Валентин Григорьевич Распутин (15.03.1937)

Думая об отравленной среде, мы еще прежде должны подумать об отравленной душе.

В

алентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской обла­сти. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского универ­ситета. На последнем курсе университета Распутин начал сотрудничать внештатным корреспондентом в областной молодежной газете, затем стал корреспондентом об­ластного телевидения.

Очерки и рассказы, написанные в это время, стали основой книги «Костровые но­вых городов» (1966). Первый рассказ писателя был опубликован в 1961 году в альмана­хе «Ангара». В 1966 году вышли книги: «Костровые новых городов» в Красноярске и «Край возле самого неба» в Иркутске.

Самый характерный жанр творчества Распутина - повесть. Первая повесть В. Рас­путина - «Деньги для Марии»была опубликована в альманахе «Ангара», № 2 в 1967 г. и принесла писателю всесоюзную известность. Затем последовали повести «Послед­ний срок» (1970); «Прощание с Матерой» (1976); «Живи и помни» (1977). За повесть «Живи и помни» В. Г. Распутин был удостоен Государственной премии СССР. На текст этого произведения композитор Кирилл Волков написал одноименную оперу. В 1985 году была написана публицистическая повесть «Пожар».

В. Распутин известен также как мастер рассказа. Шедевр этого жанра - «Уроки французского»был написан в 1973 г. В цикл «Век живи - век люби», впервые опубли­кованном в журнале «Наш современник» в 1982 году, вошли рассказы писателя «Ната­ша», «Что передать вороне», «Век живи - век люби», «Не могу-у». В них автор от эколо­гических и нравственных проблем повести «Прощание с Матерой» переходит к разду­мьям о внутренних противоречиях человека, к анализу пограничных состояний пси­хики, уделяет повышенный интерес к интуитивным, «природным» началам в челове­ке.

В повести «Деньги для Марии»проявились характерные черты творческого почер­ка писателя - внимательное, вдумчивое отношение к своим героям, тонкая наблюда­тельность, глубокий психологизм, афористичность языка, юмор.

Действие повести разворачивается в небольшой сибирской деревушке. В дом про­давщицы местного магазина - совестливой работящей Марии - постучалась беда: ре­визор обнаружил недостачу. Сюжетный ход - «недостача» денег - используется писа­телем как художественный прием: в драматической ситуации ярко проявляются ха­рактеры окружающих людей. Писатель ставит своих персонажей - местного учителя Евгения Николаевича, Степаниду, бригадира овощеводов Василия, бабку Наталью, председателя колхоза, зоотехника и ветеринара - перед выбором: одолжить Марии деньги или отвернуться, не заметив человеческой беды.

Таким образом, в повести Распутин создает простую, конкретную житейскую ситу­ацию, в которой проверку на человечность, порядочность проходит и муж Марии -тракторист Кузьма: когда в его дом постучалась беда, он сожалеет не о накопленных богатствах, а думает о том, как спасти жену. Герой обещает притихшим сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужи­ков, у нас получится». Мать в повести Распутина олицетворяет все светлое и возвы­шенное.

Всех своих персонажей Распутин помещает в обстоятельства, выявляющие их нравственную ценность. Так, испытание в повести успешно выдержит председатель колхоза, образ которого раскрывается и в настоящем, и в прошлом (ретроспективно, через воспоминания Кузьмы). Совсем иначе проявит себя Степанида: «Жадность рань­ше ее родилась», - даст ей меткую характеристику председатель. Для директора шко­лы важно не помочь односельчанину в беде, а афишировать свое «участие». Деньги поистине становятся мерилом человечности. Эталоном совести в повести является трудолюбивая бабка Наталья. Она предлагает Кузьме взять «смертные» деньги и вер­нуть, когда тот сможет: «Я сколь могу, подюжу. Я хочу на свои помереть».

В повести «Деньги для Марии» В. Распутин высказывает важные в его мировоз­зренческом контексте мысли о необходимости сохранения традиций, которые сфор­мированы размеренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из дерев­ни, только одни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет. <...>

И доброта человеческая, уважение к старшим, и трудолюбие тоже родом из дерев­ни».

