Валентин Григорьевич Распутин (15.03.1937)
Думая об отравленной среде, мы еще прежде должны подумать об отравленной душе.
В |
алентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе Усть-Уда Иркутской области. В 1959 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. На последнем курсе университета Распутин начал сотрудничать внештатным корреспондентом в областной молодежной газете, затем стал корреспондентом областного телевидения.
Очерки и рассказы, написанные в это время, стали основой книги «Костровые новых городов» (1966). Первый рассказ писателя был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара». В 1966 году вышли книги: «Костровые новых городов» в Красноярске и «Край возле самого неба» в Иркутске.
Самый характерный жанр творчества Распутина - повесть. Первая повесть В. Распутина - «Деньги для Марии»была опубликована в альманахе «Ангара», № 2 в 1967 г. и принесла писателю всесоюзную известность. Затем последовали повести «Последний срок» (1970); «Прощание с Матерой» (1976); «Живи и помни» (1977). За повесть «Живи и помни» В. Г. Распутин был удостоен Государственной премии СССР. На текст этого произведения композитор Кирилл Волков написал одноименную оперу. В 1985 году была написана публицистическая повесть «Пожар».
В. Распутин известен также как мастер рассказа. Шедевр этого жанра - «Уроки французского»был написан в 1973 г. В цикл «Век живи - век люби», впервые опубликованном в журнале «Наш современник» в 1982 году, вошли рассказы писателя «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби», «Не могу-у». В них автор от экологических и нравственных проблем повести «Прощание с Матерой» переходит к раздумьям о внутренних противоречиях человека, к анализу пограничных состояний психики, уделяет повышенный интерес к интуитивным, «природным» началам в человеке.
В повести «Деньги для Марии»проявились характерные черты творческого почерка писателя - внимательное, вдумчивое отношение к своим героям, тонкая наблюдательность, глубокий психологизм, афористичность языка, юмор.
Действие повести разворачивается в небольшой сибирской деревушке. В дом продавщицы местного магазина - совестливой работящей Марии - постучалась беда: ревизор обнаружил недостачу. Сюжетный ход - «недостача» денег - используется писателем как художественный прием: в драматической ситуации ярко проявляются характеры окружающих людей. Писатель ставит своих персонажей - местного учителя Евгения Николаевича, Степаниду, бригадира овощеводов Василия, бабку Наталью, председателя колхоза, зоотехника и ветеринара - перед выбором: одолжить Марии деньги или отвернуться, не заметив человеческой беды.
Таким образом, в повести Распутин создает простую, конкретную житейскую ситуацию, в которой проверку на человечность, порядочность проходит и муж Марии -тракторист Кузьма: когда в его дом постучалась беда, он сожалеет не о накопленных богатствах, а думает о том, как спасти жену. Герой обещает притихшим сыновьям: «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим. Нас пятеро мужиков, у нас получится». Мать в повести Распутина олицетворяет все светлое и возвышенное.
Всех своих персонажей Распутин помещает в обстоятельства, выявляющие их нравственную ценность. Так, испытание в повести успешно выдержит председатель колхоза, образ которого раскрывается и в настоящем, и в прошлом (ретроспективно, через воспоминания Кузьмы). Совсем иначе проявит себя Степанида: «Жадность раньше ее родилась», - даст ей меткую характеристику председатель. Для директора школы важно не помочь односельчанину в беде, а афишировать свое «участие». Деньги поистине становятся мерилом человечности. Эталоном совести в повести является трудолюбивая бабка Наталья. Она предлагает Кузьме взять «смертные» деньги и вернуть, когда тот сможет: «Я сколь могу, подюжу. Я хочу на свои помереть».
В повести «Деньги для Марии» В. Распутин высказывает важные в его мировоззренческом контексте мысли о необходимости сохранения традиций, которые сформированы размеренным сельским укладом жизни: «Все люди родом оттуда, из деревни, только одни раньше, другие позже, и одни это понимают, а другие нет. <...>
И доброта человеческая, уважение к старшим, и трудолюбие тоже родом из деревни».
