Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)
Сердце и мозг на базар не понесу, хоть издохну
М |
. А. Булгаков - прозаик, драматург. Жизненным и творческим кредо писателя была бескомпромиссность: «Сердце и мозг на базар не понесу, хоть издохну». («Ранняя автобиографическая проза»).
Родился М. Булгаков в Киеве 3 (15) мая 1891 года, в многодетной семье преподавателя Духовной академии. В шестнадцать лет потерял отца. Родители старались привить детям христианский образ мыслей. В 1916 г. окончил с отличием медицинский факультет Киевского университета, получив диплом лекаря. Во время Первой мировой войны работал в госпиталях прифронтовой полосы. Осенью 1916 г. отправился в сельскую глушь Смоленской области, работал земским врачом. За два года хорошо узнал простых людей. С этим периодом связаны первые литературные опыты Булгакова -«Наброски земского врача»,несохранившаяся ранняя редакция «Записок юного врача»и рассказ «Морфий»,законченный в 1927 г. В начале 1918 г. Булгаков вернулся в Киев. Зарабатывал на жизнь частной практикой. За полтора года пережил не менее десяти смен власти. С трудом избежал мобилизации в армию то при петлюровцах, то при большевиках. Впечатления от этих трагических событий лягут в основу рассказов «Красная корона» (1922), «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Китайская история»(1923), романа «Белая гвардия»(1923-1924), пьесы «Дни Турбиных» (1925-1928).
Революция и Гражданская война вызвали у Михаила Булгакова самые противоречивые чувства, главным из которых был протест против соучастия в жестокостях и преступлениях как Красной Армии, так и Белой. Обращение к литературному творчеству было не только внешней причиной отказа от участия в войне - Булгаков все острее чувствовал желание служить своему народу, излечивая души людей.
Литературный дебют писателя относится к 1919 году. Мобилизованный вступившей в Киев Добровольческой армией, Булгаков в качестве военврача отправился в госпиталь на Северный Кавказ. В газете «Грозный»была опубликована его первая публицистическая статья «Грядущие перспективы»,отразившая боль и озабоченность автора судьбами страны («что же будет с нами дальше?»). Эта работа Булгакова выражает его предостережение и скептицизм в отношении последствий революции, братоубийственной войны, которой не может быть оправдания: «Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала „великая социальная революция", у многих из нас все чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше? Пока там на западе будут стучать машины созидания, у нас от края и до края будут стучать пулеметы...». Всю ответственность за случившееся Булгаков возлагает на собственный народ, сурово обвиняя его за податливость к «одурманиванию» политиками - безумцами и авантюристами всех мастей. Мотивы «вины» и «расплаты», вопросы человеческого достоинства, ответственности за свой выбор станут главными мотивами творчества писателя.
Осенью 1921 г. Булгаков вместе с женой Татьяной Николаевной Лаппа приехал в Москву и поселился в прославленном ныне доме № 10 по Большой Садовой улице. Нравы квартиры № 50 и ее обитателей отзовутся в рассказах, фельетонах писателя («Трактат о жилище», «Самогонное озеро»,«№ 12 - Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Самоцветный быт»), дойдут до страниц романа «Мастер и Маргарита».Прежде чем стать литработником, фельетонистом в газете «Гудок», Булгаков поработает конферансье, инженером в Научно-техническом комитете, сочинителем проектов в световой рекламе.
Проза Булгакова многообразна по жанру и тематике. Он писал в жанре романа, повести, рассказа, фельетона. Писал пьесы. Наиболее известные произведения - роман «Мастер и Маргарита»(1928-1940), роман «Белая гвардия»и созданная на его основе пьеса «ДниТурбиных», роман «Жизнь господина де Мольера»(1932-1933), «Театральный роман»,пьесы «Бег», «Багровый остров»(1928), «Адам иЕва» (1931), «Блаженство» (1934), «Иван Васильевич»(1934-1936), «Мольер» («Кабала святош») (1929-1936), «Последние дни (Пушкин)»(1935-1936). «Вслушивание в современность» легло в основу ранней автобиографической прозы, рассказов писателя, вошедших в цикл «Записки на манжетах»,в сборник рассказов «Дьяволиада»(1925).
