Василь быков (19 июня 1924 г. - 22 июня 2003 г.)
Наша военная литература и впредь будет по сути своей антивоенной и сугубо гуманистической.
В |
. Быков (Василий Владимирович Быков) - прозаик, один из самых ярких писателей-фронтовиков, выступивший с остро драматическими произведениями о войне в конце пятидесятых- начале шестидесятых годов. Быков, по собственному признанию, начал творить под впечатлением от произведений так называемой «второй волны» военной прозы, когда о Великой Отечественной войне начали писать бывшие лейтенанты, солдаты. Быков объясняет это так: «Это было настоящим откровением: так ново, пронзительно и правдиво зазвучали слова о войне». Особенно большое впечатление на него произвели повести Г. Бакланова «Южнее главного удара», «Пядь земли»,повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня».Спустя годы, Быков писал о них на страницах «Литературной газеты»: «Эти превосходные повести сопрягались с моим знанием войны, моим отношением к ней. Они укрепили мою уверенность, что если писать о войне, то только на основе собственного видения ее, своего взгляда».
Таким образом, Василий Владимирович Быков - человек военного поколения, военной судьбы. Быков - народный писатель Белоруссии, но в равной мере его можно назвать и русским автором. Юность его поколения, оборванная 22 июня 1941 г., не была легкой. Родился он в деревне Бычки, под Витебском. На войну попал в восемнадцать лет, командовал взводом автоматчиков, затем в истребительной противотанковой артиллерии - взводом «сорокопяток» (так называли противотанковые пушки сорок пятого калибра). Из восьмидесяти человек, окончивших вместе с ним пехотное училище в Саратове (ускоренный выпуск младшего командирского состава), к концу войны в живых осталось только четверо. Быков был дважды ранен, лежал в госпиталях. «По документам, - вспоминал писатель, - и сам я убит и похоронен в братской могиле возле деревни Большая Севериновка на Кировоградчине». На обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке погибших есть его имя. В январе сорок четвертого Быков был тяжело ранен, его подобрали санитары другой части, а в родном полку посчитали погибшим, отправили матери «похоронку». Быков выжил и провоевал до самой победы. Войну закончил в Австрии офицером Советской Армии. После демобилизации в 1955 г. стал заниматься только литературной деятельностью. В 1980 г. стал народным писателем БССР, а в 1984-м - Героем Социалистического Труда.
За повести «Обелиск»и «Дожить до рассвета»Быков был удостоен Государственной премии СССР. Последние шесть лет писатель по приглашению ПЕН-центров жил в Финляндии, Германии, Чехии. Скончался в Боровлянах, под Минском.
Повесть - любимый жанр Василия Быкова. События первой из них («Журавлиный крик»,1959) переносят читателя к первым дням войны, в осень трагического сорок первого года. За ней последуют повести «Фронтовая станция»(1960), «Измена» (1960), «Третья ракета»(1961), «Альпийская баллада»(1963), «Атака сходу» (1968), «Круг-лянский мост» (1969), «Сотников»(1970), «Обелиск»(1972), «Дожить до рассвета»(1972), «Волчья стая»(1974), «Его батальон»(1976), «Пойти и не вернуться»(1978), «Знак беды»(1982), «Карьер»(1986). Все написанные повести Быкова опираются на его фронтовой, жизненный опыт, основаны на архивных документах, свидетельствах очевидцев - мирных жителей, бывших партизан. Суровая панорама войны, трагизм и героика военных будней, нравственные аспекты поведения человека на войне - характерные черты прозы писателя.
Основу сюжетов большинства повестей Быкова составляют локальные ситуации, от исхода которых зависит жизнь героев. Они часто оказываются перед нравственным выбором, в которых проявляется истинная человеческая сущность. В таких ситуациях совершают подвиги только люди с кристально чистой совестью. Это солдат Иван Терешка из «Альпийской баллады», Сотниковв одноименной повести, боец орудийного расчета Лозняк из «Третьей ракеты»,который будет драться с наступающими фашистами, когда погибнут все, кто стоял рядом с ним у орудия. Внутренний монолог Лозняка перед боем передает «внутреннее сражение» гороя, его чистоту, му-
чительные сомнения: «Я не герой, не храбрец, я очень обычный и, кажется мне, даже боязливый парень, но неужели я не смогу выдержать до конца? Да еще тут Люся, милая, хорошая Люся. Так тяжело мне погибнуть с нею, но, кажется, еще более невыносимой была бы трусость тут, перед боем».
