Андрей Андреевич Вознесенский (12.05.1933)
Все прогреет- реакционны, если рушится человек
А |
ндрей Вознесенский относится к генерации поэтов «шестидесятников», чье детство опалила война и которое заявило о себе вслед за поэтами, прошедшими войну или солдатскую службу в годы войны - Николаем Старшиновым, Борисом Слуцким, Евгением Винокуровым, Егором Исаевым, Юлией Друниной, Николаем Тряпки-ным, Виктором Боковым и другими поэтами. Вместе с А. Вознесенским в поэзию 1960-х годов пришли Евгений Евтушенко, Владимир Соколов, Александр Кушнер, Роберт Рождественский, Владимир Цыбин, Николай Рубцов, Белла Ахмадулина, Глеб Горбов-ский и другие.
Творчество Андрея Вознесенского занимает особое место в литературном процессе многозначностью образов, глубиной ассоциаций, сложностью поэтической формы.
Многие литературоведы и критики справедливо отмечали, что А. Вознесенский ни на кого не похож и своеобычностью иногда даже задорно бравирует, эпатируя читателя. Николай Асеев подчеркивал родственность А. Вознесенского В. Маяковскому: «... уж если отыскивать черты родоначального поэтического свойства, то это больше всего напоминает стилистическую манеру В. Маяковского: тот же неуспокоенный, вне-традиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное обращение со строкой в ее ритмическом и синтаксическом разнообразии».
Андрей Вознесенский родился в Москве в 1932 году, в 1957 году окончил Московский архитектурный институт. Поэтические сборники А. Вознесенского - «Парабола»(1960), «Мозаика»(1960), «Треугольная груша»(1962), «Антимиры»(1964), «Ахиллесово сердце»(1966), «Тень звука»(1970), «Витражных дел мастера»(1978), «Прорабы духа»(1984), «Аксиома самоиска» (1990), «Гадание по книге»
(1995). В 1982 году в издательстве «Художественная литература» вышло собрание сочинений А. Вознесенского в трех томах. В 1978 г. за книгу «Витражных дел мастеpa» поэт был удостоен Государственной премии СССР.
Первые произведения поэта привлекают свежим и радостным восприятием жизни, неуемной энергией молодости.
От плотской забавы гудела спина, от плотницкой бабы, пилы, колуна. <...> А он только крякал, упруг и упрям расставивши краги, как башенный кран.
(«Баллада работы»)
В стихотворениях Вознесенского воспевается творческое начало в человеке, радость работы, оптимистическое мироощущение. Современные строители сравниваются с Магелланом, Колумбом - открывателями новых миров:
В этом пристальном крае, отрицатели мглы, мы не ГЭС открываем - открываем миры. И стоят возле клуба, описав полукруг, Магелланы, Колумбы Из Коломн и Калуг. («Репортаж с открытия ГЭС»)
Свежо и остро звучали сатирические обличительные стихотворения А. Вознесенского («Елена Сергеевна», 1958; «Ода» сплетникам», 1958; «Бьют женщину», 1960). Уверенно и резко отвергал молодой поэт несовместимые с красотой жизни принципы эгоизма и жестокости, жадности и тупости. В стихотворении «Прощание с Политехническим» (1962) Политехнический музей предстает как духовный центр, посетители которого не приемлют зла в любом обличье:
Политехнический - моя Россия! — ты очень бережен и добр, как бог, лишь Маяковского не уберег. Поэты падают, дают финты меж сплетен, патоки и суеты...
(«Прощание с Политехническим»)
«Спрос» к человеку остро звучит и в «Потерянной балладе»(1962). Тематически это произведение связано и с поэмой «Оза»(1964), и с «Плачем по двум нерожденным поэмам».«Потерянная баллада» - это философское, медитативное произведение, в котором четко проявляется гражданская позиция поэта - быть сопричастным к судьбе своего края, быть сопричастным к судьбам людей. В ней сказалось развитие А. Вознесенским некрасовских традиций - «Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора». Этическая позиция А. Вознесенского в балладе выражена в строках стихотворения:
В нас влетают, как семена, чьи-то судьбы и имена. Это Переселение Душ. В нас вторгаются чьи-то тени, как в кадушках растут растенья...
Неравнодушие, ответственность за человека, забота о любимой побуждают лирического героя предостеречь:
Ненайденыш мой, ненайденыш! Потерять себя - не пустяк вся бежишь, как вода в горстях...
(«Потерянная баллада»)
Поэзия А Вознесенского характеризуется остротой постановки проблем современности, что выражено в поэтической формуле: «Какое время на дворе - таков Мессия». Болевую реакцию на проблемы современности - истончение человеческих связей, одиночество стариков и старух, ощущение покинутого и забытого всеми человека - А.
Вознесенский неоднократно воспроизводил в своих произведениях так же, как он с щемящей грустью сделал это в коротком пятистишии без рифм и без ясно ощутимого метра, напоминающим по жанру танку, - древнюю национальную форму пятистрочного стихотворения в японской поэзии:
Матери сиротеют. Дети их покидают. Ты мой ребенок, мама, брошенный мой ребенок.
(1964)
В поэмах «Оза», «Лонжюмо» (1962-1963), в циклах заграничных стихов «Монолог МэрлинМонро» (1963), «Париж без рифм» (1963), «Монолог битника»(1961) А. Вознесенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме «Оза» спор о проблеме человека и прогресса:
Все прогрессы — реакционны, если рушится человек.
Этические представления поэта выражает и афоризм:
Не купить нас холодной игрушкой, механическим соловейчиком! В жизни главное - человечность.
В гротескной форме поэт отвергает мир торгашества, обесчело-веченный, роботизированный:
некогда думать, некогда в офисы - как в вагонетки, есть только брутто, нетто -быть человеком некогда!
Приговор поэта - отрицание мира «аукционов», «псевдопрогресса»:
Будь же проклята ты, громада программированного зверья...
Как антитеза роботизированному миру, миру «атомного циклотрона», которым автор стремится придать душу, в поэме предстает другой образ - естественного мира, человеческой души, живущей в гармонии с ним. На вопрос скептика: «А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны? И душу удалят, как вредные миндалины?» - поэт отвечает:
Лишь одно на земле постоянно, словно свет звезды, что ушла, - продолжающееся сиянье, называли его душа.
Как объяснение в любви к своей земле звучат в поэме «Оза» строки:
Край мой, родина красоты, край Рублева, Блока, Ленина, где снега до ошеломления завораживающе чисты.
Современное мироощущение человека, противоборство «соли земли» и «сора земли» прослеживается и в стихотворении «Антимиры».Плацдармом борьбы, как и в поэме «Оза», в стихотворении являются души людей.
Таким образом, феномен поэзии А. Вознесенского заключается в призыве к человеку защитить все прекрасное в окружающем нас мире от жестокости, равнодушия, черствости. Об этом поэт говорит своему читателю в стихотворениях: «Первый лед» (1959), «Охота на зайца» (1963), «Монолог Мэрлин Монро» (1963), «Эскиз поэмы»(1965). Поэт негодует по поводу собственнических инстинктов торгашей от искусства, топчущих и чистоту чувств, и красоту реального мира, унижающих честь и достоинство человека.
...невыносимо, когда раздеты во всех афишах, во всех газетах, забыв, что сердце есть посередке, в тебя завертывают селедки.
(«Монолог Мэрлин Монро»)
Преемствуя традиции великой русской литературы, поэт ратует за высокие духовные ценности, за человека честного, совестливого, цельного, за «человека чести», которого воспевал А. С. Пушкинв «Капитанской дочке».В стихотворении «Есть русская интеллигенция»(1975) «порокам», «извечной дури», «индифферентной массе»
противопоставлены истинные интеллигенты, «пророки» отечества, привносящие в жизнь совесть и честь:
Есть русская интеллигенция. Вы думали - нет? Есть. Не масса индифферентная, а совесть страны и честь.
Глобальная метафора «ностальгии по настоящему» в художественном мире А. Вознесенского воспринимается как принятие эстафеты Серебряного века русской литературы с его ожиданием «шестого чувства» (Н. Гумилев), как призыв к реализации нераскрытых возможностей:
Я не знаю, как остальные, но я чувствую жесточайшую не по прошлому ностальгию - ностальгию по настоящему.
На обложке поэтического сборника А. Вознесенского «Ахиллесово сердце»изображена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять феномен его поэзии. «Ахиллесово сердце» поэта - легко ранимое, уязвимое, незащищенное -остро реагирует на жестокость и несправедливость, откликается на все горести и боль.
Основанная на документальных материалах поэма А. Вознесенского «Ров»(1986) рассказывает о чудовищных актах вандализма над могилами советских бойцов, воспроизводит страшные по своему цинизму и жестокости факты мародерства в захоронениях расстрелянных фашистами мирных жителей, военнопленных, подпольщиков Симферополя в поисках золотых колец, украшений, золотых коронок.
В поэме, состоящей из прозы и стихов, повествование неоднократно прерывается авторским риторическим вопросом: «Ты куда ведешь, ров?».
Не оставляет без внимания поэт и тему взаимоотношения человека с природой -важнейшую в русской литературе как XIX, так и XX, начала XXI века. Мысль о величайшей ответственности человека за «немое горе вселенной» (А. Платонов)раскрывается поэтом в гротескном, парадоксальном, трагедийно-экспрессивном ключе в стихотворениях: «Бобровый плач», «Песнь вечерняя», «Роща»:
Не трожь человека, деревце, костра в нем не разводи. И так в нем такое делается -боже, не приведи!
(«Роща», 1968)
Природа осмысляется автором как живое существо, нуждающееся в защите человека («Кузнечик», «Реплика в экологической дискуссии», «Роща»). Стихотворение «Роща»остротой постановки проблемы сопоставимо со страстными строками старшего современника А. Вознесенского - поэта Леонида Мартынова:
И твердит Природы голос: «В вашей власти, в вашей власти, Чтобы все не раскололось... На бессмысленные части!» («Слышу я природы голос...», 1965)
Лирика Вознесенского - страстный протест против любых форм порабощения человека человеком. В стихотворении «Бьют женщину»(1960) поэт славит женщину, сохранившую в самых античеловеческих обстоятельствах свой душевный свет, и холодным презрением клеймит ее обидчика:
...Она как озеро лежала стояли очи как вода и не ему принадлежала как просека или звезда.
Особое место в творчестве поэта занимает любовная лирика. Любовь в понимании А. Вознесенского, - это активизация всех духовных сил человека, укрепление его связей с миром:
Нас зовет к невозможнейшему любовь! А бывает, проснешься - в тебе звездопад, тополиные мысли и листья шумят.
(«Баллада яблоня», 1965)
Строки баллады - «Как женщины пахнут яблоком»перекликается со стихотворением И. Северянина «Весенняя яблоня»(1910):
... Когда на озеро слетает сон стальной, Бываю с яблоней, как с девушкой больной. И, полный нежности и ласковой тоски, Благоуханные целую лепестки.
Любовная тема - одна из определяющих и в поэме «Оза».«Слушаю дыхание твое», - говорит лирический герой; это становится основной мотивацией его чувств и действий: он должен защитить хрупкую любовь от мира агрессии, ведь его любимая, как и все мироздание, состоит из атомов, которые легко можно разрушить. «Дай тебе не ведать потрясений», - просит судьбу герой. Обращаясь к грозному миру, он молит:
«Вы, микробы, люди, паровозы, умоляю! - / бережнее с ней».
На поэтике А. Вознесенского отразились его знания как архитектора. Его произведения «архитектурные, характеризуются четкой композиционной выстроенностью. Особый отпечаток носит ритмический рисунок стиха, в кульминационных моментах поэт прибегает к «рельефности», усиливая или приглушая звук, ударениями выделяя лексику, несущую особую смысловую нагрузку. Например, в поэме «Оза» мысль о высоком напряжении чувств влюбленного в местах особого эмоционального всплеска выделяется логическими ударениями:
Если боли людей сближают, то на черта мне жизнь без боли? Или, может, беда блуждает не за мной, а вдруг за тобою? <...> для меня важнейшее самое — Как тебя уберечь теперь!
А. Вознесенский часто использует панторифму - внутреннюю рифму в стихотворении или в части его, что придает лирике особую эмоциональную окраску. Например:
Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. Мы, как дьяволы, работали, а сегодня - пей, гуляй! Гуляй! <...> Мимо ярмарок, где ярки яйца, кружки, караси. По соборной, по собольей, по оборванной Руси - эх, ecu! - только ногиуноси!
(«Мастера», 1959)
Поэт прекрасно слышит звук улицы и леса, улавливает звуки жизни и передает это, используя эвфонию, - звуковые повторы, которые, перекликаясь, придают особую интонацию его лирике. Так, в «Мастерах» аллитерация и ассонанс создают слуховое ощущение тревожного набата колокола, особенно усиливающегося в финале 6-й главы и несущего в себе элемент плача, причитания, свойственного обрядовой народной поэзии:
Завтра новый день рабочий грянет в тысячу ладов. Ой вы, плотнички, пилите тес для новых городов. Го-ро-дов? Может, лучше - для гробов?...
