Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932)

Твой Бог в тебе и не ищи другого.

С

реди «белых пятен» русской литературы XX века длительное время находилось и поэтическое творчество «золотого слитка» Серебряного века - поэта, художника, мыслителя, литературного критика Максимилиана Александровича Волошина. Сти­хотворения поэта не печатались у нас в стране с 1928 по 1961 год. «Воскрешенный» Во­лошин, оставивший богатое, разнообразное наследие как поэт, критик, художник, фи­лософ, гражданин, отразивший сложное и трудное для России время первой четверти XX века, раздумья над ходом истории и судьбами человечества, предстает перед совре­менным читателем яркой, цельной и самобытной фигурой в истории русской и миро­вой литературы.

Без поэзии М. Волошина периода революции и Гражданской войны, без его цикла стихотворений «Усобицы»,философской поэмы «Путями Каина»картина русской литературы была бы неполной.

В «Автобиографии»(1925) Волошин подчеркнет: «Вернувшись весной 1917 г. в Крым, я уже больше никогда не покидаю его: ни от кого не спасаюсь, никуда не эми­грирую, и все волны Гражданской войны и смены правительства проходят над моей головой. Стих остается для меня единственной возможностью выражения мыслей о свершившемся, но в 1917 г. я не смог написать ни одного стихотворения: дар речи воз­вращается мне только после Октября».

Свою любовь к Родине, к людям Волошин доказал жизнью. Когда весной 1919 г. к Одессе подходила банда григорьевцев и Алексей Толстой звал Волошина ехать с ним за границу, он ответил: «Когда мать больна, дети ее остаются с нею».

В стихотворении «Неопалимая купина»(1919) поэт, прибегая к библейскому сюже­ту, создает символический образ родной земли. Архетип Неопалимой Купины поэтиче­ски переосмысливается Волошиным в символ России - «Святой земли», которая «го­рит, не сгорая».Поэт обращается к славному историческому прошлому России: «Каждый, коснувшийся дерзкой рукою, - / Молнией поражен: / Карл - под Полтавой; ужален Москвою, - / Падает Наполеон». Поэт предостерегает: «Кто там? Французы? Не суйся, товарищ, / В русскую водо-верть!». И в 1920 г. во время «великого исхода» из Крыма, перед вступлением туда войск красного командарма М. Фрунзе, в стихотворе­нии «Заклинание (От усобиц)»Волошин, используя форму и отдельные выражения народных заклятий, заговоров, говорит о вере в «праведную Русь», в торжество народ­ных идеалов:

Из кроеи, пролитой в боях, Из праха обращенных в прах, Из мук казненных поколений, Из душ, крестившихся в кроеи, Из ненавидящей любеи, Из преступлений, исступлений — Возникнет праведная Русь. Я за нее за всю молюсь, И верю замыслам предвечным.

Позже, пережив террор, братоубийственную резню, голод, в 1922 г. в стихотворе­нии «На дне преисподней»,посвященном памяти А. Блока и Н. Гумилева, поэт так же не отступится от своей веры, выразит готовность до конца разделить участь родной земли, «горькой детоубийцы»:

Темен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца, - Русь!

И на дне твоих подвалов сгину Иль в кровавой луже поскользнусь, — Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь.

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве 16 (28) мая 1877 г. (по его словам, в Духов День, когда земля - именинница) в дворянской семье, уходящей своими корнями к запорожским казакам. Отец будущего писателя - член Киевской палаты уголовного и гражданского суда, - рано умер, воспитанием занима­лась мать Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер), - волевая женщина, от которой поэт унаследовал веселый нрав и страсть к мистификации.

Учился Волошин на юридическом факультете Московского университета, за уча­стие в студенческих беспорядках был исключен из университета и отправился с экс­педицией в Среднюю Азию.

В «Автобиографии» Волошин, прослеживая свой путь исканий, отметит: «Здесь настигли меня Ницше и „Три разговора" Владимира Соловьева. Они дали мне возмож­ность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно - с высоты азиатских плоскогорий».

Юношей Максимилиан Волошин решил посвятить себя литературе и искусству и поставил перед собой грандиозную задачу - «уйти на запад, познать всю европейскую культуру в ее первоисточнике, а затем уйти учиться к другим цивилизациям, в Ин­дию, Японию, Китай».

