Кандидат педагогических наук Д.С. Фонин)

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

(авторы — Н.М. Бетенькова,

Подготовительный период (50 ч)

Развитие речи.Речь устная и письменная и ее значение. Правила общения и речевого этикета на уроке и в школе. Фор­мирование правильного звукопроизношения, речевого и фо­нетического слуха учащихся. Работа над интонацией, темпом, тембром и силой голоса.

Подготовка к чтению.Звуки речи. Гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие, их существенные признаки и обозначение на схемах. Звуковой анализ двух-четырехзвуковых слов.

Слог как минимальная единица произнесения. Слог и ударение. Знакомство со способом слияния звуков слога в устной речи. Слогообразующая роль гласных и слогоделе­ние по ним.

Подготовка к письму.Правила посадки, положение руки, ручки при письме. Наклонное положение тетради.

Упражнения в развитии мелких мышц руки и координа­ции движений (обводка по пунктирным линиям и бледному шрифту контурных рисунков и их штриховка, раскрашива­ние, рисование бордюров).

Основные элементы больших и малых рукописных букв и их названия. Нахождение этих элементов в рукописном алфавите.

Обучение действию звукового анализа на уроках письма.

Основной период (157 ч)

Чтение

Разграничение понятий «звук» и «буква».

Первое введение букв для гласных и согласных. Перенос способа слияния звуков в слоге на акт чтения.

Второе введение букв и конкретное их изучение. Буквы гласных как основные ориентиры чтения и показатели твер­дости-мягкости согласных. Сонорные согласные и буквы для их обозначения. Согласные глухие и звонкие, парные и не­парные и их буквы. Отработка плавного слогового чтения слов, предложений, текстов.

Звук [й] и способы его обозначения. Буквы Я, Е, Ё, Ю. Разделительные Ь и Ъ знаки.

Третье попарно-блоковое введение букв с целью закреп­ления и систематизации фонетико-графических знаний. Зна­комство с признаками «опасных» мест при письме гласных и согласных, парных по глухости-звонкости. Нахождение «опасных» мест в написании гласных и парных по глухости-звонкости согласных в текстах «Азбуки» и «Прописей» и обозначение их точкой под соответствующими буквами.

Закрепление у детей навыков плавного слогового чтения на диапазоне всех букв алфавита и постепенный переход к са­мостоятельному осознанному правильному чтению целым словом.

Письмо

Закрепление знаний правил гигиены письма. Упражне­ния в развитии мелких мышц руки. Совершенствование дей­ствия звукового анализа слов различной слоговой структуры. Обучение проговариванию по слогам, составлению слоговых схем слов сложной слоговой структуры перед их письмом. Составление слоговых схем предложений перед их записью.

Последовательное обучение письму букв для гласных, со­норных согласных, парных и непарных по глухости-звонкос­ти согласных. Расположение букв на строке. Соединение букв в слоге и слове. Обозначение на письме мягкости-твердости согласных и звука [й].

Письмо предложений с предварительным составлением схем и подчеркиванием большой буквы, пробела, точки. На­писание ударных слогов ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Формирование у детей умения находить в словах по су­щественным признакам «опасные» места в написании глас­ных и согласных, парных по глухости-звонкости и обозначать их точками под соответствующими буквами.

Письмо под диктовку и списывание с рукописного и пе­чатного текста с предварительным анализом и проверкой на­писанного. Перенос слов.

Развитие речи

Работа по совершенствованию звукопроизношения и раз­витию фонематического слуха, культуры речевого поведения, диалогической и монологической речи.

Многозначные слова, антонимы, синонимы (без терми­нов). Группировка слов по разным основаниям.

Составление предложений, их распространение и усече­ние. Работа над интонацией. Логическое ударение. Озаглавливайте текстов. Пересказ. Коллективное и ин­дивидуальное составление рассказов из жизненного опыта, по прочитанному, по серии сюжетных картин и т.д.

Заучивание небольших стихотворений по выбору детей.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу обучения грамоте

Речевые.Различать устную и письменную речь. Соблю­дать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре с товарищем.

Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках, данных в «Азбуке» и «Прописях».

Читать плавно по слогам с постепенным переходом на чте­ние целым словом при темпе чтения вслух не менее 30 слов в минуту.

Интонационно правильно читать повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения.

Пересказывать небольшие тексты и выразительно читать наизусть стихи.

Языковые, фонетико-графические.Уметь членить речь на предложения, устанавливать в них количество и порядок слов.

