Ошибок чтения и письма у детей
Л.Г.МИЛОСТИВЕНКО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
Изопытаработы
Л. Г. Милостивенко
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
Из опыта работы
Санкт-Петербург
Фирма "Стройлеспечать"
ББК 74.102(202) М60
М60 Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма удетей: Из опыта работы:Учебное пособие. — Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 1995. — 64 с, 26 ил.
ISBN 5-85091-015-8
Методические рекомендации — это перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошкольного возраста с трех лет до учащихся начальных классов. В книгу включены описания игр и заданий, помогающих детям наиболее успешно овладевать грамотой: от первого знакомства с буквой до чтения и письма текстов.
Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, а также гувернерам, воспитателям и родителям.
Рецензенты Г.М.Сумченко и Э.Я.Сизова.
ISBN 5-85091-015-8
Милостивенко Л.Г., 1995 — автор.
Фирма "Стройлеспечать", 1995 — оформление
ПРЕДИСЛОВИЕ
В книге изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей дошкольного возраста.
Основываясь на статистических данных эксперимента, проведенного совместно с В.В.Комаровой с 1988 по 1990 г. под руководством научного руководителя Г.М.Сумченко, полагаю возможным и даже необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.
Нами были обследованы письменные работы учащихся начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. В результате трехлетнего эксперимента выяснилось, что дети с речевой патологией допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы.
Также были выделены группы наиболее часто встречающихся ошибок, которые допускали все дети, независимо от диагноза.
Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.
Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.
Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли — показатель культурного уровня человека. Нередко абитуриенты, поступая в институт и сдав на положительные оценки физику, химию, математику, но получив за сочинение по русскому языку "неудовлетворительно", вынуждены были изменить первоначальный выбор своей будущей профессии. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служили камнем преткновения в карьере людей, ломали их судьбу, причиняли массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни.
Чем раньше начать формирование "языкового чутья", тем меньше будет сломанных судеб.
Уже существует несколько методик обучения детей чтению с двухлетнего возраста. Почему бы не начать с этих же лет целенаправленное обучение стилистически грамотной литературной речи? Тем более что за рубежом такая работа ведется. В частности, в Англии Генриетта Домби на протяжении нескольких десятилетий исследует приемы, наиболее успешно применяемые для обучения чтению и письму детей с двух лет.
Автор
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК
Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
15. Определение букв,которые можно выложить из трех (И, А, П,
Н, С, К) и из двух (Т, Г, X) палочек.
16. Конструирование букв из элементов:овал, полуовал, длинная
и короткая палочка.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК
САни поСАдка лиСА
САхар уСАдьба коСА
САлют расСАда полоСА
2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для
гласного звука — красный цвет, для твердого согласного — синий
цвет, для мягкого согласного — зеленый цвет. А также обратное
задание: по данной схеме назвать слог.
3. Чтение слогов по кубикам Зайцева и по слоговым таблицам.
Здесь прослеживается четкое написание в русском языке ЧУ, ЩУ,
ЧА, ЩА. Дети не видят неправильного написания данных слогов. На кубиках и в таблице встречаются слоги ЖИ, ШИ, которые дети запоминают как определенный блок. Любое слово с данным слогом невозможно составить, заменив ошибочно "И" на "Ы".
В то же время слоги ЦИ — ЦЫ, 40 — ЧЁ, ЩО — ЩЁ, ШО — ШЁ, ЖО — ЖЕ звучат идентично, но применять их надо осознанно, они заставляют задуматься, какой стороной нужно повернуть кубик, чтобы получилось верное слово.
4. Работа с таблицами типа:
• А С •
• У М •
Какой слог можно составить?
Заучивание считалок.
На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.
3. Для работы с предлогами используем схемы,где предлог —
маленький человечек.
U
4. Отгадывание ребусовстимулирует умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются:
5. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие
на разные вопросы:
Кто это? Аня, кошка, мама...
Что это? Книга, лето, туча...
Что делает? Сидит, умывается, думает...
Какой? Какая? Какое? Какие?