Героиня повести «Прощание с Матерой», старуха Дарья, испытывает стыд, страш­ную вину перед оставляемыми в могилах предками («под воду»), - когда остров Мате­ра и деревня на нем, более трехсот лет обживаемая крестьянами, попадает в зону за­топления, так как на реке надумали построить мощную гидроэлектростанцию. «Про­сти нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Стыдно старухе Да­рье, так стыдно, что «совесть истончили... до того, христовенькую, истрепали, места живого не осталось», что она бога просит- «пошли за мной, господи, просю тебя. <...> Забери меня к той родне... к той, которой я ближе».

В повести «Прощание с Матерой»писатель создает образ народной жизни с ее осо­бой этикой, философией, эстетикой. Устами Дарьи автор бросает укор тем, кто забыва­ет прошлое: он взывает к гармоничной жизни, к стремлению к таким извечным нрав­ственным понятиям, как совесть, доброта, красота, разум, с помощью которых осу­ществляется обновление мира и человек сохраняется как личность. Совесть воспри­нимается В. Распутиным как основа нравственной жизни, потеря совести- как рас­пад, опустошение личности. Поэтому чаще всего и в создании художественных обра­зов у писателя доминирует принцип противопоставления натур с признаками эгоиз-

ма, фальши, наглости, практицизма, отчуждения - другим характерам, богатым духов­ностью, бескорыстием, для которых память является наиважнейшей основой жизни.

Содержанию соответствуют композиция всех произведений В. Распутина и его сти­листическая манера, приемы создания образов, среди которых - и ретроспективные отступления, и сны героев, и диалоги, построенные по принципу самораскрытия «определенного типа сознания». Главными на протяжении всего творчества для писа­теля являются вопросы жизни и смерти, отношения к старикам и детям, отношения к родной земле. Сохранить «родову» на родной земле, не быть на ней квартирантами, а быть настоящими хозяевами, помогать настоящему ее расцвету - это кредо самого ав­тора, вложенное в уста «самой древней» из его старух - Дарьи.

Вслушаемся в разговор Дарьи с Андреем и с Клавкой, называющей деревню, где ро­дилась и выросла- «занюханной»: «Эта земля-то рази вам однем принадлежит? <...> Эта земля-то всем принадлежит - кто до нас был и кто после нас придет. Мы тут в са­мой малой доле на ей... нам Матеру на подержанье только дали, чтоб обихаживали мы ее и с пользой от ее кормились. А вы че с ей сотворили? Вам ее старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали». В уста Дарьи Распутин вкладывает важные в своей мировоззренческой позиции мысли о необходимости бережного, хо­зяйского отношения к своей земле. Дарья, хотя никуда за время своей жизни не выез­жала, рассуждает верно и глубоко и о делах родной Матеры и о проблемах, которые были и будут, когда ее самой уже не станет; рассуждает об отношении и к технике, и к сносимому кладбищу, и к земле - обо всем у нее свое мнение. Именно Дарья придума­ет самое верное решение, чтобы не топить Матеру, исходящее из целесообразности достижений науки: «...Дак вы возьмите и срежьте Матеру - ежли вы все можете, ежли вы всяких машин понаделали, срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте ря­дышком».

Дарья убеждена: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».

Подлинным открытием в повести «Прощание с Матерой» явился образ Хозяина острова: «...когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зве­рек - Хозяин острова. Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин. Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все, что происхо­дило из конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окруженной и из во­ды поднявшейся земле. На то он и был Хозяин, чтобы все видеть, все знать и ничему не мешать».

Суть своей прозы Распутин видит в том, чтобы она больше всего занималась нрав­ственным совершенствованием человека - настоящего и будущего. Будущее, по мне­нию писателя, не состоится без связи настоящего с прошлым, без людской памяти, без любви к своей истории, без совести, без чувства преемственности жизни. В многочис­ленных внутренних монологах Дарьи открывается необходимость для каждого чело­века «самому докапываться до истины», жить работой совести. Хорошо помнит Дарья завет отца: «Ты, Дарья, много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».