Последовательно выделять все звуки в словах (гласные, согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и не­парные), давать им характеристику и обозначать условными

знаками на схеме.

Четко произносить слова по слогам и выделять ударный слог.

Правильно называть все буквы алфавита, определять ко­личество звуков и букв в словах, выделять буквы гласных как основные ориентиры при чтении.

Правильно писать все строчные и заглавные буквы.

Знать роль гласных в обозначении твердости-мягкости со­гласных.

Правильно обозначать звук [й] буквами Й или Я, Е, Е, Ю.

Орфографические.Правильно оформлять начало и конец предложения, соблюдать пробелы между словами, писать большие буквы в именах собственных. Кандидат педагогических наук Д.С. Фонин) - student2.ru Уметь писать ударные слоги ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Находить в словах при письме гласных и согласных «опас­ные» места по их существенным признакам и обозначать их точкой под соответствующими буквами.

Писать под диктовку и списывать с рукописного и печат­ного текста (12—15 слов) с предварительным анализом, пере­носить слова по слогам.

Гигиенические.Соблюдать правила посадки, положение руки, ручки и тетради при письме. Правильно сидеть за партой при чтении. Знать упражнения для проведения физ­культминуток.

Рекомендовано МО РФ

РУССКИЙ ЯЗЫК

(автор — кандидат педагогических наук, профессор М.С. Соловейчик)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспита­ния младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучениемпонимается формирование на основе лин­гвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способнос­ти осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с язы­ковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых — совершенствова­ние чувства слова, языковой интуиции детей. Важным ком­понентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потреб­ности и умения пользоваться учебной книгой как источни­ком информации, различными словарями как средством ре­шения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носите­лю, с формированием культуры речевого поведения и забот­ливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положе­на система лингвистических понятий, освоение которых по­может ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, комму­никативно-целесообразно формулировать свои мысли и гра­мотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в дан­ной программе, является его коммуникативная направлен­ность,которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельно­сти: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и органи­зацию принятого обучения орфографии:совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуни­кативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и ор­фографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процес­са обучения: с опорой на языковой опыт и природную языко­вую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изу­чению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

В курсе русского языка первого класса,как и в период обу­чения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.

В связи с работой над словом осуществляется первона­чальная группировка по частям речи (без использования тер­минов). Наряду со словами-названиями (в том числе и сло­вами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам пред­ставляются слова-указатели (преимущественно местоимения) и слова-помощники, к которым отнесены не только предлоги, но и союзы (пока без их разграничения). В основу прове­денного деления положен функциональный признак.

Центральная задача курса русского языка 1 -го класса — обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретенные в период обучения грамоте, закре­пить их фонетические и графические умения. Для практичес­кого использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для фор­мирования умения пользоваться словарями и справочниками.

Ядро орфографической работы на данном этапе обуче­ния составляет формирование умения обнаруживать орфо­граммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится — до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при пись­ме место».

Особенности в решении вопросов развития речи.

1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говоря­щего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные два главных требования к речи — быть понятной и вежливой по отноше­нию к собеседнику — стержень работы над культурой речи и речевым поведением, над правильностью и эстетикой письма.

2. Первоклассники практически наблюдают над стиле­вым расслоением речи, учатся разграничивать «сухую» науч­но-деловую и эмоциональную, образную художественную (разговорно-художественную) речь. Первая для детей назва­на деловой, а вторая — картинной изобразительной), так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или читающий представляет.

3. Обучаясь созданию речевых произведений, школьни­ки осваивают несколько жанров: устное воспоминание, запис­ка, телеграмма, поздравление, письмо.

4. В связи с работой над нормами произношения, над лек­сическим значением слов и частично над правописанием уча­щиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.

Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1-м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать не­знакомые слова и стараться выяснять их значения.

Во втором классевся начатая работа углубляется и рас­ширяется. Так, в связи с повторением основных проблем рус­ской графики рассматриваются вопросы: а) обозначение мягкости согласных звуков, стоящих перед другими соглас­ными; б) использование ь и ъ разделительных знаков при обозначении звука [й'].

Особенностью знакомства с разделительными знаками является то, что они предъявляются сразу, в одной теме, по­скольку выполняют одну функцию. Осознанному выбору зна­ка из двух возможных второклассники научатся в конце учеб­ного года — после изучения состава слова.

