Развитие творческих способностей.
Формирование основ воссоздающего и творческого воображения:
— творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
— освоение чтения по ролям;
— элементарное словесное творчество по подобию.
2 класс (136 часов)
Круг чтения:
Круг чтения составляют произведения фольклора, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Учимся читать: Читая— думаем (27 ч).
М. Бородицкая, «Первое сентября»; В. Берестов, «Читалочка»; К. Ушинский, «Наше отечество»; В. Орлов, «Родное»*; П. Воронько, «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков, «Скворец на чужбине»; О. Дриз, «Загадка»; Б. Заходер, «Два и три», «Как волк песни пел»; Р. Сеф, «Считалочка»*; М. Юдалевич, «Три плюс пять»*; В. Левин, «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев, «Кто слово найдет»; В. Берестов, «Кто хочет пить»*, «Гололедица»; С. Прокофьева, «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка»; В. Зотов, «За двумя зайцами»; Э. Шим, «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Толстой, «Косточка»; С. Прокофьева, «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский, «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов, «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его», «Плохо»; А. Барто, «Рыцари»; Д. Хармс, «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов, «Посадили игрушку на полку...»; Э. Мошковская, «Всего труднее дело...»*; русская народная сказка «Самое дорогое»; С. Баруздин, «Кузнец»; Б. Заходер, «Петя мечтает»; русская народная сказка «Два мороза».
Учимся читать: Читаем правильно (10 ч).
В. Бардадым, «Мы читаем!»; В. Гусев, «Вот так кот»; И. Бурсов, «Кот и крот»; Д. Биссет, «Орел и овечка»; В. Драгунский, «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов, «Находчивость»; Дж. Родари, «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер, «Муравей».
Учимся читать: Читаем быстро (8 ч).
Скороговорки; И. Мазин, «Шла лисица»; Е. Благинина, «У Вари на бульваре...»; М. Бородицкая, «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф, «Бесконечные стихи», Э. Мошковская, «Болельщик»; Ю. Ермолаев, «Угодили»; В. Осеева, «Просто старушка»; В. Голявкин, «Как я под партой сидел», «Про того, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».
Учюлся читать: Читаем выразительно (20 ч).
А. Прокофьев, «Как на горке, на горе»; А. Фет, «Чудная картина:...»*; С. Воронин, «Храбрый клоун»; С. Маршак, «Жадина»; О. Григорьев, «Яма»; Э. Успенский, «Все в порядке»; В. Осеева, «Три товарища»; Н. Матвеева, «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев, «Два пирожных»; Э. Мошковская, «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина, «Посидим в тишине»*, И. Дик, «Красные яблоки»; А. Бар-то, «Перед сном»; С. Козлов, «Заяц и медвежонок»; И. Пивоварова, «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский, «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов, «Серый волк»; Дж. Родари, «Рыбы»; Б. Заходер, «Кискино горе»; Э. Мошковская, «Говорящая кошка»; А. Фройденберг, «Великан и мышь»; Д. Биссет, «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский, «Спор деревьев».
Учимся работать с текстом: Автор и его герои (23 ч).
В. Голявкин, «Про веселую книжку»; С. Баруздин, «Стихи о человеке и его делах»; Л. Пантелеев, «Карусели», «Как поросенок говорить научился»; В. Голявкин, «В шкафу»; А. Гайдар, «Совесть»; Ю. Юнгер, «Белая роза»; Г. Цыферов, «Град»; Г. Горбовский, «Розовый слон»*, Ф. Кривин, «Родная коробка»; В. Чаплина, «Мушка»; Л. Пантелеев, «Две лягушки»; Е. Пермяк, «Волше&ные краски»; С. Михалков, «Аисты и лягушки»; С. Козлов,. «Правда, мы будем всегда?», «Вольный осенний ветер»»; Л. Толстой, «Зайцы»; Н. Рубцов, «Про зайца»; русская сказка «Заяц-хваста».
Учимся работать с текстом: Слова, слова, слова... (10 ч).
Г. Цыферов, «Как цыпленок впервые сочинил сказку»; Шотландская песенка; Б. Шергин, «Рифмы»; В.Даль,, «Кузовок»; А. Барто, «Игра в слова»; И. Токмакова, «Лягушки»; В. Берестов, «Курица»; Б. Заходер, «Дырки в сыре»; А. Шибаев, «Переполох», «Прислушайся к слову»; Р. Сеф, «Кактус», «На свете все на все похоже...»; Г Цыферов, «Что такое звезды?» А. К. Толстой, «Вот уж снег последний в поле тает...»*; «Колокольчики мои...»; С. Есенин, «Черемуха»; М. Исаковский, «Ветер»; В. Рахманов, «Одуванчики».
Учимся работать с текстом: План и пересказ (22 ч).
Н. Сладкое, «Медведь и солнце»; В. Осеева, «Добрая хозяюшка»; Б. Житков, «Храбрый утенок»; Э. Мошковская, «Жадина»; русская народная сказка «Мена»; В. Сухомлинский, «Вьюга»; Н. Носов, «На горке»; В. Осеева, «Хорошее»; Д. Биссет, «Про поросенка, который учился летать»; В. Гаршин, «Лягушка-путешественница»; С. Михалков, «Бараны»*; К. Ушинский, «Два козлика»; С. Козлов, «Черный омут»; М. Пляцковский, «Как утенок свою тень потерял»; Е. Карганова, «Как цыпленок голос искал»; немецкая сказка «Русалочка».
В мире книг (16 ч.).
К. Ушинский, «Два плуга»; Л. Толстой, «Филиппок»; В. Авдеенко, «Маленькая Баба-Яга»; Д. Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца»; Н. Сладкое, «Бежал ежик по дорожке»; М. Пришвин, «Еж»; Б. Заходер, «Птичья школа»; Н. Носов, «Затейники», «Живая шляпа»; Е. Пермяк, «Торопливый ножик», «Самое страшное»; Б. Емельянов, «Зеленая букашина».
Читательские умения.
Выработка осознанного, правильного чтения целыми словами.
Сознательность чтения.
Формирование следующих умений, определяющих сознательность чтения:
— выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
— пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
— отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста;
— выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
— опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
— определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
— уметь прогнозировать содержание читаемого;
— осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
— формулировать тему небольшого текста;
— работать с заголовками: выбор наиболее точного, озаглавливание текста или рисунка, прогнозирование содержания по заголовку и составление высказывания по заданному заголовку;
— выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
— определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
— находить главную мысль, сформулированную в тексте;
— определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.
Правильность чтения:плавное воспроизведение написанного без искажений звукобуквенного состава слов в соответствии с орфоэпическими нормами.
Скорость чтенияк концу учебного года — 50—80 слов в мин. Формирование способа чтения «по догадке».
Выразительность чтения.
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
— повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
— соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;
— передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
— выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого; пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.
Работа с текстом и книгой.
К концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
— выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению составить образ автора;
— определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучение и др.;
— выявлять авторское отношение к персонажам;
— определять, от какого лица (автора, персонажа) ведется повествование;
— характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам;
— выделять эпизод из текста;
— озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
— восстанавливать деформированный картинный план; подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
— составлять картинный план;
— пересказывать с опорой на картинный план; последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
— составлять подробный и творческий пересказ;
— заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать; правильно называть книгу (автор, заглавие);
— составлять представление о книге по обложке, прогнозировать тему, жанр, характер текста; ориентироваться в книге;
— работать с содержанием (оглавлением);
— ориентироваться в группе книг (5—6 книг).