Михаил михайлович пришвин (1873-1954)

Жизнь- есть счастье

Ч

увство радости жизни, мотивы преодоления всех препятствий, стоящих вне и внутри человека на пути к счастью, к любви - пронизывают все творчество М. М.

Пришвина. Емким понятием в художественном мире писателя станет образ «живой воды», придающий его прозе философскую наполненность. «Не пустыню ли мы пере­ходим, не изныл ли наш дух в тоске по живой воде?»,- запись в дневнике писателя за 12 июня 1952 г. В одной из художественных миниатюр поэмы «Фацелия» рассказыва­ется о лесном ручейке, который бежит, журча и радуясь, преодолевая преграды на сво­ем пути. «Пусть завал на пути, пусть! Препятствия делают жизнь: не будь их, вода бы безжизненно ушла в песок, как из безжизненного тела уходит непонятная жизнь», -слышим мы авторский голос.

Прямые аналогии между понятиями «вода» и «любовь» возникают при чтении поэ­мы «Фацелия» и миниатюры «Вода и любовь»:«Животным, от букашки до человека, самая близкая стихия - это любовь, а растениям - вода: они жаждут ее, и она к ним приходит с земли и с неба, как у нас бывает земная любовь и небесная».

В книге «Глаза земли»проводится прямое сопоставление «живой» воды с челове­ком: «Большая вода выходит из берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спе­шит к большой воде и достигает даже океана. Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет и зеленеет. Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону. И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже, как стоячая вода».

М. М. Пришвин родился в купеческой семье 22 января (4 февраля) 1872 г. в имении Хрущево Орловской губернии, до десяти лет рос в деревне. Благодаря матери смог по­лучить образование: отец проиграл в карты поместье и ушел из семьи, мать сумела выкупить имение. Учился будущий писатель в Елецкой гимназии, знаменитой тем, что в ней учился и И. А. Бунин,а учителем географии у него был крупнейший пред­ставитель отечественной культуры, критик, философ, писатель, публицист В. В. Роза­нов,впоследствии написавший «Уединенное», «Опавшие листья», «Апокалипсис нашего времени».

В 1892 г. М. Пришвин стал студентом Рижского политехникума. За участие в рево­люционном студенческом кружке был арестован, отсидел год в тюрьме. Закончил М. Пришвин свое образование в Лейпциге, на агрономическом отделении философского факультета, затем жил некоторое время в Париже.

Первая большая книга писателя - «В краю непуганых птиц»(1907) - результат его поездки на Север для собирания русских сказок. Тема «человек - природа», ставшая ос­новной темой книги, определит сюжеты и материал последующих его произведений. Природа изначально воспринимается М. Пришвиным как основа духовной жизни че­ловека. Так, уже в автобиографическом романе «Кащеева цепь»свое рождение автор связывает с внешним миром, соотнося его с явлениями в природе, с миром животных, растений: «Родился я в 1872 году в селе Хрущево, Соловьевской волости Елецкого уез­да Орловской губернии, по старому стилю 22 января, когда прибавляется свет на зем­ле и у разных пушных зверей начинаются свадьбы».

В дальнейшем тема природы и человека, «родственного внимания» человека к миру станет сквозным мотивом всего творчества писателя, его натурфилософией, соглас­но которым и будут формироваться морально-этические критерии, творческий ме­тод.

Роман «Кащеева цепь» написан после двухгодичной ссылки Пришвина за участие в революционном марксистском кружке, после учебы в Лейпцигском университете в Германии. «Кащеева цепь» - это автобиографическое произведение, а его название -сложная метафора, по аналогии с фольклорным образом Кащея. М. Пришвин вопло­щает в этом образе все то зло, что угнетает человеческую личность, что сковывает творческий дар и мешает радости жизни. В переживаниях, поисках, в становлении личности главного героя романа Алпатова - как художника и как человека - воплоти­лись многие автобиографические мотивы, о чем позже М. Пришвин напишет в своих дневниках незадолго до смерти. К своему герою Алпатову вернется Пришвин в днев­никовой записи от 24 августа 1952 г.: «Есть незначительные фактические неточности в рассказе о переживаниях Алпатова сравнительно с тем, что переживал я сам в жиз­ни. Но я, перечитав переживания Алпатова спустя тридцать лет после того, как я на­писал „Кащееву цепь", утверждаю несомненный для меня и удивительный факт: правда написанного гораздо фактич-ней, чем правда сама по себе - правда неодетая».

Желание освободить человека от гнетущего его страха, разорвать Кащееву цепь влечет Михаила Алпатова еще в детстве, когда близкие звали его Курымушкой. Но об­раз «Кощеевой цепи» воплощает в себе не только социальное зло, сковавшее Россию, -это зло не только вне человека, это и «цепи» внутри человека, это инерция пассивно­сти, безволия, душевной апатии, которые, как «тяжелые вериги», мешают человеку подняться на высоту творца.