Любимые герои В. Быкова- солдаты, сержанты, младшие офицеры, рядовые великой битвы. Их подвиги на войне писатель изображает с беспощадной правдивостью. Автора увлекали не масштабы боевых действий, а масштабы человеческого духа. Быковский герой в критических ситуациях выбора, как правило, оказывается один на один со своей совестью, и нет рядом ни командира, ни товарища, когда, как об этом говорится в пословице, «на миру и смерть красна»: человек в таких ситуациях проявляет истинную сущность.
Так, герой повести «Альпийская баллада»Иван Терешка, белорусский паренек из деревни Терешки, при всей своей застенчивости, скромности, поражает благородством, непосредственностью чувств, самоотверженностью. Он ничем не выделялся среди пехотинцев, получил три медали «За отвагу», тяжело раненный попал в плен. В плену Иван осознает, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Ему удается убежать из лагеря, он пытается присоединиться к триестским партизанам, чтобы продолжить борьбу с фашистами. «Альпийская баллада» - это летопись войны, описание жестокостеи фашизма, мужества советских бойцов, но это и повесть о любви. Как и повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Первая любовь» В. Богомолова, «Альпийская баллада»повествует о ребятах, которые «ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы»(слова Николая Майорова из стихотворения «Мы»), но сохранили честь и достоинство, преданность своей земле. На страницах повести этот белорусский паренек раскрывается как человек щедрого сердца, необычайного мужества: он жертвует собой, спасая полюбившую его итальянскую девушку Джулию, также убежавшую из лагеря пленных.
Разнообразны приемы создания образа главного героя «Альпийской баллады»:диалог, речевая характеристика, монологи, художественные детали. В Иване покоряет пробуждающееся сознание, любовь к своей земле, память о людях. В ответ на благодарные слова Джулии Иван скажет: «Кроме нас, кто бы Гитлера остановил?». С любовью вспоминает он людей деревни: «Кого же мне еще любить? Люди, правда, разные и у нас: хорошие и плохие. Но, кажется, больше хороших. Вот когда отец умер, корова перестала доиться, трудно было. На картошке жили. Так то одна тетка в деревне принесет чего, то другая. Сосед Опанас дрова привозил зимой. Пока я подрос. Жалели вдову. Хорошие ведь люди. Но были и сволочи. Нашлись такие: наговорили на учителя нашего, Анатолия Евгеньевича, ну его и забрали. Честного человека». Нежное светлое чувство - любовь, мечта о сыне - осветят жизнь Ивана и итальянки Джулии. Пронзительным лиризмом окрашены монологи влюбленных.
Композиция повести позволяет Быкову передать благодарность солдатам войны, отстоявшим мирную жизнь. Обогащает содержание повести введение элементов эпистолярного жанра. В последней части повести - «Вместо эпилога» - помещено письмо Джулии из Рима родным Ивана в деревню Терешки у Двух Голубых Озер в Белоруссии.
У Джулии родился сын Джиованни (по-русски - Иван). В письме Джулия напоминает о том страшном времени, когда с отчаянием в сердцах умирали тысячи людей, вспомнит о тех, кто, как и Иван, в героическом противоборстве защищали жизнь и достоинство человека. В конце письма героиня благодарит всех, «родивших и воспитавших и знавших Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству. Не забывайте его!».
Лучшей из своих повестей Быков считал повесть «Сотников»,где, по словам автора, его «интересовали два нравственных вопроса: Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно? Испытание двух характеров в экстремальной ситуации и составляет сюжет книги. Сотников и Рыбак, посланные достать продукты для партизанского отряда, попадают в плен к фашистам и оказываются перед единственной возможностью спасти свою жизнь - стать полицаями.
