Евгений Александрович Евтушенко (18.07.1933)
После Пушкина поэт вне гражданственности невозможен
П |
оэзию Е. А. Евтушенко в современном литературоведении связывают с явлением «громкой» поэзии, которой противостоит «тихая поэзия», представленная в 1960-1970 годы именами Н. М. Рубцова, В. Н. Соколова. В стихотворении «Шестидесятники»(1993), посвященном Р. Рождественскому, Е. Евтушенко в образной форме заявляет о программе и своеобразии творчества своих собратьев по перу, ориентированного прежде всего на публицистику, эстрадность, общение с огромной аудиторией, называет «шестидесятников»
«десантниками» из двадцать первого века, возвратившими поэзии «хрустальный башмачок»:
Кто были мы, шестидесятники ? На гребне вала пенного в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого.
Е. А. Евтушенко - поэт, прозаик, литературовед, публицист, кинорежиссер, родился в 1933 г. в Иркутской области, на станции Зима. Отец будущего поэта был репрессирован. Вспоминая свое детство, увлечение книгами, Евтушенко напишет позже: «Из иностранных поэтов отец чаще всего читал мне Бёрнса и Киплинга. В военные годы на станции Зима я был предоставлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински. Бывая в таежных селах, я слушал и даже записывал частушки, народные песни, а иногда кое-что и присочинял. Наверное, воспитание поэзией вообще неотделимо от воспитания фольклором, и сможет ли почувствовать красоту поэзии человек, не чувствующий красоту народных песен?».
Учился Евтушенко в Литературном институте им. Горького (1951-1954 гг.). Он автор более двадцати поэтических сборников: «Разведчики грядущего» (1952), «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Катер связи» (1966), «Братская ГЭС» (1967), «Идут белые снеги» (1969), «...Поющая дамба» (1972), «Поэт в России больше чем поэт» (1973), «Отцовский слух» (1975), «В полный рост» (1977), «Утренний народ» (1978) и др. Е. Евтушенко - автор поэм «Братская ГЭС» (1965), «Казанский университет» (1971), «Под кожей статуи Свободы» (1972), «Мама и нейтронная бомба» (1982), «Дальняя родственница» (1984), «Фуку» (1985), стихотворного текста к «Тринадцатой симфонии» и к симфонической поэме «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича (глава «Степан Разин» из поэмы «Казанский университет»). Евтушенко - также автор популярных песен «Идут белые снега», «Хотят ли русские войны» и др.
Патриотическая нота - отличительная черта лирики Е. Евтушенко. Лирический герой еще только начинающего поэта на далекой станции Зима в поэме «Станция Зима»(1955) ищет нравственную норму, которая могла бы стать точкой отсчета; для него его далекая станция - это дорога в светлое будущее. Его «парнишка с верой железною», «пыльный, курносый, маленький», повстречавшийся на станции Зима, выражает устремления своего поколения «жить не по лжи» (А. Солженицын), отказаться от заискивания: «Не буду заискивать. Я пойду. Я правду найду».
В поэме дана авторская оценка героев: Панкратова, «гражданина в „виллисе", и „паренька, ищущего правду", стоящих на разных этических позициях:
Но силу трезвую ощутил я совсем не в нем, а в парнишке с верой железною, в безмашинном, босом и злом.
Образ правдоискателя, нового героя в поэзии «шестидесятников», станет выразителем устремлений молодого поколения. Этот образ встречается и в стихотворении «В пальто незимнем, в кепке рыжей»(1955).
Новые герои Е. Евтушенко - молодые представители города и деревни: один - «в кепке рыжей», второй - «на березовом тонком рогалике» «хозяйственно» несет ботинки; их общий враг - «неправда во всех обличиях земных»; они вышли «в большое пенное кипенье» жизни, их благословляет автор:
Ты вглядывайся, слушай, ищи, ищи. Пройди весь белый свет. Да, правда хорошо, а счастье лучше, но все-таки без правды счастья нет.
Поэт открыто призывает к подлинной «гражданственности»: Гражданственность - талант нелегкий. Давайте делаться умней. Многие стихотворения Евтушенко публицистичны. Ничто не уходит от его внимания, он откликается на острые политические, социальные, нравственные проблемы и ситуации дня, дает им оценку с точки зрения морали, «житейской нужды», поэтому уместно сравнение им своей поэзии с Золушкой, наводящей уют в доме:
Моя поэзия, как Золушка, забыв про самое свое, стирает каждый день, чуть зорюшка, эпохи грязное белье.
В поле зрения поэта Санто-Доминго и Индия, Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, Чили и Франция, Грузия и Чернобыль, жизнь бродвейской актрисы и французской певицы, красота Лондона и Рима, московский проходной двор на Четвертой Мещанской и голубь с почти человечьими глазами - весь пестрый калейдоскоп спокойной и спешащей, ликующей и трагической жизни XX века.
