Евгений Александрович Евтушенко (18.07.1933)

После Пушкина поэт вне гражданственности невозможен

П

оэзию Е. А. Евтушенко в современном литературоведении связывают с явлением «громкой» поэзии, которой противостоит «тихая поэзия», представленная в 1960-1970 годы именами Н. М. Рубцова, В. Н. Соколова. В стихотворении «Шестидесят­ники»(1993), посвященном Р. Рождественскому, Е. Евтушенко в образной форме заяв­ляет о программе и своеобразии творчества своих собратьев по перу, ориентирован­ного прежде всего на публицистику, эстрадность, общение с огромной аудиторией, на­зывает «шестидесятников»

«десантниками» из двадцать первого века, возвратившими поэзии «хрустальный башмачок»:

Кто были мы, шестидесятники ? На гребне вала пенного в двадцатом веке,

как десантники

из двадцать первого.

Е. А. Евтушенко - поэт, прозаик, литературовед, публицист, кинорежиссер, родился в 1933 г. в Иркутской области, на станции Зима. Отец будущего поэта был репрессиро­ван. Вспоминая свое детство, увлечение книгами, Евтушенко напишет позже: «Из иностранных поэтов отец чаще всего читал мне Бёрнса и Киплинга. В военные годы на станции Зима я был предоставлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, чи­тая их по-украински. Бывая в таежных селах, я слушал и даже записывал частушки, народные песни, а иногда кое-что и присочинял. Наверное, воспитание поэзией вооб­ще неотделимо от воспитания фольклором, и сможет ли почувствовать красоту поэ­зии человек, не чувствующий красоту народных песен?».

Учился Евтушенко в Литературном институте им. Горького (1951-1954 гг.). Он ав­тор более двадцати поэтических сборников: «Разведчики грядущего» (1952), «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Катер связи» (1966), «Братская ГЭС» (1967), «Идут белые снеги» (1969), «...Поющая дамба» (1972), «Поэт в России больше чем поэт» (1973), «Отцовский слух» (1975), «В полный рост» (1977), «Утренний народ» (1978) и др. Е. Евту­шенко - автор поэм «Братская ГЭС» (1965), «Казанский университет» (1971), «Под ко­жей статуи Свободы» (1972), «Мама и нейтронная бомба» (1982), «Дальняя родственни­ца» (1984), «Фуку» (1985), стихотворного текста к «Тринадцатой симфонии» и к симфо­нической поэме «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича (глава «Степан Разин» из по­эмы «Казанский университет»). Евтушенко - также автор популярных песен «Идут бе­лые снега», «Хотят ли русские войны» и др.

Патриотическая нота - отличительная черта лирики Е. Евтушенко. Лирический ге­рой еще только начинающего поэта на далекой станции Зима в поэме «Станция Зи­ма»(1955) ищет нравственную норму, которая могла бы стать точкой отсчета; для него его далекая станция - это дорога в светлое будущее. Его «парнишка с верой же­лезною», «пыльный, курносый, маленький», повстречавшийся на станции Зима, вы­ражает устремления своего поколения «жить не по лжи» (А. Солженицын), отказаться от заискивания: «Не буду заискивать. Я пойду. Я правду найду».

В поэме дана авторская оценка героев: Панкратова, «гражданина в „виллисе", и „паренька, ищущего правду", стоящих на разных этических позициях:

Но силу трезвую ощутил я совсем не в нем, а в парнишке с верой железною, в безмашинном, босом и злом.

Образ правдоискателя, нового героя в поэзии «шестидесятников», станет выразите­лем устремлений молодого поколения. Этот образ встречается и в стихотворении «В пальто незимнем, в кепке рыжей»(1955).

