Андрей Платонович Платонов (1899-1951)

Сеять души в людях

А

ндрей Платонович Платонов - один из крупнейших писателей XX века, с необык­новенной скоростью отозвавшийся на драматические повороты в судьбе России и человека, «частного Макара». «Высший поэт - это тот, кто находит поэтическую форму для действительности в тот момент, когда действительность преобразуется» - это определение, высказанное Платоновым-критиком в его размышлениях о творчестве Анны Ахматовой, с не меньшим основанием можно отнести к самому писателю.

В центре внимания Платонова в пространстве всего его творчества был человек, а синонимом творчества всегда оставалось очеловечивание мира, борьба с «жестокой враждебной силой», со злом, которые приводят к самоуничтожению человека. Сохра­нилась запись в дневнике Платонова, которая является ключом к раскрытию пафоса его произведений: «Все возможно - и удается все, но главное - сеять души в лю­дях».Поисками «смысла отдельного и общего существования» заняты платоновские герои, не желающие «жить как собака (...) благодаря одному рождению» (размышле­ния Вощева из повести «Котлован») За «общими масштабами» видеть «частных Мака­ров» призывает писатель в очерке «Че-Че-О».В уста Федора Федоровича, ветерана же­лезнодорожных мастерских, природного философа, положившего начало когорте «со­кровенных» людей в платоновском художественном мире, вкладывает автор свои мысли: «А ведь это сверху кажется - внизу масса, а тут отдельные люди живут». Яв­ственно звучит в очерке и авторский голос, впрямую выражающий идеи «Философии общего дела» Н. Федорова,оказавшего влияние на становление нравственно-этиче­ских воззрений Платонова: «Первостепенным остается изготовление вещей, ослабле­ние губительных действий природы и поиски путей друг к другу... в дружестве - и за­ключается коммунизм: он есть как бы напряженное сочувствие между людьми».

В годы, когда господствовал лозунг «кто не с нами, тот против нас», Платонов от­стаивал ценность человека, предупреждал, что человек - не винтик, не средство, а цель общественного прогресса; предостерегал от глобальных бедствий - моральных, экологических, социальных; защищал принципы гуманизма. О глубине нравственных поисков писателя свидетельствует написанная им в 1922 г. статья «Равенство в страдании»о голоде в Поволжье, унесшем сотни тысяч человеческих жизней. Говоря о дефиците сострадания, Платонов призывает чужую беду переживать, как свою, помнить об одном: «Человечество - одно дыхание, одно живое, теплое существо. Больно одному, больно всем. Умирает один - мертвеют все. Долой человечество-пыль, да здравствует человечество-организм».

По Платонову, «все действительно возвышенное рождается лишь из житейской нужды», а человек «начинается с исполнения своего долга перед народом», человек должен «жить всем дыханием человечества» («Афродита»).

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия - Климентов, псевдоним писа­тель взял по имени отца - Платона Фирсовича Климентова) родился 16.(28).08.1899 г. в Воронеже. С 1906 по 1914 г. будущий писатель учился в церковно-приходскои школе, затем в городском училище.

В «Автобиографическом письме»,датированном 1922 годом, Платонов пишет: «Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в десять че­ловек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду. <...> Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную ра­боту. Я уже тогда понял, что все делается. Ане само родится». Подростком Платонов ра­ботал помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в паровозоремонт­ных мастерских. В годы Гражданской войны был бойцом отряда ЧОН (Части особого назначения), корреспондентом газеты в Новохопер-ске, работал на одном паровозе вместе с отцом.

В 1918 г. Платонов поступает в железнодорожный политехникум, в 1921 году закан­чивает его электротехническое отделение и работает электриком, мелиоратором, строителем электростанции.

С 1918 года Платонов начинает участвовать в литературной жизни: на страницах воронежских газет и журналов публикуются его статьи, очерки, стихотворения, рас­сказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах.