Проникнутая «тоской по мировой культуре» поэзия Е. Евтушенко сосредоточена на философском осмыслении истории и отличается богатой ассоциативной образностью. Так, «Монолог бродвейской актрисы», «Нью-Йоркская элегия»сориентированы на традиции стихов В. Маяковского об Америке с их пафосом обличения буржуазного мира.
Евтушенко - тонкий лирик, которому свойственны предельная искренность, обнаженность чувства. Сошлемся на стихотворение 1957 года «Со мною вот что происходит»,посвященное Б. Ах-мадулиной:
О, кто нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ.
Творчество Евтушенко привлекает полнокровной разработкой образа матери, традиционно присущей русской литературе. («Поздравляю вас, мама», «Мать Маяковского», «Мама», «Мать», «Уходят матери»). Образ матери в его поэзии несет на себе печать вечной страдалицы:
Уходят наши матери от нас, уходят потихонечку, на цыпочках, а мы спокойно спим, едой насытившись, не замечая этот страшный час...
Мысль о всечеловеческом родстве звучит и в повести в стихах «Голубь в Сантьяго»(1978), повествующей о прекрасной свободолюбивой стране Чили и прекрасном человеке президенте Альенде.
Поэт фокусирует внимание на общечеловеческих ценностях: «Несчастье иностранным быть не может».
Глубокой гуманистической мыслью проникнута и поэма «Братская ГЭС»(1964):
Ты помни, видя стройки и плотины, Во что мой свет когда-то обратили. Еще не все - технический прогресс. Ты не забудь великого завета: «Светить всегда!» Не будет в душах света - Нам не помогут никакие ГЭС!
Е. Евтушенко выступает как новатор поэтической формы, жан-рово разнообразит свой стих, пишет лирические монологи, баллады, песни, легенды. Баллады Евтушенко, в отличие от канонической французской баллады - бессюжетной или с ослабленным сюжетом, - это стихотворения с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера и выдержаны преимущественно в остром ритме.
«Баллада о стихотворении Лермонтова „На смерть поэта" и о шефе жандармов»(1964) заканчивается заключительной традиционно авторской «посылкой» «наперсникам разврата» всех времен:
Но вечно - надо всеми подлецами, Жандармами, придворными льстецами, Которые бесчинствуют и лгут, Звучит с неумолимостью набата: «Есть божий суд, наперсники разврата!», и суд поэта - это Божий суд.
«Баллада о браконьерстве»(1964) и «Баллада о нерпах»(1964) сюжетно перекликаются с прозой В. Астафьева,со стихотворением Л. Мартынова«Голос природы» и предостерегают человека - разрушителя природы. «Баллада о браконьерстве» предваряется газетной выдержкой, придающей публицистический характер стихотворению:
«Несмотря на запрещение, некоторые рыболовецкие артели ведут промысловый лов рыбы сетями с зауженными ячейками. Это приводит к значительному уменьшению речных богатств». (Из газет).
Баллада включает монолог семги, повествующей о «немом горе» своих собратьев, взывающей к разуму человека:
Я семга. Я шла к океану.
Меня перекрыли сетями. Сработано было лоеко! Я гибну в сетях косяками. Я не прошу, председатель, чтобы ты был церемонным. Мне на роду написано быть на тарелке с лимоном.
Автор обращается к лицам, которым и посвящена баллада, - к «убийцам Печоры», к человеку-разрушителю, к современному Ми-дасу превращающему все живое в мертвое:
Валяйте, спешите, ребята, киношники и репортеры, снимайте владыку Печоры, снимайте убийцу Печоры!
Своеобразны и стихотворения - монологи поэта - «Монолог американского поэта» (1967), «Монолог Тиля Уленшпигеля» (1965),
«Монолог доктора Спока» (1967), «Монолог голубого песца на аляскинской звероферме» (1967) и другие. В этих произведениях через речь своих персонажей поэт раскрывает волнующие его чувства и мысли. Так, в «Монологе из драмы „Ван-Гог"(1957) Е. Евтушенко рассматривает трагическую участь художников всех времен, упоминая имена Гомера, Рембранта, Ван-Гога; поет гимн творческому началу в человеке, преобразующему мир по законам красоты и гармонии.
В основе «Монолога Тиля Уленшпигеля»лежит легенда о бесстрашном голландском защитнике свободы, покровителе всех униженных; о живучести его духа, о неизменном противоборстве добра и зла и о жизнестойкости народной морали, о торжестве жизни:
Я человек - вот мой дворянский титул. Я, может быть, легенда, может, быль. Меня когда-то называли Тилем, И до сих пор - я тот же самый Тиль. <...> И посреди двадцатого столетья Я слышу - кто-то стонет и кричит. Чем больше я живу на этом свете, Тем больше пепла в сердце мне стучит!
Пишет Е. Евтушенко и сказки («Сказка о русской игрушке»,1963), легенды («Легенда о схимнике»,1964), песни («Песня Сольвейг»,1960). В ставшей популярной песне «Хотят ли русские войны»поэт выражает вековечное стремление русского народа к миру и согласию с другими народами, говорит о неисчислимых страданиях, выпавших на долю людей в годы Великой Отечественной войны, о цене победы.
