Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Сердце и мозг на базар не понесу, хоть издохну

М

. А. Булгаков - прозаик, драматург. Жизненным и творческим кредо писателя бы­ла бескомпромиссность: «Сердце и мозг на базар не понесу, хоть издохну». («Ран­няя автобиографическая проза»).

Родился М. Булгаков в Киеве 3 (15) мая 1891 года, в многодетной семье преподавате­ля Духовной академии. В шестнадцать лет потерял отца. Родители старались привить детям христианский образ мыслей. В 1916 г. окончил с отличием медицинский фа­культет Киевского университета, получив диплом лекаря. Во время Первой мировой войны работал в госпиталях прифронтовой полосы. Осенью 1916 г. отправился в сель­скую глушь Смоленской области, работал земским врачом. За два года хорошо узнал простых людей. С этим периодом связаны первые литературные опыты Булгакова -«Наброски земского врача»,несохранившаяся ранняя редакция «Записок юного врача»и рассказ «Морфий»,законченный в 1927 г. В начале 1918 г. Булгаков вернулся в Киев. Зарабатывал на жизнь частной практикой. За полтора года пережил не менее десяти смен власти. С трудом избежал мобилизации в армию то при петлюровцах, то при большевиках. Впечатления от этих трагических событий лягут в основу рассказов «Красная корона» (1922), «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Китай­ская история»(1923), романа «Белая гвардия»(1923-1924), пьесы «Дни Турбиных» (1925-1928).

Революция и Гражданская война вызвали у Михаила Булгакова самые противоре­чивые чувства, главным из которых был протест против соучастия в жестокостях и преступлениях как Красной Армии, так и Белой. Обращение к литературному творче­ству было не только внешней причиной отказа от участия в войне - Булгаков все ост­рее чувствовал желание служить своему народу, излечивая души людей.

Литературный дебют писателя относится к 1919 году. Мобилизованный вступив­шей в Киев Добровольческой армией, Булгаков в качестве военврача отправился в госпиталь на Северный Кавказ. В газете «Грозный»была опубликована его первая публицистическая статья «Грядущие перспективы»,отразившая боль и озабочен­ность автора судьбами страны («что же будет с нами дальше?»). Эта работа Булгакова выражает его предостережение и скептицизм в отношении последствий революции, братоубийственной войны, которой не может быть оправдания: «Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее за­гнала „великая социальная революция", у многих из нас все чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше? Пока там на западе будут стучать машины созидания, у нас от края и до края будут стучать пулеметы...». Всю ответственность за случившееся Булгаков возлагает на собственный народ, суро­во обвиняя его за податливость к «одурманиванию» политиками - безумцами и аван­тюристами всех мастей. Мотивы «вины» и «расплаты», вопросы человеческого достоинства, ответственности за свой выбор станут главными мотивами творчества пи­сателя.

Осенью 1921 г. Булгаков вместе с женой Татьяной Николаевной Лаппа приехал в Москву и поселился в прославленном ныне доме № 10 по Большой Садовой улице. Нравы квартиры № 50 и ее обитателей отзовутся в рассказах, фельетонах писателя («Трактат о жилище», «Самогонное озеро»,«№ 12 - Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Само­цветный быт»), дойдут до страниц романа «Мастер и Маргарита».Прежде чем стать литработником, фельетонистом в газете «Гудок», Булгаков поработает конферансье, инженером в Научно-техническом комитете, сочинителем проектов в световой рекла­ме.

Проза Булгакова многообразна по жанру и тематике. Он писал в жанре романа, по­вести, рассказа, фельетона. Писал пьесы. Наиболее известные произведения - роман «Мастер и Маргарита»(1928-1940), роман «Белая гвардия»и созданная на его основе пьеса «ДниТурбиных», роман «Жизнь господина де Мольера»(1932-1933), «Теат­ральный роман»,пьесы «Бег», «Багровый остров»(1928), «Адам иЕва» (1931), «Бла­женство» (1934), «Иван Васильевич»(1934-1936), «Мольер» («Кабала святош») (1929-1936), «Последние дни (Пушкин)»(1935-1936). «Вслушивание в современность» легло в основу ранней автобиографической прозы, рассказов писателя, вошедших в цикл «Записки на манжетах»,в сборник рассказов «Дьяволиада»(1925).