Многотомные «Дневники» - главный труд в жизни писателя, он вел их в течение всей своей жизни.

«Дневники» Пришвина - это результат художественного творчества. Главным геро­ем художественных миниатюр является русская природа, обладающая для Пришвина нравственной ценностью, взаимодействующая с человеческой душой, помогающая самосовершенствоваться: «Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека: и зверю, и птице, и траве, и облаку только человек дает свой образ и смысл», - писал Пришвин. О назначении своих днев­ников, о той роли, какую он им придавал, Пришвин оставит запись от 10 июня 1940: «Я пишу для тех, кто чувствует поэзию пролетающих мгновений повседневной жизни и страдает оттого, что сам не в силах схватить их».

Дневники Пришвина содержат размышления о мире, о людях, природе, об искус­стве, о войне, об отношениях отцов и детей, о силе ребенка, заключающейся в его сла­бости, о столь губительном для людей разрыве цивилизации и культуры, об этике ученого, о благотворном воздействии красоты.

Пришвинский язык афористичен, в емкой, краткой форме высказывает писатель свои взгляды на сущностные вопросы бытия человека. Например: «Любовь, как дело личное, начинается пониманием двух и подарком. Но это личное дело, проходя сквозь женщину, превращается в общее, ребенок есть начало общей жизни» (2 июля 1952); «Игра в войну и человеческое могущество в будущем может весь земной шар вернуть к состоянию первичной материи» (5 сентября 1945 г.); «У человека на свете есть две радости: одна в молодости выйти из дома, другая- в старости вернуться до­мой» (12 июля 1943).

Произведения М. Пришвина, опубликованные в конце 30-х - начале 40-х годов -«Родники Берендея», «Неодетая весна», «Женьшень», «Фацелия», «Лесная ка­пель»- это размышление писателя о человеке, о его сущности, о смысле жизни, о раз­рыве цивилизации и культуры, о власти красоты.

Через образ природы М. Пришвин передает свойственное народу жизнерадостное мироощущение, выражает жизнеутверждающую философию языком мыслящего ху­дожника: «Прошлый год, чтобы заметить место на вырубке, мы сломили молодую бе­резку; она повисла почти только на одном узеньком ремешке коры. В нынешнем году я узнал то место, и вот удивление: березка эта висела зеленая, потому что, вероятно, ремешок коры подавал сок висящим сучьям».

Основная мысль всех этих произведений - единство человека и природы в творче­ском акте созидания. Представление о родстве человека с растительным и животным миром; о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, что находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении, - составля­ют основу натурфилософии писателя. По Пришвину, человек - высшее создание при­роды, то есть родящая, творческая природа - призван взять на себя заботу о сохране­нии природы, о ее преобразовании: «Я чувствую жизнь природы всю целиком... со всей летающей, плавающей, бегающей тварью я чувствую родственную связь, и для каждой в душе есть образ-памятка».

Природа в контексте творчества М. Пришвина - это не только среда обитания чело­века, она помогает человеку глубже познать, понять самого себя, как это происходит в новелле «Власть красоты»,в «Лесной капели»:«Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям, близко стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по голо­вам больше убьешь, раскрыл ружье, вынул картечь, вложил утиную дробь. И только бы стрельнуть, - стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ру­жье, он долго любовался, потом тихонечко пятился, пятился и отошел так, что лебеди вовсе и не знали страшной опасности».

Роман «Корабельная чаща»углубляет направление поисков «певца природы и чело­века» М. М. Пришвина: в нем писателем-гуманистом утверждается глобальная мысль о смысле жизни, о добре как содержании жизни, о необходимости реализации человеком своих природных возможностей («Не гонитесь, деточки, за счастьем в оди­ночку, гонитесь дружно за правдой»). Жанр произведения писатель обозначил как «ловесть-сказка».

Соединение правды и вымысла на страницах книги, ее сказовая форма позволяют Пришвину решать сущностные вопросы человеческого бытия. Устами своего шестиде­сятилетнего героя Мануйло, берегущего свой «путик» (понятие, аналогичное пушкин­скому понятию о «самостоянии человека»), автор выразит извечную тягу народа к правде и справедливости: «Затем и сказка, чтоб правду найти».

Роман «Корабельная чаща»состоит из одиннадцати частей, которые делятся, в свою очередь, на сорок глав; в композиционном решении роман отличается особой сложностью: в нем нет единого драматического сюжета, много лирических отступ­лений, вставных новелл, имеющих притчевый характер. Первая глава первой части «Васина елочка»задает основной тон повествованию, она освещает главные темы ро­мана - любви к родной земле, человеческого участия в судьбе другого человека, стой­ких нравственных ориентиров, ценности мира. «Солнце светит одинаково всем - и че­ловеку, и зверю, и дереву. Но судьба одного живого существа часто решается тенью, падающей на него от другого», - это первая фраза первой главы романа, которая при­дает роману философскую наполненность, позволяет дальнейшему развертыванию событий во времени и пространстве.

