Философия романтического искусства

Философия романтического искусства

В новелле Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок»

(«Der goldne Topf», 1814)

1. Место новеллы в творческом наследии Гофмана.

2. В чём оригинальность построения произведения?

3. Символика числа, цвета, звука, запаха в новелле.

4. Система образов в «Золотом горшке». В чём её своеобразие? Варианты «типизации» персонажей. Тема двойничества.

5. Мотив превращения в произведении. Перечислите все эпизоды с превращениями. Сделайте вывод о назначении этого мотива.

6. Раскройте внутреннюю логику происходящего с Ансельмом.

7. Что у Гофмана означают образы хрустальной склянки (вигилия 10) и пергаментного свитка (вигилия 9)? Раскройте сущность романтической концепции «гармонического круга и его отзвучий», пользуясь словами из монолога князя Фосфора (вигилия 8) и заключительным выводом архивариуса (вигилия 12).

8. Ироническая трансформация романтических идеалов в новелле Гофмана.

2.

«Корсар» Д.Г. Байрона: новый тип поэмы

(«The Corsair», 1813)

1. Признаки «добайроновской» поэмы.

2. Композиция «Корсара». Есть ли в произведении лирические отступления? Можно ли говорить о фрагментарности поэмы? Охарактеризуйте с этой точки зрения финал стихотворной повести. Объясните назначение отмеченных приёмов.

3. Зачем поэт прибегает к помощи эпиграфов? Роль песни в художественной структуре произведения.

4. Динамика развития действия.

5. Специфика портретов в произведении. Чей портрет, по вашему мнению, наиболее подробен? Почему?

6. Способы психологической изобразительности в «Корсаре» (внутренний монолог, диалог, мимика, жесты, поступки персонажей и пр.). Каждый из перечисленных способов прокомментируйте с помощью примера. Роль «любовного треугольника» в раскрытии характеров.

7. Тип природы, изображённой в «Корсаре». Приведите примеры из текста.

8. Укажите, в чём своеобразие жанровых черт поэмы Байрона: хронотопа, композиции, лирической основы повествования, сюжета, системы образов, характера главного героя?

3.

Романтический исторический роман В. Скотта

«Айвенго» («Ivanhoe», 1819)

1. Средства воссоздания исторического колорита в романе. Роль предметного мира в отображении картины времени. Почему автор уделяет этому так много внимания?

2. Своеобразие этнографических и экзотических зарисовок в «Айвенго».

3. Соотношение приёмов описания и повествования в разных частях произведения. Какими средствами создаётся драматическая напряжённость?

4. Охарактеризуйте систему образов в романе. Постарайтесь перечислить все представленные социальные и этнические группы. Отметьте симметричность в расстановке персонажей. Кого можно считать главным героем? Раскройте особенности образа повествователя; для чего он введён в канву произведения?

5. Приведите примеры «объективации» в романе (показа событий с разных точек зрения).

6. Мотив переодеваний в «Айвенго».

7. Функции эпиграфов и песенных вставок.

8. В чём жанровая специфика романа? Отметьте романтические и реалистические черты в произведении. Можно ли говорить о дидактической направленности «Айвенго»? Докажите Вашу точку зрения.

4.

«Арабески» Э.А. По: «Лигейя» («Ligeia», 1838), «Падение дома Ашеров» («The Fall of the House of Usher», 1839), «Вильям Вильсон» («William Wilson», 1843)

1. Какие произведения Э.А. По относил к «арабескам»?

2. Охарактеризуйте материал, отобранный Э. По для построения своих произведений.

3. В чём специфика композиции новелл? Почему фабула не совпадает с сюжетом? Какова функция авторских рассуждений? Продемонстрируйте чёткую структурированность текстов.

4. Проанализируйте систему образов в каждой из новелл (количество персонажей, их соотношение). Чем объясняется пристрастие Э.А. По к душевным аномалиям?

5. Тема двойничества в новеллах.

6. Перечислите художественные приёмы, способствующие созданию особой атмосферы в произведениях Э.А. По. Что порождает ощущение ужаса? Как сочетается иррациональное и конкретное в текстах? Есть ли в них символы?

7. Трагизм и ирония в новеллах.

8. Докажите, что все три текста обладают основными чертами романтического произведения.

5.

10.

11.

12.

Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»

13.

Явление «новой драмы» в литературе рубежа XIX–XX веков:

Г. Ибсен «Кукольный дом» («Et dukkehjem», 1879),

14.

Экспрессионизм в творчестве Ф. Кафки.

15.

Реалистическая литература XX века: Э.М. Ремарк «Три товарища» («Drei Kameraden», 1936)

1. Характеристика послевоенного времени в романе Ремарка.

2. Раскрытие трагедии судеб представителей «потерянного поколения» (на примере главных и второстепенных образов). «Панорамное» изображение «потерянного поколения» в системе персонажей.

3. Ретроспективное изображение войны в романе. Мотивы боли, утраты, разочарования.

4. Идея солдатского братства.

5. Тема любви (на примере главных и второстепенных персонажей).

6. Особенности поэтики романа Ремарка: психологизм, лиризм, реалистическая конкретность и т.д.

7. Выпишите из текста по 10 примеров удачных, на Ваш взгляд, авторских метафор, эпитетов, гипербол и т.п. (на отдельный листок).

16.

17.

«Встревоженный реализм» послевоенного времени:

18.

Постмодернистская концепция творчества:

19.

Постмодернистские вариации Дж. Барнса: «История мира в 10½ главах»

(«A History of the World in 10½ Chapters», 1989)

1. Особенности композиции романа Дж. Барнса.

2. Ведущие темы, идеи произведения.

3. Основные образы, мотивы, организующие целостность текста.

4. Специфика постмодернистской поэтики текста.

5. Своеобразие восприятия истории в тексте: авторская концепция понятия, осмысление движения исторического процесса.

6. Проблема жанрового определения текста.

7. Особенности деканонизации жанра романа.

8. Практическое задание: сделать целостный анализ одной главы из романа Дж. Барнса, опираясь на вопросы практического занятия (на отдельный листок).

20.

Постапокалиптический роман XXI века:

Философия романтического искусства

Наши рекомендации