Работа над словом как морфологической единицей про­должается на том же уровне, что и в 1-м классе. Отличие со­стоит лишь в том, что при повторении классификации слов вводится понятие предмет, за которым скрывается категори­альное значение всех имен существительных. До этого момен­та понятие не использовалось.

Особенностью работы над предложением является отказ от знакомства на данном этапе с главными и второстепенны­ми членами предложения — этот компонент формальной грамматики перенесен в 3-й класс. Здесь же учащиеся овла­девают понятием предложение, знакомятся с видами предло­жений по цели и интонации, учатся их построению.

Введение понятия «текст» предусматривает появление и двух других, с ним связанных, — тема и основная мысль. Все понятия служат базой для формирования умения обдумывать текст (при пересказе и создании собственного) и после запи­си совершенствовать его.

Работа ведется на текстах делового и художественного сти­лей, преимущественно повествовательного характера, вклю­чающих чаще одну микротему, состоящих из одного абзаца с зачином и концовкой. Специально обсуждается роль первого и последнего предложений в тексте.

Центральным направлением работы во 2-м классе явля­ется обучение орфографии.

1. Орфографические темы сгруппированы в два блока, которые разведены во времени: первый — «Главные опаснос­ти письма. Как писать без ошибок ?» — изучается сразу после повторения в 1-й четверти, а второй — «Учимся решать глав­ные орфографические задачи в корне слова» — охватывает всю3-ю четверть. Сущность их различий отражена в названии разделов.

2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с поня­тием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся — работа ве­дется с опорой на них, но на практическом уровне). Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глу­хости-звонкости согласных в одну группу, которую они со­ставляют как орфограммы слабых позиций, используется вы­ражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убежда­ются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух-трех текстах.

3. На том же этапе вводится особый вид письма — «с окош­ками», при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время учащиеся тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а по­том переходят на пропуск только тех, на месте которых за­трудняются в выборе буквы. (Прием предложен П.С. Жедек и в сотрудничестве с нею разработан В.В. Репкиным; в дан­ном курсе он взят на вооружение, методически интерпрети­рован и детально проработан.)

4. Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен — отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и форми­рование основ орфографического самоконтроля, на возник­новение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.

5. Изучение основных орфографических правил отлича­ется двумя особенностями.

1) Правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются не изо­лированно, а вместе, так как в их основе лежит одинаковый способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опас­ное место» делай «безопасным»).

С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: к а к искать проверочные слова. Отвечая на него, второкласс­ники осваивают конкретные способы изменения слов различ- ных частей речи и подбора родственных слов. При этом осо­бо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач — это тот, кто сИлъный и т.п.). Пристальное внимание к этому воз­можному способу выяснения нужной буквы позволяет орга­нично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность той и другой.

Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные (родственные) слова, изменения слов, окончание. Для их введе­ния второму из орфографических разделов предпосылается тема «Размышляем о словах». Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся в 4-й четверти, когда на рас­смотрение выносится раздел «Состав слова». После знаком­ства с приставками завершается работа над темой «Раздели­тельные ь и ъ».

Таким образом, во 2-м классе заканчивается освоение воп­росов графики, изучаются разделы: «Орфография», «Предло­жение», «Текст», «Состав слова».

В третьем классе в рамках повторения состава слова пре­дусмотрено знакомство со сложными словами и введение поня­тия основа. Кроме того, изучается несколько орфографических правил: правописание полногласных и неполногласных со­четаний в корнях слов (без обязательного использования тер­минов), суффиксов -ек, -ик, сочетаний цы-ци (ударных и бе­зударных) в корне слова и в окончании (общее знакомство). Первое из правил (полногласные сочетания нельзя проверять неполногласными) вынесено на рассмотрение для предупреж­дения ложных проверок безударных гласных в корнях (заго­родка — ограда), а два других — из-за частотности слов, встре­чающихся с этими орфограммами (хвостик, кустик; цирк, цыпленок, огурцы и т.п.).

Центральным языковым разделом является «Морфоло­гия». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению; узнают названия частей речи. В центре внимания — единство функции, значения и формальных признаков имени существи­тельного, имени прилагательного, глагола. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подроб­нее, личные местоимения. Среди слов-помощников выделя­ются предлоги, союзы и частицы (на примере частицы не). Изучение морфологии в данном курсе имеет следующие особенности.

