Принципы отбора произведений для школьного литературного курса. Разделы программы.
Изучение литературы как учебного предмета в школе вносит особый вклад в подготовку учащихся к жизни. Художественные произведения, с их неизмеримо мощным познавательно-воспитательным потенциалом оказывают глубокое воздействие на становление личности молодого человека:
- развитие его самосознания,
- формирование нравственно-эстетических идеалов,
- коммуникативных способностей,
- общей и речевой культуры,
- стиля поведения в обществе.
Поэтому преподавание литературы — дело чрезвычайно важное и значимое, требующее большого внимания, в частности в специальных коррекционных школах I и II вида.
Для неслышащих детей изучение литературного курса является одним из наиболее надежных путей восполнения ограниченности получения полноценной информации из звукового мира и общения со слышащими людьми, путей постижениядуховных богатств, накопленных человечеством.
В процессе изучения литературы расширяется круг знаний:
- как в области самой литературы,
- так и по различным вопросам человеческого бытия.
Учащиеся
приобретают знаниякультурологического характера;
развивается сфера чувств,
обогащается жизненный опыт,
вырабатываются мировоззренческиепредставления, гражданская активность и зрелость.
Все это очень важно для самоопределения человека в окружающей среде.
Литературу иначе называют человековедением, т.к. она осуществляет морально-эстетическое воспитание учащихся.
Преподавание литературы в современной школе для детей с нарушениями слуха направляется на литературное развитие и образование, которое отвечает требованиям программы общеобразовательной школы, соответствующей государственному стандарту образования.
В последние годы XX в. преподавание литературы перешло на обновленные структурно и содержательно программы. В новых программах, в свете кардинальных изменений общественно-социальной и культурной жизни в стране, пересмотрен концептуальный подход к изучению художественных произведений. Ведется поиск более эффективных методов и форм работы, усиливающих воздействие литературы на духовное развитие школьника-читателя.
Однако, как показывают сурдопедагогические исследования последних десятилетий, у глухих и слабослышащих учащихся имеются серьезные проблемы в читательской практике:
- популярность чтения в сравнении с предыдущими годами заметно упала и самостоятельное чтение все более вытесняется из досуга школьников визуально-развлекательными программами электронно-технических средств информации;
- наблюдается переориентировка литературных запросов даже у той небольшой группы учеников-«книголюбов», которые хотят читать. В состав чтения они включают модную ярко рекламируемую книжную продукцию — «книжки-однодневки», далекие от позитивных целей школьного литературного курса, предлагающего ученикам высоко художественные, нравственно-эстетические произведения, призванные просвещать, воспитывать и развивать.
При недостаточном, обедненном и нередко стихийном читательском опыте глухих и слабослышащих школьников нельзя рассчитывать на необходимое расширение горизонтов их литературного развития.
Показатели литературного развития:
-начитанность (с точки зрения количества и качества состава чтения),
- сформированность читательских интересов,
- сложившийся эмоционально-эстетический уровень восприятия художественных произведений (Н.Д. Молдавская).
Первый этап – уроки чтения и развития речи (1-3 классы).
У глухих учащихся на уроках чтения формируется умение читать и осмысливать отрывки из произведений детской литературы.
Второй этап – уроки объяснительного чтения (4 – 6 классы).
Основным содержанием является знакомство учащихся с произведением детской художественной литературы и формирование первоначального умения анализировать эти произведения, ознакомление с некоторыми литературоведческими понятиями (жанрами произведений).
Третий этап – литературноечтение (7 класс).
Это первоначальное изучение литературы. На этом этапе, в ходе чтения и углубленного анализа художественных произведений, накапливаются литературоведческие знания.
Четвертый этап –уроки литературы (8 – 11 классы).
Началосистематического изучения литературы. Учащиеся изучают наиболее значительные произведения, характерные для основных периодов развития русской литературы. Параллельно учащиеся получают элементарные знания по теории литературы. История и теория литературы изучается в 9-10 классах школы глухих.
В формировании навыков читательского мастерства эти этапы играют ключевую роль в структуре литературного образования.
Школьный курс литературы ( по ныне действующей программе) с 7 класса по 11 классдается учащимсяв объеме 9-летней массовой школы.
Разделы программы.
В состав чтения включаются произведения из разных разделов программы:
1) фольклор,
2) русская классическая,
3) современная,
4) зарубежная литература.
Основное содержаниелитературного курса для глухих составляет русская классическая и современная литература.
Но решениезадач морально-эстетическогопредполагает знакомство с некоторыми выдающимися произведениями мировой литературы (ближнего и дальнего Зарубежья).
Ныне действующая программа построена по принципу развивающего обучения,которое гласит: «Обучение должно идти несколько впереди развития учащихся».
Уроки литературы должны формировать читательские вкусы и направлять развитие литературных интересов.
Для чтения и изучения учащимся предлагаются высокие в идейно-художественном отношениипроизведения, которые имеют общечеловеческое и историко-литературное значение.
Учащиеся читают разные по жанру и стилю произведения, которые характерны для творчества того или иного писателя.
Новая программа по литературе является более усложненной и насыщенной.
В ней для учащихся предлагаются сложные и объемные произведения.
Расширен список произведений для классного и внеклассного чтения.