Булат шалвович окуджава (1924-1997)
Поэты плачут - нация жива
Ф |
ильм Марлена Хуциева «Мне двадцать лет» сохранил в нашей благодарной памяти невысокую фигуру человека с прекрасными, добрыми и немного грустными глазами, негромким волнующим голосом:
...я все равно паду на той, на той далекой, на гражданской, и комиссары в пыльных шлемах склоняться молча надо мной. («Сентиментальный марш», 1957)
Это был Булат Окуджава, песни которого знают многие. Он входил в компанию «громких» поэтов 1960 годов - Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной. Непритязательная и тихая, на первый взгляд, поэзия Б. Окуджавы, проникая в сердце, становилась собственным достоянием слушателя.
«Окуджава, - считает критик Ст. Рассадин, - один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии интересны сами по себе, но дело не только в этом: главное, что они не спасательный круг для тяжелых и плоских слов, даже не просто вариация на тему слов талантливых, - они как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему изначально, как метафора или интонация».
Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 г. в Москве, на Арбате. Родители -большевики «ленинской гвардии» подверглись общей страшной участи в 1937 году: отец был расстрелян, мать первый раз была приговорена к 10 годам лагерей, в 1949 г. была арестована вторично, находилась в ссылке до 1956 года.
С трагического 1937 года будущему поэту отведено судьбой всего пять лет для взросления: в 1942 году семнадцатилетним добровольцем он ушел на фронт - был минометчиком под Моздоком, был ранен, демобилизован. После войны судьба тоже не ласкала его, но дала все-таки возможность закончить филологический факультет Тбилисского университета. Б. Окуджава работал учителем в Калужской области: ему не позволяли жить в центральных городах. Первый сборник его стихов «Лирика»вышел в Калуге в 1956 году. В 1957 году родители были реабилитированы и поэту разрешили жить в Москве. В конце пятидесятых в узких кругах московской интеллигенции становится известным необычайно проникновенное исполнение стихов под гитару и звучное имя Булат.
Булат Окуджава был одним из первых после Александра Вертинского «запевших поэтов». Почти одновременно появились и Владимир Высоцкий, и Александр Галич, и Юрий Визбор. В короткое время песни Б. Окуджавы узнали многие, их начали петь.
Что же так привлекает в его стихах, исполняющихся под гитару?
Песни Б. Окуджавы- это мелодия вместе с поэзией, интонации искреннего, неповторимого голоса; это и осознанная необходимость свободы, и четкая нравственная позиция.
Основополагающие принципы заключены поэтом в непритязательные и простые, на первый взгляд, поэтические метафоры, емкие и даже всеобъемлющие - «полночный троллейбус», «голубой шарик», «солдатские сапоги», «бумажный солдатик» и т. д.
Он был бы рад - в огонь и в дым, за вас погибнуть дважды, но потешались вы над ним: ведь был солдат бумажный.
(«Бумажный солдатик», 1959)
В стихотворении «Голубой шарик»(1957) с особенной ясностью проявилось своеобразие романтического отношения Б. Окуджавы, наиболее полно раскрылся мотив романтического преображения поэтом мира. Шарик, выступающий символом жизни, - не лопнет после смерти старухи, он возвращается из своего многолетнего путешествия опять «голубым», как цвет неба. По оценке критика 3. Па-перного, «если бы Окуджава написал одну только „Песенку о голубом шарике", он имел бы все основания называться истинным поэтом-романтиком».
Б. Окуджава сразу стал популярнейшим поэтом, вскоре вышли его книги «Острова»(1959), «По дороге в Тинатин»(1964), «Веселый барабанщик»(1964), «Март великодушный»(1967), «Арбат, мой Арбат»(1976), «Посвящается вам»(1988), книги избранных стихотворений.
Истинные ценности для Б. Окуджавы - человеческое общение, круг друзей, благодарная память, порядочность, совесть:
Совесть, благородство и достоинство — Вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь.
(«Песенка»)
Художественный мир песен Окуджавы многопланов, объемлет и современность, и «всегдавременность», касается «вечных вопросов» - семьи, любви, матери, детей, жизни, смерти, моральных ценностей. («Давайте восклицать!»,«Виноградную косточку в теплую землю зарою...», «Человек стремится в простоту», «Тбилиси», «Песня о несостоявшихся надеждах»).
Традиционная тема памяти в русской литературе является сквозной и в текстах Окуджавы. Слова - «Хочу воскресить своих предков» - могли бы стать эпиграфом поэзии и прозы в той же мере, как и слова - «как объяснение в любви»:
Хочу воскресить своих предков, хоть что-нибудь в сердце сберечь. Они словно птицы на ветках, и мне непонятна их речь. Живут в небесах мои бабки и ангелов кормят с руки. На райское пение падки, на доброе слово легки.
Замечательны тексты и музыка песен Б. Окуджавы, посвященные женщине, воспевающие ее как источник красоты, жизни, гармонии, семейного лада («Сестра моя прекрасная, Нателла», «Не бродяги, не пропойцы», «Еще один романс», «Благородные жены безумных поэтов», «Тьмою здесь все занавешено», «Эта женщина! Увижу и немею...»и др.).
Эта женщина! Увижу и немею.
Потому-то, понимаешь, не гляжу. Ни кукушкам, ни ромашкам я не верю и к цыганкам, понимаешь,
не хожу. Набормочут: «Не люби ее такую!» Напророчат: «До рассвета заживет!» Наколдуют, нагадают, накукуют... А она на нашей улице живет!
Многие песни Окуджавы носят автобиографический характер. Их география связана с судьбой поэта. Окуджава вырос на Арбате, ушел на войну из Грузии, из Тбилиси. В друзьях, в близких поэт черпает радость жизни, в песнях рассуждает об истории и современности.