Героиня повести «Прощание с Матерой», старуха Дарья, испытывает стыд, страшную вину перед оставляемыми в могилах предками («под воду»), - когда остров Матера и деревня на нем, более трехсот лет обживаемая крестьянами, попадает в зону затопления, так как на реке надумали построить мощную гидроэлектростанцию. «Прости нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Стыдно старухе Дарье, так стыдно, что «совесть истончили... до того, христовенькую, истрепали, места живого не осталось», что она бога просит- «пошли за мной, господи, просю тебя. <...> Забери меня к той родне... к той, которой я ближе».
В повести «Прощание с Матерой»писатель создает образ народной жизни с ее особой этикой, философией, эстетикой. Устами Дарьи автор бросает укор тем, кто забывает прошлое: он взывает к гармоничной жизни, к стремлению к таким извечным нравственным понятиям, как совесть, доброта, красота, разум, с помощью которых осуществляется обновление мира и человек сохраняется как личность. Совесть воспринимается В. Распутиным как основа нравственной жизни, потеря совести- как распад, опустошение личности. Поэтому чаще всего и в создании художественных образов у писателя доминирует принцип противопоставления натур с признаками эгоиз-
ма, фальши, наглости, практицизма, отчуждения - другим характерам, богатым духовностью, бескорыстием, для которых память является наиважнейшей основой жизни.
Содержанию соответствуют композиция всех произведений В. Распутина и его стилистическая манера, приемы создания образов, среди которых - и ретроспективные отступления, и сны героев, и диалоги, построенные по принципу самораскрытия «определенного типа сознания». Главными на протяжении всего творчества для писателя являются вопросы жизни и смерти, отношения к старикам и детям, отношения к родной земле. Сохранить «родову» на родной земле, не быть на ней квартирантами, а быть настоящими хозяевами, помогать настоящему ее расцвету - это кредо самого автора, вложенное в уста «самой древней» из его старух - Дарьи.
Вслушаемся в разговор Дарьи с Андреем и с Клавкой, называющей деревню, где родилась и выросла- «занюханной»: «Эта земля-то рази вам однем принадлежит? <...> Эта земля-то всем принадлежит - кто до нас был и кто после нас придет. Мы тут в самой малой доле на ей... нам Матеру на подержанье только дали, чтоб обихаживали мы ее и с пользой от ее кормились. А вы че с ей сотворили? Вам ее старшие поручили, чтобы вы жисть прожили и младшим передали». В уста Дарьи Распутин вкладывает важные в своей мировоззренческой позиции мысли о необходимости бережного, хозяйского отношения к своей земле. Дарья, хотя никуда за время своей жизни не выезжала, рассуждает верно и глубоко и о делах родной Матеры и о проблемах, которые были и будут, когда ее самой уже не станет; рассуждает об отношении и к технике, и к сносимому кладбищу, и к земле - обо всем у нее свое мнение. Именно Дарья придумает самое верное решение, чтобы не топить Матеру, исходящее из целесообразности достижений науки: «...Дак вы возьмите и срежьте Матеру - ежли вы все можете, ежли вы всяких машин понаделали, срежьте ее и отведите, где земля стоит, поставьте рядышком».
Дарья убеждена: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни».
Подлинным открытием в повести «Прощание с Матерой» явился образ Хозяина острова: «...когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек - Хозяин острова. Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин. Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все, что происходило из конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окруженной и из воды поднявшейся земле. На то он и был Хозяин, чтобы все видеть, все знать и ничему не мешать».
Суть своей прозы Распутин видит в том, чтобы она больше всего занималась нравственным совершенствованием человека - настоящего и будущего. Будущее, по мнению писателя, не состоится без связи настоящего с прошлым, без людской памяти, без любви к своей истории, без совести, без чувства преемственности жизни. В многочисленных внутренних монологах Дарьи открывается необходимость для каждого человека «самому докапываться до истины», жить работой совести. Хорошо помнит Дарья завет отца: «Ты, Дарья, много на себя не бери - замаешься, а возьми ты на себя самое напервое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть».