В пьесе «Бег» (1928), как и в большинстве произведений М. Булгакова, отразились настроения, вызванные его пребыванием на фронте, работой в полевых госпиталях. В произведении говорится о первой в истории России массовой потере Родины людьми, вовлеченными в водоворот революции и Гражданской войны. Главрепертком дважды запрещал постановку пьесы во МХАТе. Не помогла и поддержка М. Горького, присут­ствовавшего на чтении пьесы в театре. Специальная комиссия Политбюро, куда во­шли К. Е. Ворошилов и Л. М. Каганович, своим постановлением от января 1929 г. вы­несла решение «о нецелесообразности постановки пьесы в театре». Так же трагически складывалась судьба пьесы «ДниТурбиных». Как и в пьесе «Бег», в «Днях Турбиных»Булгаков поднимает одну из важнейших проблем своего времени - проблему судеб «новой интеллигенции», которую он считает одной из главных сил, способной возро­дить Россию.

Критика обвиняла Булгакова в неоправданном скептицизме насчет развития рево­люционного процесса в России. Особую нетерпимость проявляли руководители РАП-ПА Л. Л. Авербах и В. М. Кир-шон. Нападки критики приняли к концу 1920-х годов небывалый размах. Со сцены были сняты все пьесы Булгакова - «Дни Турбиных», пье­са «Багровый остров», «Зойкина квартира». После 1927 года на родине писателя не бы­ло опубликовано ни одно его произведение. Попытка Булгакова опубликовать роман «Жизнь господина де Мольера»окончилась неудачей. Роман был опубликован лишь в 1962 г. Попав в отчаянное положение, пережив хулу, запреты на издание своих про­изведений, постановку пьес, оставшись без средств к существованию, Булгаков в пись­ме правительству от 28 марта 1930 т. вынужден был выплеснуть свое отчаяние, боль и просить о работе.

Делом жизни М. А. Булгакова стал роман «Мастер и Маргарита»,над которым он работал до самой смерти. Впервые роман был напечатан с некоторыми сокращения­ми в журнале «Москва» (1966, № 1,1967, № 1). Автор, на творчество которого при жиз­ни появилось столько отрицательных рецензий, через четверть века после смерти сделался любимым писателем не только у себя на Родине, но и за рубежом.

Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя темы, мотивы, которые разрабатыва­лись писателем во всех созданных им ранее произведениях. Страницы романа пред­ставляют собой вершину булгаковской сатиры, фантастики и реалистической прозы. Главную идею романа точно сформулировал известный литературовед и критик Игорь Виноградов в статье «Завещание мастера»: «Это тема общей человеческой от­ветственности за судьбу добра, красоты, истины в человеческом мире».

Говоря об истории создания романа «Мастер и Маргарита», следует подчеркнуть, что он писался в беспощадной борьбе автора с жизненными обстоятельствами, с уже начавшейся болезнью. Мировоззрение Булгакова, его взгляды на назначение искус­ства определили художественные особенности романа. В письме-меморандуме прави-

тельству 1930 года писатель со всей определенностью поставил вопрос о свободе ху­дожника как непременном условии творчества. «Написав свою книгу налицо, я уж никак не могу переписать ее наизнанку. Помилуйте!» - ответил он А. Н. Тихонову, за­ведующему редакцией серии «Жизнь замечательных людей» в ответ на его предложе­ние серьезно переработать произведение.

Столкновение эпох, современности и вечности, Москвы начала Х^еека и времени Иисуса Христа является не внешним композиционным средством - оно фокусирует в себе глобально-этические проблемы, служит средством выражения авторской пози­ции.

Композиционную четкость роману придает переплетение сюжетных линий, объ­единенных сквозной темой: Человека и его сущности, проблемой смысла и правды жизни. Сюжетные линии романа: раскрывающая вопросы искусства и таланта линия Мастера - художника, творца и его ученика, поэта Ивана Бездомного (на последних страницах романа - Ивана Николаевича Понырева), а также председателя МАССО-ЛИТа Михаила Александровича Берлиоза; линия Мастера и Маргариты, исследующая тему любви, верности; (/шлосод5ск:о-этическая линия Понтия Пилата и Христа (Христос выведен в образе Ие-шуа Га-Ноцри); социально-бытовая линия мага и волшебника Во-ланда и его свиты, состоящей из Бегемота, Коровьева, Фагота, Лзазелло и Геллы.

Введение условно-фантастических персонажей позволяет автору романа создать яркую сатиру. Об их функции в романе скажет Мастер в финале книги: «...конечно, ко­гда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там».

Образ Воланда навеян образом Мефистотеля из гениальной драматической поэмы В. Гете «Фауст».Это история человеческого духа, путем мучительных поисков и по­терь восходящего к вершинам нравственно-философского познания. Воланд в романе Булгакова - своеобразное зеркало, в котором отражается все в своей истинной сущно­сти. Размышлениями и действиями Воланда Булгаков отвергает ложь, ханжество, до­носительство, стяжательство (образы Майге-ля, Берлиоза, Степы Лиходеева, Никанора Ивановича, Босого, администратора Варенухи, Григория Даниловича Римского и др.).