Автора повести «Прощание с Матерой» тревожит желание все большей части лю­дей «жить не оглядываясь», «облегченно» нестись по течению жизни. От такой жизни Дарья предостерегает внука Андрея: «Пуп вы щас не надрываете - че говорить! Его-то вы бере-гете. А что душу свою потратили - вам и дела нету. Ты хочь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть? <...> В ком душа, в том и бог, парень. <...> А кто душу вытра­вил, тот не человек, не-е-ет! На че угодно такой пойдет, не оглянется». Дарья воплоща­ет в себе те моральные ценности, какие складывались из поколения в поколение и пе­редавались из рода в род; олицетворяет единство человека и природы, своим поведе­нием утверждая, что человек - высшее ее создание.

Притчевый характер повести придают образы-символы, органично вплетающиеся в ткань повествования. Среди них можно выделить образ «царского лиственя» и Хозя­ина острова. «Царский лист-веиъ» олицетворяет непоколебимые основы жизни: «Ма­теру, и остров, и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскоти­не. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляет­ся среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу».

Носителям народных нравственных ценностей Распутин противопоставляет совре­менных «обсевков», - Катьку Стригунову; Никиту Зотова («ни рук, способных к работе, ни головы, способной к жизни»). Жители Матеры лишают Зотова настоящего имени, называют его просто Петрухой. У Воронцова - говорящая фамилия и символическая характеристика- «турист»: он беззаботно шагает по земле. Мироощущение «тури­стов» противопоставляется мироощущению подлинных хозяев на своей земле, одним из которых становится в повести обаятельный своей прямотой дед Егор. Воронцов, в восприятии героев повести, - «перекати-поле», человек без родины.

В повестях В. Распутина «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии» звучит идея соборности, уз дружбы и помощи, соединяющих людей.

Все повести Распутина объединяет образ русской женщины, носительницы нрав­ственных ценностей народа, И Дарья из «Прощания с Матерой», и Анна из «Последне­го срока», и Настена из повести «Живи и помни» чувствуют ответственность за проис­ходящее, сознают свою слитность с миром людей и с природой.

Повесть «Последний срок»повествует о трудной честной судьбе деревенской жи­тельницы Анны. Произведение имеет кольцевую композицию. «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для ко­торой вроде приспело: старухе было под восемьдесят», - так начинается повесть. Фи­нал повести - «Ночью старуха умерла». Между экспозицией и развязкой прослежива­ется вся жизнь Анны, разделившей свою судьбу с судьбой страны. Своеобразие компо­зиции повести в том, что в ней не соблюдается последовательность повествования о жизни героев, а дается ретроспектива. У постели умирающей Анны собираются ее де­ти - старшая дочь Варвара, живущая в районе, в пятидесяти километрах от матери, го­родские Люся и Илья, младший сын Михаил, в доме которого старуха и доживала свой век, да еще внучка Нина - дочь Михаила, и невестка Надя. Не приедет только Татья­на - самая младшая - из Киева. Предсмертные дни - «последний срок» - в ожидании Таньчоры, младшей дочери Анны, высвечивают характеры всех персонажей. Образ старухи дан с помощью «приема опосредованного раскрытия» - через разговор герои­ни с подругой Ми-ронихой, через воспоминания самой Анны (как она доила корову Зорьку, чтобы спасти детей от голодной смерти), через воспоминания Люси (как мать подняла упавшего во время пахоты Игреньку - коня с серебряной гривой и серебря­ной звездой во лбу).

В духе русской классической литературы с ее «правдой без всяких прикрас» изобра­жены многие проблемы в деревне, например, пьянство. В ожидании смерти матери Михаил вместе с зятем купят для поминок целый ящик водки и выпьют ее. Анна при­знается, что боится пьяного сына: «Я его пьяного, не дай бог, бояться стала. <...> Нехо­роший пьяный, нехороший. Когда б не это вино, совсем другой бы человек был».

Анна - выразитель народной мудрости. В повести изображен и процесс растворе­ния, «рассасывания крестьянской семьи». Отчужденность членов семьи друг от друга, от дома, от матери, земли, на которой родились и выросли, осмысляется В. Распути­ным как ситуация глубоко тревожная. Старуха Анна говорит своим детям: «Не забы­вайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь ваш род».

Рассказ В. Распутина «Уроки французского»,как и большинство произведений пи­сателя, выявляет прежде всего обеспокоенность писателя за состояние души человека, предъявляет спрос к взрослым, к воспитателям, учителям.