1. Последовательность рассмотрения морфологических тем подчинена принципу: от общего знакомства со всеми ча­стями речи и их грамматическими категориями — к последу­ющему детальному изучению каждой. При этом второй этап начинается с глагола. Такое методическое решение продик­товано, во-первых, коммуникативной направленностью кур­са, в том числе и изучения морфологии, а во-вторых, стрем­лением повысить (за счет неоднократного предъявления и сопоставления) эффективность освоения материала, трудно­го для младших школьников в силу его абстрактности.

Единая логика представления основных частей речи по­зволяет не только сравнивать их, но и рассматривать, напри­мер, имена существительные и имена прилагательные в рам­ках одного раздела.

2. Дети учатся опознанию каждой части речи не только по вопросу, на который отвечает слово, но и по комплексу грамматических признаков, в частности, по особенностям изменения. При этом умение определять части речи форми­руется поэтапно: сначала применительно к словам, в которых категориальное значение не противоречит лексическому (на­зывающим конкретные предметы, признаки, действия), а лишь затем переносится на слова типа бег, стук, зелень, доб­рота, болеет, чувствует и др.

3. Проявление пристального внимания к значению слов потребовало разведения понятий: «лексическое» и «грамма­тическое» значение (для учащихся — «значение основы» и «значение окончания»). Для лучшего осмысления изучаемых грамматических категорий числа, падежа, времени, лица включены наблюдения за значением, передаваемым той или иной формой.

4. В разных учебниках русского языка для основной шко­лы по-разному трактуется -ть и -ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взгля­дов лингвистов. В такой ситуации не представляется правиль­ным в начальных классах закреплять одну из точек зрения, поэтому в курсе вопрос оставляется открытым. О неопреде­ленной форме говорится, что она оканчивается на -ть или -ти. Для разбора по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости -тъ и -ти просто подчеркиваются.

-Ся и -сь в возвратных глаголах (термин не употребляет­ся) рассматривается как суффикс, особенность которого со­стоит в том, что он может располагаться после окончания.

5. Предусмотрено целенаправленное обучение младших школьников преодолению грамматических трудностей рус­ского языка с помощью специального справочника: «Какого рода и числа слово ? Словарь трудностей». Такой словарь создан и помещен в учебник.

В 3-м классе вновь выносится на рассмотрение тема «Предложение». Основное ее назначение — познакомить школьников с главными и второстепенными (без деления на виды) членами предложения, научить выделять их. При этом дети узнают о возможности постановки от слова к слову двух типов вопросов — по смыслу и по форме, начинают учиться задавать их.

Продолжается обучение младших школьников созданию текстов: осваивается построение повествования и описания предмета, предложений со значением оценки, а также новые жанры: этюд (словесная зарисовка) и инструкция (совет о том, как что-то делать).

С точки зрения орфографии в центре внимания находит­ся не только изучение нескольких орфографических правил, связанных с написанием слов изучаемых частей речи, но и последовательное совершенствование орфографической зор­кости учащихся, а также основанного на ней действия орфог­рафического самоконтроля, чему способствует широкое при­менение приема письма «с окошками».

В четвертом классе заканчивается начальный этап освое­ния языка и речи. Его главная задача — обобщить, система­тизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процес­се общения, о требованиях к речевому поведению, об основ­ных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих

грамотное письмо.

Изучаемый материал группируется вокруг понятий: сло­во, словосочетание, предложение, текст.

Слово как основная единица языка выносится на рассмот­рение дважды: сначала обсуждается на уровне морфологии, а затем лексики; параллельно закрепляются знания учащихся о назначении, возможных значениях, особенностях исполь­зования и написания различных морфем.

Знакомство с частями речи завершается изучением скло­нения имен существительных и прилагательных, спряжения глаголов, что сочетается с освоением правописания безудар­ных окончаний всех частей речи (в традиционном объеме). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо. Поэтому, например, окончания трех склонений имен суще­ствительных в разных падежах осваиваются одновременно.

Продолжается работа над правильным употреблением слов, в связи с ней предусмотрено использование справочни­ка «Как правильно изменить слово? Словарь трудностей», вклю­ченного в учебник 4-го класса.

Для общего знакомства учащимся представляется наре­чие, что вызвано частотностью данной части речи, ее практи­ческой необходимостью учащимся. Правописание наречий специально не изучается — запоминание наиболее употреби­тельных обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном эта­пе является пристальное внимание к синтаксическим свя­зям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся продолжают осваивать постановку двух типов вопросов, за­даваемых к имени существительному («по форме», «по смыс­лу»), уточняют назначение каждого из них (узнать падеж за­висимого слова или понять значение), наблюдают за значениями словосочетаний. Работе над данным понятием придается большое значение с точки зрения развития речи детей — повышения ее правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания четвероклассников о предложении расширяют­ся за счет знакомства с однородными членами и получения са­мого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях.