Произведения поэта становятся серьезными обобщениями житейского опыта, человеческой мудрости. Из простых доходчивых слов поэт выстраивает образные конструкции, заставляющие читателей-слушателей сопереживать:
Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу?
(«Грузинская песня», 1967)
Особый и важный участок поэтического поля Б. Окуджавы - поэзия и проза о войне. Эта территория священна для поэта и осваивает он ее чувствами мальчика-добровольца, солдата из повести «Будь здоров, школяр» и израненными душами все видевших и переживших лирических героев стихотворений «Проводы у военкомата», «А мы с тобой, брат, из пехоты», «Ах, война, что ж ты сделала, подлая?», «От войны войны не ищут», «Бери шинель», «До свидания, мальчики», «Послевоенное танго», «Воспоми-
нание о Дне Победы», «Ах, что-то мне не верится, что я, брат, воевал», «Земля изрыта вкривь и вкось», «Дерзость, или Разговор перед боем», «Мое поколение», «Ах, оркестры духовые» и др.
В тексте песен - горечь и боль утрат, отрицание войны, стремление сохранить облик солдата от забвения:
От войны войны не ищут. У войны слепой расчет: там чужие пули рыщут, там родная кровь течет. <...>
Нас ведь создал бог для счастья каждого в своем краю. Отчего ж глухие страсти злобно сводят нас в бою?
(«От войны войны не ищут»)
В стихах Б. Окуджавы о войне ощущается живая память об ушедших и не вернувшихся с полей сражений, воскрешается облик погибших.
Произведения Б. Окуджавы о войне пронизывает романтический свет, вызов смертной судьбе, стремление навсегда сохранить неумирающий облик погибшего, когда он «с закрытыми очами» спит «под фанерной звездой»; и говорит автор стихотворений-песен с погибшими, как с живыми: «Бери шинель, - / пошли домой». («А мы с тобой, брат, из пехоты»).
Эти стихи Окуджавы с полным основанием можно определить как гражданскую поэзию. Как человек и гражданин, прошедший трудный путь, лишенный счастья общения с родителями, отстоявший среди миллионов русских солдат в Великой Отечественной войне мир от фашизма, он взывает к человеческой совести - помнить о потерях, не допустить войны:
Слишком много всяких пушек, всяких танков и гранат, и военные оркестры слишком яростно гремят, и седые генералы хоть не сами пули льют, но за скорые победы ледяную водку пьют. Я один, а их так много, и они горды собой, и военные оркестры заглушают голос мой.
(«Перед телевизором»)
Славя мир и тишину, Б. Окуджава воспевает и ответственность каждого человека за происходящее на «планете людей». Его внимание привлекает, в частности, память жителей Женевы о французском генерале Дюфуре. Текст стихотворения сопровождает предисловие:
В Женеве установлен памятник генералу Дюфуру, который никогда не воевал.
Все утрясается мало-помалу, Чтобы ожить в поминанье людском. Невоевавшему генералу памятник ставят в саду городском. <...> Как же ты, сын кровожадного века, бросив перчатку железной войне, ангелом бился за жизнь человека, если и нынче она не в цене!
(«Все утрясется мало-помалу»)
Б. Окуджава - также автор «биографической прозы», в которой судьбы близких людей неотделимы от судеб Отечества. Так, матери он посвятил два рассказа - «Девушка моей мечты» и «Нечаянная радость». Родителям, воспоминаниям детства и юности, близким людям, прошедшей эпохе посвящен роман «Упраздненный театр». Замечательная проза - романы или старинные водевили: «Бедный Авросимов» (1965-1968), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1969-1970), «Путешествие дилетантов» (1976, 1978), «Свидание с Бонапартом» (1983), - как утверждал автор, могут называться «исторической прозой» лишь условно.
Поэт умер в Париже 12 июня 1997 г., похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. О своей миссии на земле, главном деле жизни и нескончаемости Поэзии Булат Шалвович Окуджава сказал, как всегда, просто и значительно:
Наверное, самую лучшую на этой земной стороне хожу я и песенку слушаю — она шевельнулась во мне. <...> Сквозь время, что мною не пройдено, сквозь смех наш короткий и плач я слышу: выводит мелодию какой-то грядущий трубач.
(«Главная песенка», 1962)
К стихам Окуджавы обращаются многие композиторы. Совместно с ленинградским композитором Исааком Шварцем Окуджава написал песни к фильмам «Женя, Женечка и Катюша» - «Капли датского короля»; «Белое солнце пустыни» - «Песня Верещагина»; «Звезда пленительного счастья» - «Песня кавалергарда»; «Соломенная шляпка» -«Женюсь, женюсь», «Песня о несостоявшихся надеждах», «Соломенная шляпка»; «Жизнь и смерть Фердинанда Люса» - «Песня».
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Подготовьте сценарий творческого вечера, посвященного Б. Окуджаве: «Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет...».
2. Подготовьте бюллетень к 9 мая - ко дню рождения Б. Окуджавы.
3. Напишите сочинения на темы:
«Ах, война, что ж ты сделала, подлая?». Тема войны в поэзии Б. Окуджавы.» «Будьте высокими...» Концепция человека в поэзии Б. Окуджавы». ЛИТЕРАТУРА
1. Окуджава Б. Ш. Посвящается вам. Стихи. - М., 1988.
2. Лазарев В. Поэзия в меняющемся мире // День поэзии, 1981.
3. Паперный 3. За столом семи морей (Булат Окуджава) // Вопросы литературы. 1983. № 6.
4. Урбан А. В настоящем времени. - Л., 1984.