Федор Алексавдрович Абрамов (1920-1983)

Выверятьлитературу жизнью

Ф

. А. Абрамов - летописец русской деревни. Исследование любого периода жизни русской деревни приобретает в его прозе нравственно-философский аспект.

Слово писателя Абрамова вместило в себя и историю нашей страны, и историю рус­ской деревни, создало огромное духовное пространство, погружаясь в которое, благо­дарный читатель глубже осознает связующие нити между прошлым и настоящим и с большим чувством ответственности размышляет о том, как жить дальше, как сози­дать жизнь, сохранив, по образному выражению драматурга Глеба Горбовского, «свет, идущий изнутри!» от прекрасных образов, созданных Ф. Абрамовым, - и труженицы Анны Пряслиной, и добрейшей Лизы Пряслиной, и гордой, понимающей человече­ские нужды Анфисы Петровны, и серьезного и честного Лукашина, и согревающей людей своей добротой старой крестьянки Милентьевны, и «рвущей жилы» Пелагеи, и целеустремленного, юношески бескомпромиссного к себе Михаила Пряслина.

Размышляя о созидательной роли искусства в жизни людей, Абрамов в беседе с корреспондентом журнала «Молодой коммунист» подчеркнет стремление художника к постижению человека, его духа, душевного бытия, в которых «отражается не только его личная жизнь, но и человек всеобще во всей его красоте, сложности, трагизме».

Ф. А. Абрамов родился 29 февраля 1920 г. в селе Веркола Архангельской губернии, в многодетной крестьянской семье. Его братья и сестры тяжелым трудом сколотили добротное хозяйство, из-за которого позже, в годы коллективизации, у будущего писа­теля возникли проблемы, связанные с возможностью свободно учиться. Но он блестя­ще закончил районную десятилетку в 1938 г. и поступил в Ленинградский институт на филологический факультет. В 1941 г. ушел добровольцем в армию, был тяжело ра­нен, лежал в блокадном ленинградском госпитале, вернулся в армию, служил до кон­ца войны в войсках СМЕРШ, доучивался в Ленинградском государственном универси­тете, защитил диссертацию, преподавал историю литературы в университете и рабо­тал над романом «Братья и сестры».

Первый роман Ф. А. Абрамова «Братья и сестры»(1958) ознаменовал появление в советской литературе так называемой «деревенской прозы».

Исследование писателем повседневной жизни своих героев покоряет способно­стью понять и художественно убедительно выразить высокий смысл жизни простых тружеников, оценить нравственный опыт и традиции народа. Все любимые нами аб-рамовские герои - и Милентьевна из повести «Деревянные кони»,и Анна Пряслина, выстоявшая в неописуемо тяжелых условиях в годы войны, и ее дети Михаил и Лиза, и Анфиса Минина, державшая на своих плечах в годы войны весь колхоз, и Марфа Ре-пишная - близки к земле, к природе, что позволяло им всегда оставаться настоящими людьми. Стержень этот - любовь к труду, и труд для них не источник личного обога­щения, а радость и облегчение жизни других людей.

Кредо Абрамова - «выверять литературу жизнью». Эпический охват событий, изоб­ражение характеров в их историческом развитии присущи тетралогии Ф.Абрамова «Пряслины»(1958-1979), состоящей из романов «Братья и сестры»(1958), «Две зимы и три лета»(1968), «Пути-перепутья» (1971) и «Дом»(1979). В этих произведениях на­рисована незабываемая картина русской жизни на протяжении тридцати лет, начи­ная с военного 1942 г.; показаны люди, с честью выдержавшие тяжкие испытания в военные и послевоенные годы.

Пером писателя всегда движет жажда справедливости, стремление сказать самое главное, заветное. На основе лично пережитого, увиденного родился первый роман Абрамова «Братья и сестры», а затем его продолжение - «Две зимы и три лета».

В ответах на вопросы газеты «Советская Россия» (1980) Абрамов вновь скажет о мо­тивах написания своих романов: «К сожалению, непосредственно о фронтовой жизни я ничего еще не написал, хотя и собираюсь. Как писателя меня целиком захватила во­енная страда в тылу, тот второй фронт, открытия которого столько времени мы ждали от союзников и который, по существу, открыла русская баба еще в 1941 году. Об этой

бабьей войне в тылу я и старался сказать свое слово».

О незабываемой «военной страде» 1942 года писатель и расскажет в своем первом романе «Братья и сестры»,поселив своих героев-тружеников в затерянную в лесах вымышленную деревню Пекашино реально существующего Пинежского района на архангельской земле.