В повести «Сотников»в наиболее концентрированной форме проявились характерные особенности прозы писателя, его художественное мастерство: философичность и психологизм; пристальное внимание к тончайшим изменениям в нравственном облике героя, к его душевным переживаниям; исследование мотивов, определяющих поведение персонажей в критических ситуациях. Композиционно оправданы и вставные эпизоды с описанием прошлого героев повести, дающие ключ к пониманию их поведения в мирное время. Нравственная позиция Сотникова приводит его к единственно возможному выходу из сложившейся ситуации, своей смертью он подтверждает свое право на высокое звание Человека. Рыбак, чтобы сохранить жизнь, становится предателем, дает согласие стать полицейским и участвует в казни партизан и мирных жителей. Эпизод казни символичен: Сотников встретится с взглядом мальчика в буденовке и увидит в его глазах «столько безутешного горя и столько сочувствия к ним». В последний миг своей жизни Сотников - сын комиссара Гражданской войны - передает мальчику в буденовке - будущему поколению - свое понимание жизни и человеческой чести. Настоящее мужество, добро, человечность будут иметь продолжение и после смерти героя.
Таким образом, проблемы, художественно исследуемые Быковым на всем пространстве его творческого пути, облеклись в «Сот-никове» в философски емкую форму притчи.
Режиссер Л. Шепитькоосуществила в 1977 г. экранизацию этой повести, назвав свой фильм «Восхождение».
Последнее произведение В. Быкова - это его единственная автобиографическая книга «Долгая дорога домой»,которая вышла в Минске за три месяца до кончины писателя.
Рекомендуемые творческие задания
1. Напишите сочинение на тему: «Кроме нас, кто бы Гитлера остановил?».
2. Подготовьте сообщение на тему: «Нравственно-философская проблематика повести В. Быкова „Альпийская баллада".
3. Напишите реферат на тему: «Изображение характера человека на войне в экстремальных условиях в повестях В. Быкова („Сотников", „Дожить до рассвета", „Альпийская баллада" - по выбору)».
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков В. В. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1985.
2. Быков В. В. Колокола Хатыни. - М., 1987.
3. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. - М., 1983.
4. Дедков И. Василь Быков. Очерк творчества. - М., 1980.
5. Лазарев Л. Василь Быков: Очерк творчества. - М., 1979.
6. Немзер А. Замечательное десятилетие русской литературы. - М., 2003.
7. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. - М., 1990. Борис Львович Васильев (21.5.1924)
Б |
орис Васильев родился в городе Смоленске, в семье кадрового военного. Отец будущего писателя служил в царской армии, затем в Красной и в Советской Армии. Мать принадлежала к известной семье Алексеевых, ее отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев». По воспоминаниям писателя, нравственно-философские традиции семьи оказали решающее влияние на формирование его мировоззрения. «Семья закладывает в ребенке некую „катушку", на которую вся последующая жизнь просто наматывает нити. Белые, черные, цветные, суровые, шелковые, гнилые - не „как повезет", а как примет их заложенная в нем „катушка". Может отринуть, может оборвать, может выровнять и уложить в строгой последовательности, но все - оттуда».
Васильев с детства мечтал стать историком. Война «застала» его после 9-го класса, и уже 8 июля 1941 г. он прибыл на фронт под город Красный в составе истребительного комсомольского полка. Участвовал в боях под Смоленском, выходил из окружения. Был контужен. В 1942 г. Васильев был направлен учиться в Военную академию бронетанковых и механизированных войск им. И. В. Сталина, ныне им. Р. Я. Малиновского. После окончания академии работал испытателем боевых машин сначала в Свердловске, затем - в Горьком.
В 1954 г. Васильев написал пьесу «Танкисты»и отправил рукопись в ЦТСА (Центральный театр Советской Армии). Вскоре он телеграммой был вызван А. Д. Поповым, руководившим тогда театром. Васильев демобилизовался, чтобы заниматься литературным трудом, уехал в Москву. Пьесу под названием «Офицер»готовили к постановке в ЦТСА. ГлавПУРом спектакль был запрещен. Следующая пьеса - «Стучите и откроете»- была поставлена в 1955 г. театрами Черноморского флота и театрами группы войск в Германии. Первая книга писателя - сборник сценариев «Клуб веселых и находчивых»(1968). Васильев - составитель этой книги, которая содержит не только его работы.
Первое прозаическое произведение Бориса Васильева - повесть «Иванов катер»,написана в 1967 г., опубликована в 1970 г. Повесть «А зори здесь тихие...» была опубликована в 1969 г., инсценирована театром на Таганке, экранизирована режиссером С. И. Ростоцким, Кирилл Молчанов написал по ней оперу.
Тема Великой Отечественной войны приобретает особую остроту и в повести «В списках не значился»(1974). В этих произведениях нет изображения больших исторических событий военных лет, в центре внимания писателя - локальный эпизод, приобретающий функции символа, широкого художественного обобщения.