Новые герои Е. Евтушенко - молодые представители города и деревни: один - «в кепке рыжей», второй - «на березовом тонком рогалике» «хозяйственно» несет ботин­ки; их общий враг - «неправда во всех обличиях земных»; они вышли «в большое пенное кипенье» жизни, их благословляет автор:

Ты вглядывайся, слушай, ищи, ищи. Пройди весь белый свет. Да, правда хорошо, а счастье лучше, но все-таки без правды счастья нет.

Поэт открыто призывает к подлинной «гражданственности»: Гражданственность - талант нелегкий. Давайте делаться умней. Многие стихотворения Евтушенко публицистичны. Ничто не уходит от его внима­ния, он откликается на острые политические, социальные, нравственные проблемы и ситуации дня, дает им оценку с точки зрения морали, «житейской нужды», поэтому уместно сравнение им своей поэзии с Золушкой, наводящей уют в доме:

Моя поэзия, как Золушка, забыв про самое свое, стирает каждый день, чуть зорюшка, эпохи грязное белье.

В поле зрения поэта Санто-Доминго и Индия, Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, Чили и Франция, Грузия и Чернобыль, жизнь бродвейской актрисы и французской пе­вицы, красота Лондона и Рима, московский проходной двор на Четвертой Мещанской и голубь с почти человечьими глазами - весь пестрый калейдоскоп спокойной и спе­шащей, ликующей и трагической жизни XX века.

Проникнутая «тоской по мировой культуре» поэзия Е. Евтушенко сосредоточена на философском осмыслении истории и отличается богатой ассоциативной образностью. Так, «Монолог бродвейской актрисы», «Нью-Йоркская элегия»сориентированы на традиции стихов В. Маяковского об Америке с их пафосом обличения буржуазного ми­ра.

Евтушенко - тонкий лирик, которому свойственны предельная искренность, обна­женность чувства. Сошлемся на стихотворение 1957 года «Со мною вот что происхо­дит»,посвященное Б. Ах-мадулиной:

О, кто нибудь, приди, нарушь чужих людей соединенность и разобщенность близких душ.

Творчество Евтушенко привлекает полнокровной разработкой образа матери, тра­диционно присущей русской литературе. («Поздравляю вас, мама», «Мать Маяковско­го», «Мама», «Мать», «Уходят матери»). Образ матери в его поэзии несет на себе печать вечной страдалицы:

Уходят наши матери от нас, уходят потихонечку, на цыпочках, а мы спокойно спим, едой насытившись, не замечая этот страшный час...

Мысль о всечеловеческом родстве звучит и в повести в стихах «Голубь в Сантья­го»(1978), повествующей о прекрасной свободолюбивой стране Чили и прекрасном человеке президенте Альенде.

Поэт фокусирует внимание на общечеловеческих ценностях: «Несчастье иностран­ным быть не может».

Глубокой гуманистической мыслью проникнута и поэма «Братская ГЭС»(1964):

Ты помни, видя стройки и плотины, Во что мой свет когда-то обратили. Еще не все - технический прогресс. Ты не забудь великого завета: «Светить всегда!» Не будет в душах света - Нам не помогут никакие ГЭС!

Е. Евтушенко выступает как новатор поэтической формы, жан-рово разнообразит свой стих, пишет лирические монологи, баллады, песни, легенды. Баллады Евтушен­ко, в отличие от канонической французской баллады - бессюжетной или с ослаблен­ным сюжетом, - это стихотворения с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера и выдержаны преимущественно в остром ритме.

«Баллада о стихотворении Лермонтова „На смерть поэта" и о шефе жандармов»(1964) заканчивается заключительной традиционно авторской «посылкой» «наперс­никам разврата» всех времен:

Но вечно - надо всеми подлецами, Жандармами, придворными льстецами, Кото­рые бесчинствуют и лгут, Звучит с неумолимостью набата: «Есть божий суд, наперс­ники разврата!», и суд поэта - это Божий суд.