Писатель близко к сердцу принимает заботы и тревоги людей. Органичность его творческого поведения, стремление помочь людям, «разметать опасности, тревоги, катастрофы» (слова Платонова), угрожающие жизни, жажда пересотворить вселен­ную, а тем более родной край, страдающий от засухи, бездорожья, темноты, - все эти качества платоновской прозы присутствуют в статьях «Культура пролетариата»(1920), «Ремонт земли»(1920), «Душа мира»(1922), «Равенство в страдании»(1922), «Человек и пустыня»(1924).

Идеей единства, общности людей ради истребления зла, горя, смерти, ненависти, болезни, во имя счастья каждого отдельного человека проникнуты все произведения Платонова.

Десятилетие с 1925 по 1935 г. считается самым плодотворным периодом в творче­ской судьбе А. Платонова. В этот период написаны роман «Чевенгур» (1927-1930), по­вести «Котлован» (1929-1930), «Ювенильное море» (1934), «Джан» (1933-1935), «Впрок» («Бедняцкая хроника», 1929-1930), «Епифанские шлюзы» (1926); рассказы «Усомнив­шийся Макар» (1929), «Мусорный ветер» (1934-1935), «Лунная бомба» (1926), «Песчаная учительница» (1927), философский очерк «Че-Че-О». У всех перечисленных произведе­ний трудная судьба. После яркого дебюта в 1927 году, когда в Москве в издательстве «Молодая гвардия» вышел сборник повестей и рассказов Платонова «Епифанские шлюзы»,о нем заговорили как о зрелом мастере слова. Однако после публикации са­тирических рассказов «Государственный житель»(1929), «Усомнившийся Макар»,повести «Впрок»,очерка «Че-Че-О»,раскрывающих паразитизм набирающей силу бюрократии, писателя несправедливо подвергают жестокой критике, обвиняют в «правоуклонизме», называют «классовым врагом». На какое-то время Платонов ока­зался «изъят» из литературы. Лишь в 1934 г. в периодике появляются три его неболь­ших рассказа: «Начдив», «Такыр» и «Любовь к дальнему».

В годы Великой Отечественной войны А. Платонов работал военным корреспон­дентом «Красной Звезды». За время войны вышло четыре книги писателя: «Одухотво­ренные люди»(1942), «Рассказы о Родине»(1943), «Броня»(1943), «В сторону заката солнца»(1945). Опубликованный в 1946 г. в журнале «Новый мир» один из лучших рассказов писателя «Возвращение»вызвал новую волну отрицательных рецензий, после чего путь произведениям Платонова был практически закрыт до его смерти.

Годы «хрущевской оттепели» были годами второго рождения А. Платонова. Выхо­дят отдельные сборники, в 1978 г. двухтомное собрание сочинений, в 1985 г. выходит в свет трехтомное собрание сочинений писателя. В 1986 г. начинается «третье рожде­ние» писателя. В июньском номере журнала «Знамя» была опубликована повесть «Ювенильное море»; в 1987 г. в «Новом мире» печатается «Котлован», в 1988 г. в жур­нале «Дружба народов» - роман «Чевенгур».

Умер А. П. Платонов 5 января 1951 г., похоронен на Армянском кладбище в Москве.

Проза А. Платонова - социально-философская. Взрослые и дети в произведениях пи­сателя обладают философским складом сознания, стремятся осмыслить мир и себя в мире. Они размышляют о системе миропорядка, о смысле прихода человека в мир. Язык: в платоновской прозе выступает как одна из форм жизни, в которой проявляет­ся осмысляющее мир сознание.

Так, девочку Айдым из повести «Джан»тревожит «главное»: «Народ раскочевался... Кто тогда меня помнить будет?». Со своими «главными» вопросами девочка обращает­ся к взрослому человеку, одному из «сокровенных» платоновских героев Назару Чага-таеву: «Отчего мы живем? Нам будет хорошо за это? <...> Скажи мне что-нибудь глав­ное». Платоновский ответ на вопрос о «главном» - это «способность чувствовать, мыс­лить и бороться» («Джан»).

Таким образом, человеку Платонова является носителем личной ответственно­сти за свою жизнь, носителем народного мироощущения, этического начала. Требова­ние, предъявляемое «сокровенным» платоновским героем к самому себе и к другому человеку выражено в призыве - «Действуй, радуйся и отвечай сам за добро и за лихо (...) ты на земле не посторонний прохожий!» («Афродита»).