6. Для уяснения лексического значения слова хорошо давать зада
ния на подбор нужного словак смысловому ряду:
- по опорным признакам — белое, теплое, парное-? (молоко);
хищный, серый, злой, клыкастый-? (волк);
- на обобщающие понятия:
- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);
- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,... );
- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус — ...).
7. Деление слов на слоги,подсчет количества слогов в слове,
выделение ударного слога.
Эта работа пройдет успешней, если ребенок будет делить слова на слоги хлопками в ладоши, а на ударный слог — топать ногой. Такое задание на первых порах вызывает много трудностей, но в дальнейшем дети, овладевшие данным видом анализа слова на слоги, не испытывают затруднений в школе при переносе слов.
8. Ударный слогпроще выявляется, если слово произнести протяж
но, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть
дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл
слова либо смысл теряется совсем:
зЛмок — замОк
крУУУжки (тянем У*) — кружкИИИ (тянем "и")
ИИИра — ИрААА
9. Подбор словк слоговым схемам
10. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:
та — дом, рак, лифт, пень, ... пгА-та — осень, кошка, санки, ... та-тА — вода, коньки, лицо, ... тА-та-та — Ванечка, девочка, улица, ... та-тА-та — корова, подушка, малина, ... та-та-тА — бегемот, телефон, пироги, ...
Дается также обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изобразить ритмическим рисунком. Стучать можно пальцем или карандашом; по стуку необходимо определить задуманную картинку.
Используется также игра "Телеграфист" — передача слова закодированным сигналом.
11. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Например:
Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.
Исключение лишних слов.
Например: гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.
14. Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по
порядку, затем врассыпную),
15. Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.
Например: на-вес (весна), мон-ли (лимон).
16. Составление слова с использованием начальных звуков (букв)
других слов.
Например: Камень, Озеро, Торт (кот).
Искра
Блокнот
Конокрады
Соревнование: кто быстрее поднимется по лесенке?
"Лесенки" используются разные, в зависимости от уровня подготовленности детей. Для решения аналогичных задач можно разгадывать кроссворды и чайнворды.
Подбор слов к данной рифме.
Например: сок — лесок, носок, поясок, голосок...; сы — весы, часы, усы, носы.
27. Работа со сложными словами.Какие два слова спрятались в
одном?
Например: пылесос (пыль сосет); самокат (сам катит); самолет (сам летает); листопад (листья падают).
Дается также и обратное задание: из двух слов составить одно новое. Это задание аналогично изложенному в п. 23, где предлагалось составить одно прилагательное, используя два слова — существительное и прилагательное, а здесь составляется одно существительное из существительного и глагола. Эта работа вызывает у детей большие трудности. Лучше давать их врозь.
28. Подбор синонимовк существительным, прилагательным, глаголам.
Например: приятель, знакомый, товарищ; добрый, ласковый,
Со второго этажа
Полетели два ножа... (дети выделяют как единое слово "полетели9');
Мы по лесенке бежим
И считаем этажи... (выделяется предлог "по** как отдельное слово).
Лучше подбирать считалочки, где встречаются похожие пары предлог — приставка, чтобы закрепить механический отрыв руки на письме, когда это потребуется.
Такая согласованная работа речи с движением руки, начатая в раннем возрасте, создает удивительно благодатную почву для формирования "языкового чутья" и служит основой для слитного написания приставок и раздельного написания предлогов в школьном возрасте.
33. Работа со словами, имеющими сложную слоговуюструктуру.
Часто дети пропускают в сложных словах буквы, слоги, либо
меняют их местами, либо делают замены согласных и гласных букв, не изменяя слоговой структуры самого слова, либо укорачивают слово. Поэтому важно сложные слова анализировать тщательнее, чем простые. Нередко дети, уяснив для себя точно смысл слова, начинают верно произносить их и писать. Поэтому все описанные выше задания со словом должны быть представлены при анализе слов со сложной слоговой структурой.
Эта работа проходит намного интереснее, если по каждому трудному слову устроить игру-соревнование типа телепередачи "Поле чудес". Дети угадывают, какая должна стоять буква в данном слове, и получают призы за каждый верный ответ.