В 1901 г. Волошин поступил в Берлинский университет, но вскоре уехал в Париж. До 1916 г. он жил то в Берлине, то в Коктебеле (в Крыму, под Феодосией), тщательно изучал культуру Запада, Востока, объездил Швейцарию, Германию, Италию, Испа­нию, побывал на Корсике и Сардинии, в Греции и Константинополе, мечтал о дли­тельном путешествии на Восток- в Китай, Японию, Индию. Свою творческую про­грамму Волошин сформулировал в стихотворении 1904 г. «Сквозь сеть алмазную за­зеленел Восток»:

Все видеть, все понять, все знать, все пережить, Все формы, все цвета вобрать в се­бя глазами, Пройти по всей земле горячими ступнями, Все воспринять - и снова во­плотить.

Образ юного Волошина, парижского корреспондента московского журнала «Весы» и петербургской газеты «Русь», воспринимался современниками как образ авторитет­ного известного литературного и художественного критика, стремящегося все по­знать путешественника, странника, эрудита, «ходока по дорогам мысли и слова» (определение М. Цветаевой). Вспоминая 1898-1905 годы, Волошин писал: «В эти годы -я только впитывающая губка. Я весь глаза, весь уши. Странствую по странам, музе­ям, библиотекам».

Тема странствий, в буквальном смысле слова, и странствий как «блужданий ду­ха» - одна из основных тем сборников поэта: «Стихотворения. 1900-1910»; «Иверни» (1918), «Демоны глухонемые» (1919).

Лирический герой ранних книг Волошина - «странник и поэт, мечтатель и прохо­жий» с его поисками и стремлением постичь тайны мудрости.

Я верю в жизнь, и в сон, и в правду, и в игру... Бездомный долгий путь назначен мне судьбой... Пускай другим он чужд... я не зову с собой - Я странник и поэт, мечта­тель и прохожий. («Как некий юноша в скитаньях без возврата», 1913)

В циклах «Годы странствий» (1901-1909): «Amori amara sacrum» (с итальянского -«Святая горечь любви»), «Звезда полынь», «Corona Astralis» («Венок сонетов»), в «Киммерийской весне»Волошин воспевает радости жизни, буйство красок, весну, жажду счастья и в то же время напоминает о долге человека, о необходимости само­ограничения, аскетизма. В стихах поэта неразрывно слиты аполлоновское и дио-ни-сийское начала, жажда жизни, восторг, стремление к радости, веселью, буйству красок, и в то же время - умеренность, самообладание, взвешенность во всем. Нрав­ственное кредо поэта - единство, соединение двух начал в жизни человека:

Свобода и любовь в душе неразделимы,

Но нет любви, не налагавшей уз.

«Матер инство»

Волошин был личностью незаурядной, спектр его духовных интересов - буддизм, католичество, масонство, оккультизм, антропософия, теософия, французская лите­ратура и живопись. И все увлечения, весь духовный мир поэта отразились и в его поэ­зии, и в книге художественной критики «Лики творчества»и в эпистолярном творче­стве, в частности, интересной переписке с русским художником Александром Бенуа, с Мариной Цветаевой. Большое влияние на Волошина, как он сам признается в «Авто­биографии»,оказало увлечение антропософией, учением Рудольфа Штейнера,кото­рое на место бога ставило обожествленного человека, и увлечение теософией, претен­дующей на то, чтобы научными методами познать божественную мудрость. Антропо­софские идеи Волошина сказались в стихотворениях «Сатурн», «Луна», «Солнце», «Кровь».Так, по поводу стихотворений «Солнце»и «Кровь»Волошин писал своему другу А. М. Петровой: «Для уяснения смысла этих стихотворений я должен сказать, что человек древнее земли и жил раньше на других планетах, и что кровь возникла на той планете, что была древнее солнца... Кровь знает больше человека и помнит со­кровенные тайны мироздания».

В цикле «Corona Astralis» («Венок сонетов»)выражено эзотерическое (греч. «тай­ный, скрытый, внутренний, глубинный смысл, предназначенный исключительно для посвященных») восприятие мира, сложившееся у Волошина благодаря его увлечению оккультизмом.

Волошин проявил истинную человечность и гуманизм, выразив в своих стихотво­рениях антивоенные настроения простых людей; его позиция не имела ничего общего с националистическим энтузиазмом, охватившим многих.

Приехав в Париж, Волошин издал антивоенную книгу стихов «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»,1915). Трагедия Европы в этой книге изображена поэтом в апокалипсических образах - как хаос, разрушение:

В эти дни не спазмой трудных родов Схвачен дух: внутри разодран он Яростью сгрудившихся народов, Ужасом разъявшихся времен. В эти дни нет ни врага, ни брата: Все во мне и я во всех.

В своей поэзии Волошин отдает дань панэстетизму, как одной из основополагаю­щих идей, определяющих поэтику символизма. Поэта интересует внутренний мир че­ловека, скрытая от поверхностного взгляда сущность бытия; мир природы раскрывает­ся для него через соотнесенность его с мифологическими, историческими образами. Его поэзии присущи и особая живописность, музыкальность: описанные явления, предметы «одеты» «в тона жемчужной акварели» и пропущены через восприятие ху­дожника-наблюдателя.