Своеобразие стилю А. Вознесенского придают также необычные сравнения и метафоры. В его поэзии все действительно сравнивается со всем. Так, например, совы сравниваются с Кижами - «Спят Кижи, / как совы на нашесте» («Киж-озеро»);грусть сравнивается с вишневой косточкой: «В Париже вы одни всегда / хоть никогда не в одиночестве, /ив смехе грусть, как в вишне косточка» («Париж без рифм»).Удачным является и сравнение абриса балерины Майи Плисецкой с «летящими египетскими контурами», а «балет рифмуется с полетом» («Портрет Плисецкой»).Особую образность придает поэзии и сравнение мчащихся мотоциклистов с дьяволами: «мотоциклисты в белых шлемах, как дьяволы в ночных горшках» («Париж без рифм»),сравнение - «из псов, как из зажигалок, светят тихие языки» («Охота на зайца»)и многие другие.
Ряд сравнений Вознесенского носит глубокий ассоциативный характер, придающий его поэзии зрелость философского трактата. Так, казалось бы, случайное сравнение мрака и мамонта в поэме «Мастера» - «сквозь белый фундамент трава прорастет. / И мрак, словно мамонт на землю сойдет» - вызывает мысли о рассказе Е. Замятина «Пещера»(1926), в котором автор описывает социальную катастрофу послереволюционной России: во мраке и холоде герои рассказа подавлены «огромной, ровной поступью какого-то ма-монтейшего мамонта».
Творческий путь А. Вознесенского характеризуется стремлением к художественному обновлению, поисками своих путей в модернизме, в неведомом поэтическом пространстве. Его привлекают смежные искусства - живопись, театр, музыка. Желанием объединить поэзию и графику вызвано появление сборника «Изопы»- опыта «визуальной поэзии».
А. Вознесенский так объясняет мотивы своего обращения к визуальной поэзии: «Изопы - это опыт изобразительной поэзии. В противовес эстрадной, чтецкой поэзии (ЧП) я попытался - чем черт не шутит! - написать „только для глаз". Если ЧП вбирает в себя черты актерства и роднится с музыкой, то изопы соединяют слова и графику, становятся структурами». И далее, ссылаясь на традиции древних обрядовых песнопений, поэт аргументирует свой выбор: «Древние обрядовые песнопения на Руси писались в виде акростиха и назывались краегласием. Таким образом, рисунок приобретает звуковое выражение. <...> Мне тоже захотелось порисовать словами, превратить словесную метафору в графически зримую».
Изобразительность стиха подчас соединяется в поэзии А. Вознесенского с музыкальностью. Поэма «Авось»положена на музыку композитором А. Рыбниковым. В 1974 году поэт пишет оперу-детектив «Дама треф». Одним из популярнейших постановок Театра на Таганке под руководством Ю. П. Любимова был и остается спектакль Вознесенского «Антимиры».
Итак, Андрей Вознесенский сумел выразить в своей поэзии страстную веру в человека, в гуманные ценности, воспеть радости жизни:
Чудо жить - необъяснимо. Кто не жил - что спорить с ними?!
(«Оза»)
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Как, на ваш взгляд, проявилось отношение А. Вознесенского к традициям русской поэзии? Какова его роль в обновлении современной поэзии?
2. На материале стихотворений А. Вознесенского проследите, какую роль играет метафора в его поэзии?
3. Как раскрывает А. Вознесенский тему творчества в стихотворении «Плач по двум нерожденным поэмам»?
4. Прослушайте оперу «Юнона и Авось» композитора А. Рыбникова, написанную на поэму А. Вознесенского «Авось». Какие мысли рождают у вас образы поэмы?
5. Раскройте роль метафоры «ахиллесово сердце» в стихотворении «В дни неслыханно болевые...» в контексте всего творчества А. Вознесенского.
6. Напишите сочинение на тему: «В жизни главное - человечность...» Гуманизм поэзии А. Вознесенского».
ЛИТЕРАТУРА
1. Вознесенский А. А. Собр соч.: В 3 т. - М., 1983.
2. Кожинов В. Стихи и поэзия. - М., 1980.
3. Михайлов А. Образ мира в поэзии Вознесенского // Вознесенский А. Избранная лирика.-М., 1979.
4. Озеров Л. Андрей Вознесенский и его поэзия // Вознесенский А. Собр. соч.: В 3 тт. Т. 1.-М., 1983.