Антивоенная тема является сквозной в творчестве поэта («Мама и нейтронная бомба», «Лицо победы», «Бабий Яр», «Свадьбы», «Баллада о штрафном батальоне», «Партизанские могилы» и др.). Прослеживая свою родословную в поэме «Мама и нейтронная бомба»,поэт через образ матери объединяет всех людей планеты, говорит о «планете людей», славит свою мать и всех матерей мира, объединенных страстным желанием, верой, призывом: «Отныне и навсегда отменяется война».
В посвященном поэту-фронтовику Александру Межирову стихотворении «Свадьбы»(1955), построенном на живописных и звуковых ассоциациях, Евтушенко, вспоминая эпизод из своего детстства в годы войны, вызывает щемящее чувство жалости к юным солдатам, которым суждено не вернуться с полей сражений.
Поэзия Евтушенко - многопланова. Во многих его стихотворениях раскрывается тема поэзии, назначения искусства, даны литературные портреты писателей - А. Пуш-
кина, М. Лермонтова, А. Ахматовой, В. Маяковского, О. Бергольц, Б. Ахмадулиной, В. Шукшина («Воспоминания о Пушкине», «Пушкин в Белфасте», «Памяти Ахматовой», «Дочь Толстого», «Указатель: К Есенину», «Памяти Шукшина»). Поэзия в контексте творчества поэта - «великая держава, где правит правда».
Евтушенко уверен, что «искусство повсюду прорвется». В статье «Воспитание поэзией»он выражает свое понимание долга поэта: «Стать поэтом - это мужество объявить себя должником». Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни; в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова; в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-нибудь увидят нас».
Евтушенко создал целую лирическую симфонию из стихотворений, посвященных любви: «Парижские девочки», «Нефертити», «Заклинание», «Со мною вот что происходит...», «Эта женщина любит меня», «Муська», «Моя любимая приедет», «Когда взошло твое лицо» и др. Любовь в контексте творчества поэта очищает, делает человека сильнее, побуждает творить и одновременно рождает чувство боли, возможной утраты, страха.
Поэт всегда конкретен, идет от запоминающейся детали, от яркого слухового, зрительного образа. Рваный ритм в его стихах передает стремительные темпы жизни, нервные интонации речи людей:
Вставайте, гигантским будильником Рим тарахтиту еиска. Взбивайте шипящую пену пушистым хвостом помазка...
Особенный интерес вызывают оригинальные рифмы поэта, чаще всего корневые или звуковые и нередко неожиданные: «несладко - нескладно»; «души - пищи». Так же, как и символисты, поэты Серебряного века, Евтушенко, любит включать в стихотворения существительные на - «ость» («осатанелость», «соединенность», «разобщенность»), в которых признак выступает на первый план, предмет - отодвигается на второй.
Таким образом, поэзия Е. Евтушенко - яркое свидетельство эпохи, в ней сфокусировано время нашей страны, нашего народа со всеми ее проблемами, бедами и радостями, в ней рассматриваются «проклятые вопросы» о любви, о жизни, о смерти, о вечном выборе, стоящем перед человеком; она обращена в будущее:
Превращается знамя в лоскутья, если вдруг променял кто-нибудь в чистом поле величье распутья на нечистый подсунутый путь.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чем, на ваш взгляд, состоит феномен поэзии Е. Евтушенко?
2. Как проявляется гражданственность поэзии Е. Евтушенко? В каких стихотворениях в наиболее концентрированной форме сказалась любовь поэта к своей земле, к Родине?
3. Кредо поэта - «Несчастье иностранным быть не может». В чем проявился интернациональный характер поэзии Е. Евтушенко?
4. В чем состоит своеобразие поэтического языка поэта?
5. В чем жанровое своеобразие баллад Е. Евтушенко?
6. Е. Евтушенко - тонкий лирик. Как раскрывается тема любви в его стихотворениях?
7. Как раскрывается тема Великой Отечественной войны в поэзии Е. Евтушенко («Хотят ли русские войны», «Бабий Яр»)?
8. Используется ли поэтика фольклора в стихотворениях Е. Евтушенко?
9. Напишите сочинение на тему: «Поэта вне народа нет!» Гуманизм поэзии Е. Евтушенко.
10. Напишите реферат на тему: «Е. Евтушенко - поэт и публицист».
ЛИТЕРАТУРА
1. Евтушенко Е. А. Стихотворения поэмы: В 3 т. - М., 1987.
2. Евтушенко Е. А. Нет лет: любовная лирика. - СПб., 1993.
3. Евтушенко Е. А. Политика - привилегия всех. - М., 1996.
4. Прищепа В. Российского Отечества поэт: Е.Евтушенко. 1965-1995. -Абакан, 1996.
5. Сидоров Е. Е. Евтушенко: Личность и творчество. - М., 1995.