Таким образом, особым свойством волошинского дарования было особенное худож­ническое видение мира, создание зрительных образов. Например, описываемый им Па­риж во время дождя напоминает картины французских импрессионистов Камиля Писсарро, Клода Моне, Огюста Ренуара:

В дождь Париж расцветает, Точно серая роза... Шелестит, опьяняет Влажной лаской наркоза. А по окнам танцуя Все быстрее, быстрее, И смеясь, и ликуя Вьются серые феи.

(«В дождь Париж расцветает...», 1904)

Не случайно выдающийся поэт Вяч. Иванов дал высокую оценку волошинской поэ­зии, отметив, что «...у Волошина глаз непосредственно соединен с языком: говорящий глаз».

С годами в творчестве Волошина все большее место занимает живопись. Он осваи­вает технику темперы и акварели, пишет прекрасные пейзажи Крыма, которыми и

сегодня восхищаются зрители. С живописью связана и деятельность Волошина как ху­дожественного критика: он часто выступает со статьями, посвященными творче­ству скульптора А. Голубкиной, художников К. Богаевского, М. Сарьяна и др., отмечая новаторство их работ.

Другая отличительная особенность поэзии Волошина - музыкальная напевность речи, утонченная интонационная выразительность. Примером может служить бле­стящее стихотворение «Письмо»:

Любить без слез, без сожаленья. Любить, не веру я в возврат... Чтоб было каждое мгновенье Последним в жизни. Чтоб назад

Нас не влекло неудержимо. Чтоб жизнь скользнула в кольцах дыма, Прошла, развеялась... И пусть

Вечерне-радостная грусть Обнимет нас своим запястьем.

В поэзии Волошин следует своему принципу- «расколдовать вселенную». В проек­те предисловия к первому сборнику стихов «Предварение»он пояснял: «Во всех ве­щах и явлениях мира пленено то божественное слово, которое его вызвало к бытию. Цель поэзии найти его: угадать подлинное имя каждой вещи, расколдовать вселен­ную».

В этой связи поражает взыскательность Волошина, тщательность его работы над стихом. Свое поэтическое кредо поэт сформулировал в письме к матери от 7 января 1914 г.: «...л делаю в искусстве только то, что трудно. Мне легко дается стих. Я довел требования к нему до такой степени, что мне очень трудно писать стихи и я пишу их очень мало». Не случайно, что свой первый сборник стихотворений Волошин выпу­стил после десяти лет профессиональной поэтической работы в 1910 году.

На поэзию Волошина большое влияние оказал и Константин Бальмонт, один из зачинателей символизма, с которым поэт познакомился в 1902 г., и это знакомство пе­решло в многолетнюю дружбу. Волошин ценит гибкость балъмонтовского стиха, присущую его поэзии музыкальность, богатство аллитераций, посвящая другу стихо­творения «Фаэтон», «Бальмонт», «Напутствие Бальмонту».

Многие стихотворения первых книг Волошина - медитативные, т. е. проникнутые развернутыми авторскими размышлениями, сомнениями, раздумьями. Почти весь цикл «Amori amara sacrum» («Святая горечь любви»)посвящен Маргарите Васи­льевне Сабашни-ковой, в 1906 г. ставшей женой Волошина, с которой он через год рас­стался. Наиболее выразительные стихотворения цикла - «Та-иах», «Я ждал страда­нья столько лет», «Мы заблудились в этом свете».В годы их написания поэт нахо­дился, несмотря на само декларированную независимость, под сильным влиянием символистов. Отсюда - загадочность, туманная изысканность, неопределенность по­этических образов, музыкальность стихотворения:

Я ждал страданья столько лет Всей цельностью неосознанного счастья. И боль пришла, как тихий синий свет, И обвилась вкруг сердца, как запястье. Желанный луч с собой принес Такие жгучие, мучительные ласки. Сквозь влажную лучистость слез По миру разлились невиданные краски...

Лирический герой стихотворений раннего Волошина сосредоточен на своем внут­реннем мире, на постижении своего «Я.» в мироздании, на осознании связей между людьми. Отсюда - множество образов, понятий, символов, навеянных культурой Древней Греции, Ближнего и Дальнего Востока.

Так, стихотворение «Таиах»навеяно образом египетской царицы, супруги древне­египетского фараона Аменхотепа (XV в. до н. э.).