Автора повести «Прощание с Матерой» тревожит желание все большей части людей «жить не оглядываясь», «облегченно» нестись по течению жизни. От такой жизни Дарья предостерегает внука Андрея: «Пуп вы щас не надрываете - че говорить! Его-то вы бере-гете. А что душу свою потратили - вам и дела нету. Ты хочь слыхал, что у его, у человека-то, душа есть? <...> В ком душа, в том и бог, парень. <...> А кто душу вытравил, тот не человек, не-е-ет! На че угодно такой пойдет, не оглянется». Дарья воплощает в себе те моральные ценности, какие складывались из поколения в поколение и передавались из рода в род; олицетворяет единство человека и природы, своим поведением утверждая, что человек - высшее ее создание.
Притчевый характер повести придают образы-символы, органично вплетающиеся в ткань повествования. Среди них можно выделить образ «царского лиственя» и Хозяина острова. «Царский лист-веиъ» олицетворяет непоколебимые основы жизни: «Матеру, и остров, и деревню, нельзя было представить без этой лиственницы на поскотине. Она возвышалась и возглавлялась среди всего остального, как пастух возглавляется среди овечьего стада, которое разбрелось по пастбищу».
Носителям народных нравственных ценностей Распутин противопоставляет современных «обсевков», - Катьку Стригунову; Никиту Зотова («ни рук, способных к работе, ни головы, способной к жизни»). Жители Матеры лишают Зотова настоящего имени, называют его просто Петрухой. У Воронцова - говорящая фамилия и символическая характеристика- «турист»: он беззаботно шагает по земле. Мироощущение «туристов» противопоставляется мироощущению подлинных хозяев на своей земле, одним из которых становится в повести обаятельный своей прямотой дед Егор. Воронцов, в восприятии героев повести, - «перекати-поле», человек без родины.
В повестях В. Распутина «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии» звучит идея соборности, уз дружбы и помощи, соединяющих людей.
Все повести Распутина объединяет образ русской женщины, носительницы нравственных ценностей народа, И Дарья из «Прощания с Матерой», и Анна из «Последнего срока», и Настена из повести «Живи и помни» чувствуют ответственность за происходящее, сознают свою слитность с миром людей и с природой.
Повесть «Последний срок»повествует о трудной честной судьбе деревенской жительницы Анны. Произведение имеет кольцевую композицию. «Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой вроде приспело: старухе было под восемьдесят», - так начинается повесть. Финал повести - «Ночью старуха умерла». Между экспозицией и развязкой прослеживается вся жизнь Анны, разделившей свою судьбу с судьбой страны. Своеобразие композиции повести в том, что в ней не соблюдается последовательность повествования о жизни героев, а дается ретроспектива. У постели умирающей Анны собираются ее дети - старшая дочь Варвара, живущая в районе, в пятидесяти километрах от матери, городские Люся и Илья, младший сын Михаил, в доме которого старуха и доживала свой век, да еще внучка Нина - дочь Михаила, и невестка Надя. Не приедет только Татьяна - самая младшая - из Киева. Предсмертные дни - «последний срок» - в ожидании Таньчоры, младшей дочери Анны, высвечивают характеры всех персонажей. Образ старухи дан с помощью «приема опосредованного раскрытия» - через разговор героини с подругой Ми-ронихой, через воспоминания самой Анны (как она доила корову Зорьку, чтобы спасти детей от голодной смерти), через воспоминания Люси (как мать подняла упавшего во время пахоты Игреньку - коня с серебряной гривой и серебряной звездой во лбу).
В духе русской классической литературы с ее «правдой без всяких прикрас» изображены многие проблемы в деревне, например, пьянство. В ожидании смерти матери Михаил вместе с зятем купят для поминок целый ящик водки и выпьют ее. Анна признается, что боится пьяного сына: «Я его пьяного, не дай бог, бояться стала. <...> Нехороший пьяный, нехороший. Когда б не это вино, совсем другой бы человек был».
Анна - выразитель народной мудрости. В повести изображен и процесс растворения, «рассасывания крестьянской семьи». Отчужденность членов семьи друг от друга, от дома, от матери, земли, на которой родились и выросли, осмысляется В. Распутиным как ситуация глубоко тревожная. Старуха Анна говорит своим детям: «Не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь ваш род».
Рассказ В. Распутина «Уроки французского»,как и большинство произведений писателя, выявляет прежде всего обеспокоенность писателя за состояние души человека, предъявляет спрос к взрослым, к воспитателям, учителям.