«Баллада о браконьерстве»(1964) и «Баллада о нерпах»(1964) сюжетно перекли­каются с прозой В. Астафьева,со стихотворением Л. Мартынова«Голос природы» и предостерегают человека - разрушителя природы. «Баллада о браконьерстве» предва­ряется газетной выдержкой, придающей публицистический характер стихотворению:

«Несмотря на запрещение, некоторые рыболовецкие артели ведут промысловый лов рыбы сетями с зауженными ячейками. Это приводит к значительному уменьшению речных богатств». (Из газет).

Баллада включает монолог семги, повествующей о «немом горе» своих собратьев, взывающей к разуму человека:

Я семга. Я шла к океану.

Меня перекрыли сетями. Сработано было лоеко! Я гибну в сетях косяками. Я не прошу, председатель, чтобы ты был церемонным. Мне на роду написано быть на тарелке с лимоном.

Автор обращается к лицам, которым и посвящена баллада, - к «убийцам Печоры», к человеку-разрушителю, к современному Ми-дасу превращающему все живое в мерт­вое:

Валяйте, спешите, ребята, киношники и репортеры, снимайте владыку Печоры, снимайте убийцу Печоры!

Своеобразны и стихотворения - монологи поэта - «Монолог американского поэта» (1967), «Монолог Тиля Уленшпигеля» (1965),

«Монолог доктора Спока» (1967), «Монолог голубого песца на аляскинской зверо­ферме» (1967) и другие. В этих произведениях через речь своих персонажей поэт рас­крывает волнующие его чувства и мысли. Так, в «Монологе из драмы „Ван-Гог"(1957) Е. Евтушенко рассматривает трагическую участь художников всех времен, упо­миная имена Гомера, Рембранта, Ван-Гога; поет гимн творческому началу в человеке, преобразующему мир по законам красоты и гармонии.

В основе «Монолога Тиля Уленшпигеля»лежит легенда о бесстрашном голланд­ском защитнике свободы, покровителе всех униженных; о живучести его духа, о неиз­менном противоборстве добра и зла и о жизнестойкости народной морали, о торже­стве жизни:

Я человек - вот мой дворянский титул. Я, может быть, легенда, может, быль. Меня когда-то называли Тилем, И до сих пор - я тот же самый Тиль. <...> И посреди двадцатого столетья Я слышу - кто-то стонет и кричит. Чем больше я живу на этом свете, Тем больше пепла в сердце мне стучит!

Пишет Е. Евтушенко и сказки («Сказка о русской игрушке»,1963), легенды («Ле­генда о схимнике»,1964), песни («Песня Сольвейг»,1960). В ставшей популярной пес­не «Хотят ли русские войны»поэт выражает вековечное стремление русского народа к миру и согласию с другими народами, говорит о неисчислимых страданиях, выпав­ших на долю людей в годы Великой Отечественной войны, о цене победы.

Антивоенная тема является сквозной в творчестве поэта («Мама и нейтронная бом­ба», «Лицо победы», «Бабий Яр», «Свадьбы», «Баллада о штрафном батальоне», «Парти­занские могилы» и др.). Прослеживая свою родословную в поэме «Мама и нейтрон­ная бомба»,поэт через образ матери объединяет всех людей планеты, говорит о «пла­нете людей», славит свою мать и всех матерей мира, объединенных страстным жела­нием, верой, призывом: «Отныне и навсегда отменяется война».

В посвященном поэту-фронтовику Александру Межирову стихотворении «Сва­дьбы»(1955), построенном на живописных и звуковых ассоциациях, Евтушенко, вспо­миная эпизод из своего детстства в годы войны, вызывает щемящее чувство жалости к юным солдатам, которым суждено не вернуться с полей сражений.

Поэзия Евтушенко - многопланова. Во многих его стихотворениях раскрывается те­ма поэзии, назначения искусства, даны литературные портреты писателей - А. Пуш-

кина, М. Лермонтова, А. Ахматовой, В. Маяковского, О. Бергольц, Б. Ахмадулиной, В. Шукшина («Воспоминания о Пушкине», «Пушкин в Белфасте», «Памяти Ахматовой», «Дочь Толстого», «Указатель: К Есенину», «Памяти Шукшина»). Поэзия в контексте творчества поэта - «великая держава, где правит правда».

