Итоговое количество баллов – 7.
Указание на происхождение от глаголов - до 5 баллов в зависимости от полноты ответа.
Указание на словообразовательный суффикс - 2 б.
Курс по подготовке одаренных детей к олимпиаде по литературе «Теория и практика анализа художественного текста»
Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста» автора-составителя Зининой Е. А., «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» авторов Чертова В.Ф., Виноградовой Е.М., Яблокова Е.А., Антиповой А.М. для учащихся 10-11 классов профильного обучения.
Количество часов: 72 ч. (с учетом, что занятия проводятся по 30 минут).
Данная индивидуальная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, позволяет помочь овладеть умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, совершенствовать навыки интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний на художественном материале русской литературы. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана углубить представления учащихся о литературоведении как науке, научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора.
В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, его полисемантизм, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.
В результате изучения курса обучающиеся должны
· знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;
· вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;
· уметь создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;
· владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования.
В соответствии с этим
1. образовательные проблемы: формирование и развитие творческого потенциала обучающихся.
2. Образовательные цели:
· формирование культуры речевой деятельности, высокого уровня владения речевыми действиями и умениями в устной и письменной форме;
· развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности, интеллектуальных способностей;
· подготовка к участию в городских и областных олимпиадах по литературе.
Календарно-тематический план курса
«Теория и практика анализа художественного текста»
№ п/п | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекция |
I Введение | 3 ч | |||
Вопрос о назначении искусства. Художественное произведение как художественный объект. | ||||
2-3 | Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения. Природа искусства как исходная категория поэтики. | |||
II Виды анализа художественного произведения | 8ч | |||
4-5 | Роды литературы. Проза и поэзия. Основы стиховедения. | |||
6-7 | Художественный стиль. Индивидуальный стиль автора | |||
8-9 | Анализ художественного текста по концентрической схеме. | |||
10-11 | Анализ художественного текста по линейной схеме. | |||
III Особенности художественного текста | 19ч | |||
Литературное произведение как образ. Единство художественной формы и художественного содержания. | ||||
13-14 | Структурная организация художественного текста. Композиция как одно из средств данной организации. | |||
15-16 | Автор в художественном произведении. Способы выражения авторской позиции в художественном произведении. | |||
Идейное содержание и пафос произведения. | ||||
18-19 | Герменевтика. Интерпретация художественного текста | |||
20-21 | Композиция фабулы и сюжета. | |||
Внефабульные и внесюжетные элементы литературного произведения. | ||||
23-24 | Лирические, публицистические, философские отступления. | |||
Паратекстовые элементы художественного произведения. | ||||
Сильные позиции художественного текста. | ||||
Хронотоп. Образ пространства в художественном произведении. | ||||
Хронотоп. Образ времени в художественном произведении. | ||||
29-30 | Роль конфликта в литературном произведении. | |||
IV Образ события | 5ч | |||
Фабула как метафора бытия. | ||||
Построение событийного ряда произведения. | ||||
Лейтмотивы в событийной структуре произведения. | ||||
34-35 | Лирический сюжет. | |||
V Средства создания художественного образа | ||||
36-37 | Художественный образ как способ освоения и преобразования действительности | 12ч | ||
38-39 | Образ человека в литературе и аспекты его анализа | |||
40-41 | Пейзаж и его функции в произведении | |||
42-43 | Функция портрета в художественном произведении | |||
44-45 | Художественная деталь и её роль в структуре произведения. Символ, его полисемантизм. Смысл названия. | |||
46-47 | Речевая характеристика героя. | |||
VI Эпизод в произведении | 3ч | |||
Эпизод и его место в фабуле произведения. | ||||
Эпизод как единство признаков времени и пространства | ||||
«Точка зрения» в эпизоде. | ||||
VII Средства выразительности в языке | 10ч | |||
51-53 | Тропы | |||
54-56 | Стилистические фигуры в художественной речи | |||
57-58 | Словообразовательные и грамматические ресурсы художественной выразительности в тексте | |||
59-60 | Лингво-поэтический анализ текста. (Практическое занятие) | |||
VIII Анализ художественного текста. Практикум | 12 ч | |||
61-62 | Анализ произведения малой эпической формы по концентрической схеме | |||
63-64 | Анализ лирического произведения по линейной схеме | |||
65-66 | Комплексный анализ эпизода художественного текста романной формы. | |||
67-68 | Комплексный анализ эпизода драматического произведения | |||
69-70 | Итоговая самостоятельная работа учащегося | |||
71-72 | Анализ самостоятельных работ учащихся |
Содержание программы курса
«Теория и практика анализа художественного текста»
I Введение
I.1 Природа искусства, вдохновение, тайна творчества; соотношение творения с художественным замыслом, образ музы как символа «непрямых отношений творца и творения»; творчество как сплав осознанного и непреднамеренного, законы гармонии и логики, ведущие автора в процессе воплощения замысла. Сверхзадача искусства, пророческая и проповедническая миссия русской литературы; три аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный; судьба художника, призванного к высокому служению, отношения художника с обществом, «толпой», «вечные» проблемы искусства. Три главных аспекта: эстетический, познавательный и миросозерцательный как один из ведущих планов в творчестве художника. Художественное произведение как этическая программа, отражающая авторские ценностные ориентиры, и как эстетический объект, представляющий собой сообщение на особом языке, взаимосвязь эстетических знаков. Внутренняя организация и художественная целостность литературного произведения. Главное условие постижения произведения – наличие диалога между читателем и писателем. Зависимость автора от читателя, необходимость повышения читательской культуры.
I.2-3 Поэтика, её виды: историческая, частная, общая; поэтика литературного течения, поэтика жанра, поэтика конкретного произведения, поэтика творчества писателя. Литературоведение как наука, дающая представление о происхождении искусства слова, его сущности и закономерностях развития, как комплекс отраслей науки о литературе: теория литературы, история литературы, текстология, источниковедение, библиография и др.