Сложный процесс обретения человеком своего места в жизни, в духовной истории рода, общества, страны раскрывается в концентрированной форме и в таких произве­дениях писателя, как «Песчаная учительница», «Сокровенный человек», «Фро», «Афродита», «Третий сын», «Возвращение».

Пребывая в отряде красных, наблюдая как красноармейцы готовятся выбросить де­сант на Новороссийск, чтобы подавить «белогвардейских шпионов», Фома Пухов, ге­рой повести «Сокровенный человек»,радуется таинственной ночной картине - «как люди молча и тайком собирались на гибель». Свои ощущения - «чувство полного удо­вольствия, крепости и необходимости своей жизни» - он сравнивает с ощущением детства во время «пасхальной заутрени».

Однако, пройдя через мясорубку Гражданской войны, много размышляя над пере­житым и увиденным, Фома Пухов придет к осознанию ценности жизни: «Он находил необходимым научное воскресение мертвых, дабы ничто напрасно не пропало и осуще­ствилась кровная справедливость».

Вершиной художественного творчества Платонова являются роман «Чевенгур»,повести «Котлован»и «Ювенильное море».В них нашла реалистическое изображе­ние деформированность действительной жизни конца 1920-1930-х годов, получили развитие сквозные темы творчества писателя - свободы и насилия, мысли и слепой веры, сиротства и одиночества, взаимоотношений взрослых и детей, исторической па­мяти, этичности науки.

Повесть «Котлован»была начата осенью 1929 г. В этот период Платонов работал в Наркомате земледелия Воронежской области. После опубликования 7 ноября 1929 г. статьи Сталина «Год великого перелома» в стране развернулась кампания по ликви­дации кулачества как класса и проведению сплошной коллективизации. Некоторые образы и сюжетные линии «Котлована» были намечены в ранее написанных статьях и художественных произведениях писателя: в статье «Культура пролетариата» (1920), в повести «Сокровенный человек» (1928), в рассказе «Усомнившийся Макар».

Художественный мир «Котлована»многогранен и символичен. Ткань его повест­вования сплетена из разных нитей, которые ведут начало от тем смысла жизни, сво­боды и насилия, личности и общества, исторического пути России, контакта поколе­ний, жизни и смерти. Главный конфликт повести - это столкновение мысли и слепой веры. Герой повести, тридцатилетний Вощев, уволенный с небольшого механического завода, где «добывал средства для своего существования», отправляется в дорогу ис­кать «истину», «душевный смысл жизни». Раскрывается и причина увольнения: «он устраняется с производства вследствие роста слабосильности и задумчивости среди общего темпа труда». В завкоме происходит диалог, очень важный для раскрытия конфликта «Котлована»: «О чем ты думал, товарищ Вощев? - О плане общей жизни. <...> Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность. - Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощев, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем. <...> Если все мы задумаемся, то кто действо­вать будет?». В этом диалоге героем заявлена важнейшая формула его жизни: «Без ду­мы люди действуют бессмысленно».

