Подготовительный период (50 ч)
Развитие речи.Речь устная и письменная и ее значение. Правила общения и речевого этикета на уроке и в школе. Формирование правильного звукопроизношения, речевого и фонетического слуха учащихся. Работа над интонацией, темпом, тембром и силой голоса.
Подготовка к чтению.Звуки речи. Гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, их существенные признаки и обозначение на схемах. Звуковой анализ двух-четырехзвуковых слов.
Слог как минимальная единица произнесения. Слог и ударение. Знакомство со способом слияния звуков слога в устной речи. Слогообразующая роль гласных и слогоделение по ним.
Подготовка к письму.Правила посадки, положение руки, ручки при письме. Наклонное положение тетради.
Упражнения в развитии мелких мышц руки и координации движений (обводка по пунктирным линиям и бледному шрифту контурных рисунков и их штриховка, раскрашивание, рисование бордюров).
Основные элементы больших и малых рукописных букв и их названия. Нахождение этих элементов в рукописном алфавите.
Обучение действию звукового анализа на уроках письма.
Основной период (157 ч)
Чтение
Разграничение понятий «звук» и «буква».
Первое введение букв для гласных и согласных. Перенос способа слияния звуков в слоге на акт чтения.
Второе введение букв и конкретное их изучение. Буквы гласных как основные ориентиры чтения и показатели твердости-мягкости согласных. Сонорные согласные и буквы для их обозначения. Согласные глухие и звонкие, парные и непарные и их буквы. Отработка плавного слогового чтения слов, предложений, текстов.
Звук [й] и способы его обозначения. Буквы Я, Е, Ё, Ю. Разделительные Ь и Ъ знаки.
Третье попарно-блоковое введение букв с целью закрепления и систематизации фонетико-графических знаний. Знакомство с признаками «опасных» мест при письме гласных и согласных, парных по глухости-звонкости. Нахождение «опасных» мест в написании гласных и парных по глухости-звонкости согласных в текстах «Азбуки» и «Прописей» и обозначение их точкой под соответствующими буквами.
Закрепление у детей навыков плавного слогового чтения на диапазоне всех букв алфавита и постепенный переход к самостоятельному осознанному правильному чтению целым словом.
Письмо
Закрепление знаний правил гигиены письма. Упражнения в развитии мелких мышц руки. Совершенствование действия звукового анализа слов различной слоговой структуры. Обучение проговариванию по слогам, составлению слоговых схем слов сложной слоговой структуры перед их письмом. Составление слоговых схем предложений перед их записью.
Последовательное обучение письму букв для гласных, сонорных согласных, парных и непарных по глухости-звонкости согласных. Расположение букв на строке. Соединение букв в слоге и слове. Обозначение на письме мягкости-твердости согласных и звука [й].
Письмо предложений с предварительным составлением схем и подчеркиванием большой буквы, пробела, точки. Написание ударных слогов ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Формирование у детей умения находить в словах по существенным признакам «опасные» места в написании гласных и согласных, парных по глухости-звонкости и обозначать их точками под соответствующими буквами.
Письмо под диктовку и списывание с рукописного и печатного текста с предварительным анализом и проверкой написанного. Перенос слов.
Развитие речи
Работа по совершенствованию звукопроизношения и развитию фонематического слуха, культуры речевого поведения, диалогической и монологической речи.
Многозначные слова, антонимы, синонимы (без терминов). Группировка слов по разным основаниям.
Составление предложений, их распространение и усечение. Работа над интонацией. Логическое ударение. Озаглавливайте текстов. Пересказ. Коллективное и индивидуальное составление рассказов из жизненного опыта, по прочитанному, по серии сюжетных картин и т.д.
Заучивание небольших стихотворений по выбору детей.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу обучения грамоте
Речевые.Различать устную и письменную речь. Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре с товарищем.
Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках, данных в «Азбуке» и «Прописях».
Читать плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом при темпе чтения вслух не менее 30 слов в минуту.
Интонационно правильно читать повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения.
Пересказывать небольшие тексты и выразительно читать наизусть стихи.
Языковые, фонетико-графические.Уметь членить речь на предложения, устанавливать в них количество и порядок слов.
Последовательно выделять все звуки в словах (гласные, согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные), давать им характеристику и обозначать условными
знаками на схеме.
Четко произносить слова по слогам и выделять ударный слог.
Правильно называть все буквы алфавита, определять количество звуков и букв в словах, выделять буквы гласных как основные ориентиры при чтении.
Правильно писать все строчные и заглавные буквы.
Знать роль гласных в обозначении твердости-мягкости согласных.
Правильно обозначать звук [й] буквами Й или Я, Е, Е, Ю.
Орфографические.Правильно оформлять начало и конец предложения, соблюдать пробелы между словами, писать большие буквы в именах собственных. Уметь писать ударные слоги ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Находить в словах при письме гласных и согласных «опасные» места по их существенным признакам и обозначать их точкой под соответствующими буквами.