Рассказ во многом носит автобиографический характер: взрослый человек с высо­ты гражданской, социальной зрелости мысленно прослеживает ступени своего вос­хождения к знаниям, вспоминает, как он - деревенский мальчик - в одиннадцать лет в трудное послевоенное время приезжает в райцентр за пятьдесят километров учить­ся в средней школе. С горечью вспоминает автор свое близкое к отчаянию состояние вдали от матери: «Так мне было плохо, так горько и постыло! <...> Никогда раньше да­же на день я не отлучался из семьи, и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить сре­ди чужих людей».

Чтобы спасти себя от голода, мальчик начнет играть с ребятами в «чику» - на день­ги, вначале на те пятьдесят копеек, которые ему мать выкраивала на молоко. Когда мальчик начнет выигрывать, он столкнется с подлостью, - его изобьют. Вместе с фи­зической болью, обидой погибала вера мальчика в добро, в человечность. Руку помо-

щи протянет ему учительница французского языка. Увидя, что гордый мальчик отка­зывается от бесплатных обедов, она пойдет на хитрость: после дополнительных заня­тий по французскому языку у себя дома она предложит мальчику играть в «присте­нок» на деньги. «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш». Урок истинной человечности, как позже осознает мальчик, прервет директор школы.

Лидия Михайловна уедет из райцентра к себе на Кубань. Еще раз получит от нее мальчик весточку - посылку с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках. Но преподанный урок милосердия оставит след в душе героя. Поэтому и начинается рассказ с очень емких слов об ответственности, о долге перед учителями: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, а за то, что сталось с нами после».

Один из последних рассказов В. Распутина «Видение» из цикла «Отчие пределы»можно рассматривать как философское рассуждение о пределе человеческой жизни, о смысле жизни, о единстве человека с природой: «Каким-то вторым представлением, представлением в представлении, я начинаю видеть себя выходящим на простор и сворачивающим к речке, где стынут березы, высокие, толстокорые и растопыренные на корню, тоскливо выставившие голые ветки, которые будут ломать ветры...Я стою среди них и думаю: видят ли они меня, чувствуют ли? А может быть, тоже ждут? Уже не кажется растительным философствованием, будто все мы связаны в единую цепь жизни и в единый ее смысл - и люди, и деревья, и птицы. В старости так больно быва­ет, когда падает дерево».

Распутин, как Л. Толстой, А. Платонов, М. Пришвин, передает через образ природы свойственное народу жизнерадостное мироощущение, выражает жизнеутверждаю­щую философию языком мыслящего художника.

Язык повестей В. Распутина - образный, афористичный. В нем в предельно краткой форме сфокусированы веками выработанные в народе представления о правилах жизни, об отношении к человеку, о требовательности к себе. Например: «Ему хоть кол на голове теши, он свое»; «У Егорки всегда отговорки» («Последний срок»);«Как сиро­та казанская, без огляду улетела», «Старая и слабая, ни кожи, ни рожи» («Последний срок»);«Без ребятишек баба- уже не баба, а только полбабы» («Живи и помни»);«Ска­зать ему было нечего, даже самому себе» («Живи и помни»);«Сошлись - надо жить» («Живи ипомни»).

Богатство языку прозы В. Распутина придают также необычные сравнения и инте­ресные метафоры. Например: «И опять все стихло, но старуха знала, что теперь изба -как поставленная на печку посудина с варевом, которое вот-вот заходит, заговорит» («Последний срок»);или: «У нас тятька с мамкой, почитай, в одновременье померли. Не старые ишо. <...> Первая мамка, и ни с чего, ее смерть наскоком взяла» («Проща­ние с Матерой»);«Сколько веревочке ни виться, а конец будет» («Живи и помни»).

Повесть В. Распутина «Пожар»носит публицистический характер, откликается на актуальные вопросы общественно-политической жизни. Ее главный герой - шофер Иван Петрович - «законник», человек чести: «он всегда старался жить по совести, все­гда поступки свои примерял к справедливости и пользе, к общему, как казалось ему, благу». Этот герой не только рупор авторских идей, - он изображен со своими пережи­ваниями, бедами, со своей «внутренней жизнью». На страницах повести мы просле­живаем «динамику чувств» героя, который преодолевает в себе неверие, усталость, покорность. Если в начале повести Иван Петрович чувствует неимоверную усталость, ему ничего не хочется предпринимать для изменения жизни к лучшему в родном по­селке («он написал заявление об увольнении и даже в начале пожара его мысли заня­ты этим), то уже в ходе пожара, обрушившегося на Егоровку, он сделает свой выбор, станет более закаленным, готовым бороться. „Будем жить", - слышим мы голос Ивана Петровича в финале книги.