Рассказ во многом носит автобиографический характер: взрослый человек с высоты гражданской, социальной зрелости мысленно прослеживает ступени своего восхождения к знаниям, вспоминает, как он - деревенский мальчик - в одиннадцать лет в трудное послевоенное время приезжает в райцентр за пятьдесят километров учиться в средней школе. С горечью вспоминает автор свое близкое к отчаянию состояние вдали от матери: «Так мне было плохо, так горько и постыло! <...> Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи, и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей».
Чтобы спасти себя от голода, мальчик начнет играть с ребятами в «чику» - на деньги, вначале на те пятьдесят копеек, которые ему мать выкраивала на молоко. Когда мальчик начнет выигрывать, он столкнется с подлостью, - его изобьют. Вместе с физической болью, обидой погибала вера мальчика в добро, в человечность. Руку помо-
щи протянет ему учительница французского языка. Увидя, что гордый мальчик отказывается от бесплатных обедов, она пойдет на хитрость: после дополнительных занятий по французскому языку у себя дома она предложит мальчику играть в «пристенок» на деньги. «Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш». Урок истинной человечности, как позже осознает мальчик, прервет директор школы.
Лидия Михайловна уедет из райцентра к себе на Кубань. Еще раз получит от нее мальчик весточку - посылку с макаронами и тремя красными яблоками, которые он раньше видел лишь на картинках. Но преподанный урок милосердия оставит след в душе героя. Поэтому и начинается рассказ с очень емких слов об ответственности, о долге перед учителями: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, а за то, что сталось с нами после».
Один из последних рассказов В. Распутина «Видение» из цикла «Отчие пределы»можно рассматривать как философское рассуждение о пределе человеческой жизни, о смысле жизни, о единстве человека с природой: «Каким-то вторым представлением, представлением в представлении, я начинаю видеть себя выходящим на простор и сворачивающим к речке, где стынут березы, высокие, толстокорые и растопыренные на корню, тоскливо выставившие голые ветки, которые будут ломать ветры...Я стою среди них и думаю: видят ли они меня, чувствуют ли? А может быть, тоже ждут? Уже не кажется растительным философствованием, будто все мы связаны в единую цепь жизни и в единый ее смысл - и люди, и деревья, и птицы. В старости так больно бывает, когда падает дерево».
Распутин, как Л. Толстой, А. Платонов, М. Пришвин, передает через образ природы свойственное народу жизнерадостное мироощущение, выражает жизнеутверждающую философию языком мыслящего художника.
Язык повестей В. Распутина - образный, афористичный. В нем в предельно краткой форме сфокусированы веками выработанные в народе представления о правилах жизни, об отношении к человеку, о требовательности к себе. Например: «Ему хоть кол на голове теши, он свое»; «У Егорки всегда отговорки» («Последний срок»);«Как сирота казанская, без огляду улетела», «Старая и слабая, ни кожи, ни рожи» («Последний срок»);«Без ребятишек баба- уже не баба, а только полбабы» («Живи и помни»);«Сказать ему было нечего, даже самому себе» («Живи и помни»);«Сошлись - надо жить» («Живи ипомни»).
Богатство языку прозы В. Распутина придают также необычные сравнения и интересные метафоры. Например: «И опять все стихло, но старуха знала, что теперь изба -как поставленная на печку посудина с варевом, которое вот-вот заходит, заговорит» («Последний срок»);или: «У нас тятька с мамкой, почитай, в одновременье померли. Не старые ишо. <...> Первая мамка, и ни с чего, ее смерть наскоком взяла» («Прощание с Матерой»);«Сколько веревочке ни виться, а конец будет» («Живи и помни»).
Повесть В. Распутина «Пожар»носит публицистический характер, откликается на актуальные вопросы общественно-политической жизни. Ее главный герой - шофер Иван Петрович - «законник», человек чести: «он всегда старался жить по совести, всегда поступки свои примерял к справедливости и пользе, к общему, как казалось ему, благу». Этот герой не только рупор авторских идей, - он изображен со своими переживаниями, бедами, со своей «внутренней жизнью». На страницах повести мы прослеживаем «динамику чувств» героя, который преодолевает в себе неверие, усталость, покорность. Если в начале повести Иван Петрович чувствует неимоверную усталость, ему ничего не хочется предпринимать для изменения жизни к лучшему в родном поселке («он написал заявление об увольнении и даже в начале пожара его мысли заняты этим), то уже в ходе пожара, обрушившегося на Егоровку, он сделает свой выбор, станет более закаленным, готовым бороться. „Будем жить", - слышим мы голос Ивана Петровича в финале книги.
