Принципы отбора произведений для школьного литературного курса. Разделы программы.

Изучение литературы как учебного предмета в школе вносит особый вклад в подготовку учащихся к жизни. Художествен­ные произведения, с их неизмеримо мощным познавательно-воспи­тательным потенциалом оказывают глубокое воздействие на становление личности молодого человека:

- развитие его само­сознания,

- формирование нравственно-эстетических идеалов,

- коммуникативных способностей,

- общей и речевой культуры,

- стиля поведения в обществе.

Поэтому преподавание литерату­ры — дело чрезвычайно важное и значимое, требующее большого внимания, в частности в специальных коррекционных школах I и II вида.

Для неслышащих детей изучение литературного курса яв­ляется одним из наиболее надежных путей восполнения огра­ниченности получения полноценной информации из звукового мира и общения со слышащими людьми, путей постижениядуховных богатств, накопленных человечеством.

В процессе изучения литературы расширяется круг знаний:

- как в области самой литературы,

- так и по различным вопросам человеческого бытия.

Учащиеся

приобретают знаниякультурологического характера;

развивается сфера чувств,

обогащается жизненный опыт,

вырабатываются мировоззренческиепредставления, гражданская активность и зрелость.

Все это очень важно для самоопределения человека в ок­ружающей среде.

Литературу иначе называют человековедением, т.к. она осуществляет морально-эстетическое воспитание учащихся.

Преподавание литературы в современной школе для детей с нарушениями слуха направляется на литературное развитие и образование, которое отвечает требованиям программы общеоб­разовательной школы, соответствующей государственному стандарту образования.

В последние годы XX в. преподавание литературы перешло на обновленные структурно и содержательно программы. В новых программах, в свете кардинальных изме­нений общественно-социальной и культурной жизни в стране, пересмотрен концептуальный подход к изучению художественных произведений. Ведется поиск более эффективных методов и форм работы, усиливающих воздействие литературы на духовное развитие школьника-читателя.

Однако, как показывают сурдопедагогические исследования последних десятилетий, у глухих и слабослышащих учащихся имеются серьезные проблемы в читательской практике:

- попу­лярность чтения в сравнении с предыдущими годами заметно упала и самостоятельное чтение все более вытесняется из досуга школьников визуально-развлекательными программами элект­ронно-технических средств информации;

- наблюдается переори­ентировка литературных запросов даже у той небольшой группы учеников-«книголюбов», которые хотят читать. В состав чтения они включают модную ярко рекламируемую книжную продук­цию — «книжки-однодневки», далекие от позитивных целей школьного литературного курса, предлагающего ученикам вы­соко художественные, нравственно-эстетические произведения, призванные просвещать, воспитывать и развивать.

При недостаточном, обедненном и нередко стихийном чита­тельском опыте глухих и слабослышащих школьников нельзя рассчиты­вать на необходимое расширение горизонтов их литературного развития.

Показатели литературного развития:

-начитанность (с точки зрения количества и качества состава чтения),

- сформированность читательских интересов,

- сло­жившийся эмоционально-эстетический уровень восприятия художественных произведений (Н.Д. Молдавская).

Первый этапуроки чтения и развития речи (1-3 классы).

У глухих учащихся на уроках чтения формируется умение читать и осмысливать отрывки из произведений детской литературы.

Второй этап – уроки объяснительного чтения (4 – 6 классы).

Основным содержанием является знакомство учащихся с произведением детской художественной литера­туры и формирование первоначального умения анализировать эти произ­ведения, ознакомление с некоторыми литературоведческими понятиями (жанрами произведений).

Третий этап – литературноечтение (7 класс).

Это первоначальное изучение литературы. На этом этапе, в ходе чтения и углубленного анализа художественных произведений, накапливаются литературоведческие знания.

Четвертый этап –уроки литературы (8 – 11 классы).

Началосистематического изучения литературы. Учащиеся изучают наиболее значительные произведения, характерные для основных периодов развития русской литературы. Параллельно уча­щиеся получают элементарные знания по теории литературы. История и теория литературы изучается в 9-10 классах школы глухих.

В формировании навыков читательского мастерства эти этапы играют ключе­вую роль в структуре литературного образования.

Школьный курс литературы ( по ныне действующей программе) с 7 класса по 11 классдается учащимсяв объеме 9-летней массовой школы.

Разделы программы.

В состав чтения включаются произведения из разных разделов программы:

1) фольклор,

2) рус­ская классическая,

3) современная,

4) зарубежная литература.

Основное содержаниелитературного курса для глухих составляет русская классическая и современная литература.

Но решениезадач морально-эстетическогопредполагает знакомство с некоторыми выдающимися произведениями мировой литературы (ближнего и дальнего Зарубежья).

Ныне действующая программа построена по принципу развивающего обучения,которое гласит: «Обучение должно идти несколько впереди развития учащихся».

Уроки литературы должны формировать читательские вкусы и направлять развитие литературных интересов.

Для чтения и изучения учащимся предлагаются высокие в идейно-художественном отношениипроизведения, которые имеют общечеловеческое и историко-литературное значение.

Учащиеся читают разные по жанру и стилю произведения, которые характерны для творчества того или иного писателя.

Новая программа по литературе является более усложненной и насыщенной.

В ней для учащихся предлагаются сложные и объемные произведения.

Расширен список произведений для классного и внеклассного чтения.

Наши рекомендации