Таким образом, в повести «Пожар» В. Распутин создает экстремальную ситуацию, выявляющую подлинную сущность человека.

Исходная распутинская мысль: «Одно дело - беспорядок вокруг, и совсем другое -беспорядок внутри тебя». Этот «порядок внутри» обнаружат в повести и Борис Тимо-

феевич Водников («мужик свой, внутри себя разбирающийся»), и обаятельная Алена («и под бомбежкой не забыла бы обиходить свой дом»), и дядя Миша Хам-по, сторож складов, ценой жизни спасающий добро от «шабашников», и Афоня («надежный чело­век с доводом - „Ты уедешь, я уеду - кто останется?".

В повести рассматриваются «болевые» проблемы распутинской прозы: «раздор» в собственной стране, на своей земле, в своем поселке; проблемы экологии, пьянство, разруха, хищническое уничтожение лесов. Носителями враждебных для человека сил выступают «неробеи и причиндалы», воплощенные в образах архаровцев - «легких лю­дей», не обзаводящихся ни домом, «ни огородом», не пускающих корни в землю, где бы они ни жили, «сбивающихся в свой круг». С болью, с горькой иронией ставит Рас­путин актуальный для любого общества и каждого человека вопрос об ответственно­сти за то, что происходит вокруг.

Как и во всех произведениях, Распутин ставит в повести «Пожар» проблему сове­сти, «порядка внутри» человека: «Совесть заговаривает в тебе не сама по себе, а по твоему призыву. <...> Одно дело - беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя»,- таково распутинское требование к человеку.

В финале повести Иван Петрович обретает право на «верную дорогу». Его устами автор предъявляет спрос к человеку за нереали-зованность природного потенциала, своих возможностей: «Есть достаток, и даже не маленький, а все не живется человеку, с уверенностью ни в сегодняшнем, ни в завтрашнем дне, все словно бы бьет его озноб, и озирается он беспокойно по сторонам. Не весь, стало быть достаток, чего-то недоста­ет. Себя, что ли, недостает - каким мог он быть при лучшем исходе, и эта разница между тем, чем стал человек и чем мог он быть, взыскивает с него за каждый шаг от­клонения».

В рассказах 90-х гг. «В ту же землю»(1995), «Нежданно-негаданно»(1997), «Жен­ский разговор»(1995), «Изба»(1999), «В непогоду» (2003) писатель в художественной форме исследует «болевые» проблемы в жизни страны, человека: «светопреставле­ние» в деревнях во время переселения жителей на новые места, сиротство детей, бес­приютность стариков, пьянство, хищническое уничтожение природы. С болью в серд­це описывает Распутин «тревогу бедных деревень», разорение российских сел на при­мере одной маленькой деревеньки, олицетворяя ее меткой фразой: «Залегла она под ленский берег и ждет, все меньше и меньше трезвясь с непривычки к свободе, кому бы отдаться, чтобы хлеб привозили» (рассказ «В ту же землю»).Емким образом-поня­тием, вбирающим в себя нравственные представления о взаимосвязанности людей, становится в прозе Распутина словосочетание «общий организм». «Человек не может быть нужен только самому себе, он - часть общего дела, общего организма», - эта мысль из внутреннего монолога героини рассказа «В ту же землю» выражает нрав­ственные принципы самого писателя, предостерегающего своего читателя от забве­ния «человеческих устоев». Как и в повестях, в рассказах 1990-х годов внимание ху­дожника приковано к русскому национальному характеру («Изба», «Женский разго­вор»). Образ все выстоявшей избы в финале рассказа «Изба» вырастает до символиче­ского образа России, национального характера.