Таким образом, в повести «Пожар» В. Распутин создает экстремальную ситуацию, выявляющую подлинную сущность человека.
Исходная распутинская мысль: «Одно дело - беспорядок вокруг, и совсем другое -беспорядок внутри тебя». Этот «порядок внутри» обнаружат в повести и Борис Тимо-
феевич Водников («мужик свой, внутри себя разбирающийся»), и обаятельная Алена («и под бомбежкой не забыла бы обиходить свой дом»), и дядя Миша Хам-по, сторож складов, ценой жизни спасающий добро от «шабашников», и Афоня («надежный человек с доводом - „Ты уедешь, я уеду - кто останется?".
В повести рассматриваются «болевые» проблемы распутинской прозы: «раздор» в собственной стране, на своей земле, в своем поселке; проблемы экологии, пьянство, разруха, хищническое уничтожение лесов. Носителями враждебных для человека сил выступают «неробеи и причиндалы», воплощенные в образах архаровцев - «легких людей», не обзаводящихся ни домом, «ни огородом», не пускающих корни в землю, где бы они ни жили, «сбивающихся в свой круг». С болью, с горькой иронией ставит Распутин актуальный для любого общества и каждого человека вопрос об ответственности за то, что происходит вокруг.
Как и во всех произведениях, Распутин ставит в повести «Пожар» проблему совести, «порядка внутри» человека: «Совесть заговаривает в тебе не сама по себе, а по твоему призыву. <...> Одно дело - беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя»,- таково распутинское требование к человеку.
В финале повести Иван Петрович обретает право на «верную дорогу». Его устами автор предъявляет спрос к человеку за нереали-зованность природного потенциала, своих возможностей: «Есть достаток, и даже не маленький, а все не живется человеку, с уверенностью ни в сегодняшнем, ни в завтрашнем дне, все словно бы бьет его озноб, и озирается он беспокойно по сторонам. Не весь, стало быть достаток, чего-то недостает. Себя, что ли, недостает - каким мог он быть при лучшем исходе, и эта разница между тем, чем стал человек и чем мог он быть, взыскивает с него за каждый шаг отклонения».
В рассказах 90-х гг. «В ту же землю»(1995), «Нежданно-негаданно»(1997), «Женский разговор»(1995), «Изба»(1999), «В непогоду» (2003) писатель в художественной форме исследует «болевые» проблемы в жизни страны, человека: «светопреставление» в деревнях во время переселения жителей на новые места, сиротство детей, бесприютность стариков, пьянство, хищническое уничтожение природы. С болью в сердце описывает Распутин «тревогу бедных деревень», разорение российских сел на примере одной маленькой деревеньки, олицетворяя ее меткой фразой: «Залегла она под ленский берег и ждет, все меньше и меньше трезвясь с непривычки к свободе, кому бы отдаться, чтобы хлеб привозили» (рассказ «В ту же землю»).Емким образом-понятием, вбирающим в себя нравственные представления о взаимосвязанности людей, становится в прозе Распутина словосочетание «общий организм». «Человек не может быть нужен только самому себе, он - часть общего дела, общего организма», - эта мысль из внутреннего монолога героини рассказа «В ту же землю» выражает нравственные принципы самого писателя, предостерегающего своего читателя от забвения «человеческих устоев». Как и в повестях, в рассказах 1990-х годов внимание художника приковано к русскому национальному характеру («Изба», «Женский разговор»). Образ все выстоявшей избы в финале рассказа «Изба» вырастает до символического образа России, национального характера.
Творчество Распутина 1990-х годов воспринимается в современном литературоведении как явление «постдеревенской прозы». В поле зрения писателя в рассказах «В больнице»(1995), «Россия молодая»(1994), «В одном сибирском городе»(1994), «Новая профессия»(1998) находятся чувства и помыслы городской интеллигенции, реалии современной российской действительности от общественно-политических до бытовых.
