнить о теориитеорию дрейфа материков[32], которая является, на мой взгляд, одной из основныхтех, которые что наиболее достоверно описывают современную картину мира и оправдывают его историю.[АМ13] [ОН14] Взглянем на карты.
Рисунок 2. Изменение облика Земли / fb.ru
Так, мы видим, что 100-150 млн. лет назад Европа, Азия и Северная Америка составляли единый материк, и только недавно (относительно возраста Земли) разошлись по тем местам, что занимают сейчас. Можно предположить, что серединные части этого единого материка (а именно – восток Америки и запад Европы) – это Белерианд, затопленный в конце Первой Эпохи. Напрашивается еще одно сравнение– со всем известной историей Атлантиды[33], которая хоть и не признана мировым научным сообществом, все же имеет право на существование: «Низвержение Нуменора: специфический вариант легенды об Атлантиде»[34]. В Белерианде проживали в основном эльфы, на тот момент развитые намного больше, чем люди, в Атлантиде – атланты, которые неоднократно признавались чрезвычайно развитой цивилизацией. Так что вполне вероятно, что затопленная океаном Атлантида и является Белериандом, Северная Америка – Аманом, а оставшаяся суша Евразии – Средиземьем. Как раз примерно 135-140 млн лет назад начинается образование Атлантического океана и отдаление Северной Америки от Западной Европы (с сохранением (до периода в 60-70 млн лет назад) небольшой перемычки на севере материка, которая, если опираться на карты Толкина, вполне могла быть Хелкараксе[35]).
Еще раз взглянем на классическую карту Средиземья в соотнесении с картой Европы.
Рисунок 3.
Сравнение именно этих двух карт было бы в корне неверным, поскольку очертания старого материка совершенно не соответствуют тому, что мы наблюдаем в наши дни. Но если предполагать, что Шир, где проживают хоббиты, (отмечен красным) впоследствии отделился от материка, став островной Англией, то вполне реальным покажется то, что оставшаяся часть Средиземья немного разворачивается противчасовой стрелки и тогда приобретает приблизительно похожие на современную Европу очертания береговых линий и рельефа. Мглистый хребет (отмечен синим) – это Альпы, Белые горы (отмечены голубым) – это Карпаты или горная система Стара-Планина, а Изгарные горы и Мордор, окруженный ими, (отмечены лиловым) – это хребет Тавр и п-в Малая Азия.
Вывод:
Таким образом, можно с большой долей вероятности утверждать, что, действительно, Средиземье и все события истории Арды вполне могли происходить в далеком прошлом на нашей планете. Более того, сам Толкин говорил именно об этом: «это краткий эпизод Истории и небольшая часть нашего Средиземья в окружении смутно проступающих бескрайних далей времени и пространства»[36]. Возможно, этот временной отрезок затерялся в истории Земли, но тем не менее он должен был быть, поскольку такое большое количество совпадений не может появиться просто ниоткуда: «Средиземье — это наш мир, — писал Толкин и добавлял: — Я, конечно, поместил события в абсолютно вымышленный (хотя и не вовсе невозможный) период времени в глубокой древности, когда форма континентов была еще иной»[37].
В этом отношении я склонна согласиться с мыслью Х. Карпентера, который писал так; «Создавая «Сильмариллион», Толкин верил, что в некотором смысле пишет правду. Нет, он не предполагал, что описанные им народы, «эльфы», «гномы» и злобные «орки», действительно когда–то ходили по земле и совершали все то, что он описывал. Но он чувствовал — или надеялся, — что его повести неким образом воплощают глубокую истину»[38]. Под глубокой истиной здесь стоит понимать знание достоверное, то есть знание того, что реально когда-то происходило.
Выводы Главы 1.
На основе данной главы можем сформулировать следующие выводы, которые помогут нам в дальнейшем исследовании:
1) мир, созданный Дж. Толкином, настолько разнообразен и продуман автором, чтотеорий, трактующих сущность Средиземья, может быть не одна, и не две, а много больше;
2) каждую из них можно трактовать по-разному и рассматривать в разных аспектах;
3) в Средиземье нет четкой религиозной направленности, но присутствуют моно- и политеистические элементы различных религий;
4) Средиземье может быть рассмотрено в качестве возможного параллельного мира, если вторичным реальностям будет дано научное обоснование;
5) у данного мира может быть и действительная историческая основа, следовательно, его можно воспринимать как своеобразную хронику отдаленных от нас лет.
Рассмотренные нами три основные теории будут использованы нами при составлении вопросов для «углубленных» интервью, а также при подборе материалов, которые касаются исследуемой проблематики. Примечательно, что в большей части произведений жанра фэнтези (не только авторства Дж. Толкина), в сущности, можно выделить практически идентичные подходы к трактовке основ вымышленного мира.
Далее мы разберемся, к какой из теорий психологически более склонны в итоге наши респонденты, каких теорий придерживаются фанаты толкинизма, а также являются ли эти теории возможными причинами такой привлекательности фэнтези для его фанатов в какой степени она будет влиять на эскапистские склонности личности.