Взаимосвязь методики литературы со смежными науками
Методика литературы связана со смежными науками:
литературоведением, эстетикой, историей, педагогикой, психологией, сурдопедагогикой, сурдопсихологией, сурдометодикой русского языка и другими.
Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается, прежде всего, в определении цели, содержания и структуры курса литературы, а также во влиянии на методы обучения.
Методика также связана с эстетикой, историей, философией, языкознанием, так как все эти вопросы и проблемы решают при анализе литературных произведений.
Методика тесно связана с педагогикой (дидактикой), разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения.
Методика литературы соприкасается с психологией. Закономерности методики нельзя выводить из закономерностей психологии, но надо их знать и опираться на них при решении методических проблем: о доступности учащимся того или иного материала., его объема, эффективности методов и приемов обучения.
В общем ходе развития учащимся в процессе обучения методика литературы проявляет взаимосвязь и с такими учебными предметами как музыка, изобразительное искусство, естествознание, а порой и с математикой.
Лекция (2 ч)
ТЕМА 2.: Литература как учебный предмет в школе для детей
С нарушениями слуха
Вопросы:
1. Задачи преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.
Особенности литературы как учебного предмета.
2. Задачи изучения литературы в школе.
3. Особенности реализации поставленных задач в школе для детей с нарушениями
слуха.
4. Проблемы преподавания литературы.
Задачи преподавания литературы в школе для детей
С нарушениями слуха
Изучение литературы как учебного предмета предполагает ознакомление учащихся с содержанием, идейной направленностью художественных произведений,включенных в программу, с основами литературоведения, а также развитие связной литературнойречи учащихся.
Функции литературы:
1) познавательная (просветительская),
2) воспитательная (ценностно- ориентационная),
3) эстетическая,
4) коммуникативная.
В соответствии с функциямиопределяются задачи преподавания литературы в школе для детей с нарушением слуха:
1. Просветительская задача (познавательная) заключается в эстетическом познании мира, природы, общества и человека. Почти каждое произведение,
включенное в школьную программу, расширяет, уточняет знания детей с нарушением слуха об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, о жизни людей, их быте, нравах и характерах. Дети ограничены в получении информации через радио, телевидение, театр, поэтому некоторые представления у них искажены и требуют объяснения учителем. Чтение художественных произведений учит глухих и слабослышащих школьников воспринимать характеры литературных героев, их переживания через призму собственногомиропонимания. Так познавательныезадачи смыкаются с воспитательными.
2. Воспитательная задача сложна: выделяются задачи нравственного и эстетического воспитания школьников, воспитание активной жизненной позиции, патриотизма и интернационализма. Художественное произведение обращено одновременно и к нашим мыслям, и к чувствам и требует от читателя понимания и сопереживания.
У детей с нарушением слуха жизненный опыт мал и ограничен. Им трудно оценивать поступки литературных героев, непонятны некоторые переживания (чувства благодарности, стыдливости, нежности и др.).
Чтение литературного произведения помогает как бы «прожить много жизней» и обогатить себя опытом других людей.
3. Эстетическая задача – заключается в воспитании эстетической восприимчивости; умения видеть и понимать прекрасное, испытывать радость от соприкосновения с ним. По мнению психологов (Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) дети с нарушением слуха обращают внимание главным образом на внешнюю сторону объекта, причем на недостаточно осознанном уровне.
Задача уроков литературы – обогатить опыт учащихся новыми эстетическими впечатлениями, способствовать формированию эстетического вкуса, оценок и суждений.
4. Коммуникативная(коррекционная) задача заключается в обмене информацией, в развитии речи как средства общения, как формы сотрудничества и взаимодействия с другими детьми или взрослыми.
На уроках литературы происходят формированиедиалогических отношений, умение понимать и принимать другого, умения встать на позицию другого.
Усвоение языка способствует интеллектуальному развитию ребенка, так как через употребление слов в различных контекстах происходит усвоение смысловогои системного строения слова что ведет, в свою очередь, к изменению отношений к самому себе и к окружающей действительности.
Реализация задач находится в прямой зависимости от того, как педагог выполняет поставленные перед ним задачи, как выполняет программные требования.
Отмечается единство и взаимопроникновение познавательных, воспитательных, эстетических и коррекционно-развивающих задач преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.