Писать под диктовку и списывать с рукописного и печатного текста (12—15 слов) с предварительным анализом, переносить слова по слогам.
Гигиенические.Соблюдать правила посадки, положение руки, ручки и тетради при письме. Правильно сидеть за партой при чтении. Знать упражнения для проведения физкультминуток.
Рекомендовано МО РФ
РУССКИЙ ЯЗЫК
(автор — кандидат педагогических наук, профессор М.С. Соловейчик)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучениемпонимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность,которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии:совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.
В курсе русского языка первого класса,как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со словами-названиями (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются слова-указатели (преимущественно местоимения) и слова-помощники, к которым отнесены не только предлоги, но и союзы (пока без их разграничения). В основу проведенного деления положен функциональный признак.
Центральная задача курса русского языка 1 -го класса — обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретенные в период обучения грамоте, закрепить их фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.
Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится — до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».
Особенности в решении вопросов развития речи.
1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные два главных требования к речи — быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику — стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма.
2. Первоклассники практически наблюдают над стилевым расслоением речи, учатся разграничивать «сухую» научно-деловую и эмоциональную, образную художественную (разговорно-художественную) речь. Первая для детей названа деловой, а вторая — картинной изобразительной), так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или читающий представляет.
3. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают несколько жанров: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.
4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.
Во втором классевся начатая работа углубляется и расширяется. Так, в связи с повторением основных проблем русской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими согласными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].
Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, поскольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору знака из двух возможных второклассники научатся в конце учебного года — после изучения состава слова.
Работа над словом как морфологической единицей продолжается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие состоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категориальное значение всех имен существительных. До этого момента понятие не использовалось.
Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенными членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овладевают понятием предложение, знакомятся с видами предложений по цели и интонации, учатся их построению.
Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после записи совершенствовать его.
Работа ведется на текстах делового и художественного стилей, преимущественно повествовательного характера, включающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.
Центральным направлением работы во 2-м классе является обучение орфографии.
1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опасности письма. Как писать без ошибок ?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.
2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.
3. На том же этапе вводится особый вид письма — «с окошками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в данном курсе он взят на вооружение, методически интерпретирован и детально проработан.)
4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
5. Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями.
1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изолированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» делай «безопасным»).
С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: к а к искать проверочные слова. Отвечая на него, второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различ- ных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИлъный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.
Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введения второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рассмотрение выносится раздел «Состав слова». После знакомства с приставками завершается работа над темой «Разделительные ь и ъ».
Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение вопросов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предложение», «Текст», «Состав слова».
В третьем классе в рамках повторения состава слова предусмотрено знакомство со сложными словами и введение понятия основа. Кроме того, изучается несколько орфографических правил: правописание полногласных и неполногласных сочетаний в корнях слов (без обязательного использования терминов), суффиксов -ек, -ик, сочетаний цы-ци (ударных и безударных) в корне слова и в окончании (общее знакомство). Первое из правил (полногласные сочетания нельзя проверять неполногласными) вынесено на рассмотрение для предупреждения ложных проверок безударных гласных в корнях (загородка — ограда), а два других — из-за частотности слов, встречающихся с этими орфограммами (хвостик, кустик; цирк, цыпленок, огурцы и т.п.).
Центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания — единство функции, значения и формальных признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. Среди слов-помощников выделяются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не). Изучение морфологии в данном курсе имеет следующие особенности.
1. Последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми частями речи и их грамматическими категориями — к последующему детальному изучению каждой. При этом второй этап начинается с глагола. Такое методическое решение продиктовано, во-первых, коммуникативной направленностью курса, в том числе и изучения морфологии, а во-вторых, стремлением повысить (за счет неоднократного предъявления и сопоставления) эффективность освоения материала, трудного для младших школьников в силу его абстрактности.
Единая логика представления основных частей речи позволяет не только сравнивать их, но и рассматривать, например, имена существительные и имена прилагательные в рамках одного раздела.
2. Дети учатся опознанию каждой части речи не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу грамматических признаков, в частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи формируется поэтапно: сначала применительно к словам, в которых категориальное значение не противоречит лексическому (называющим конкретные предметы, признаки, действия), а лишь затем переносится на слова типа бег, стук, зелень, доброта, болеет, чувствует и др.
3. Проявление пристального внимания к значению слов потребовало разведения понятий: «лексическое» и «грамматическое» значение (для учащихся — «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых грамматических категорий числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой.
4. В разных учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуется -ть и -ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взглядов лингвистов. В такой ситуации не представляется правильным в начальных классах закреплять одну из точек зрения, поэтому в курсе вопрос оставляется открытым. О неопределенной форме говорится, что она оканчивается на -ть или -ти. Для разбора по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости -тъ и -ти просто подчеркиваются.
-Ся и -сь в возвратных глаголах (термин не употребляется) рассматривается как суффикс, особенность которого состоит в том, что он может располагаться после окончания.