Спецификой реализуемого подхода к предложению явля­ется то, что оно рассматривается не только как самостоятель­ная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом — вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения тео­рии, ее цель — помочь учащимся в накоплении положитель­ного речевого опыта и его осмыслении.

На этом этапе предусмотрено знакомство с построением несложного текста-рассуждения. Среди осваиваемых жанров — рассказ, сказка (сказочная история), объявление, дневниковая запись и др.

В целом программа 4-го класса ориентирована на то, что­бы обеспечить готовность учащихся к успешному продолже­нию занятий языком и речью в основной школе.

ПРОГРАММА

1 класс (45 часов)

Круг сведений о языке, речии правописании

Языки речь (16 ч).Родной язык и иностранные языки. Речь деловая и изобразительная картинная), устная и пись­менная. Главные требования к речи: быть понятной и вежли­вой. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письме. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.

Записка, письмо, телеграмма, поздравление — особенно­сти их содержания, структуры и письменного оформления.

Слово (6 ч).Группы слов: слова-названия людей, живот­ных, вещей и т.д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.

Звуки и буквы (23 ч).Звуки русского языка: гласные и со­гласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрип­ция (термин не употребляется) как способ обозначения зву­кового состава слов.

Буквы, алфавит; использование алфавита в словарях.

Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й'] буква­ми е, ё, ю, я; й (обобщение). Орфограммы («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости со­гласные на конце слов и перед другими парными по глухо­сти-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их ука­зание в записанном тексте.

Графические и орфографические неправильности («опис­ки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погреш­ностей. Состав действий списывания и письма под диктовку.

Обучающиеся должны знать1:

различие звуков и букв (одни произносятся, другие пи­шутся), характеристику звуков («звуки бывают...»): гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твер­дые и мягкие, парные и непарные; звонкие и глухие, парные и непарные;

название букв, алфавит;

правила обозначения границ предложения и границ слов, написания собственных имен (имен, фамилий, кличек), удар­ных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-шу, основное правило пере­носа слов (по слогам, но без отделения одной буквы).

Умения, формируемые в процессе обучения2

Речевые.Соблюдать правила поведения во время обще­ния, в том числе на уроке: слушать говорящего; смотреть на собеседника, не говорить о присутствующем он, она; не пере бивать (или извиниться); не говорить слишком громко или слишком тихо и т.п.; уместно пользоваться этикетными фор­мулами приветствия, прощания, благодарности, просьбы, извинения.

Замечать слова, значения которых неизвестны, спраши­вать о них, находить их в толковом словаре учебника.

Распознавать деловые и изобразительные тексты, опре­делять, о чем и что в них говорится.

Выбирать из предложенных слов и их сочетаний умест­ные и конструировать записки, телеграммы, поздравления. Создавать свои устные воспоминания на заданную тему и вы­разительно рассказывать.

В соответствии с нормами произносить слова из словаря учебника «Как правильно говорить?».

1

1 Программными сведениями, не включенными в данный перечень, учащиеся овладевают на уровне представлений и практических умений.

2 Здесь и в дальнейшем в перечень выносятся все умения, форми­рование которых предусмотрено данной программой и должно осу­ществляться учителем. Умения, подлежащие итоговой проверке, выделены знаком ♦.

Языковые

(грамматические и фонетико-графические).

♦На слух определять границы предложений, пра­вильно обозначать их при письме (слева — большой бук­вой, а справа — точкой и в ясных случаях — вопроситель­ным или восклицательным знаком); членить предложения на слова.

Распознавать группы слов по их функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям (в том числе разграничи­вать вопросы кто? что? какой? какая? какие? и др..), от­личать от слов-названий слова-помощники и слова-ука­затели.

♦ Различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, частичный и полный: распознавать звуки речи, выде­лять их из слова, давать им характеристику, определять пос­ледовательность в слове и отражать результаты анализа в зву­ковой модели (закрепление).

Фиксировать звуковой состав слова с помощью элемен­тарной транскрипции («звуковых значков»). Читать записи, сделанные «значками звуков» и осознанно переводить их в буквенные.

♦ Правильно обозначать твердость и мягкость согласных и звук [й'] (без случаев с разделительными знаками). Обнару­живать и исправлять графические ошибки (обозначение твердости и мягкости, звука [и'], а также пропуски, перестановки и замены букв), именуемые «описками», как в специально предложенных записях, так и в собственных.