Евтушенко уверен, что «искусство повсюду прорвется». В статье «Воспитание поэ­зией»он выражает свое понимание долга поэта: «Стать поэтом - это мужество объ­явить себя должником». Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни; в долгу перед теми поэтами, кто были до него, ибо они дали ему силу слова; в долгу перед потомками, ибо его глазами они когда-ни­будь увидят нас».

Евтушенко создал целую лирическую симфонию из стихотворений, посвященных любви: «Парижские девочки», «Нефертити», «Заклинание», «Со мною вот что происхо­дит...», «Эта женщина любит меня», «Муська», «Моя любимая приедет», «Когда взошло твое лицо» и др. Любовь в контексте творчества поэта очищает, делает человека силь­нее, побуждает творить и одновременно рождает чувство боли, возможной утраты, страха.

Поэт всегда конкретен, идет от запоминающейся детали, от яркого слухового, зри­тельного образа. Рваный ритм в его стихах передает стремительные темпы жизни, нервные интонации речи людей:

Вставайте, гигантским будильником Рим тарахтиту еиска. Взбивайте шипящую пену пушистым хвостом помазка...

Особенный интерес вызывают оригинальные рифмы поэта, чаще всего корневые или звуковые и нередко неожиданные: «несладко - нескладно»; «души - пищи». Так же, как и символисты, поэты Серебряного века, Евтушенко, любит включать в стихо­творения существительные на - «ость» («осатанелость», «соединенность», «разобщен­ность»), в которых признак выступает на первый план, предмет - отодвигается на вто­рой.

Таким образом, поэзия Е. Евтушенко - яркое свидетельство эпохи, в ней сфокусиро­вано время нашей страны, нашего народа со всеми ее проблемами, бедами и радостя­ми, в ней рассматриваются «проклятые вопросы» о любви, о жизни, о смерти, о веч­ном выборе, стоящем перед человеком; она обращена в будущее:

Превращается знамя в лоскутья, если вдруг променял кто-нибудь в чистом поле ве­личье распутья на нечистый подсунутый путь.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем, на ваш взгляд, состоит феномен поэзии Е. Евтушенко?

2. Как проявляется гражданственность поэзии Е. Евтушенко? В каких стихотворе­ниях в наиболее концентрированной форме сказалась любовь поэта к своей земле, к Родине?

3. Кредо поэта - «Несчастье иностранным быть не может». В чем проявился интер­национальный характер поэзии Е. Евтушенко?

4. В чем состоит своеобразие поэтического языка поэта?

5. В чем жанровое своеобразие баллад Е. Евтушенко?

6. Е. Евтушенко - тонкий лирик. Как раскрывается тема любви в его стихотворени­ях?

7. Как раскрывается тема Великой Отечественной войны в поэзии Е. Евтушенко («Хотят ли русские войны», «Бабий Яр»)?

8. Используется ли поэтика фольклора в стихотворениях Е. Евтушенко?

9. Напишите сочинение на тему: «Поэта вне народа нет!» Гуманизм поэзии Е. Евту­шенко.

10. Напишите реферат на тему: «Е. Евтушенко - поэт и публицист».
ЛИТЕРАТУРА

1. Евтушенко Е. А. Стихотворения поэмы: В 3 т. - М., 1987.

2. Евтушенко Е. А. Нет лет: любовная лирика. - СПб., 1993.

3. Евтушенко Е. А. Политика - привилегия всех. - М., 1996.

4. Прищепа В. Российского Отечества поэт: Е.Евтушенко. 1965-1995. -Абакан, 1996.

5. Сидоров Е. Е. Евтушенко: Личность и творчество. - М., 1995.

Наши рекомендации