Обобщение в конце года (5 ч).

Обучающиеся должны знать:

названия изученных частей речи, их значение, вопросы и особенности изменения;

названия главных членов предложения и способ их на­хождения;

изученные орфографические правила (способы действия при встрече с орфограммами): ьпосле шипящих в начальной форме имен существительных; ьв неопределенной форме гла­гола; не с глаголами.

Умения, формируемые в процессе обучения

Речевые.Слушать собеседника и говорить, соблюдая пра­вила речевого поведения. Участвовать в оценке устных отве­тов одноклассников с точки зрения ясности содержания, пра­вильности и уместности употребления языковых средств; вежливо выражать свою оценку.

Определять тему текста, выделять предложение, содержа­щее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст. Ис­пользовать слова текста для называния его частей при состав­лении плана.

Различать повествования и описания предмета, выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте. Письменно подробно пересказывать тексты повество­вательного характера, осознанно сохраняя особенности ав­торского построения и использования языковых средств, в том числе различных частей речи (после коллективной под­готовки).

Создавать (устно и письменно) тексты-повествования (де­ловые и изобразительные), обдумывать их содержание и вы­бор средств языка, улучшать после записи (пользуясь памят­ками «Текст» и «Редактор»). Строить предложения со значением оценки и уместно включать их в свои тексты.

Пользоваться всеми словарями, имеющимися в учебни­ке, для решения различных практических задач.

Языковые (грамматические).

♦Выделять основу и окончание (в ясных случаях), раз­граничивать их роль в слове, выделять в основе корень, при­ставку, суффикс.

Где можно, объяснять значение, вносимое частями слов.

♦ Различать части речи по комплексу изученных грам­матических признаков: вопрос, значение, особенности из­менения. Определять (в соответствии с этапом обучения)
признаки слова как части речи (проводить морфологичес­кий разбор).

В доступных случаях наблюдать за значением граммати­ческих форм (числа, времени лица), за их использованием.

Разграничивать понятия «части речи» и «члены предло­жения».

♦ Находить главные и второстепенные члены предложения.
Выделять пары членов предложения; ставить от главного слова к зависимому смысловые и формальные (падежные) вопросы (с опорой на подсказки учебника).

♦ Давать полную или частичную характеристику предложений (по цели, интонации, наличию второсте­пенных членов); выделять основу и другие пары членов предложения.

Правильно изменять слова по заданным грамматическим признакам; конструировать основу предложения и словосо­четания (без термина) с учетом рода и числа имени существи­тельного или местоимения. Пользоваться имеющимся в учеб­нике словарем «Какого рода и числа слово?» для решения возникающих вопросов культуры речи. Замечать, объяснять и исправлять ошибки и недочеты в образовании форм слов, в их связи.

Орфографические.

♦ Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные прави­ла, выявлять случаи непроверяемых написаний.

♦ Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Само­стоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.

♦ Выполнять необходимые действия и правильно пи­сать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов (-оро-, -ра- и др.); буквы соединительных гласных в сложных словах (о или е); суффиксы -ек, -ик; ро­довые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени гла­гола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы -а-, -я-, -и-, -е- в той же форме глагола (они осва­иваются в словарном порядке) и в формах прошедшего вре­мени; частицу не с глаголами.

♦ Списывать и писать под диктовку текст объемом 55—65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфо­графические ошибки на изученные правила.

♦ Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, вечер, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, го­рох, декабрь, двадцать, животное, желтый, завод, завтра, зем­ляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, кро­вать, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, от­дых, падать , пиджак, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, растение, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, сначала, слушать, слышать, солдат, соловей, сорок, со­рока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыпленок, черный, шоссе, январь.

Обобщение в конце года (5 ч). - student2.ru 4 класс (170 часов)

Наши рекомендации