В финале романа, когда героям удастся отстоять Корабельную чащу, не дать ее на сруб, исходная мысль повторится в беседе народных мыслителей - стариков Мануйло и Онисима, придавая роману кольцевую композицию (часть одиннадцатая, глава со­роковая): «Выслушав Онисима, Мануйло сказал ему только одно: «Не гонитесь, деточ­ки, за счастьем в одиночку, гонитесь дружно за правдой».

Символичным является и образ Корабельной чащи, который развивается и в сю­жетной линии жизни Мануйлы, ищущего путь правды, отстаивавшего «свой путик»; и в сюжетной линии детей-сирот Мит-раши и Насти, пришедших в роман с «Кладовой солнца»; и в жизненном пути Васи Веселкина - «солдата с перевязанной рукой», ищу­щего Корабельную чащу, чтобы срубить ее и использовать лес на фанеру для борьбы с фашистами. Мотив путешествия, присущий сказке, символизирует у Пришвина поиск истины, являясь сюжетообразующим во всех линиях романа.

Образ «Корабельной чащи» как «великого чуда» обсуждается во время встречи Ма­нуйло с Онисимом: «Эту сосновую чащу в немеря-ных лесах мы и таим, и весь народ наш таит». Онисим, как и Мануйло, выступает в романе как представитель народного мироощущения: «Одинокое дерево валится даже и от легкого ветра, а в Чаще даже ка­кому дереву упасть надо, и то падать некуда».

Таким образом, «Корабельная чаща» - является и символом веры советских людей, победивших фашистов в Великой Отечественной войне, и символом жизнестойкости, оптимизма, народного мироощущения.

В этой связи примечательна фраза из «Корабельной чащи», воплощающая в себе надежды писателя: «Люди будут сближаться между собой не для войны, а для мира».

Логично и оправдано определение писателем жанра «Кладовой солнца» как «сказ­ки-были»; «Корабельные чащи», - как «повести-сказки»; «Осударевой дороги», - как «рсшана-сказки». Обозначение жанра названных произведений термином «сказка» помогает автору использовать богатейшие традиции народного творчества, найти форму, которая соответствует содержанию, углубить философскую основу произведе­ний. Форма сказки с ее предельным обобщением помогает писателю расширить худо­жественное время своего повествования, включить и настоящее и прошлое. М. При­швин превращает мечту, предшествующую поступку, делу, - в реальность. «В сказке есть правда: затем и сказка, чтоб правду найти». Эта мысль, вложенная в уста Мануй­ло, сливается с авторским голосом.

Последняя запись в дневнике писателя от 15 января 1954 года передает насколько сильно любил он жизнь, насколько сильно ощущал свою слитность с природой - «День­ки вчера и сегодня (на солнце - 15) играют чудесно, те самые деньки хорошие, когда

вдруг опомнишься и почувствуешь себя здоровым». Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В поэме «Фацелия», в дневниковых записях Пришвина сквозным мотивом будет мотив «всеобщего родства», единения человека и природы, мотив «родственного вни­мания к миру», столь присущий и поэзии В. Хлебникова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, прозе А. Платонова, Л. Леонова. Выявите сходные мысли, идеи о единстве человека и природы в творчестве этих авторов.

2. Какое место занимает ребенок в системе нравственных координат в творчестве М. Пришвина? Проследите концепцию детства, проблему связи поколений на матери­але следующих произведений М. Пришвина: «Корабельная чаща», «Кладовая солнца», дневники писателя.

3. В чем заключается, на ваш взгляд, своеобразие композиции романа «Корабель­ная чаща»? Передайте содержание притч о «путике», о «Васиной елочке», о «Корабель­ной чаще», проанализируйте их функцию. Раскройте смысл названия «Корабельная чаща».

4. Напишите сочинение на тему: «Мы в родстве со всем миром...». Тема природы и человека в произведениях М. М. Пришвина. (На материале произведений «Фацелия», «Корабельная чаща», «Дневники», «Лесная капель» - по выбору.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Пришвин М. М. Собр. соч.: В 8 тт. - М., 1982-1986.

2. Пришвин М. М. Дневники. - М., 1990.

3. Агеносов В. Формирование жанра лирико-философского романа в творчестве М. Пришвина. Роман-миф М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и роман-сказка М. При­швина «Корабельная чаща» //Агеносов В. Советский философский роман. - М., 1989.

4. Козловский Ю. О Михаиле Пришвине и его дневниках // Пришвин М. М. Дневни­ки.-М., 1990.

5.Курбатов В. Михаил Пришвин: Очерк творчества. - М., 1986.

Наши рекомендации