Справедливо мнение критика П. Палиевского:Воланд и его свита «глумятся... там, где люди сами уже до них над собой поглумились... Нигде не прикоснулся Во­ланд, булгаковский князь Тьмы, к тем, кто сознает честь, живет ею и наступает. Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались: к буфетчику с «рыбкой второй свежести» и золотыми де­сятками в тайниках; к профессору, чуть подзабывшему Гиппократову клятву...» Объек­тив Воланда позволяет оценить и истинные ценности: любовь, творческий подвиг, че­ловеческую гордость, самопожертвование.

Следя за поединком Понтия Пилата с бродягой-философом Га-Ноцри, Булгаков ис­следует в ершалаимских главах те же проблемы, что и в главах о современности: про­блемы трусости, предательства, рабства души, добра и зла. Иешуа арестован по лож­ному доносу, его судьба полностью зависит от решения игемона, прибывшего во главе своего Двенадцатого молниеносного легиона в ненавистный ему Ершалаим в предви­дении возможных волнений. Па стороне Понтия Пилата - сила, власть, оружие, на стороне бродячего философа - только разум, честность, доверчивость, искреннее же­лание добра людям. Иешуа легко опровергает заявление доносчика и удивляет Пила­та, обращаясь к нему со словами «добрый человек». Иешуа убежден, что все люди от рождения добрые, и если лгут, клевещут, то потому, что либо озлоблены жестокостью других людей, либо следуют дурному примеру. Даже Крысобой, на его взгляд, не без­надежен: «Если бы с ним поговорить...», - скажет он. Иешуа убежден, что неизбежно «рухнет храм старой веры и создастся новый храм веры». Пон-тий Пилат, убедившись в невиновности Иешуа, уже готов подписать оправдательный приговор. Однако сек­ретарь напомнил о втором обвинении, об оскорблении великого кесаря, и с всесиль­ным и бесстрашным человеком произошло нечто невероятное: «...померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появилась другая. На этой плеши­вой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва...; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой». Испугавшись за свою карьеру, прокуратор с ненавистью закричал: «На свете не было, нет и не будет никогда более

великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиберия! - И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней!».

Предчувствие предсказывает Пилату, что, отправляя невиновного бродячего фило­софа на виселицу, он обрекает собственное имя на позорное бессмертие. Понтий «ру­ки потер, как бы обмывая их...» и утвердил смертный приговор. Вынеся смертный приговор, прокуратор попытался спасти Иешуа с помощью амнистии, но этому вос­противился президент Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Кайфа.

Булгаков снимает с евангельскою сюжета религиозный покров чудесного и ставит перед читателем насущные нравственные и философские вопросы долга, совести, по­рядочности. В контексте книги - «трусость - самый страшный порок».

Важный композиционный момент в романе - картина «светящейся лунной доро­ги», повторяющаяся в библейских главах и в главах о современности. Этот символи­ческий образ углубляет содержание романа, служит напоминанием читателю о необ­ходимости нравственного закона внутри человека.

Всем своим творчеством М. А. Булгаков передает веру в личностное начало, утвер­ждает, что власть, сила должны быть в гармонии с разумом, добром, человеческим бескорыстием.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В чем заключается художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита»? Каково соотношение традиционного и новаторского в романе?

2. Определите своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»; смысл эпи­графа, в чем он? Согласны ли вы с интерпретацией образа Воланда как «карающий меч в руках справедливости»!

3. Как развивается в романе тема трусости и предательства? Какие герои реализу­ют эту тему? Приведите примеры конкретных глав, эпизодов.

4. Напишите реферат на тему: «Проклятие войнам отныне и вовеки». Мотив «безу­мия», «болезни» в прозе М. А. Булгакова («Красная корона», «Необыкновенные при­ключения доктора», «Бег» и др. - по выбору).

5. Напишите сочинение на тему: «Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит». Проблематика, поэтика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1989-1990.

2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. - М., 1991.

3. М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени / Составитель А. А. Нинов. - М., 1998.

4. Новиков В. В. М. Булгаков - художник. - М., 1996.

5. Скороспелова Е. Альтернативная реальность М. Булгакова // Е. Ско-роспелова. Русская проза XX века: От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Жива­го»), - М., 2003.

6. Соколов Б. Энциклопедия Булгаковская. - М., 2000.

7. Сухих И. Н. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: роман-лабиринт // Русская лите­ратура XX века: Школы, направления, методы творческой работы. / Под ред. С. И. Ти-миной. - СПб; М. 2002.

8. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1988.

9. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М., 2001.

«ДЕРЕВЕНСКАЯ» ПРОЗА

Наши рекомендации