В повести «А зори здесь тихие...»проявляются и другие характерные черты военной прозы писателя: лиризм, романтизм в сочетании с трагизмом. К особенностям сюжета повести относится и система литературных портретов-воспоминаний о каждой из пяти девушек-зенитчиц. Нравственно-философская идея повести - в несовместимости войны с самой жизнью, с природой человека, с природой женщины, призванной приносить в мир ребенка, созидать жизнь. Художественному осмыслению войны посвящены и рассказ «Ветеран»(1976) и повести «Завтра была война»(1984), «Великолепная шестерка»(1980), «В списках не значился»(основана на документальных фактах).
Одним из лучших произведений о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».Подлинные героини войны здесь юные зенитчицы с тихого разъезда номер 171 - Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. Все они сложат свои головы в карельском лесу, чтобы не дать гитлеровским диверсантам пройти к важным стратегическим объектам - к Кировской железной дороге и Беломорканалу.
Получив задание найти и захватить в лесу двух замеченных в лесу фашистских разведчиков, «поисковая группа», состоящая из пяти зенитчиц и их командира, старшины Васкова, неожиданно наталкивается на целый отряд вооруженных фашистских головорезов, готовящихся пройти в тыл наших войск. Готовность биться до конца и не отступить, не дать поисковой группе выполнить свой план писатель передает через внутренний монолог Васкова: «Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, ни безнадежно - держать. Держать эту позицию, а то сомнут - и все тогда. И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Басков, был сейчас ее последним сыном и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия...».
Повесть состоит из 14-ти глав и эпилога, играющего важную роль для понимания одной из главных мыслей произведения - необходимости хранения памяти, жизни по высоким нравственным заветам погибших в годы войны.
Силу духа русского воина, защитника своей земли, воплощает в себе образ старшины Васкова. Басков - по-солдатски опытный, находчивый человек. Это он один, раненый, ворвавшись в блиндаж к четверым десантникам, свяжет их и приведет к своим. Это ему, умирая, Рита Осянина поручит сына, потому что знает: старшина совестлив, надежен, на него можно положиться.
Васильев пишет в разных жанрах. К жанру автобиографической повести относится повесть «Летят мои кони» (1982); к жанру исторического романа - «Вещий Олег» (1996) и «Князь Ярослав и его сыновья» (1997).
Повесть «Не стреляйте в белых лебедей»рассматривает нравственно-экологические проблемы. Борьба добра со злом разыгрывается в реалиях русской деревни.
В романе «Были и небыли»прослеживается история русской интеллигенции на фоне истории России. В этом произведении писатель обращается к событиям из жизни рода Алексеевых, к которому принадлежала его мать (в романе фамилия Алексеевых изменена на Олексиных). Это цикл из шести произведений: «И был вечер, и было утро» (1987); «Вам привет от бабы Леры» (1988); «Дом, который построил Дед» (1991); «Картежник и бретер, игрок и дуэлянт» (1998); «Были и небыли. Утоли моя печали» (1997).
Васильев - автор многочисленных инсценировок, сценариев к фильмам: «Очередной рейс» (1958); «Длинный день» (1961); «Офицеры» (1971).
Сегодня Б. Л. Васильев принимает участие в общественно-политической жизни. Он - член Союза писателей СССР с 1972 года, член Союза писателей России. Награжден тремя орденами, лауреат Государственной премии СССР (1975), премии Ленинского комсомола, премии им. Довженко, премии им. академика Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997), почетный гражданин г. Смоленска.
Рекомендуемое творческое задание
Напишите сочинение по теме: «Держат свой фронт, свою Россию. Держат!». Своеобразие композиции, поэтика повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...».
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев Б. Л. Избранное: В 2 т. / Вступит. Слово А.Дементьева. - М., 1988.
2. Васильев Б. Л. Собр. соч.: В 8 т. - Смоленск, 1997.
3. Дементьев А. Статьи о советской литературе. - М., 1983.
4. Писатели России. Автобиографии современников. - М., 1998. Юрий Васильевич Бондарев (15.03.1924)
Ю |
. В. Бондарев - прозаик, один из зачинателей так называемой «лейтенантской прозы».