В пьесе «Бег» (1928), как и в большинстве произведений М. Булгакова, отразились настроения, вызванные его пребыванием на фронте, работой в полевых госпиталях. В произведении говорится о первой в истории России массовой потере Родины людьми, вовлеченными в водоворот революции и Гражданской войны. Главрепертком дважды запрещал постановку пьесы во МХАТе. Не помогла и поддержка М. Горького, присутствовавшего на чтении пьесы в театре. Специальная комиссия Политбюро, куда вошли К. Е. Ворошилов и Л. М. Каганович, своим постановлением от января 1929 г. вынесла решение «о нецелесообразности постановки пьесы в театре». Так же трагически складывалась судьба пьесы «ДниТурбиных». Как и в пьесе «Бег», в «Днях Турбиных»Булгаков поднимает одну из важнейших проблем своего времени - проблему судеб «новой интеллигенции», которую он считает одной из главных сил, способной возродить Россию.
Критика обвиняла Булгакова в неоправданном скептицизме насчет развития революционного процесса в России. Особую нетерпимость проявляли руководители РАП-ПА Л. Л. Авербах и В. М. Кир-шон. Нападки критики приняли к концу 1920-х годов небывалый размах. Со сцены были сняты все пьесы Булгакова - «Дни Турбиных», пьеса «Багровый остров», «Зойкина квартира». После 1927 года на родине писателя не было опубликовано ни одно его произведение. Попытка Булгакова опубликовать роман «Жизнь господина де Мольера»окончилась неудачей. Роман был опубликован лишь в 1962 г. Попав в отчаянное положение, пережив хулу, запреты на издание своих произведений, постановку пьес, оставшись без средств к существованию, Булгаков в письме правительству от 28 марта 1930 т. вынужден был выплеснуть свое отчаяние, боль и просить о работе.
Делом жизни М. А. Булгакова стал роман «Мастер и Маргарита»,над которым он работал до самой смерти. Впервые роман был напечатан с некоторыми сокращениями в журнале «Москва» (1966, № 1,1967, № 1). Автор, на творчество которого при жизни появилось столько отрицательных рецензий, через четверть века после смерти сделался любимым писателем не только у себя на Родине, но и за рубежом.
Роман «Мастер и Маргарита» вобрал в себя темы, мотивы, которые разрабатывались писателем во всех созданных им ранее произведениях. Страницы романа представляют собой вершину булгаковской сатиры, фантастики и реалистической прозы. Главную идею романа точно сформулировал известный литературовед и критик Игорь Виноградов в статье «Завещание мастера»: «Это тема общей человеческой ответственности за судьбу добра, красоты, истины в человеческом мире».
Говоря об истории создания романа «Мастер и Маргарита», следует подчеркнуть, что он писался в беспощадной борьбе автора с жизненными обстоятельствами, с уже начавшейся болезнью. Мировоззрение Булгакова, его взгляды на назначение искусства определили художественные особенности романа. В письме-меморандуме прави-
тельству 1930 года писатель со всей определенностью поставил вопрос о свободе художника как непременном условии творчества. «Написав свою книгу налицо, я уж никак не могу переписать ее наизнанку. Помилуйте!» - ответил он А. Н. Тихонову, заведующему редакцией серии «Жизнь замечательных людей» в ответ на его предложение серьезно переработать произведение.
Столкновение эпох, современности и вечности, Москвы начала Х^еека и времени Иисуса Христа является не внешним композиционным средством - оно фокусирует в себе глобально-этические проблемы, служит средством выражения авторской позиции.
Композиционную четкость роману придает переплетение сюжетных линий, объединенных сквозной темой: Человека и его сущности, проблемой смысла и правды жизни. Сюжетные линии романа: раскрывающая вопросы искусства и таланта линия Мастера - художника, творца и его ученика, поэта Ивана Бездомного (на последних страницах романа - Ивана Николаевича Понырева), а также председателя МАССО-ЛИТа Михаила Александровича Берлиоза; линия Мастера и Маргариты, исследующая тему любви, верности; (/шлосод5ск:о-этическая линия Понтия Пилата и Христа (Христос выведен в образе Ие-шуа Га-Ноцри); социально-бытовая линия мага и волшебника Во-ланда и его свиты, состоящей из Бегемота, Коровьева, Фагота, Лзазелло и Геллы.
Введение условно-фантастических персонажей позволяет автору романа создать яркую сатиру. Об их функции в романе скажет Мастер в финале книги: «...конечно, когда люди совершенно ограблены, как мы с тобой, они ищут спасения у потусторонней силы! Ну что ж, согласен искать там».
Образ Воланда навеян образом Мефистотеля из гениальной драматической поэмы В. Гете «Фауст».Это история человеческого духа, путем мучительных поисков и потерь восходящего к вершинам нравственно-философского познания. Воланд в романе Булгакова - своеобразное зеркало, в котором отражается все в своей истинной сущности. Размышлениями и действиями Воланда Булгаков отвергает ложь, ханжество, доносительство, стяжательство (образы Майге-ля, Берлиоза, Степы Лиходеева, Никанора Ивановича, Босого, администратора Варенухи, Григория Даниловича Римского и др.).