Действие повести разворачивается в городе и деревне - пространствах, объединен­ных одним временем «бега в социализм», выполнения первого пятилетнего плана, по­строения фундамента социалистической экономики, коллективизации, окончатель­ного вытеснения из города и деревни капиталистических элементов. Реальные собы­тия строго определены временем и пространством: социалистический проект в горо­де состоит в строительстве «единственного общепролетарского дома вместо старого города», в перспективе же - «строительство в середине мира башни, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли». Таким образом, Вощев попада­ет на символическую стройку светлого будущего. Социалистический проект в дерев­не состоит в создании колхоза и ликвидации «неорганизованных», «неясных элемен­тов», «кулацкого класса» и вообще «сволочи». В деревню направляются рабочие для проведения «сплошной коллективизации». Здесь Вощев становится свидетелем и участником строительства «общего дома для бывших единоличников». Строители пытаются представить сооружение «общепролетарского дома» и «общего дома для бывших единоличников» как попытку защитить человечество от страданий, «органи­зовать счастье». Но каждый шаг строителей разрушает иллюзии на обретение сча­стья и гармонии: рушатся надежды, силы уходят, работа изматывает, умирает голод­ной смертью «буржуйка» - мать девочки Насти. Образ «буржуйки» - символичен: «Ве­ревочка через темя и подбородок держала ее уста сомкнутыми, длинные, обнаженные ноги были покрыты густым пухом, почти шерстью, выросшей из болезни и бесприют­ности - какая-то древняя, ожившая сила превращала мертвую еще при ее жизни в об­растающее шкурой животное». Мотив обрастания человека «шерстью», превращения человека в животное - платоновский символ «обезбожения» мира, оскудения человеч­ности в обществе, построенном на ненависти и классовой нетерпимости. В «Котлова­не» этот мотив звучит не один раз. Так, у мужика Елисея, который уже и «думать не мог... жил и глядел лишь оттого, что имел документы середняка», спина обрастала «защитной шерстью».

Центральным образом повести является образ «общепролетарского дома», кото­рый символизирует установку на творчество, созидание. Но котлован, который стро­ится под фундамент дома, станет могилой для ребенка - «элемента будущего». Далее смерть девочки Насти, которую зарывают в котлован, обозначает окончательную ги­бель надежды строителей. Ребенок в контексте повести - это «время, созревающее в свежем теле»; смерть ребенка олицетворяет непришедшее время, это конец утопии. Через сердце главного героя Вощева, прибившегося к строителям строить котлован под фундамент «дома будущего», особенно пронзительно проходит мука от неустро­енности мира и человека: «Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирно­го происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением». Как видим, здесь Платонов развивает традиции Ф. М. Досто­евского - проверять нравственность общества, человека «слезинкой ребенка».

Жанр «Котлована» можно определить как антиутопию. В повести сочетаются и миф и реальность: сквозь условный художественный мир показана реальная Россия конца 1929-го - начала 1930-х годов. Предметом изображения писателя оказывается сознание строителей, одурманенное, пораженное классовыми идеями, противопо­ставленными общечеловеческим. Платонов пишет о перегибах, больно отозвавшихся на людях, судьбе каждого человека. Платонов пишет о классовой нетерпимости, при­водящей к гибели людей, прибегая к гротеску, религиозной символике, иносказанию.

Так, в платоноведении сцена «ликвидации кулаков» сопоставляется со второй частью «Божественной комедии» Данте,а «снежная текущая река» с «темной мертвой во­дой, льющейся среди охладелых угодий в свою отдаленную пропасть», по которой сплавляют плоты с «кулачеством», вызывает аллюзии с Яетой, мифической рекой в царстве мертвых. Слово «пропасть», используемое писателем не один раз на страни­цах повести, ассоциативно соотносится со словом «котлован», со словом «могила»: «все бедные и средние мужики работали с таким усердием, будто хотели спастись на­веки в пропасти котлована». Гибелью ребенка, которого закапывают в котлован, Пла­тонов говорит о несостоятельности строительства гармонического общества, создава­емого на насилии, социума, в котором человека рассматривают как винтик, безымян­ное существо, в котором классовые идеи противопоставляются общечеловеческим ценностям.

Процесс насильственного разрушения естественных форм жизни, раскрестьянива­ние деревни передается через гротескный способ повествования. Так, писатель пере­ходит к: стилю мрачного гротеска при описании целого табуна лошадей, изменивших свою природу и убедившихся в «колхозном смысле жизни»: «С правой стороны улицы без труда человека открылись одни ворота, и через них стали выходить спокойные лошади. Ровным шагом, не опуская голов к растущей пище на земле, лошади сплочен­ной массой миновали улицу и спустились в овраг, в котором содержалась вода. <...> На дворе лошади открыли рты, пища упала из них в одну среднюю кучу, и тогда обоб­ществленный скот стал вокруг и начал медленно есть, организованно смирившись без заботы человека».

