Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)

А

. Вампилов вошел в литературу вместе с поколением «постшестидесятников», к которому принадлежали В. Высоцкий, В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, Г. Горбов-ский.

Писатель неповторимого творческого облика, А. Вампилов принес с собой опыт со­временной жизни, полный вопросов, недоумений, мучительного поиска героями себя в мире утрачиваемых ценностей. Заслуга А. Вампилова в русской драматургии в том, что он открывает темы и характеры, реально существующие в жизни, но, подчас, про­ходящие мимо нашего сознания. Талантливому драматургу удалось чутко уловить и передать утрату в будничной суете человечности, доброты - качеств, столь необходи­мых для духовной гармонии, взаимопонимания между людьми. Испытание человека жизненными коллизиями - комфортом, деньгами, сытостью, благополучием или, на­против, потерями, неудачами, неблагополучием - одна из самых злободневных про­блем в драматургии А. Вампилова.

А. Вампилов родился 19 августа 1937 г. в поселке Черемхово на Приангарье. Маль­чика назвали Александром в честь Александра Сергеевича Пушкина (1937 год вошел в историю как столетие поэта).

Отец будущего драматурга - Валентин Никитич Вампилов - выходец из многодет­ной семьи бурятских крестьян, по воспоминаниям современников, был личностью яр­кой и незаурядной. Ему не суждено было принять участие в воспитании младшего сы­на. Директор Кутулинской средней школы, человек большой эрудиции, до самозабве­ния влюбленный в литературу, он был арестован в 1937 г. и зачислен в «пан-монголи­сты» - вымышленную чекистами группу, которая якобы ставила своей целью воссо­единение Бурятии и двух национальных округов с Монголией. В начале 1938 г. Вален­тин Никитич был расстрелян, а в 1957 г. - полностью реабилитирован. В том же 1938-м году расстреляли и отца Анастасии Прокопьевны (матери Александра), православ­ного священника в третьем поколении. Анастасия Прокопь-евна преподавала матема­тику и работала завучем в той же школе, где работал отец Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна одна растила четверых детей - Володю, Мишу, Галю и Алек­сандра.

А. Вампилов начал писать рассказы еще на первом курсе Иркутского университе­та.

Учился будущий драматург на Высших Литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького.

Большое влияние на мировоззрение Вампилова оказало общение московского пе­риода (1963-1965) с такими блестящими режиссерами и писателями, как Виктор Ро­зов, Афанасий Салынский, Георгий Товстоногов, Александр Твардовский, Олег Ефре­мов. Литературной школой для драматурга стала также так называемая «иркутская школа» - общение с поэтами Геннадием Машкиным, Вячеславом Шугаевым, Геннади­ем Николаевым, Дмитрием Сергеевым. Светлая дружба соединяла Александра Вампи­лова и вологодского поэта Николая Рубцова.

А. Вампилов прожил недолгую жизнь. Он утонул 17 августа 1972 года, его сердце не выдержало всего в нескольких метрах от берега, к которому он плыл, после того, как, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, перевернулась лодка.

Писать ему пришлось всего семнадцать лет. За это время А. Вампилов создал 273 новеллы, многочисленные рассказы, одноактные пьесы, драматургические этюды («Дом окнами в поле», «20 минут с ангелом»).Его пьесы - «Прощание в июне» (1966), «Старший сын» (1967), «Утиная охота» (1970), «Прошлым летом в Чу-лимске»(1972), «Провинциальные анекдоты»(1971) вошли в золотой фонд отечественной драматургии. Значительно меньше известны рассказы Вампилова, очерки и фельето­ны, написанные в годы работы ответственным секретарем иркутской газеты «Совет­ская молодежь». В пьесе «Дом окнами в поле»А. Вампилов с некоторой долей юмора сформулирует свой закон большого успеха: «Чтобы добиться признания, надо уехать или умереть».

О пьесах А. Вампилова много пишут, спорят о его героях и говорят настолько раз­ные мнения, что появилось выражение «восторженное непонимание Вампилова» (В.

Распутин). Но тем не менеевсе критики и литературоведы объединяются в утвержде­нии глубокого психологического воздействия вампиловских пьес.

В частности, В. Распутин справедливо отмечает: «Вместе с Вам-пиловым в театр пришли искренность и доброта - чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходи­мые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него - были, конечно, но не в той очевидно убедительности и близости к зрителю». [25]

В литературоведении особо подчеркивались чеховские традиции в творчестве Вампилова. Действительно, реализм в пьесах и немногословная гротесковость, свой­ственные Чехову, вполне ощутимы и в большинстве пьес драматурга. Также отличи­тельная особенность вампиловского языка - юмор.

В пьесах А. Вампилова соседствуют лирика и фантазия, гипербола и гротеск, ко­мизм и трагизм. А. Вампилов не пытался выдумывать новые истины, он заставил сво­его собеседника - читателя, зрителя - еще раз поразмышлять и убедиться в том, что такие вопросы, как вопросы добра и зла, жестокости и милосердия, любви и ненави­сти, порядочности и подлости, равнодушия и участия всегда волновали людей, и их приходится решать каждому.

Уже первая пьеса А. Вампилова «Прощание в июне» рассматривает жизненно важ­ные вопросы, связанные с обличением цинизма, подлости и предательства. Как и по­следующие за ней пьесы драматурга - «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым ле­том в Чулим-ске», «Провинциальные анекдоты», пьеса «Прощание в июне» вскрывает тревожные явления социально-этического плана. В пьесе возникает тема нравствен­ного компромисса и выбора, перед которым стоит герой пьесы, не лишенный обаяния студент Колесов. Он поставлен в щекотливое положение: влюблен в Таню - дочь рек­тора университета, в котором учится. Отец девушки ставит ему условие - отказаться от Тани - и тогда он получит диплом и возможность учиться в аспирантуре. Колесов соглашается - предает любимую девушку. Муки совести, нравственные терзания при­водят героя к выбору: он рвет диплом, обретает душевное равновесие, утраченную цельность.

Пьеса «Прощание в июне», очень тонкая по наблюдательности, объединена с после­дующими произведениями драматурга идейным единством, концепцией гармонично­го человека. Одним из ярких образов, антигероем в художественном мире А. Вампило­ва, в пьесе станет образ Золотуева, дяди Колесова, которого он метко, не без основа­ний назовет «кошмарным стариком». Золотуев не столько фантасмагорический об­раз, сколько ужасное порождение бездуховности, внутренней нечистоплотности и ци­низма. Прочитав пьесу «Прощание в июне», А. Твардовский сказал: «Вот интересно, этого Золотуева Вампилов наблюдал в жизни или выдумал? Если наблюдал - прекрас­но, если выдумал - еще более прекрасно. Что ж это за рыцарь наживы, что это за страсть!».

Пьеса «Утиная охота», написанная в 1967 и напечатанная в 1970 г., по утвержде­нию ряда критиков - одно из «наиболее сильных трагикомических произведений Вампилова». В «Утиной охоте» Вампилов создал блестящую галерею характеров, вы­звавших большой резонанс. Особенно много споров, разноречивых оценок вызвал об­раз главного героя Зилова.

В гротесково-реалистичной форме драматург запечатлел приметы равнодушия и скепсиса, приспособленчество, доходящий до жестокости прагматизм как приметы времени. Именно именем Зилова обозначен в литературоведении термин «зиловщи-на», вмещающий в себя психологию равнодушия, инертности, опустошенной души.

Своеобразие композиции пьесы в том, что начальной точкой развития действия является финал, то есть трагикомедия начинается с конца истории, три действия со­стоят из шести картин и каждая написана как сон-воспоминание Зилова. Сны-воспо­минания поданы ретроспективно, персонажи действуют в них в реальных обстоя­тельствах - в кафе, в новой квартире Зилова, в конструкторском бюро, где Зилов рабо­тает инженером.

Жизненная достоверность пьесы Вампилова - в создании сложного и противоречи­вого характера. Зилов проходит в пьесе драматурга испытание на нравственность как сын, как муж, как гражданин, - и не выдерживает никакой проверки. Герой обладает

задатками недюжинной натуры, может быть правдивым, способным к суровой, трез­вой оценке своих поступков. Однако равнодушие, скепсис, ложь перевешивают, при­водят к духовной деградации, и опять к попытке начать все снова, начать с утиной охоты, на которую он собирается ехать в ходе всей пьесы и в ее финале.

Содержание пьесы, дальнейшее развертывание событий позволяет понять, почему «скука» исходит от речи и внешности героя, почему пьеса называется «Утиная охота», почему траурная музыка сменяется в ней развязно-вульгарной.

Для характеристики образа Зилова А. Вампилов использует антитезу как содержа­тельно значимый контраст на разных уровнях - и в авторских ремарках, и в речи ге­роев, и в диалогах, выявляющих суть характеров персонажей: моральную ущербность Зилова, эгоизм красавицы Веры, способной на любую сделку с совестью, цинизм и же­стокость официанта Димы, приспособленчество Саяпина и Ку-закова - приятелей Зи­лова. Внешняя красота Зилова контрастирует с его моральной ущербностью: герой че­тыре года не видел родителей, ни разу не навестил больного отца, не интересуется его здоровьем, лишь цинично комментирует его письма. Получив известие о смерти от­ца, Зилов скорбит, собирается ехать на похороны, но в отдел заходит молодая девушка Ира, и герой затевает новый флирт. В кафе, в котором Зилов назначает свидание Ире, приходит и Галя - его жена. Так, траурная мелодия превращается в развязно-вульгар­ную.

Ключевой фрагмент пьесы - игра-воспоминание о любви. Галя скажет Зилову: «Хватит прикидываться. Тебя давно уже ничего не волнует». И поставит точный диа­гноз: «Тебе все безразлично. Все на свете. У тебя нет сердца. Вот в чем дело. Совсем нет сердца».

Однако, создавая образ Зилова, А. Вампилов избегает схемы, упрощения, насыщает его подлинным драматизмом. В душе Зилова сохраняется светлое, поэтическое нача­ло - утиная охота. В ходе развертывания сюжета образ «утиной охоты» раскрывается как символический. Утиная охота для Зилова - символ светлой жизни, гармоничной природы.

Вторую пьесу А. Вампилова - «Старший сын»(1967) можно назвать философской притчей: тема семьи, родного крова преподносится в ней в традициях нравственного рассказа, назидательного и поучительного. Экспозиция пьесы связана с любимым вампилов-ским литературным приемом - «принципом рамки». В «Старшем сыне» он воплощен в случайности - опоздании на электричку. Студент Бусыгин и его попутчик Семен Севастьянов провожали девушек и оказались вдали от города поздним вече­ром. Они попадают в квартиру Сарафанова, и Бусыгин решается на дерзкую продел­ку - выдает себя за внебрачного сына Сарафанова, родившегося, мол, во время войны в результате случайной фронтовой связи.

Вторжение Бусыгина в чужую семью, в мир интимных семейных отношений -условный прием, используемый драматургом для выражения важной идеи - духовно­го родства людей в противовес формальным связям. В свете складывающихся взаимо­отношений «отца» и мнимого сына раскрывается гуманистический пафос пьесы, под­нимаются вопросы детского сиротства, тема материнского «ку-кушества».

Сарафанов, чувствующий себя неудачником, зарабатывающий пропитание для се­мьи игрой на свадьбах и похоронах, сохраняет бесценный по Вампилову дар - доброту и внимательное участие к судьбам людей. Драматург ставит своих героев в такие жизненные ситуации, которые, как лакмусовая бумага, выявляют их сущность, рас­крывают нереализованный духовный потенциал. Так, Бусыгин не задумывается пона­чалу о драматических последствиях своей мистификации («У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и по­сочувствуют»), однако по ходу действия его характер раскрывается в своих далеко не простых противоречиях: герой осознает жестокость своего поступка; влюбившись в Нину - мнимую сестру, - он готов бороться за свою любовь. Он грубо выгоняет жениха Нины - курсанта авиационного училища Кудимова, берет на себя вину за поджог до­ма, совершенный Васенькой, страдающим оттого, что любимая им Наташа нашла но­вого ухажера - Севастьянова. Под влиянием Бусыгина преображается и Сарафанов, со­чиняющий всю жизнь не то кантату, не то ораторию. Он осознает, что жизнь его небесполезна -

«каждый человек родится творцом, каждый в своем деле и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

Таким образом, трагикомедия, вбирающая в себя множество человеческих характе­ров, актуальных проблем, в финале согласуется с лирико-комедийным планом.

В «Провинциальных анекдотах»А. Вампилов развенчивает мещанство, бездухов­ное существование, демонстрируя блестящий талант комедиографа. Пьеса состоит из двух анекдотов: анекдот первый - «История с метранпажем»и второй - «Двадцать минут с ангелом».Пьеса представляет из себя жесткую сатиру на приспособленца, меняющего свой облик и стиль поведения в зависимости от социального положения собеседника. Администратор гостиницы «Тайга», ретивый блюститель порядка и нравственности - Калошин, застав в номере девушки Виктории соседа-мужчину, при­шедшего к ней послушать футбольный репортаж, оскорбит и взашей вытолкает его. Дальше история превращается в анекдот. Узнав, что оскорбленный им человек - мет­ранпаж, да еще из Москвы, Калошин, думая, что это - лицо значительное (слово «мет­ранпаж» никто не может ему разъяснить), пугается, разыгрывает из себя больного, прикидывается сумасшедшим. В пьесе явно прослеживаются традиции гоголевского «Ревизора»:«Я букашка, жучок я, божья коровка. Если я сейчас поднимусь - меня вет­ром унесет. <...> Ничего на свете не боялся, кроме начальства», - признается вампи-ловский герой в минуту откровения. Когда же Калошин выяснит, что метранпаж, -всего лишь наборщик типографии, он обнажает свою истинную сущность, гонит прочь жену, цинично и спокойно заявляет: «Я начинаю новую жизнь».

Второй анекдот - «Двадцать минут с ангелом»объединен с первым общим сти­лем, но не сюжетом. В эту трагикомедию, как и в первую, А. Вампилов вводит приемы шутовского балагана, иронии и трагического гротеска, чтобы «достучаться» до людей. Анекдот приобретает форму острой сатиры, трагикомедии-притчи. Авторская мысль вложена в уста Хомутова, своим бескорыстным поступком озадачившего не только двух командированных, но и всех персонажей пьесы, кроме молоденькой сту­дентки Фаины: «...Мы должны помогать друг другу. <...> Нельзя вовсе забывать о дру­гих. Приходит час, и мы дорого расплачиваемся за свое равнодушие, за свой эгоизм».

Пятая пьеса А. Вампилова - «Прошлым летом в Чулимске»(1972) - была законче­на автором за несколько месяцев до его гибели на Байкале. Произведение частично автобиографично. Здесь А. Вампилов так же следует традициям чеховской драмы: предъявляет требовательность к человеку, испытывает щемящую боль за него. Ре­жиссер Георгий Товстоногов отмечал, что «Прошлым летом в Чулимске» - едва ли не самая поэтичная пьеса А. Вампилова: «Поэзия в ней вырастает до символа».

Как и остальные пьесы драматурга, пьеса «Прошлым летом в Чулимске» ставит в центр внимания духовные, нравственные проблемы. Здесь также появляется сквоз­ной герой, «проснувшийся на пороге», чтобы духовно очиститься и все начать сначала.

Он, герой Вампилова, еще и сам не знает, что с ним будет дальше, и писатель ак­тивно привлекает к содействию душу зрителя или читателя - там, в ней, а не на сцене должны выкристаллизоваться выводы из тех посылок, которые дал нам для размыш­ления писатель.

В пьесе «Прошлым летом в Чулимске»А. Вампилов сосредоточивает свое внима­ние на нравственном возрождении героя - следователя Шаманова, работавшего рань­ше в областном центре («разъезжал в собственной машине»). Шаманов проявит прин­ципиальность, решив «посадить» виновного, у которого были сильные покровители («но у него ничего не получилось»). Шаманова сместят, он уедет в места, называвшие­ся в давние времена «медвежьими углами». Позиция героя вырисовывается в его мо­нологе: «С меня хватит. Биться головой об стену - пусть этим занимаются другие - кто помоложе и у кого черепок потверже».

В финале пьесы Шаманов - «просыпается», делает выбор. Как выясняется из теле­фонного разговора в финале пьесы, герой торопится на самолет, чтобы лететь в город для выступления на суде («...мне это надо. И не мне одному»).

В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» А Вампилов забил тревогу по поводу обесце­нивания человеческих связей, равнодушия к судьбе человека. В этом смысле можно говорить о близости театра А Вампилова к прозе В. Шукшина, поэзии Н. Рубцова, дра-

матургии В. Розова, А Арбузова. Как и шукшинские «чудики», вампиловскии герой ощущает нравственный дискомфорт, недовольство собой и усталость от жизни.

«Я думаю, - пишет Валентин Распутин, - что после смерти вологодского поэта Ни­колая Рубцова не было у литературной России более непоправимой и нелепой потери, чем гибель Александра Вампилова. И тот и другой были молоды, талантливы, облада­ли удивительным даром чувствовать, понимать и уметь выразить самые тонкие и от­того неизвестные для многих движения и желания человеческой души».

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем, на ваш взгляд, заключается жанровое своеобразие пьес А. Вампилова?

2. Как вы объясните природу появления такого персонажа, как Зилов в «Утиной охоте»?

3. Нарисуйте обобщенную картину «окружения» Зилова в «Утиной охоте». Как оно дополняет индивидуальный портрет героя?

4. Какова заключительная авторская ремарка в пьесе «Утиная охота»? Какие вари­анты дальнейшей судьбы Зилова подсказывает вам автор? Напишите предполагаемое продолжение спектакля.

5. Сопоставьте жизненные формулы вампиловского героя Димы из «Утиной охоты» и Егора Ясюнина из пьесы «Гнездо глухаря» Виктора Розова.

6. Подготовьте сообщение на тему: «Традиции Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедри­на, А. П. Чехова в драматургии А. Вампилова».

7. Напишите отзыв об одной из пьес А. В. Вампилова (по выбору).

8. Напишите сообщение на тему: «Валентина и судьбы Шаманова и Пашки в пьесе „Прошлым летом в Чулимске": Взлеты и падения человеческой души в свете истины».

9. Типологические связи творчества. А. Вампилов и В. Распутин, Н. Рубцов. Творче­ские контакты. В чем они, на ваш взгляд, выражены?

ЛИТЕРАТУРА

1. Вампилов А. В. Собр. соч.: В 2 т. - М., 1984.

2. Вампилов А. В. Избранное. - М., 1984.

3. Громова М. И. Эстетические искания в советской многонациональной драматур­гии 70-80-х годов. - М.: МГПИ им. Ленина, 1987.

4. ОвчаренкоА. Драматургическая сага Александра Вампилова // ОвчаренкоА. Боль­шая литература. - М., 1985.

5. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. - М., 1979.


Наши рекомендации