5. Предусмотрено целенаправленное обучение младших школьников преодолению грамматических трудностей русского языка с помощью специального справочника: «Какого рода и числа слово ? Словарь трудностей». Такой словарь создан и помещен в учебник.
В 3-м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное ее назначение — познакомить школьников с главными и второстепенными (без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. При этом дети узнают о возможности постановки от слова к слову двух типов вопросов — по смыслу и по форме, начинают учиться задавать их.
Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать).
С точки зрения орфографии в центре внимания находится не только изучение нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов изучаемых частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зоркости учащихся, а также основанного на ней действия орфографического самоконтроля, чему способствует широкое применение приема письма «с окошками».
В четвертом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача — обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих
грамотное письмо.
Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст.
Слово как основная единица языка выносится на рассмотрение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях использования и написания различных морфем.
Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имен существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безударных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен существительных в разных падежах осваиваются одновременно.
Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочника «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», включенного в учебник 4-го класса.
Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практической необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается — запоминание наиболее употребительных обеспечивается в словарном порядке.
Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение), наблюдают за значениями словосочетаний. Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей — повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.
Знания четвероклассников о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях.
Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом — вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения теории, ее цель — помочь учащимся в накоплении положительного речевого опыта и его осмыслении.
На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров — рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.
В целом программа 4-го класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в основной школе.
ПРОГРАММА
1 класс (45 часов)
Круг сведений о языке, речии правописании
Языки речь (16 ч).Родной язык и иностранные языки. Речь деловая и изобразительная картинная), устная и письменная. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.
Записка, письмо, телеграмма, поздравление — особенности их содержания, структуры и письменного оформления.
Слово (6 ч).Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т.д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.
Звуки и буквы (23 ч).Звуки русского языка: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов.
Буквы, алфавит; использование алфавита в словарях.
Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й'] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение). Орфограммы («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте.
Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав действий списывания и письма под диктовку.
Обучающиеся должны знать1:
различие звуков и букв (одни произносятся, другие пишутся), характеристику звуков («звуки бывают...»): гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; звонкие и глухие, парные и непарные;
название букв, алфавит;
правила обозначения границ предложения и границ слов, написания собственных имен (имен, фамилий, кличек), ударных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-шу, основное правило переноса слов (по слогам, но без отделения одной буквы).
Умения, формируемые в процессе обучения2
Речевые.Соблюдать правила поведения во время общения, в том числе на уроке: слушать говорящего; смотреть на собеседника, не говорить о присутствующем он, она; не пере бивать (или извиниться); не говорить слишком громко или слишком тихо и т.п.; уместно пользоваться этикетными формулами приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения.
Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре учебника.
Распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится.
Выбирать из предложенных слов и их сочетаний уместные и конструировать записки, телеграммы, поздравления. Создавать свои устные воспоминания на заданную тему и выразительно рассказывать.
В соответствии с нормами произносить слова из словаря учебника «Как правильно говорить?».
1
1 Программными сведениями, не включенными в данный перечень, учащиеся овладевают на уровне представлений и практических умений.
2 Здесь и в дальнейшем в перечень выносятся все умения, формирование которых предусмотрено данной программой и должно осуществляться учителем. Умения, подлежащие итоговой проверке, выделены знаком ♦.
Языковые
(грамматические и фонетико-графические).
♦На слух определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (слева — большой буквой, а справа — точкой и в ясных случаях — вопросительным или восклицательным знаком); членить предложения на слова.
Распознавать группы слов по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничивать вопросы кто? что? какой? какая? какие? и др..), отличать от слов-названий слова-помощники и слова-указатели.
♦ Различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, частичный и полный: распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове и отражать результаты анализа в звуковой модели (закрепление).
Фиксировать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции («звуковых значков»). Читать записи, сделанные «значками звуков» и осознанно переводить их в буквенные.
♦ Правильно обозначать твердость и мягкость согласных и звук [й'] (без случаев с разделительными знаками). Обнаруживать и исправлять графические ошибки (обозначение твердости и мягкости, звука [и'], а также пропуски, перестановки и замены букв), именуемые «описками», как в специально предложенных записях, так и в собственных.
♦ Правильно называть буквы; располагать буквы и слова по алфавиту.
Использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника.
Орфографические1.
♦ Обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, перенос слова, ударный слог жи-ши (или ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, парного по глухости-звонкости согласного на конце слова или перед другим парным по глухости-звонкости; распознавать среди орфограмм «опасные места» на известные и неизвестные правила.
♦ Применять при письме изученные правила: оформления границ предложений и границ слов, использования большой буквы в собственных именах, переноса слов, написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Пользоваться словарем учебника «Как правильно писать?» для выяснения букв в указанных словах.
♦ Списывать и писать под диктовку учителя текст объемом 15—18 слов. Соблюдать требования каллиграфии при письме. Выделять в собственных записях случаи неверного (неудачного) начертания букв.
♦ Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошел, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.
1
1 Здесь и далее орфографические умения выделяются в особую группу в силу их значимости для начального обучения и специфики формирования.
2 класс (170 часов)