Инверсия становится главным поэтическим принципом в «Котловане»; функция этого приема - отражение происшедших после революции перемен, подмена истин­ных, вневременных ценностей ложными, передача абсурдности, катастрофичности происходящего. Понятие истины подменяется идеей энтузиазма, идеей жертвы. Фор­мула Вощева - «без истины люди действуют бессмысленно»; формула же строителей котлована - «Мы должны бросить каждого в рассол социализма». Таким образом, сама речь строителей котлована выявляет их жизненную дезориентацию. Лозунг главного идеолога Сафронова - антипода Вощева: «Мы уже не чувствуем жара от костра классо­вой борьбы, а огонь должен быть, где же тогда греться активному персоналу». Комизм речи, использование канцеляризмов, словесных штампов советской риторики, паро­дирование приемов и интонаций официальной пропаганды является одним из веду­щих способов выражения авторской позиции «Котлована». Другой пример: «Социа­лист Сафронов боялся забыть про обязанность радости и отвечал всем и навсегда вер­ховным голосом могущества: „У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспре­рывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда. Вызываю вас, товарищ Вощев, со­ревноваться на высшее счастье настроенья!".

Двумя годами раньше Платонов предостерегал: «...бюрократизм стал уже биологи­ческим признаком целой породы людей... он вышел за стены учреждений, он отнима­ет у нас друзей и сподвижников, он стал нашей безотчетной скорбью». (Очерк «Че-Че-0»).

Особая роль в романе отведена писателем образу Прушевского. Он человечен, жи­вет не одной работой и наполнен «теплотою жизни». Подобно Вощеву, Прушевский интересуется, «отчего строится весь мир», не хочет воздвигать «пустые здания, те, в которых люди живут лишь из-за непогоды», а мечтает о «светящихся зданиях... для радости». Он тоскует об истинных утраченных ценностях, о сестре, о своем «неповто-рившемся свидании». Во вставной новелле о «светящихся зданиях», устроенных не только для пользы, но и для «радости», писатель в закамуфлированной форме гово­рит о разрушаемых духовных ценностях, о культурном достоянии прошлого.

Людские мучения в повести передаются также через пейзаж. В «Котловане», как и в других своих произведениях, Платонов одухотворяет природу, наделяет ее человече­скими чувствами: животные, деревья, птицы, трава сопереживают горю людей, стра­дают вместе с ними. Это слияние человека и природы усиливает драматизм, глобаль­ность происходящего, придает повести вневременной характер: «Ночь покрыла весь деревенский масштаб, снег сделал воздух непроницаемым и теплым, в котором зады­халась грудь, но все же бабы вскрикивали повсеместно, и, привыкая к горю, держалипостоянный вой». Обратим также внимание на пейзаж. После похорон Сафронова и Козлова, прибывших в деревню осуществлять коллективизацию и ставших жертвами идеологии классовой нетерпимости, которую сами же и проповедовали, на земле на­ступает «сплошная тьма»: «После похорон в стороне от колхоза зашло солнце; из-за утреннего края района выходила густая подземная туча, к полуночи она должна дой­ти до здешних угодий и пролить на них всю тяжесть холодной воды. Глядя туда, кол­хозники начали зябнуть, а куры давно квохтали в своих закутках, предчувствуя дол­готу времени осенней ночи. Вскоре на земле наступила сплошная тьма».

С помощью метафор «Гьма», «ночь», «туча» автор с болью говорит о том, что систе­ма насилия, классовая ненависть сеют смерть и разрушение. Непосредственное же выражение авторской мысли о возможности преодоления «смертной» жизни найдет отражение в эпизоде после жуткой сцены «ликвидации кулаков вдаль»: «Снежный ве­тер утих, неясная луна выявилась на дальнем небе, опорожненном от вихрей и туч, на небе, которое было так пустынно, что допускало вечную свободу, и так жутко, что для свободы нужна была дружба».