Бондарев родился в городе Орске, детские годы будущего писателя прошли в Оренбуржье, на Южном Урале, в Средней Азии. С 1931 г. живет в Москве. Бондарев - участник Великой Отечественной войны. После окончания военного училища сражался под Сталинградом. Был тяжело ранен. Войну окончил командиром противотанкового орудия. С 1946 по 1951 годы учился в Литературном институте имени А. М. Горького. Его учителем и наставником был К. Г. Паустовский.
Первый сборник рассказов писателя «На большой реке»вышел в 1953 г. Широкая известность к Бондареву пришла после выхода в свет его повестей и романов.
Произведения Бондарева, как и произведения Б. Васильева, В. Быкова, Г. Бакланова, В. Богомолова, относят к так называемой «литературе лейтенантов» - прозе писателей, которые начали войну в юности. Для произведений этих авторов характерно изображение не масштабных военных операций, а описание боевых действий силами взвода, роты, батальона и поведения отдельного частного солдата на войне. Правдивое изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников составили содержание повестей и романов Бондарева «Батальоны просят огня»(1957), «Последние залпы»(1959), «Горячий снег»(1969). Война в этих произведениях показана точно и без прикрас. После публикации книг Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Богомолова, В. Быкова, Г. Бакланова в литературоведении возникли термины «окопная правда», «окопный реализм». По словам самого Юрия Бондарева, «сила и свежесть новых книг была в том, что, не отвергая лучшие традиции военной прозы, они во всей увеличительной подробности показали солдата „лица выраженье" и стоящие насмерть „пятачки", плацдармы, безымянные высотки, заключающие в себе обобщение всей окопной правды. <...> В книгах была суровая и героическая солдатская правда».
Известность и признание к Бондареву пришли сразу после выхода в свет повести «Батальоны просят огня»,которая несла в себе заряд жестокого драматизма. В ней показана та страшная цена, которой далась победа. В повести Бондарев вышел на самую сложную проблему, которая будет исследоваться и в последующих его книгах, приобретет центральное звучание - это соотношение норм права и морали. Батальон под командованием молодого капитана Бориса Ермакова, сковав значительную часть немецких сил при выполнении боевой операции - форсировании Днепра, - лишился обещанной огневой поддержки и был почти обречен. Молодой капитан винит самого себя в трагическом исходе операции, чувствует свою ответственность за погибших
людей: «Я командовал батальоном - и остался один. Так разве это не смерть? Так зачем я еще живу, когда все погибли?». В неожиданной корректировке приказа командованием дивизии Ермаков видит слабость командиров, позволивших подставить под удар два батальона. Соотношение норм права и морали станет предметом разговора комдива Изверзева и капитана Ермакова. Оказавшись перед выбором, куда направить огонь артиллерии, в поддержку двух батальонов или всей дивизии, выполняющей новый приказ, командир дивизии остановился на последнем. Командование дивизии думало в целом о судьбе всей операции в изменившихся обстоятельствах, Ермаков - о конкретных людях. Как оценить эту непростую ситуацию? Можно ли ее оправдать? Герои Бондарева по-разному отвечают на эти вопросы.
Сюжеты повестей Бондарева «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег»характеризуются общим качеством: это «предельные», «непосильные» ситуации, действие в них сосредоточено на пятачке, на плацдарме, в окопе. В «Последних залпах»батареи капитана Новикова сдерживают отход вражеских танков, в романе «Горячий снег»горстка молодых артиллеристов сражается с целой армией фашистского генерала Манштейна, рвущейся в окруженный Сталинград.
Одна из характерных особенностей повестей Бондарева о войне - это также психологизм, выявление внутреннего состояния солдата, его переживаний, мыслей, чувств. Поэтому большое место в пространстве бондаревского художественного текста отводится внутренним монологам героев. Конфликт в повестях Бондарева часто переносится в пространство памяти. Гибель друга, однополчанина, товарища по окопу, даже в случае победы может обернуться торжеством зла, побуждает героев размышлять о цене победы. Так, молодой капитан из повести «Батальоны просят огня», выбираясь из окружения, радуется не своему спасению, а думает о погибших товарищах: «Память его, не угасая даже в мгновении забытья, была дана ему в наказание».
После романа «Горячий снег» Бондарев пишет романы «Берег»(1975), «Выбор»(1980), «Игра»(1985), «Искушение»(1991), образующие тетралогию. Это остросюжетные романы о судьбах интеллигенции. Герои этих произведений - писатели, художники, кинорежиссеры, ученые. Эти книги объединяет авторская мысль о месте художника в жизни общества, о поиске своего пути. В центре романов - человек, склонный к беспощадному самоанализу, предъявляющий повышенный спрос к самому себе. Тема судьбы и сознательного выбора, прозвучавшая в «лейтенантской» прозе Бондарева, нашла в тетралогии дальнейшую разработку.
