Нежный, заботливый; бежать, мчаться, нестись, лететь.
29. Подбор антонимовк данным словам и сочетаниям.
Например: высокий — низкий; день — ночь; строить — ломать;
далеко — близко; свежий хлеб — черствый хлеб; свежее молоко — кислое молоко; свежие новости — старые новости; свежий ветер — душный ветер.
30. Работас омонимами.Придумывание предложений с данным
словом в разных лексических значениях.
Например: ключ — дверной, родник, скрипичный; лисичка — гриб, животное; коса — прическа, инструмент, часть суши в водоемах.
Будет полезно, если дети сами нарисуют картинки к данным словам.
Работа со словарными словами.
Врусском языке много слов, правописание которых надо просто запомнить, так как написание букв проверить нельзя, поскольку ни одно правило к ним не подходит. Это — так называемые словарные слова.
В подготовительных группах детского сада мы вводим специальные "картинные словарики" — индивидуальные тетради или блокноты, куда дети записывают слово, рисуют слоговые и звуковые схемы к нему, а затем сами рисуют картинку. Предъявлять такое слово лучше с помощью загадок, чтобы возбудить интерес детей, усилить положительные эмоции, которые являются основой для запоминания информации на длительный срок.
Слова брали наиболее общеупотребительные, как-то: корова, дорога, сорока, собака, заяц. Такие задания развивают память и значительно сокращают количество ошибок в письменных работах школьников. Дети становятся более наблюдательными, и уже сами на занятиях вспоминают правильное написание бытовых слов, встречающихся в окружающей их жизни: магазин, аптека, автобус, остановка и т.д.
32. Работа по профилактике ошибокв словах, имеющих пристав
ки. Дифференцирование приставки ипредлога.
Приставочные глаголы движения лучше предъявлять с существительными, имеющими аналогичный предлог (если возможно), либо сравнивать парами сочетания: приставочный глагол плюс существительное, предлог с существительным плюс глагол. Например:
Отъехал от дома. Въехал в лес. Заехал за гараж.
Дети должны понимать, где слово цельное, а где предлог, чтобы не отделять приставку на письме. Профилактика ведется при обучении считать с использованием считалочки, отделяя движением руки каждое слово. Например:
Со второго этажа
Полетели два ножа... (дети выделяют как единое слово "полетели9');
Мы по лесенке бежим
И считаем этажи... (выделяется предлог "по** как отдельное слово).
Лучше подбирать считалочки, где встречаются похожие пары предлог — приставка, чтобы закрепить механический отрыв руки на письме, когда это потребуется.
Такая согласованная работа речи с движением руки, начатая в раннем возрасте, создает удивительно благодатную почву для формирования "языкового чутья" и служит основой для слитного написания приставок и раздельного написания предлогов в школьном возрасте.
33. Работа со словами, имеющими сложную слоговуюструктуру.
Часто дети пропускают в сложных словах буквы, слоги, либо
меняют их местами, либо делают замены согласных и гласных букв, не изменяя слоговой структуры самого слова, либо укорачивают слово. Поэтому важно сложные слова анализировать тщательнее, чем простые. Нередко дети, уяснив для себя точно смысл слова, начинают верно произносить их и писать. Поэтому все описанные выше задания со словом должны быть представлены при анализе слов со сложной слоговой структурой.
Эта работа проходит намного интереснее, если по каждому трудному слову устроить игру-соревнование типа телепередачи "Поле чудес". Дети угадывают, какая должна стоять буква в данном слове, и получают призы за каждый верный ответ.
Вызывают интерес, так как оказывают большую помощь в закреплении верного написания, игры на придумывание других слов с данными слогами, буквами. Например:
па — рик — ма — хер — ска — я
палец рикша машина Херсон скамейка яма
крупа старик зима мохер доска змея
Слово "парикмахерская" можно предложить прочесть, изменив порядок слогов. Произнесение бессмысленных слов хорошо развивает навык правильного чтения, так как это сложнее, чем чем читать знакомое слово, где дети могут прочесть по догадке конец, зная начало.
Дается инструкция: прочесть слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги, — марикпахерская и т.д.
Прочесть это слово по слогам, начиная с конца: яскахермарикпа.
Прочесть слово, пропустив 1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й: памаская.
Такие нелепицы возможны только после твердого усвоения лексического значения трудного слова, чтобы оно не было детям чуждо, словно иностранное.
34. Работас неизменяемыми словами.
Врусском языке существуют слова, не склоняемые по падежам: кофе, домино, кенгуру, кафе, пальто, кино, кашне, кашпо, шоссе, шасси, алоэ, мулине и т.д.
2-535
Самым эффективным является задание, при котором дети сами рисуют картинку к данному слову, а также составляют предложения с этим словом либо быстро добавляют слово в предложение, данное взрослым.
Например, играем со словом "пальто":
Я вышел на улицу без ...
Мама пришила пуговицу к моему ...
В магазине висят разнообразные ...
35. Чтение слов пополбуковке. Например:
Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают догадаться, какое слово написано.
Работа с изографами.
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Например: