Григорий Яковлевич Бакланов (11.09.1923)
Война - самое ужасное ибесчеловечное дело.
Г |
ригорий Бакланов - один из зачинателей «лейтенантской» прозы, главная тема которой - война глазами очевидцев, ее последствия, память о победах и утратах.
В детском возрасте Бакланов потерял родителей. Отец умер, когда мальчику было десять лет. Мать умерла, когда ему было двенадцать. Старший брат, студент Московского университета, погиб на фронте в 1941 г. Матери - Фридман Иде Григорьевне - Бакланов-писатель посвятит свою повесть «Пядь земли»(1959).
После девятого класса будущий писатель поступил в авиатехникум. К началу войны работал слесарем на 18-м авиационном заводе, где изготавливали знаменитые штурмовики того времени ИЛ-2. Экстерном сдав экзамены за 10 классов, Бакланов в начале зимы 1941 года добровольцем записался в артиллерийский полк. Позже в «Автобиографии» Бакланов напишет: «Война - самое ужасное и бесчеловечное дело. Оттого, что жизнь и смерть здесь сближены, как выстрел и разрыв снаряда, многое видишь и чувствуешь обостренно».
В октябре 1943 года в боях под городом Запорожье Бакланов был тяжело ранен, полгода лечился в госпиталях. В Ясско-Кишиневской операции, в боях на плацдарме за Днестром Бакланов был контужен. Этот бой стал в дальнейшем местом действия в повести писателя «Пядь земли».
Первая военная повесть Григория Бакланова «Южнее главного удара»(Первоначальное название «Девять дней») (1957) рассказывает о сражениях за город Секешфе-хервар в Венгрии, в районе озера Балатон, участником которых был писатель. Демобилизовался Бакланов в декабре 1945 года. В 1946 г. поступил в Литературный институт им. А. М. Горького.
Облик времени, особенность его психологической атмосферы станут предметом глубоких размышлений Бакланова: «Мы возвращались с фронта победителями, а дома, в своей стране становились побежденными. Доносительство, карьеризм, предательство становились добродетелью времени, наверх всплывали подонки. Хозяевами жизни становились те, кто в войну был дальше от фронта».
Бакланов пишет в жанре рассказа, повести, романа. Первый рассказ он написал после войны, ожидая демобилизации. Первая повесть - «В Снегирях»(1954) - о впечатлениях от поездок писателя по стране. Сборник рассказов «Входите узкими вратами»вышел в 1995 г. Григорий Бакланов - автор книги зарубежных очерков «Темп вечной погони»(1972), «Канада»(1976), повестей «Южнее главного удара», «Пядь земли», «Мертвым не больно»(1961), «Навеки девятнадцатилетние»(1987), «Меньшой среди братьев»(1981), «Свой человек»(1990), романов «Мертвые сраму неимут» (1961), «Июнь 1941 года»(1965), «Друзья» (1975), «И тогда приходят мародеры»(1996).
«Повести и романы Г. Я. Бакланова - продолжение диалога с окопным поколением „навеки девятнадцатилетних".
Повесть «Пядь земли»была третьей по счету повестью Бакланова и первой книгой, принесшей писателю известность. Он написал это произведение в 36 лет, одновременно со второй «лейтенантской» повестью Ю. Бондарева «Последние залпы»и, на первый взгляд, как отмечают критики, повести были близки, однотипны. Главное обвинение, прозвучавшее в адрес обоих повестей, - «окопная правда». Близость окопных впечатлений главного героя баклановской повести, юного лейтенанта-артиллериста Мотовилова к фронтовому опыту героев Э. М. Ремарка заявлена более резко, чем в повести Юрия Бондарева. Как отмечает критик П.Топер, душа героя Бакланова «не скрыта панцирем железной воли, не „зажата". В повести дан духовный портрет „золотого поколения" (выражение литературоведа В. Чалмаева),оставшегося «навеки девятнадцатилетними» .
Повествование в «Пяди земли» ведется от первого лица, что позволяет точно и глубоко передать мысли, чувства, затаенные движения души героя. Поэтому повесть рассматривается в современном литературоведении как «исповедальная проза». Но «Пядь земли», как подчеркнет сам автор, не автобиографическая книга: «Кроме книги невыдуманных рассказов - „Входите узкими вратами" - у меня нет ни одной автобиографической вещи. Войну я видел с поля боя и писал, что видел и знал. Все было свежо».
В 1982 г. за повесть «Навеки девятнадцатилетние»Бакланов получил Государственную премию СССР. Это произведение о судьбе поколения, о мальчиках, не вернувшихся с войны, но сделавших все, чтобы спасти Родину.
Произведения «Мертвым не больно», «Июнь 1941 года»,как и романы К. Симонова1960-х годов, «Блокада»А. Чаковского,роман «Война» И. Стаднюкаотносятся к жанру военно-исторического романа. В них действуют командиры высокого ранга, анализируются неудачи и просчеты стратегического плана. В романе «Июнь 1941 года»Бакланов стремился постичь коренные причины наших поражений в начале Отечественной войны. Судьба романа была трудной. Начиналось «брежневское безвременье». Напечатанный в журнале и вышедший отдельной книгой роман «Июнь 1941 года» двенадцать лет был под запретом.
Григорий Бакланов - автор сценаря фильма «Был месяц май» (1970), снятого М. Хуциевым по рассказу «Почем фунт лиха»; автор пьесы «Пристегните ремни» (1975), поставленной в театре на Таганке Ю. Любимовым. С 1986 по 1992 гг. Бакланов был главным редактором журнала «Знамя». В декабре 1993 г. писатель оставил журнал, чтобы написать роман «И тогда приходят мародеры». «Этот роман, - по словам автора, - завершает рассказ о поколении и времени, в котором досталось ему жить. В определенном смысле - это итог. За ним - дальнейшее».
Рекомендуемое творческое задание
Напишите сочинение на тему: «Духовный портрет фронтового поколения в повести Г. Бакланова „Пядь земли".
ЛИТЕРАТУРА
1. Бакланов Г. Я. Собр. соч.: В 4. - М., 1985.
2. Бакланов Г. Я. И тогда приходят мародеры: Сборник. - М., 1996.
3. Быков В. О правде войны и правде мира: Заметки о прозе Г. Бакланова // Дружба народов. 1996. № 11.
4. Дедков И. О судьбе и чести поколения // Новый мир. 1983. № 5.
5. Лазарев Л. И. Пядь отвоеванной земли: О прозе Г. Бакланова // Л. И. Лазарев. Это наша судьба - М., 1983.
6. Топер П. Ради жизни на земле. Литература и война. Традиции. Решения. Герои. -М., 1975.
7. Чалмаев В. А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. - М., 2000.