Вызывают интерес, так как оказывают большую помощь в закреплении верного написания, игры на придумывание других слов с данными слогами, буквами. Например:
па — рик — ма — хер — ска — я
палец рикша машина Херсон скамейка яма
крупа старик зима мохер доска змея
Слово "парикмахерская" можно предложить прочесть, изменив порядок слогов. Произнесение бессмысленных слов хорошо развивает навык правильного чтения, так как это сложнее, чем чем читать знакомое слово, где дети могут прочесть по догадке конец, зная начало.
Дается инструкция: прочесть слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги, — марикпахерская и т.д.
Прочесть это слово по слогам, начиная с конца: яскахермарикпа.
Прочесть слово, пропустив 1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й: памаская.
Такие нелепицы возможны только после твердого усвоения лексического значения трудного слова, чтобы оно не было детям чуждо, словно иностранное.
34. Работас неизменяемыми словами.
Врусском языке существуют слова, не склоняемые по падежам: кофе, домино, кенгуру, кафе, пальто, кино, кашне, кашпо, шоссе, шасси, алоэ, мулине и т.д.
2-535
Самым эффективным является задание, при котором дети сами рисуют картинку к данному слову, а также составляют предложения с этим словом либо быстро добавляют слово в предложение, данное взрослым.
Например, играем со словом "пальто":
Я вышел на улицу без ...
Мама пришила пуговицу к моему ...
В магазине висят разнообразные ...
35. Чтение слов пополбуковке. Например:
Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают догадаться, какое слово написано.
Работа с изографами.
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. Например:
Ое ые ая ый
Ее ие яя ий
д) Предъявление детям неверно составленных сочетаний. Игра типа
"Помоги Незнайке исправить ошибку". Например:
Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами и ставится такое условие: вначале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи — по два, а у Ани — по пять. Затем они меняются карточками между собой.
Это задание можно выполнять аналогично вышеизложенной работе по сочетанию существительного с другими частями речи.
Соединение стрелками слов. Например:
Один зеркало одно весла
Одна сутки два весел
Одно пень пять весло
Одни комната
Работа с фразеологизмами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК
Чтение текста с конца.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать ему художественную литера-ТУРУ> которая позволяет решать многие задачи: воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас детей, учит стилистически правильным оборотам, пробуждает у детей интерес к овладению чтением и т.д.
С этой целью нужно для занятий отбирать интересные и высокохудожественные произведения, предлагать заучивать наиболее понравившиеся стихотворения, поощрять любое проявление творчества (сочинение собственных стихов, сказок, рассказов).
Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия. Различные виды заданий можно включать в подвижные игры не только в помещении, но и на улице. Например, использование считалок, либо деление слов на слоги хлопками в ладоши, это можно также делать мячом.
Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. Поэтому взрослым необходимо знать орфоэпические нормы литературного современного языка, чтобы не давать детям ошибочных эталонов. Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе.
Приложения
Подведение итогов.
Ход занятия
1.Приветствие.
- Какое сегодня число, день недели, какой идет месяц?
- Ребята, сегодня мы с вами вспомним разные игры, связанные с
языком, в которые играли на разных занятиях.
Играем в звуковую цепочку.Логопед называет первое слово, передает мяч ребенку, а тот должен назвать слово, начинающееся с последнего звука предыдущего слова, передать мяч соседу и сесть на место. Например: весна — апрель — лед — трамвай — ясень — нитки — индюк...
Игра "Сломалась буква".
Вспоминаем игры на буквы.
Вспоминаем игры на слоги
Игра "Живые буквы".
Составить слоги из тех букв, которые лежат на столе (буквы из мешочка).
Игра "Внимательные ушки".
Вспоминаем игры на слова.
Выделите гласные звуки в слове ФОНАРЬ, (они будут О и А). Какие еще слова можно придумать к этой схеме?
о . а
(дома, вода, нога, гроза,..)
Дети называют слово и родственные ему, для того, чтобы убедиться, что данное слово подходит к схеме:
дома — дом, домик; вода — водный, воды.
Составьте слово из букв Л,Р,3,Г,О.