Писатель видит реальное лицо жизни, без ложного пафоса и патетики передает предельное напряжение сельских тружеников - бойцов «второго фронта».

В массовых сценах, в эпизодах коллективного труда Абрамов создает портрет пека-шинцев, черпающих силу в единении, в труде, в надежде, что взращенный ими в невероятно тяжелых условиях хлеб, столь необходимый фронту, скорее принесет дол­гожданную победу.

Например, коллективный портрет пекашинцев - описание сенокоса у Синельги, ярко высвечивающий характеры героинь Марфы и Анфисы, их трудолюбие, достоин­ство и нравственную силу. Вслушаемся также во внутренний монолог Лукашина, тер­зающегося муками совести из-за того, что после тяжелого ранения на фронте не мо­жет в полной мере работать наравне со всеми: «Раньше он был твердо убежден, что, выбитый из строя на фронте, он делает здесь большое и нужное дело. <...> Но вот уже месяц, как он почти ничего не делает, - ведь не считать же за работу его прогулки по бригадам да короткие беседы в минуты роздыха. А люди работали, да еще как работа­ли! <...> Другая, великая, неведомого доселе размаху сила двигала людьми. Она, эта си­ла, поднимала с лежанок дряхлых стариков и старух, заставляла женщин от зари до зари надрываться на лугу». В финале романа Лукашин снова отправляется на фронт.

В романе создана картина подлинной жизни деревни в годы войны. Потрясает ав­торская чуткость в передаче страданий голодных людей, работавших наизнос, и в то же время с истинной человечностью отзывающихся на горе односельчан. «Там в меш­ке я мучки принес», - скажет, прощаясь в сенях, Степан Андреянович Мишке Прясли-ну до этого «черствой, загрубелой ладонью» гладя по голове Анну и ребятишек, полу­чивших с фронта похоронку на мужа и отца.

Истинную человечность, самоотверженность проявляют голодные пекашинцы, чтобы облегчить весной страдания голодной скотины: «От рева голодной скотины можно было сойти с ума. И чего только не делали, как только не бились люди, чтобы спасти животных! День и ночь рубили кустарник, косили прошлогоднюю ветошь, драли мох на старой гари, отощавших коров подымали на веревках, привязывали к стойлам, - и все-таки от падежа не убереглись».

Роман «Две зимы и три лета»был написан Абрамовым в 1968 году, через десять лет после первого романа-тетралогии - «Братья и сестры».

Время действия в романе - первые послевоенные годы; место действия то же - Се­вер, Архангельская область, деревня Пекашино. Продолжается углубленное осмысле­ние автором военной действительности: люди ждали конца войны, вынесли на своих стариковских, бабьих плечах все тяготы крестьянского труда, тяжесть и лишения вой­ны, верили, что после победы жизнь изменится к лучшему, мечтали о сытной жизни. Но до этого было еще далеко.

Так, не долго приходится жить дома Михаилу Пряслину. Стране нужен лес, чтобы отстроить разрушенное в годы войны. Как и многие пекашинцы с осени до весны бу­дет Михаил на лесозаготовках; «потом сплав, потом страда - по неделям преешь на дальних сенокосах, - потом снова лес. И так из года в год». Первые части первой главы романа рассказывают о возвращении Михаила с лесозаготовок, как о празднике. С лю­бовью к своим героям повествует автор о том, как вся семья соберется за столом, и Ми­хаил поставит на пол плетенную из бересты корзину, и вынет из нее буханку ржаного хлеба. «У ребят дыханье перехватило. <...> Давно, сколько лет не бывало в их доме та­кого богатства».

На страницах второго романа Абрамов, прослеживая судьбы своих героев, сдер­жанно, в строгих реалистических тонах расскажет о прощании с сестрой бывшего коммунара Тимофея Лобанова, побывавшего в плену у немцев, безвинно виноватого, с которым и отец не будет разговаривать («Максим убит, Яков убит, Ефим убит, муж _удочери убит»), фактически выгонит его. Автор не скроет правды о том, как относи­лись к пленным. Михаил, несмотря на заступничество Кузьмы Кузьмича за Тимофея

Лобанова («Война без плена не бывает. За Тимофея можно не беспокоиться»), будет настаивать на своем («В нынешнюю войну все насмерть воевали. И надо еще доказать, кто как сдался»), напишет «донесение» на Тимофея, что тот не выполняет закон о трудповинности, дезертировал «с лесного фронта». Показательна для послевоенных лет и реакция второго секретаря райкома - Шумилова: «А-а, так это тот, который в плену был? Понятно, понятно. Мы его вылечим - передадим прокурору».