Эстетические принципы, воззрения писателя на статус художника, его литературные взгляды отражены в книге «Поиск истины»(1976).
Произведения Ю. Бондарева пользуются большой популярностью. По сценариям писателя сняты кинофильмы «Тишина», «Берег».
Новые книги автора вызывают пристальный интерес, их всегда ждут читатели.
Ю. Бондарев - Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской и Государственной премий (1984), литературной премии Л. Толстого (1993).
Рекомендуемое творческое задание
Напишите рецензию на повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» или «Горячий снег» (по выбору).
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарев Ю. В. Собр. соч.: В 8 т. - М., 1993-1996.
2. Горбунова Е. Н. Юрий Бондарев: Очерк творчества. - М., 1989.
3. Идашкин Ю. В. Юрий Бондарев. - М., 1987.
4. Коробов В. Юрий Бондарев. - М., 1984.
5. Михайлов О. Юрий Бондарев. - М., 1976.
6. Федь Н. М. Художественные открытия Бондарева. - М., 1988. Евгений Иванович Носов (1925-2002)
Е |
. И. Носов родился 15 января 1925 г. в селе Толмачево под Курском. Отец будущего писателя работал слесарем, молотобойцем, котельщиком, воспитывал сына в ремесленных и хлебопашеских традициях. В 18 лет Носов ушел на фронт. В боях под Кенигсбергом был тяжело ранен. После госпиталя окончил среднюю школу, работал литературным сотрудником в газете в Средней Азии. В 1951 г. вместе с семьей поселился в Курске. Учился на Высших литературных курсах в Москве вместе с В. Астафьевым, Б.
Можаевым, В. Беловым.
Литературный дебют Евгения Носова состоялся на страницах Курского областного альманаха для детей с публикации рассказа «Радуга»в 1957 году. Повести и рассказы Носова, собранные в книгах «На рыбачьей тропе»(1958), «Рассказы»(1959), «Тридцать зерен»(1961), «Где просыпается солнце?»(1965), «За долами, за лесами»(1967), - принесли писателю заслуженную известность подлинного мастера слова, певца нравственной силы человека. Правдивое изображение ужасов войны и судеб ее рядовых участников в рассказах «Красное вино победы»(1969) и «Шопен, соната номер два»(1972) определили достойное место Е. Носовав кругу писателей «лейтенантской прозы», таких, как Ю. Бондарев, В. Богомолов, Г. Бакланов.О судьбах славных солдат Великой Отечественной войны, преодолевших неимоверные тяжести и сохранивших в себе человечность, доброту, живые души повествуют рассказы «Яблочный спас», «Памятная медаль»,повесть «Моя Джомолунгма».
Тема исторической правды, памяти живых и погибших славных солдат Великой Отечественной войны звучит в рассказе «Костер на ветру»(1993). Герой рассказа, воплощающий лучшие черты русского национального характера, житель хутора Бело-глин Алексей, прошедший трудными дорогами войны, через многие годы в день Победы, предлагая помянуть погибших, с горечью и болью выскажет и авторскую тревогу о сегодняшнем времени, когда «геройские медали на толкучке продают».
Лучшие рассказы и повести Е. Носова «Объездчик», «За долами, за лесами», «И уплывают пароходы, и остаются берега», «Варька», «Домой за матерью», «Усвятские шлемоносцы», «Алюминиевое солнце», «Шуба», «Яблочный спас» ввели их автора в круг писателей «деревенской» темы, таких как В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев.Их отличительная особенность - живописность, глубокий психологизм в разработке характеров, ориентация писателя на народное слово, интонационное богатство, юмор, конкретность бытовых деталей, глубина гуманистического пафоса.
Художественным открытием Носова является повесть «Усвятские шлемоносцы»(1977). В ней писатель утверждает гуманную мысль о миролюбии русского человека, о приоритете естественных ценностей в его жизни, таких, как обыденная мирная жизнь в своем доме, в кругу родных, работа на своей земле, общение с односельчанами, воспитание детей, готовность прийти на помощь. Ключом к пониманию замысла повести являются слова писателя: «Суть человека труда и особенно хлебороба такова, что он к войне не готов. Обращение земледельца в солдата - это всегда трудный психологический порог, всегда тяжелая внутренняя ломка».