Игра "Рассыпались буквы".
Игра "Рассыпалось слово".
Улицы красивые.
Улицы города красивые.
Х,К,У,НЖБ,3
9. Чтение слова по пол-буковке: |
Лиса заяц волк
Что общего между этими словами? (Обозначают диких животных наших лесов).
10. Подбор слов на обобщающие понятия (игра с мячом)
Игра "Добавь словечко"
трамвай, автобус — лимон, апельсин — Лена, Катя — среда, четверг — синий, красный — четыре, пять — кровать, шкаф — ...
11. Работа со словосочетаниями (существительное + прилагатель
ное): НОВЫЙ КНИГИ НОВАЯ УТЮГ НОВОЕ ШАПКА НОВЫЕ
ПАЛЬТО
Работа с предложением.
Из написанных на карточках слов, расположенных в неопределенном порядке, составить предложение:
Подведение итогов.
Необходимо вспомнить, чем занимались, какие задания выполняли.
ИЗОГРАФЫ
Дом 10. Пенал 19. Трактор
Аист 11. Курица 20. Слониха
Часы 14. Страус 23. Парашют
ЛИТЕРАТУРА
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие...................................................................................................... 3
1. Основные задачи коррекционного обучения ............................. 5
Из опыта работы
Художник
Редактор
А.Н. Миронов
А.А.Мелуа
В.Н.Миханкова
Сдано в набор 20.03.95. Подписано в печать 03.04.95. Формат 60x90/16. Гарнитура тайме. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 4,0. Тираж 10000 экз. Заказ № 535.
Лицензия № 060202 от 18.09.91.
Издательский отдел фирмы "Стройлеспечать".
198216, Санкт-Петербург, а/я 55.
АООТ «Типография
„Правда"». 191126, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
Любовь Георгиевна Милости-венко (в замужестве Мартюше-ва) родилась в Ленинграде. Здесь она окончила педагогическое училище им. Н.А.Некрасова и логопедическое отделение педагогического института им. А.И.Герцена. Оба учебные заведения окончила с отличием. С 1989 года работает учителем-логопедом в детском саду.
Будучи студенткой, начала исследовательскую работу по выявлению наиболее закономерных ошибок письма у учащихся начальных классов массовых школ и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В данной брошюре автор предлагает классификацию упражнений и методов, которые позволяют выпускать из детского сада детей не только с исправ-ленной речью, но и с усвоенными азами грамотности русского языка.
Л.Г.МИЛОСТИВЕНКО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
Изопытаработы
Л. Г. Милостивенко
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
Из опыта работы
Санкт-Петербург
Фирма "Стройлеспечать"
ББК 74.102(202) М60
М60 Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждения ошибок чтения и письма удетей: Из опыта работы:Учебное пособие. — Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 1995. — 64 с, 26 ил.
ISBN 5-85091-015-8
Методические рекомендации — это перечень различных видов работ по предупреждению у детей ошибок чтения и письма. Предлагаемые игровые упражнения рассчитаны на широкую детскую аудиторию: от детей дошкольного возраста с трех лет до учащихся начальных классов. В книгу включены описания игр и заданий, помогающих детям наиболее успешно овладевать грамотой: от первого знакомства с буквой до чтения и письма текстов.
Рекомендуется логопедам, учителям начальных классов, а также гувернерам, воспитателям и родителям.
Рецензенты Г.М.Сумченко и Э.Я.Сизова.
ISBN 5-85091-015-8
Милостивенко Л.Г., 1995 — автор.
Фирма "Стройлеспечать", 1995 — оформление
ПРЕДИСЛОВИЕ
В книге изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей дошкольного возраста.
Основываясь на статистических данных эксперимента, проведенного совместно с В.В.Комаровой с 1988 по 1990 г. под руководством научного руководителя Г.М.Сумченко, полагаю возможным и даже необходимым введение профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду.
Нами были обследованы письменные работы учащихся начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи и общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. В результате трехлетнего эксперимента выяснилось, что дети с речевой патологией допускают специфические ошибки, осложняющие усвоение учебной программы.