Фигура Михаила Пряслина является самой убедительной в тетралогии Абрамова. В этом герое глубоко исследованы приметы времени.

В романе «Две зимы и трилета» зарождается новая тема в повествовании о Пряс-линых в последующих произведениях тетралогии - «Пути-перепутья» и «Дом». Без ла­кировки, правдиво, в традициях русской классической литературы писатель подвер­гает глубокому осмыслению те изменения, которые произошли в жизни села в 1970-1980-е годы. О необычайно осложнившихся отношениях между людьми размышляет Анфиса Минина: «Да, что-то менялось в жизни, какие-то новые пружины давали себя знать - она, Анфиса, это чувствовала, - а какие? Раньше, раньше, еще полгода назад, все было просто. Война. Вся деревня сбита в один кулак. А теперь кулак расползается. Каждый палец кричит: жить хочу! По-своему, на особицу».

Напряженность повествования возникает в конфликтах, недоразумениях, противо­речиях деревенской жизни. Так, любовь Михаила Пряслина к женщине, намного его старше, вызовет осуждение односельчан, противоборство семьи. Дружба с легкомыс­ленным Егоршей обернется враждой: чувство долга ведет Михаила туда, где он нужен, жажда легкой жизни приводит Егоршу к приспособленчеству.

О духовном обнищании, потере интереса к труду, стремлении лишь к материаль­ному благополучию с большой горечью говорит Михаил Пряслин в последней книге тетралогии «Дом», и его голос сливается с авторским: «Жизнь в Пекашино вот уже столько лет катилась по хорошо накатанной колее. Зашибить деньгу, набить дом вся­кими тряпками-стервантами, обзавестись железным коником, то есть мотоциклом, лодкой с подвесным мотором, пристроить детей, ну и, конечно, раздавить бутылку... А что еще работяге надо?».

Понятие «дом» ассоциируется в тетралогии с Русью, с Россией. «У нас русью-то до­машнее называют». - А здесь, в суземе, какая уж русь...», - скажет Лукашину на сено­косе Варвара.

Обустроить дом, обустроить Русь в контексте тетралогии Абрамова - это значит обустроить жизнь, построить ее по законам разума и добра, гармонии и братства с другими людьми.

Сохранить на всю жизнь «отзывчивое, отважное сердце», сохранить «русь», дом, обустроить жизнь в каждом «маленьком месте» (выражение А. Платонова) по нрав­ственным законам - долг и честь каждого человека, - так прочитывается проза Абра­мова. И потому она актуальна во все времена.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Почему Ф. Абрамова называют летописцем современной деревни?

2. Какие романы входят в тетралогию «Пряслины»? Какие герои являются идей­но-художественным центром ее первой книги «Братья и сестры»?

3. В чем смысл названия романа «Братья и сестры»? Назовите конфликтные ситуа­ции в романах: «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом» (Подрезов - Лукашин, Михаил Пряслин и Егорша Ставров, Егорша и Лиза).

4. Как главные события раскрывают цельность и нравственную высоту сельских тружеников, их отношение к земле, природе, труду?

5. Жизненность характеров тетралогии. Приемы создания образов Анфисы Петров­ны, Михаила Пряслина, Лизы Пряслиной.

6. Жизненные ценности романа. Образ «дома» в художественном мире Ф. Абрамо­ва.

7. Постановка острых социальных проблем, связанных с развитием деревни, тягой молодежи к городу в повестях «Пелагея», «Алька».

8. Образы главных героинь в повестях «Пелагея» и «Алька». Психологизм в раскры­тии характера Пелагеи, ее внутренней раздвоенности. Портретная и речевая характе­ристика.

9. Язык книг Абрамова.

10. Напишите реферат на тему: «Нравственная высота сельских тружеников в тет­
ралогии Абрамова „Пряслины".

ЛИТЕРАТУРА

1. Большакова А. Ю. Феномен «деревенской прозы» (вторая половина XX века) // Крестьянство в русской литературе XVIII-XX вв. - М., 2004.

2. Дедков И. Художественный мир Федора Абрамова // Абрамов Ф. Собр. соч.: В 2-х тг.-Л., 1990.Т. 1.

3. Дубровина И., Дубровин А. Новое художественное мышление: опыт и гипотезы // Дубровина И., Дубровин А. Канон или канун? Литература, кино, эстетика: дух обновле­ния. - М., 1990.

4. Золотусский И. И. Исповедь Зоила: Статьи, исследования, памфлеты. - М., 1989.

5. Овчаренко А. И. «Две зимы и три лета Ф. Абрамова» // Овчаренко А. Большая ли­тература. Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. Шестидесятые годы. - М., 1985.

Наши рекомендации