Первые страницы повести описывают сенокосную страду, знакомят нас с главным героем, Касьяном, красивым, достойным человеком из деревеньки Усвяты, передают его радостное мироощущение, чувство довольства от возможности работать на своей земле, устремленность к красоте, гармонию между внутренним и внешним миром. «Радуясь погожему утру, выпавшей удаче и самой косьбе, Касьян в эти минутные остановки со счастливым прищуром озирал и остальной белый свет: сызмальства утешную речку Остомлю, помеченную на всем своем несмелом увертливом бегу прибрежными лозняками, столешную гладь лугов на той стороне, свою деревеньку Усвяты на дальнем взгорье, уже затеплившуюся избами под ранним червонным солнцем, и тоненькую свечечку колокольни, розово и невесомо сиявшую в стороне над хлебами, в соседнем селе, отсюда не видном, - в Верхних Ставцах».
В эти мирные трудовые дни приходит известие о начале войны с фашистами. Сельчане уходят с покоса, потрясенные нелепостью, ненужностью происходящего.
Носов не описывает сами фронтовые сражения: страшная фронтовая реальность отодвинута, дается через переживания, мысли, чувства героев, воспринявших начало войны как бедствие, как непоправимое горе, ворвавшееся в мирную, налаженную жизнь сельчан и принесшее страдания. Слово «война», «ужалившее» Касьяна на покосе, «как внезапный ожог, который он поначалу вроде бы и не очень почувствовал, теперь, однако, пока он бежал, начало все больше саднить, воспаленно вспухать в его голове, постепенно разрастаться, заполняя все его сознание ноющим болезненным присутствием». Все происходящее воспринимается через мирочувствование Касьяна, мирного труженика, воплощающего лучшие черты русского национального характера. Он нетороплив, несуетен, любит свои Усвяты, где родился и вырос, весь крестьян-
ский мир, осененный «тоненькой свечечкой колокольни... в стороне над хлебами»; любит свою мать, брата, жену, двух детей, с нежностью думает о третьем, еще не родившемся, но так страстно ожидаемом ребенке. Мысли его и о недокошенной траве, и о «не подкрепленном на зиму погребе», и о Куликовом поле, соединяющем прошлое, настоящее и будущее в единую цепь. Состояние усвятцев и самого Касьяна передает емкий эпиграф из «Слова о полку Игореве»:«И по Русской земле тогда/Редко пахари перекликалися, / Но часто граяли вороны». Ментальную установку усвятцев, готовность их, как и их предков, заслонивших святую Русь от неприятеля, защитить мирный хлебопашеский труд на своей земле, передают слова старого Селивана, не согласного с тем, что армия усвятцев маленькая: «Снег... братка, тоже по капле тает, а половодье собирается. Нас тут капля, а погляди туда, за речку, вишь, народишко по столбам идет? - Вот и другая капля. Да вон впереди, дивись-ка, мосток переходят - третья. Да уже Никольские прошли, разметинские... Это, считай, по здешним дорогам. А и по другим путям, которые нам с тобой не видны, поди тоже идут, а? По всей матушке-земле нашей! Вот тебе и полая вода. Вот и главная армия!».
В финальные строки повести, перед тем, как Касьян переступит порог своего дома, чтобы стать в ряды усвятских шлемоносцев, в колонну новобранцев, отправляющихся на фронт, автор включит пронзительный, «звеняще-отчаянный голосок» ребенка, Сер-гунка: «Папка! Папка-а!.. Я с тобой!.. Я с тобой, папка-а-а!». И этот пронзительный крик, пробившийся к Касьяну сквозь «бабьи вопли», воплощает весь ужас и античеловечность, противоестественность войны.
Таким образом, вся повесть Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» передает веру писателя в животворные силы миролюбивого русского человека, говорит об истоках победы в священной для всех советских людей войне. Примечательно и то, что своего героя, воплощающего в себе силу и благородство человека, верность отечественным заветам, Носов назовет говорящим именем - Касьян («нареченный Касьяном да возгордится именем своим, ибо несет оно в себе освящение и благословение Божие к подвигам бранным и славным»), приобретающим в повести символическое звучание.
