Тема любви в творчестве В. Маяковского
Чтоб всей вселенной шла любовь
Б |
ольшой и серьезный разговор о любви В. Маяковский ведет на протяжении всего творчества. Лирический герой Маяковского доверительно и искренне раскрывает свои чувства, переживания, рассуждает о сущности любви, о том, какими, в его представлении, должны быть отношения между возлюбленными, в семье. Любовь, по Маяковскому, рождает неутолимую жажду творчества, зовет к действию, к борьбе, к противостоянию всему, что мешает счастью человека; любовь делает человека сильным и счастливым, украшает мир. В письме-дневнике Маяковского записано: «Любовь -это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем... Любовь не установишь никакими „должен", никаким „нельзя" - только свободным соревнованием со всем миром».
В «Письме к товарищуКострову из Парижа о сущности любви» поэт говорит об общественной сущности любви:
Любить — это значит: вглубь деора вбежать и до ночи
грачъей, блестя топором, рубить дроеа, силой своей играючи.
Теме любви посвящены следующие произведения: «Домой», «Про это», «Лилич-
ка!»,«Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Пустяк у Оки» и др. В осложненной драматическими коллизиями поэме «Люблю»авторское «я» выступает как прообраз нового человека, верного своему идеалу - «Не смоют любовь / ни ссоры, /
ни версты. / Продумана, / выверена, / проверена. / Подъ-емля торжественно стих стро-копестрый, / клянусь - / люблю / неизменно и верно». Поэма «Люблю» была написана в 1922 г., когда поэт переживал пик своего чувства к Лиле Юрьевне Брик, которой он посвятил «Облако в штанах», хотя поэма была вдохновлена Марией Александровной Денисовой, девушкой необыкновенного обаяния и сильного характера. В поэме «Флейта-позвоночник» (1916) Маяковский поднимает тему трагической любви поэта, искреннего, чистого человеческого чувства, ставшего в мире собственников «вещью». Конфликт, обрисованный в «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» достигает особенной остроты:
Знаю,
каждый за женщину платит.
Ничего,
если пока
тебя вместо шика парижских платьев одену в дым табака.
Поэт ставит любимую на пьедестал, готов отдать ей жизнь, прославить стихами, «нечеловеческим страданием»:
Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои —
радугой судорог.
В поэме «Флейта-позвоночник» слышен скрытый диалог, диалог-полемика лирического героя и его антипода («он», «захлопали двери. Вошел он»), того, кто покупает любовь, растлевает души:
Крикнул ему:
«Хорошо!
Уйду!
Хорошо!
Твоя останется.
Тряпок нашей ей,
робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее
навесь жене жемчуга ожерелий!»
В восприятии Маяковского духовная любовь, любовь-нежность противопоставлена чисто физической:
Знаю, любовь его износилауже. Скуку угадываю по стольким признакам. Вымолоди себя в моей душе. Празднику тела сердце вызнакомъ.
Светлое чувство любви лирического героя проходит через все страдания и пытки, напоминает об истинных ценностях, которые едины для человека независимо от национальности, и от сословной принадлежности - для немца, и для француза, и для царя, и для солдата; светлое чувство должно победить, выстоять в бездуховном мире.
Одно из самых замечательных произведений поэта о любви - поэма «Про это» (1923). В ней глубоко раскрывается характер и личность Маяковского. Внутренняя тема поэмы отражает отношения между поэтом и любимой женщиной, Лилей Брик, которые вступили в фазу кризиса. Если в поэме «Флейта-позвоночник» имя Лили названо («На цепь нацарапаю имя Лилино / и цепь исцелую во мраке каторги»), то в поэме «Про это» поэт его не называет:
- Смотри,
даже здесь, дорогая,
стихами громя обыденщины жуть,
имя любимое оберегая,
тебя
в проклятьях моих обхожу.
Композиционно поэма состоит из вступительной главы и 4-х подзаголовков («Прошение на имя», «Вера», «Надежда», «Любовь»),связанных общностью мировосприятия лирического героя. Вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что -про это?» подчеркивает то огромное значение, которое придает поэт чувству любви в жизни каждого человека:
Эта тема пришла, остальные оттерла и одна безраздельно стала близка.
Предельное самопокаяние, предельная открытость, беззащитность, ранимость незащищенного чувства - сквозной мотив всей поэмы:
Я свое, земное, не дожил, на земле свое не до любил, —
читаем в части «Надежда». В «Прошении на имя» лирический герой выражает веру в мир, в необходимость счастья для всех и для каждого. Жизнеутверждающее начало поэмы передано в емких фразах. «Что мне делать, / если я / вовсю, / всей сердечной мерою, / в жизнь сию, / сей / мир / верил, / верую».
Части «Вера», «Надежда», «Любовь» - это романтическая вера поэта в будущее, в «изумительную жизнь», в воскрешение мертвых. Как и в творчестве А. Платонова,в поэме нашли отражение идеи «Философии общего дела» Н. Федоровао проективности науки, о воскрешении мертвых («большелобый / тихий химик, / перед опытом наморщил лоб») и о гармонии в человеческих отношениях.
В «Надежде» - обнаженность чувств, - «свое не долюбил»; среди обещаний - если воскресят, - обещание: «все делать даром - чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть...». Среди человеческих достоинств названа и любовь к «зверью»:
Я люблю зееръе. Увидишь собачонку - туту булочной одна - сплошная плешь, - из
себя и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!
В четвертой части поэмы «Любовь» поэт как заклинание повторяет просьбу «воскресить любимую», «воскресить», его самого, чтобы «дожить свое», «наверстать недолюбленное... звездностью бесчисленных ночей». В любимой поэт ценит не только внешнюю красоту («Она красивая - ее, наверно, воскресят»), ценит ее доброту, доверчивую улыбку, любовь к «зверью» («она зверей любила -/тоже ступит в сад»). Финальные строки поэмы утверждают нравственное начало в любви. Лирический герой уверен в красоте и силе любви («Ваш тридцатый век/обгонит стаи / сердце раздиравших мелочей»). Любовь, в контексте поэмы и всего творчества поэта, активизирует творческое начало в человеке, она призвана объединить влюбленных со всем миром, совершенствовать мир, превратить землю «в сад», а людей вселенной - в «товарищей» друг для друга.
Чтоб не было любви - служанки замужеств, похоти,
хлебов. Постели прокляв,
встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. <...> Чтоб вся на первый крик:
- Товарищ! — оборачивалась земля.
Художественная разработка поэтом-гуманистом В. Маяковским темы любви привлекает своим этическим содержанием, акцентированием в ней духовного начала, верностью мечте, чувствам.