Справедливо мнение критика П. Палиевского:Воланд и его свита «глумятся... там, где люди сами уже до них над собой поглумились... Нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь Тьмы, к тем, кто сознает честь, живет ею и наступает. Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались: к буфетчику с «рыбкой второй свежести» и золотыми десятками в тайниках; к профессору, чуть подзабывшему Гиппократову клятву...» Объектив Воланда позволяет оценить и истинные ценности: любовь, творческий подвиг, человеческую гордость, самопожертвование.
Следя за поединком Понтия Пилата с бродягой-философом Га-Ноцри, Булгаков исследует в ершалаимских главах те же проблемы, что и в главах о современности: проблемы трусости, предательства, рабства души, добра и зла. Иешуа арестован по ложному доносу, его судьба полностью зависит от решения игемона, прибывшего во главе своего Двенадцатого молниеносного легиона в ненавистный ему Ершалаим в предвидении возможных волнений. Па стороне Понтия Пилата - сила, власть, оружие, на стороне бродячего философа - только разум, честность, доверчивость, искреннее желание добра людям. Иешуа легко опровергает заявление доносчика и удивляет Пилата, обращаясь к нему со словами «добрый человек». Иешуа убежден, что все люди от рождения добрые, и если лгут, клевещут, то потому, что либо озлоблены жестокостью других людей, либо следуют дурному примеру. Даже Крысобой, на его взгляд, не безнадежен: «Если бы с ним поговорить...», - скажет он. Иешуа убежден, что неизбежно «рухнет храм старой веры и создастся новый храм веры». Пон-тий Пилат, убедившись в невиновности Иешуа, уже готов подписать оправдательный приговор. Однако секретарь напомнил о втором обвинении, об оскорблении великого кесаря, и с всесильным и бесстрашным человеком произошло нечто невероятное: «...померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва...; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой». Испугавшись за свою карьеру, прокуратор с ненавистью закричал: «На свете не было, нет и не будет никогда более
великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиберия! - И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней!».
Предчувствие предсказывает Пилату, что, отправляя невиновного бродячего философа на виселицу, он обрекает собственное имя на позорное бессмертие. Понтий «руки потер, как бы обмывая их...» и утвердил смертный приговор. Вынеся смертный приговор, прокуратор попытался спасти Иешуа с помощью амнистии, но этому воспротивился президент Синедриона первосвященник иудейский Иосиф Кайфа.
Булгаков снимает с евангельскою сюжета религиозный покров чудесного и ставит перед читателем насущные нравственные и философские вопросы долга, совести, порядочности. В контексте книги - «трусость - самый страшный порок».
Важный композиционный момент в романе - картина «светящейся лунной дороги», повторяющаяся в библейских главах и в главах о современности. Этот символический образ углубляет содержание романа, служит напоминанием читателю о необходимости нравственного закона внутри человека.
Всем своим творчеством М. А. Булгаков передает веру в личностное начало, утверждает, что власть, сила должны быть в гармонии с разумом, добром, человеческим бескорыстием.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. В чем заключается художественное своеобразие романа «Мастер и Маргарита»? Каково соотношение традиционного и новаторского в романе?
2. Определите своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита»; смысл эпиграфа, в чем он? Согласны ли вы с интерпретацией образа Воланда как «карающий меч в руках справедливости»!
3. Как развивается в романе тема трусости и предательства? Какие герои реализуют эту тему? Приведите примеры конкретных глав, эпизодов.
4. Напишите реферат на тему: «Проклятие войнам отныне и вовеки». Мотив «безумия», «болезни» в прозе М. А. Булгакова («Красная корона», «Необыкновенные приключения доктора», «Бег» и др. - по выбору).
5. Напишите сочинение на тему: «Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит». Проблематика, поэтика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. - М., 1989-1990.
2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. - М., 1991.
3. М. А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени / Составитель А. А. Нинов. - М., 1998.
4. Новиков В. В. М. Булгаков - художник. - М., 1996.
5. Скороспелова Е. Альтернативная реальность М. Булгакова // Е. Ско-роспелова. Русская проза XX века: От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»), - М., 2003.
6. Соколов Б. Энциклопедия Булгаковская. - М., 2000.
7. Сухих И. Н. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: роман-лабиринт // Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы. / Под ред. С. И. Ти-миной. - СПб; М. 2002.
8. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. - М., 1988.
9. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. - М., 2001.
«ДЕРЕВЕНСКАЯ» ПРОЗА