Философия романтического искусства
Философия романтического искусства
В новелле Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок»
(«Der goldne Topf», 1814)
1. Место новеллы в творческом наследии Гофмана.
2. В чём оригинальность построения произведения?
3. Символика числа, цвета, звука, запаха в новелле.
4. Система образов в «Золотом горшке». В чём её своеобразие? Варианты «типизации» персонажей. Тема двойничества.
5. Мотив превращения в произведении. Перечислите все эпизоды с превращениями. Сделайте вывод о назначении этого мотива.
6. Раскройте внутреннюю логику происходящего с Ансельмом.
7. Что у Гофмана означают образы хрустальной склянки (вигилия 10) и пергаментного свитка (вигилия 9)? Раскройте сущность романтической концепции «гармонического круга и его отзвучий», пользуясь словами из монолога князя Фосфора (вигилия 8) и заключительным выводом архивариуса (вигилия 12).
8. Ироническая трансформация романтических идеалов в новелле Гофмана.
2.
«Корсар» Д.Г. Байрона: новый тип поэмы
(«The Corsair», 1813)
1. Признаки «добайроновской» поэмы.
2. Композиция «Корсара». Есть ли в произведении лирические отступления? Можно ли говорить о фрагментарности поэмы? Охарактеризуйте с этой точки зрения финал стихотворной повести. Объясните назначение отмеченных приёмов.
3. Зачем поэт прибегает к помощи эпиграфов? Роль песни в художественной структуре произведения.
4. Динамика развития действия.
5. Специфика портретов в произведении. Чей портрет, по вашему мнению, наиболее подробен? Почему?
6. Способы психологической изобразительности в «Корсаре» (внутренний монолог, диалог, мимика, жесты, поступки персонажей и пр.). Каждый из перечисленных способов прокомментируйте с помощью примера. Роль «любовного треугольника» в раскрытии характеров.
7. Тип природы, изображённой в «Корсаре». Приведите примеры из текста.
8. Укажите, в чём своеобразие жанровых черт поэмы Байрона: хронотопа, композиции, лирической основы повествования, сюжета, системы образов, характера главного героя?
3.
Романтический исторический роман В. Скотта
«Айвенго» («Ivanhoe», 1819)
1. Средства воссоздания исторического колорита в романе. Роль предметного мира в отображении картины времени. Почему автор уделяет этому так много внимания?
2. Своеобразие этнографических и экзотических зарисовок в «Айвенго».
3. Соотношение приёмов описания и повествования в разных частях произведения. Какими средствами создаётся драматическая напряжённость?
4. Охарактеризуйте систему образов в романе. Постарайтесь перечислить все представленные социальные и этнические группы. Отметьте симметричность в расстановке персонажей. Кого можно считать главным героем? Раскройте особенности образа повествователя; для чего он введён в канву произведения?
5. Приведите примеры «объективации» в романе (показа событий с разных точек зрения).
6. Мотив переодеваний в «Айвенго».
7. Функции эпиграфов и песенных вставок.
8. В чём жанровая специфика романа? Отметьте романтические и реалистические черты в произведении. Можно ли говорить о дидактической направленности «Айвенго»? Докажите Вашу точку зрения.
4.
«Арабески» Э.А. По: «Лигейя» («Ligeia», 1838), «Падение дома Ашеров» («The Fall of the House of Usher», 1839), «Вильям Вильсон» («William Wilson», 1843)
1. Какие произведения Э.А. По относил к «арабескам»?
2. Охарактеризуйте материал, отобранный Э. По для построения своих произведений.
3. В чём специфика композиции новелл? Почему фабула не совпадает с сюжетом? Какова функция авторских рассуждений? Продемонстрируйте чёткую структурированность текстов.
4. Проанализируйте систему образов в каждой из новелл (количество персонажей, их соотношение). Чем объясняется пристрастие Э.А. По к душевным аномалиям?
5. Тема двойничества в новеллах.
6. Перечислите художественные приёмы, способствующие созданию особой атмосферы в произведениях Э.А. По. Что порождает ощущение ужаса? Как сочетается иррациональное и конкретное в текстах? Есть ли в них символы?
7. Трагизм и ирония в новеллах.
8. Докажите, что все три текста обладают основными чертами романтического произведения.
5.
10.
11.
12.
Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
13.
Явление «новой драмы» в литературе рубежа XIX–XX веков:
Г. Ибсен «Кукольный дом» («Et dukkehjem», 1879),
14.
Экспрессионизм в творчестве Ф. Кафки.
15.
Реалистическая литература XX века: Э.М. Ремарк «Три товарища» («Drei Kameraden», 1936)
1. Характеристика послевоенного времени в романе Ремарка.
2. Раскрытие трагедии судеб представителей «потерянного поколения» (на примере главных и второстепенных образов). «Панорамное» изображение «потерянного поколения» в системе персонажей.
3. Ретроспективное изображение войны в романе. Мотивы боли, утраты, разочарования.
4. Идея солдатского братства.
5. Тема любви (на примере главных и второстепенных персонажей).
6. Особенности поэтики романа Ремарка: психологизм, лиризм, реалистическая конкретность и т.д.
7. Выпишите из текста по 10 примеров удачных, на Ваш взгляд, авторских метафор, эпитетов, гипербол и т.п. (на отдельный листок).
16.
17.
«Встревоженный реализм» послевоенного времени:
18.
Постмодернистская концепция творчества:
19.
Постмодернистские вариации Дж. Барнса: «История мира в 10½ главах»
(«A History of the World in 10½ Chapters», 1989)
1. Особенности композиции романа Дж. Барнса.
2. Ведущие темы, идеи произведения.
3. Основные образы, мотивы, организующие целостность текста.
4. Специфика постмодернистской поэтики текста.
5. Своеобразие восприятия истории в тексте: авторская концепция понятия, осмысление движения исторического процесса.
6. Проблема жанрового определения текста.
7. Особенности деканонизации жанра романа.
8. Практическое задание: сделать целостный анализ одной главы из романа Дж. Барнса, опираясь на вопросы практического занятия (на отдельный листок).
20.
Постапокалиптический роман XXI века:
Философия романтического искусства