♦ Правильно называть буквы; располагать буквы и слова по алфавиту.

Использовать знание алфавита для поиска слов в слова­рях учебника.

Орфографические1.

♦ Обнаруживать орфограммы («опасные места») по ос­военным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, перенос слова, ударный слог жи-ши (или ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, пар­ного по глухости-звонкости согласного на конце слова или перед другим парным по глухости-звонкости; распознавать среди орфограмм «опасные места» на известные и неизвест­ные правила.

♦ Применять при письме изученные правила: оформле­ния границ предложений и границ слов, использования боль­шой буквы в собственных именах, переноса слов, написания ударных слогов жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Пользоваться словарем учебника «Как правильно писать?» для выяснения букв в указанных словах.

♦ Списывать и писать под диктовку учителя текст объе­мом 15—18 слов. Соблюдать требования каллиграфии при письме. Выделять в собственных записях случаи неверного (неудачного) начертания букв.

♦ Писать слова с непроверяемыми орфограммами:
альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картош­ка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошел, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хо­рошо, щенок.

1

1 Здесь и далее орфографические умения выделяются в особую груп­пу в силу их значимости для начального обучения и специфики формирования.

2 класс (170 часов)

Орфографические.

♦Обозначать (или не обозначать) мягкость согласных звуков перед согласными. Использовать разделительные зна­ки ь и ъ при обозначении звука [й'] (сначала без их выбора, а

потом осуществлять выбор).

♦ Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделять те, способы решения которых известны.

Замечать буквы, на месте которых сочетается две орфог­раммы (например, буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имени {Олег, Анюта), в безу­дарном слоге жи или ши (живут, жираф), в позиции мягкого согласного перед мягким, если он парный по глухости-звон­кости (лезть, кость).

Указывать на месте орфограмм безударных гласных и пар­ных по глухости-звонкости согласных варианты букв: а/о, е/и, д/т и т.п., из которых осуществляется их выбор

♦ Применять изученные правила и решать орфографи­ческие задачи на месте безударных гласных и парных по глу­хости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; на месте непроизносимых и удвоенных согласных в корне (касса, класс) и на границе морфем (длинный, рассказ). Гра­мотно писать наиболее распространенные приставки и суф­фиксы: по-, под-, на-, за-, до-, об-, от-, с-, в-; -еньк-, -оньк-, -ник-, -тель-.

Пользоваться орфографическим словарем учебника.

Использовать прием письма «с окошками» для созна­тельного «ухода» от орфографических ошибок при затруд­нении в применении известного правила или при встрече с орфографической задачей, способ решения которой еще не изучен.

♦ Списывать и писать под диктовку текст объемом до 45 слов. Соблюдать при этом правила каллиграфии, крити­чески оценивать их выполнение.

♦ Писать слова с непроверяемыми орфограммами:

'апельсин, арбуз, береза, билет, вагон, ванна, деревня, диван, дорога, желать, жжет, жужжит, завтрак, заяц, здоро­вье, здравствуй(те), интересно, капуста, картина, касса, ка­стрюля, кефир, килограмм, кипеть, класс, колбаса, комната, компот, конфета, корзина, корова, котлета, лапша, лестни­ца, лопата, магазин, макароны, мандарин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, обед, огурец, пассажир, печенье, пи­рог, помидор, праздник, Россия, русский, сахар, сковорода, сме­тана, сосиски, стакан, суббота, тарелка, ужин, чувство, яб­локо, ягода, язык.

3 класс (170 часов)

Предложение. Текст (35 ч.)

Предложение (12 ч).Главные и второстепенные члены пред­ложения, главные как его основа. Предложения распространен­ные и нераспространенные. Связи слов в предложении; вопро­сы от слова к слову по смыслу и по форме. Связь глагола с именем существительным в главной паре членов предложения.

Текст (23 ч). Повествование и описание предмета, особен­ности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) с их использованием. Организация делового текста типа инструкции (как что-то делать).

Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения. Роль и место таких предложений в тексте, выражение в них главной мысли.

Строение текста, включающего несколько подтем. План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей.

Языковые (грамматические).

♦Выделять основу и окончание (в ясных случаях), раз­граничивать их роль в слове, выделять в основе корень, при­ставку, суффикс.

Где можно, объяснять значение, вносимое частями слов.

♦ Различать части речи по комп

Наши рекомендации