Мысль о вечности и всеединстве жизни, о космической трагичности существова­ния человека и возможности преодоления этого через единение со всеми живущими воспринимается через постижение образа автора и в романе «Чевенгур»:«На краю города открылась мощная глубокая степь. Густой жизненный воздух успокоительно питал затихшие вечерние травы, и лишь в потухающей дали ехал на телеге какой-то беспокойный человек. <...> Солнце еще не зашло, но его можно теперь разглядывать глазами - неутомимый круглый жар; его красной силы должно хватить на вечный коммунизм и на полное прекращение междоусобной суеты людей, которая означает смертную необходимость есть, тогда как целое небесное светило помимо людей рабо­тает над рощением пищи. Надо отступиться одному от другого, чтобы заполнить это междоусобное место, освещенное солнцем, веществом дружбы».

Сила художественного мастерства А. Платонова - в умении проникнуть в сущность изображаемого явления, убедительно выразить отношение к описываемому. И «Кот­лован», и «Чевенгур» Платонова предупреждают о лжи, насильно присваивающей се­бе имя «правды»; предостерегают, что слепая вера «без думы» творит фанатиков, сеет гибель и разрушение.

Идеей планетарной общности людей проникнут также психологический рассказ «По небу полуночи»,написанный еще до войны и опубликованный впервые в 1939 г., но писатель силой своего творческого предвидения проник в страшную сущность фа­шизма и предсказал ему бесславную гибель. Поиски главных надежд человеческих в борьбе с фашизмом связаны в рассказе с образом ребенка, побуждающим взрослых «подняться над самим собой», «обрести в себе священную сущность».

Герой рассказа «По небу полуночи»,военный летчик, лейтенант германского во­енно-воздушного флота Эрих Зуммер в трудном борении с собой, пройдя через наблю­дения, размышления, сомнения, придет к своему выбору «подавить человечностью бесчеловечность» и совершит свой суд над мнимым «гуманизмом» фашизма. Глядя на заключенных, работающих на тяжелых земляных работах в концентрационном лагере, расположенном вблизи аэродрома, Зуммер приходит к выводу: «Само заточе­ние людей, врагов фашизма, есть доказательство существования свободы в сердце и в мысли человека, и невольник представляет собой безмолвное обещание общего осво­бождения». Через внутренние монологи героя прослеживается расширение рамок его сознания, осознание нравственного идеала: «Ни хорошие, ни плохие моторы сами по себе не помогают правильно существовать человеку, если в человеке нет священной сущности или эта сущность убита или искалечена. Эта сущность - наша душа... без нее общая жизнь человечества не состоится».

В одном разрушенном испанском доме Эрих видит мальчика, потерявшего рассу­док, и осознает, что «безумие мальчика... печальнее смерти: оно обрекало его на невоз­вратное, безвыходное одиночество». Ребенок, живой и дышащий, но удалившийся «в свое безумие, как в единственную самозащиту своей жизни», пробуждает в герое че­ловеческое, он постигает, что «современный мир войны и фашизма редко будет да­рить детям что-либо другое, кроме смерти и безумия».

Поэтическая реминисценция «По небу полуночи» - строки из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел»-углубляют и расширяют философский смысл рассказа: идею единения, преодоления вражды для сохранения жизни и счастья детей, продолжате­лей рода человеческого.

Назначение литературы в поисках истинного бытия А. Платонов, как уже говори­лось, видел в том, чтобы «сеять души в людях». Наш современник В. Распутин, насле­довавший платоновскую установку на философское осмысление жизни, уподобляет Платонова как писателя «звезде, горящей долго и дающей добрый свет»: «Андрей Пла­тонов - смотритель изначальной русской души. Она у него неуютно чувствует себя в настоящем и все страдает в этом „прекрасном и яростном мире" от какой-то нерод­ственности бытия... Очень хотелось бы, чтобы больше читали Платонова, лучше зна­ли русского человека. Вообще знали человека», - так определит Валентин Распутин современность Андрея Платонова.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие темы, на ваш взгляд, преобладают в произведениях А. Платонова («Чевен­гур», «Котлован», «Ювенилъное море», «Песчаная учительница», «Сокровенный чело­век», «По небу полуночи» и др.). Аргументиру-те свои ответы.

