Взаимосвязь методики литературы со смежными науками

Методика литературы связана со смежными науками:

литературоведением, эстетикой, историей, педагогикой, психологией, сурдопедагогикой, сурдопсихологией, сурдометодикой русского языка и другими.

Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается, прежде всего, в определении цели, содержания и структуры курса литературы, а также во влиянии на методы обучения.

Методика также связана с эстетикой, историей, философией, языкознанием, так как все эти вопросы и проблемы решают при анализе литературных произведений.

Методика тесно связана с педагогикой (дидактикой), разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения.

Методика литературы соприкасается с психологией. Закономерности методики нельзя выводить из закономерностей психологии, но надо их знать и опираться на них при решении методических проблем: о доступности учащимся того или иного материала., его объема, эффективности методов и приемов обучения.

В общем ходе развития учащимся в процессе обучения методика литературы проявляет взаимосвязь и с такими учебными предметами как музыка, изобразительное искусство, естествознание, а порой и с математикой.

Лекция (2 ч)

ТЕМА 2.: Литература как учебный предмет в школе для детей

С нарушениями слуха

Вопросы:

1. Задачи преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.

Особенности литературы как учебного предмета.

2. Задачи изучения литературы в школе.

3. Особенности реализации поставленных задач в школе для детей с нарушениями

слуха.

4. Проблемы преподавания литературы.

Задачи преподавания литературы в школе для детей

С нарушениями слуха

Изучение литературы как учебного предмета предполагает ознакомле­ние учащихся с содержанием, идейной направленностью художественных произведений,включенных в программу, с основами литературоведения, а также развитие связной литературнойречи учащихся.

Функции литературы:

1) познавательная (просветительская),

2) воспитательная (ценностно- ориентационная),

3) эстетическая,

4) коммуникативная.

В соответствии с функциямиопределяются задачи преподавания лите­ратуры в школе для детей с нарушением слуха:

1. Просветительская задача (познавательная) заключается в эстетическом познании мира, природы, общества и человека. Почти каждое произведение,

включенное в школьную программу, расширяет, уточняет знания детей с нарушением слуха об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, о жизни людей, их быте, нравах и характерах. Дети ограничены в получении информации через радио, телевидение, те­атр, поэтому некоторые представления у них искажены и требуют объяснения учителем. Чтение художественных произведений учит глухих и слабослышащих школьников воспринимать характеры ли­тературных героев, их переживания через призму собственногоми­ропонимания. Так познавательныезадачи смыкаются с воспитатель­ными.

2. Воспитательная задача сложна: выделяются задачи нравственного и эстетического воспитания школьников, воспитание активной жизненной позиции, патриотизма и интерна­ционализма. Художественное произведение обращено одновремен­но и к нашим мыслям, и к чувствам и требует от читателя понима­ния и сопереживания.

У детей с нарушением слуха жизненный опыт мал и ограничен. Им трудно оценивать поступки литературных героев, непонятны некоторые переживания (чувства благодарности, стыдливости, нежности и др.).

Чтение литературного произведения помогает как бы «прожить много жизней» и обогатить себя опытом других людей.

3. Эстетическая задача – заключается в воспитании эстетической воспри­имчивости; умения видеть и понимать прекрасное, испытывать радость от соприкосновения с ним. По мнению психологов (Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) дети с нарушением слуха обращают внимание главным образом на внешнюю сторону объекта, причем на недостаточно осознанном уровне.

Задача уроков литературы – обогатить опыт учащихся новыми эстети­ческими впечатлениями, способствовать формированию эстетического вкуса, оценок и суждений.

4. Коммуникативная(коррекционная) задача заключается в обмене информацией, в развитии речи как средства общения, как формы сотрудничества и взаимодейст­вия с другими детьми или взрослыми.

На уроках литературы происходят формированиедиалогических от­ношений, умение понимать и принимать другого, умения встать на позицию другого.

Усвоение языка способствует интеллектуальному развитию ребенка, так как через употребление слов в различных контекстах происходит ус­воение смысловогои системного строения слова что ведет, в свою оче­редь, к изменению отношений к самому себе и к окружающей действи­тельности.

Реализация задач находится в прямой зависимости от того, как педагог выполняет поставленные перед ним задачи, как выполняет программные требования.

Отмечается единство и взаимопроникновение познавательных, воспитательных, эстетических и коррекционно-развивающих задач преподавания литературы в школе для детей с нарушениями слуха.

Наши рекомендации