За большой вклад в развитие отечественной литературы в октябре 2002 г. В. Г. Распутин был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. «Одно дело - беспорядок вокруг, и совсем другое - беспорядок внутри тебя» - таков спрос В. Распутина с человека.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Прочитайте рассказ В. Распутина «Видение» (из цикла «Отчие пределы»). Каковы идейная направленность и авторская позиция в этом произведении?
2. Напишите рефераты на темы: «Образ русской женщины в повестях В. Распутина.» (На материале повестей «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Последний
срок» - по выбору); «Тема человека и природы в повестях Распутина: традиции и новаторство.» (На материале повести «Прощание с Матерой».)
3. На материале одной из повестей Распутина выявите художественные приемы писателя в создании женских образов.
4. Образ Настены в повести «Живи и помни». Каково ваше восприятие этого образа? Авторские приемы создания образа Настены.
5. В чем вы видите богатство языка писателя? Какие афоризмы, символику, народную фразеологию использует автор для выражения своего нравственного идеала?
6. Проведите самостоятельно целостный анализ повести «Живи и помни». Каков смысл названия? В чем своеобразие композиции повести?
7. Перечислите ключевые эпизоды повести «Живи и помни». Какую роль играет сцена посиделок в честь вернувшегося с войны Максима Вологжина? Эпизод с волком, эпизод с коровой и ее теленком. Описание реки в финале повести.
8. В чем, на ваш взгляд, состоит мастерство писателя в изображении Андрея Гуськова? Как проявляется реализм Распутина в оценке Андрея? Как решает автор проблему личного выбора и ответственности через образ Гуськова? Как проявляется гуманизм писателя в трактовке этой фигуры? Есть ли, на ваш взгляд, нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, Гуськова и Каразина. (Произведения для сопоставления - «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского; «Карамора» М. Горького - по выбору).
9. Сравните повести «Третий сын» А. Платонова и «Последний срок» В. Распутина. Выявите типологические связи на уровне содержания и формы.
10. Найдите образы-символы в повести «Прощание с Матерой», каково их назначение в повести? Что вкладывает В. Распутин в понятие «дом»? (На материале повестей «Пожар», «Прощание с Матерой»),
11. Сделайте целостный анализ одного из рассказов В. Распутина («Уроки французского», «Что передать вороне?», «Видение», «Вечером» (цикл «Отчие пределы»), «Нежданно-негаданно»), Что нового привносит автор в жанр современного рассказа?
12. Напишите сочинения на темы: «Думая об отравленной среде, мы еще прежде должны подумать об отравленной душе». Проблемы экологии и нравственности в повестях Распутина; «Образ учителя в рассказе Распутина „Уроки французского"; „Сладко жить; страшно жить; стыдно жить": образ Настены Гуськовой в повести В. Распутина „Живи и помни".
ЛИТЕРАТУРА
1. Распутин В. Г. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1994.
2. Распутин В. Г. Последний срок. Прощание с Матерой. Повести и рассказы. - М., 1985.
3. Большаков А. Ю. Канонизация деревни и крестьянства у В. Распутина // Большакова А. Ю. Крестьянство в русской литературе XVIII-XX вв. - М., 2004.
4. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной советской прозе. - М., 1977.
5. Ермакова М. Я. Традиции Достоевского в русской прозе. Книга для учителя. - М., 1990.
6. Котенко Н. Валентин Распутин: Очерк творчества. - М., 1988.
7. Курбатов В. Я. Валентин Распутин: Личность и творчество. - М., 1992.
8. Селезнев Ю. Земля или территория. (О повести В. Распутина «Прощание с Матерой» // Ю. Селезнев. Мысль чувствующая и живая. - М., 1982.
9. Семенова С. Валентин Распутин. - М., 1987.
10. Серафимова В. Д. Художественное слово В. Распутина // Русская речь. 2002. № 6.
Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997)
В |
. А. Солоухин родился 14 июня 1924 г. в селе Алепино Владимирской области в большой крестьянской семье, в которой не было места праздности и все имели свои обязанности. Позже писатель скажет: «Мне, четырех-пятилетнему, и то доставалось, хотя бы мешок подержать вместе со старшим братом (вернее сказать, подержаться за мешок), когда отец, вонзая и вонзая деревянный, отполировавшийся лоток в золотую груду зерна, наподдевает это зерно и бросает его с лотка в мешок, так что каждый бросок отдается словно бы ударом в слабые еще, но цепкие ручонки».
Будущий писатель окончил сельскую школу, техникум по инструментальному производству. С 1942 по 1946 гг. он проходил военную службу в полку специального назначения в Московском Кремле. С 1946 по 1951 годы учился в Литературном институте им. М. Горького. С 1951 по 1957 гг. работал специальным корреспондентом журнала «Огонек».
Впечатления от поездок по стране и по странам зарубежья отразились в книгах очерков Солоухина «Рождение Зернограда» (1955), «За синь-морями» (1956), «Ветер странствий» (1960), «Открытки из Вьетнама» (1961). Позже, в годы «перестройки», в книге «Возвращение к прошлому» (1990) Солоухин осудил «пропагандистский» пафос своих очерков за идеализацию «достижений социализма».
В. А. Солоухин начинал свой творческий путь как поэт. Первое стихотворение -«Дождь в степи»(1946, газета «Комсомольская правда»). В 1952 г. вышел первый сборник стихотворений Солоухина с одноименным названием, вслед за ним последовала публикация многочисленных стихотворных сборников («Журавлиха», 1959; «Жить наземле», 1965; «Венок сонетов»,1975 и др.).
Как прозаик В. Солоухин снискал широкую известность публикацией повестей «Владимирские проселки»(1957), «Капли росы»(1959), «Смех за левым плечом»(1988). Эти повести тяготеют к жанру автобиографической прозы. Подобно Ф. Абрамову, В. Солоухин, отталкиваясь от личных воспоминаний, наблюдений, стремится воссоздать правдивую историю людей родного края, с болью пишет о раскрестьянивании деревни, о раскулачивании людей, вызвавших разорение деревни, страны, с любовью описывает природу Влади-мирщины. Одной из главных мыслей замечательных произведений писателя - повестей «Терновник»(1959), «Прекрасная Адыгене»(1973), романов «Мать-мачеха» (1964), «Приговор»(1975) - является мысль о духовных связях человека с родной землей, с окружающим миром. Вопросам национального самосознания, сохранения национальной культуры, памятников старины посвящены «Письма из русского музея»(1966), «Время собирать камни»(1980). Мемуарная книга Солоухина «Чаша»(1997) повествует о драматических судьбах послереволюционной русской эмиграции.
Проблемы нравственности, контакта поколений, вопросы формирования личности волнуют писателя-гуманиста в рассказах, опубликованных в сборниках «Зимний день» (1965), «Мед на хлебе»(1973), «Волшебная палочка»(1983), «Бедствие с голубями»(1984).
В рассказе «Мститель»Солоухин преподносит прекрасный урок нравственности и великодушия, художественно убедительно проследив изменения, происходящие во внутреннем мире своего героя, от лица которого и ведется повествование. Отказавшись от мести, простив Витьку, герой спасает себя, свою душу. «Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку», - так разрешается конфликт в рассказе, раскрывающий сложное психологическое состояние главного героя.
Проза В. А. Солоухина пользуется неизменным интересом, переводится на иностранные языки, издано 4-томное и 10-томное собрание его сочинений.
В. А. Солоухин - лауреат Государственной премии РСФСР (1979).
Рекомендуемое творческое задание
Напишите реферат на тему: «В. Солоухин о ценностях русской культуры, христианской нравственности в „Письмах из русского музея".
ЛИТЕРАТУРА
1. Солоухин В. А. Собр. соч.: В 4 т. - М., 1983-1984.
2. Бондаренко В. Хранитель России //Литер. Россия. 1997. № 15.
3. Кардин В. Целина и книги // Новый мир. 1956. № 1.
4. КудроваИ. Рассказы В. Солоухина // Новый мир. 1964. № 11.
5. Лесневский С. Все уходит в будущее // Литер, газета. 1997. № 15.