2. Какие события реальной жизни России 20-30-х годов легли в сюжетную основу произведений «Чевенгур», «Котлован», «Сокровенный человек», «Ювенилъное море»? Какова роль рассказчика в определении времени изображаемых событий? Найдите в произедениях Платонова эпизоды, явно передающие атмосферу изображаемого вре­мени («Котлован», «Сокровенный человек» и др.).

3. Чем, на ваш взгляд, можно объяснить композиционную сложность повести «Кот­лован», условность ее художественного мира, использование писателем символов, библейской лексики, иносказаний, гротеска?

4. В чем заключается главный конфликт повести «Котлован»? Какова роль словосо­четаний «тайна жизни», «вещество существования» в раскрытии противостояния персонажей?

5. Какие образы, детали, картины в повести «Котлован» имеют символический ха­рактер, в чем их значение? Что символизирует смерть ребенка, «элемента будущего» в повести «Котлован»?

6. С какой целью писатель использует притчу в повести «Котлован»? Какова роль гротеска? Расшифруйте образ «медведя-молотобойца», образы лошадей, «убедившихся в колхозном смысле», «жирных мух, летающих парами...». Можно ли рассматривать образ «медведя-молотобойца» как сюрреалистический? Проведите параллель образа «медведя-молотобойца» с картинами Сальвадора Дали, Франческо Гойи. Выявите ана­логии, сходства и различия.

7. Найдите в произведениях А. Платонова, прочитанных вами, наиболее вырази­тельные эпитеты, метафоры, сравнения. Определите их роль в раскрытии замысла писателя. Назовите сквозные образы-понятия, ключевые слова и словосочетания в платоновских произведениях.

8. Какую функцию несет пейзаж в повести «Котлован»? Выделите и объясните кон­кретные природные образы в этом произведении.

9. В чем, по вашему мнению, заключается смысл названия повести - «Котлован»? Определите возможные значения этого символа. Как он раскрывается в творчестве друих писателей (Е. Замятин, М. Шолохов)?

10. Проведите целостный анализ композиции одного из рассказов Платонова.

1) В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции рассказа, какой цели служит ком­позиция? Как в ней раскрывается авторский замысел - платоновская «идея жизни»! Как она связана с названием рассказа?

2) Роль композиционных средств, используемых автором рассказа: а) вводные эпи­зоды как способ углубления содержания рассказа, воплощения авторской идеи; б) своеобразие платоновского пейзажа и место его в рассказе; в) голос автора в рассказе, особенности лирических отступлений у Платонова; г) художественное обрамление или «кольцевая композиция».

3) Композиция отдельного образа (на примере образа лейтенанта Иванова из рас­сказа «Возвращение»), Является образ статическим или динамическим? Переживает

ли Иванов эволюцию в ходе развития действия? Какое реальное жизненное содержа­ние выражено в образе? Составьте план характеристики образа в рассказе. Составные части характеристики и последовательность их расположения. Соотношение основ­ных свойств изображаемого характера. Структура образа. Какой вид имеет здесь ха­рактеристика персонажа - компактный или развернутый? ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов А. П. Собр. соч.: В 3 т. - М., 1984-1985.

2. Платонов А. П. Взыскание погибших: Повести. Рассказы. Пьеса. Статьи. - М., 1995.

3. Андрей Платонов. Воспоминания современников. Материалы к биографии / Со­ставители Н. В. Корниенко, Е. Д. Шубина. - М., 1977.

4. Васильев В. Андрей Платонов. - М., 1990.

5. Корниенко Н. В. «...Я против тех, кто губит нашу страну» // Лит. газета 2007. 4-10 июня. С. 6.

6. Корниенко Н. В. История текста и биография Андрея Платонова (1926-1946) // Здесь и теперь. 1993. № 1.

7. Малыгина Н. М. Художественный мир Андрея Платонова. - М., 1995.

8. Серафимова В. Д. Концепция детства в творчестве Андрея Платонова // Литерату­ра в гуманитарных школах и классах: Сборник научных трудов / Отв. редактор Э. И. Иванова.-М., 1992.

9. Творчество Андрея Платонова: Исследования и материалы. Библиография. - СПб., 1995.

10. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования, - М., 1987.

Наши рекомендации