Творчество Распутина 1990-х годов воспринимается в современном литературове­дении как явление «постдеревенской прозы». В поле зрения писателя в рассказах «В больнице»(1995), «Россия молодая»(1994), «В одном сибирском городе»(1994), «Но­вая профессия»(1998) находятся чувства и помыслы городской интеллигенции, реа­лии современной российской действительности от общественно-политических до бы­товых.

За большой вклад в развитие отечественной литературы в октябре 2002 г. В. Г. Рас­путин был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. «Одно де­ло - беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя» - таков спрос В. Рас­путина с человека.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Прочитайте рассказ В. Распутина «Видение» (из цикла «Отчие пределы»). Каковы идейная направленность и авторская позиция в этом произведении?

2. Напишите рефераты на темы: «Образ русской женщины в повестях В. Распути­на.» (На материале повестей «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний

срок» - по выбору); «Тема человека и природы в повестях Распутина: традиции и нова­торство.» (На материале повести «Прощание с Матерой».)

3. На материале одной из повестей Распутина выявите художественные приемы писателя в создании женских образов.

4. Образ Настены в повести «Живи и помни». Каково ваше восприятие этого обра­за? Авторские приемы создания образа Настены.

5. В чем вы видите богатство языка писателя? Какие афоризмы, символику, народ­ную фразеологию использует автор для выражения своего нравственного идеала?

6. Проведите самостоятельно целостный анализ повести «Живи и помни». Каков смысл названия? В чем своеобразие композиции повести?

7. Перечислите ключевые эпизоды повести «Живи и помни». Какую роль играет сцена посиделок в честь вернувшегося с войны Максима Вологжина? Эпизод с вол­ком, эпизод с коровой и ее теленком. Описание реки в финале повести.

8. В чем, на ваш взгляд, состоит мастерство писателя в изображении Андрея Гусько­ва? Как проявляется реализм Распутина в оценке Андрея? Как решает автор проблему личного выбора и ответственности через образ Гуськова? Как проявляется гуманизм писателя в трактовке этой фигуры? Есть ли, на ваш взгляд, нечто, объединяющее Гусь­кова и Родиона Раскольникова, Гуськова и Каразина. (Произведения для сопоставле­ния - «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского; «Карамора» М. Горького - по выбору).

9. Сравните повести «Третий сын» А. Платонова и «Последний срок» В. Распутина. Выявите типологические связи на уровне содержания и формы.

10. Найдите образы-символы в повести «Прощание с Матерой», каково их назначе­ние в повести? Что вкладывает В. Распутин в понятие «дом»? (На материале повестей «Пожар», «Прощание с Матерой»),

11. Сделайте целостный анализ одного из рассказов В. Распутина («Уроки француз­ского», «Что передать вороне?», «Видение», «Вечером» (цикл «Отчие пределы»), «Нежданно-негаданно»), Что нового привносит автор в жанр современного рассказа?

12. Напишите сочинения на темы: «Думая об отравленной среде, мы еще прежде должны подумать об отравленной душе». Проблемы экологии и нравственности в по­вестях Распутина; «Образ учителя в рассказе Распутина „Уроки французского"; „Слад­ко жить; страшно жить; стыдно жить": образ Настены Гуськовой в повести В. Распути­на „Живи и помни".

ЛИТЕРАТУРА

1. Распутин В. Г. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1994.

2. Распутин В. Г. Последний срок. Прощание с Матерой. Повести и рассказы. - М., 1985.

3. Большаков А. Ю. Канонизация деревни и крестьянства у В. Распутина // Больша­кова А. Ю. Крестьянство в русской литературе XVIII-XX вв. - М., 2004.

4. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной совет­ской прозе. - М., 1977.

5. Ермакова М. Я. Традиции Достоевского в русской прозе. Книга для учителя. - М., 1990.

6. Котенко Н. Валентин Распутин: Очерк творчества. - М., 1988.

7. Курбатов В. Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. - М., 1992.

8. Селезнев Ю. Земля или территория. (О повести В. Распутина «Прощание с Мате­рой» // Ю. Селезнев. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982.

9. Семенова С. Валентин Распутин. - М., 1987.