Е. И. Носов награжден боевыми орденами и медалями. В 1975 году за книгу «Шумит луговая овсяница»награжден Государственной премией РСФСР им. А. М. Горького. Е. Носов - лауреат Международного литературного конкурса имени Андрея Платонова. Книги писателя постоянно переиздаются, переведены на многие иностранные языки.
Рекомендуемые творческие задания
1. Напишите рецензию на рассказ Е. Носова «Яблочный спас».
2. Напишите реферат на тему: «Жизненный, творческий путь Е. Носова. Поэтика прозы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Носов Е. И. Избранные произведения.: В 2 т. - М., 1989.
2. Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы. - М., 1980.
3. Носов Е. И. Алюминиевое солнце // Москва. 1999. № 7.
4. Астафьев В. П. Посох памяти. - М., 1980.
5. Кузнецов Ф. Самая кровная связь: Судьбы деревни в современной прозе // Ф. Кузнецов. Избр.: В 2 т. - М., 1981.
6. Ломунова М. Самая жгучая связь. - М., 1982.
7. Чалмаев В. Храм Афродиты. Творческий путь и мастерство Е. Носова. - М., 1972. Владимир Осипович Богомолов (1926-2003)
В |
. О. Богомолов - прозаик, автор известнейших произведений о Великой Отечественной войне, поражающих глубиной и точностью воспроизведения жизни. Богомолов родился 3 июля 1926 г. в деревне Кирилловка Московской области, до десятилетнего возраста воспитывался у бабушки и дедушки в деревне. Дедушка - полный Георгиевский кавалер, участник Русско-японской войны, Первой мировой войны, оказал большое влияние на формирование личности будущего писателя. «Как с детства приучил меня дед, я делал все добросовестно». С 1936 года Богомолов жил в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Богомолов прибавил себе два года, чтобы отправиться на фронт. Прошел путь от рядового до командира взвода (стрелкового, автоматчиков, пешей разведки) и в конце войны исполнял должность
командира роты.
Первая повесть Богомолова «Иван»(1958) выражала новый взгляд на войну, свободный от идеологических схем. Причина, побудившая Богомолова взять в руки перо, - желание рассказать правду о войне. Этими мыслями он делится с читателем своих книг в «Автобиографии»: «Я очень много читал, в том числе и о войне. Меня коробило от множества нелепейших несуразностей, особенно в художественной литературе. Полагаю, именно это побудило меня написать повесть „Иван".
Повесть «Иван»- это трагическая судьба двенадцатилетнего мальчика на войне, с другой стороны - это точное описание «зеленой тропы», переброски через линию фронта разведчика Ивана. В повести создан образ юного разведчика, одержимого жаждой мести врагу. Детально показан труд бойцов, профессионально исполняющих свой долг. Повесть была опубликована в журнале «Знамя» в 1962 г. По воспоминаниям Богомолова, редактор издательства «Художественная литература» «обнаружил в „Иване" влияние Ремарка, Хемингуэя и Олдингтона» и «вчинил» ему модное тогда обвинение в «окопной правде». Повесть приобрела популярность, имя автора стало известным в стране и за рубежом. На основе повести «Иван» режиссером А. А. Тарковскимбыл снят фильм «Иваново детство».
Богомолов работает в разных жанрах. Им написаны замечательные рассказы: «Первая любовь», «Второй сорт», «Кладбище под Белостоком», «Сосед по палате», «Сердца моего боль».В повести «Зося»(1974) психологически убедительно и художественно достоверно, как и ранее в повести В. Быкова «Альпийская баллада»(1963), в повести В. Астафьева «Пастух и пастушка»(1971) исследуется тема любви. Философская основа этих произведений - мысль о несовместимости войны с самой жизнью, со всепоглощающей любовью, не спрашивающей, «когда ей прийти».
Герои повести «Зося» - польская девушка и юный русский офицер. Мотив несостоявшейся любви приобретает трагическое звучание: в жизни героя «не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое».
В роман «Момент истины» («В августе сорок четвертого...»)(1974) Богомолов вложил собственный военный опыт. Обращает на себя внимание стиль писателя в романе, разительно отличающийся от предыдущей прозы. Подчеркнуто-документальный, протокольный, суховатый язык романа оправдан: он подчеркивает важность и оперативность задания «оперативно-розыскной группы» по обезвреживанию разведгруппы врага «Неман», немецки