10. Серафимова В. Д. Художественное слово В. Распутина // Русская речь. 2002. № 6.
Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997)

В

. А. Солоухин родился 14 июня 1924 г. в селе Алепино Владимирской области в боль­шой крестьянской семье, в которой не было места праздности и все имели свои обязанности. Позже писатель скажет: «Мне, четырех-пятилетнему, и то доставалось, хотя бы мешок подержать вместе со старшим братом (вернее сказать, подержаться за мешок), когда отец, вонзая и вонзая деревянный, отполировавшийся лоток в золотую груду зерна, наподдевает это зерно и бросает его с лотка в мешок, так что каждый бро­сок отдается словно бы ударом в слабые еще, но цепкие ручонки».

Будущий писатель окончил сельскую школу, техникум по инструментальному производству. С 1942 по 1946 гг. он проходил военную службу в полку специального назначения в Московском Кремле. С 1946 по 1951 годы учился в Литературном инсти­туте им. М. Горького. С 1951 по 1957 гг. работал специальным корреспондентом жур­нала «Огонек».

Впечатления от поездок по стране и по странам зарубежья отразились в книгах очерков Солоухина «Рождение Зернограда» (1955), «За синь-морями» (1956), «Ветер странствий» (1960), «Открытки из Вьетнама» (1961). Позже, в годы «перестройки», в книге «Возвращение к прошлому» (1990) Солоухин осудил «пропагандистский» пафос своих очерков за идеализацию «достижений социализма».

В. А. Солоухин начинал свой творческий путь как поэт. Первое стихотворение -«Дождь в степи»(1946, газета «Комсомольская правда»). В 1952 г. вышел первый сбор­ник стихотворений Солоухина с одноименным названием, вслед за ним последовала публикация многочисленных стихотворных сборников («Журавлиха», 1959; «Жить наземле», 1965; «Венок сонетов»,1975 и др.).

Как прозаик В. Солоухин снискал широкую известность публикацией повестей «Владимирские проселки»(1957), «Капли росы»(1959), «Смех за левым плечом»(1988). Эти повести тяготеют к жанру автобиографической прозы. Подобно Ф. Абрамо­ву, В. Солоухин, отталкиваясь от личных воспоминаний, наблюдений, стремится вос­создать правдивую историю людей родного края, с болью пишет о раскрестьянивании деревни, о раскулачивании людей, вызвавших разорение деревни, страны, с любовью описывает природу Влади-мирщины. Одной из главных мыслей замечательных про­изведений писателя - повестей «Терновник»(1959), «Прекрасная Адыгене»(1973), ро­манов «Мать-мачеха» (1964), «Приговор»(1975) - является мысль о духовных связях человека с родной землей, с окружающим миром. Вопросам национального самосо­знания, сохранения национальной культуры, памятников старины посвящены «Письма из русского музея»(1966), «Время собирать камни»(1980). Мемуарная кни­га Солоухина «Чаша»(1997) повествует о драматических судьбах послереволюцион­ной русской эмиграции.

Проблемы нравственности, контакта поколений, вопросы формирования личности волнуют писателя-гуманиста в рассказах, опубликованных в сборниках «Зимний день» (1965), «Мед на хлебе»(1973), «Волшебная палочка»(1983), «Бедствие с голубя­ми»(1984).

В рассказе «Мститель»Солоухин преподносит прекрасный урок нравственности и великодушия, художественно убедительно проследив изменения, происходящие во внутреннем мире своего героя, от лица которого и ведется повествование. Отказав­шись от мести, простив Витьку, герой спасает себя, свою душу. «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку», - так разрешается конфликт в рассказе, раскры­вающий сложное психологическое состояние главного героя.

Проза В. А. Солоухина пользуется неизменным интересом, переводится на ино­странные языки, издано 4-томное и 10-томное собрание его сочинений.

В. А. Солоухин - лауреат Государственной премии РСФСР (1979).

Рекомендуемое творческое задание

Напишите реферат на тему: «В. Солоухин о ценностях русской культуры, христиан­ской нравственности в „Письмах из русского музея".

ЛИТЕРАТУРА

1. Солоухин В. А. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1983-1984.

2. Бондаренко В. Хранитель России //Литер. Россия. 1997. № 15.

3. Кардин В. Целина и книги // Новый мир. 1956. № 1.

4. КудроваИ. Рассказы В. Солоухина // Новый мир. 1964. № 11.

5. Лесневский С. Все уходит в будущее // Литер, газета. 1997. № 15.

Наши рекомендации