В стихотворении «Мы заблудились в этом свете»использован миф об Орфее, ле­гендарном певце, спустившемся в царство мертвых за своей женой Эвридикой, но не сумевшем вывести ее оттуда:

Мы заблудились в этом сеете. Мы в подземельях темных. Мы Один к другому, точно дети, Прижались робко в безднах тьмы.

Летом 1902 г. Волошин построил дом в Крыму, в поселке Коктебель, где жил вместе с матерью и второй женой Марией Степановной Заболоцкой (1887-1976) до самой смерти, постоянно возвращаясь туда после многочисленных путешествий. Природа Крыма, художественное осмысление коктебельского пейзажа, увлечение историей и археологией края, чувство глубокой связи человека и природы оказали большое влияние на творчество поэта. У Волошина в Коктебеле собирается литературная молодежь -Николай Гумилев, Марина и Анастасия Цветаевы, Осип Мандельштам, Алексей Тол­стой и многие другие. В доме Волошиных складывается особый притягательный мир, где богемные привычки неразрывно связаны с творческим напряжением и вдохновени­ем.

Хорошо зная историю Великой французской революции, пережив революционные события 1905-1907 гг., Февральскую революцию, Волошин в «Автобиографии»(1925) писал: «Ни война, ни революция не испугали меня и ни в чем не разочаровали: я их ожидал давно и в формах еще более жестоких (...19-й год толкнул меня к обществен­ной деятельности в единственной форме, возможной при моем отрицательном отно­шении ко всякой политике и ко всякой государственности... - к: борьбе с террором, независимо от его окраски. Это ставит меня в эти годы (1919-1923) лицом к лицу со всеми ликами и личинами русской усобицы...)».

Октябрьская революция и Гражданская война изменили тематику, настроение во-лошинских произведений, придали его поэтическому голосу мощь и выразитель­ность.

Так, в стихотворениях «Террор»(1921), «Потомкам»(1921), «Красная Пасха»(1921), «Бойня»(1920) Ъолошшя-летописец с протокольной точностью описывает реаль­ность, с болью повествует о глумлении над человеком, о братоубийственной резне, со всей силой сострадания передает те муки, которые переживает его страна, люди в кровавом водовороте Гражданской войны. Поэт не стоит «над схваткой» - он как ис­тинный гуманист отвергает любое насилие над человеком. О своей гуманистической позиции Волошин определенно скажет в стихотворении «Гражданская война» (1919). «Белые» и «красные» для него, как и для М. Цветаевой, «на одно лицо»:

А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других.

По Волошину, «Совесть народа - поэт» («Доблесть поэта»,

1925); и в этом же стихотворении, написанном верлибром, обращает на себя внима­ние мысль: «В дни революции быть Человеком, а не Гражданином» - вот жизненная позиция поэта.

Виновники братоубийственной войны для поэта - «Ослушники законов естества -/В себе самих укрыли наше солнце» («Потомкам»).Волошин исполнен сострадания к жертвам «русской усобицы», говорит о неистребимости гуманистических заветов («Бойня», «Террор»).«Здесь мы испытали все прелести Гражданской войны со всем ее разнообразием», - пишет он в 1920 г. А. В. Голыптейн. - Жестокости с обеих сторон превосходят всякое вероятие и совершаются походя, как самая обычная вещь».

Носитель символистского мировоззрения, Волошин изображает революцию как взрыв бунтарской, анархистской стихии, как умопомрачение людей, не осознающих своего предназначения (стихотворения «Красногвардеец», «Трихины», «Спекулянт»,

«Гражданская война», «Красная Пасха»).Он подчеркивает в своих стихах апокалип­сическую природу революции и Гражданской войны. В интерпретации поэта история двигалась вперед и развивалась концентрическими кругами (поэма «Россия»).

Одна из главных тем лирики Волошина периода Гражданской войны - тема искуп­ления. Поэт верил, что виновники страданий русской земли охвачены приступом безу­мия, и русский народ должен искупить этот тяжкий грех (стихотворения «Русская революция», «Готовность», «Мир»):

С Россией кончено... На последях

Ее мы прогалдели, проболтали Пролузгали, пропили, проплевали. Замызгали на грязных площадях. Распродали наулицах: не надо ль Кому земли, республик да свобод, Гражданских прав? И родину народ

Сам выволок на гноище, как падаль... О, Господи, разверзни, расточи, Пошли на нас огнь, язвы и бичи: Чтоб искупить смиренно и глубоко Иудин грех до Страшного Суда.

(«Мир», 1917)

В цикле поэм «Путями Каина» (Трагедия материальной культуры,

1921-1923) прослеживается тема «портретирования культур», соотнесенности разных цивилизаций. В этом цикле проявились энциклопедические знания поэта Воло­шина, человека-эрудита. В цикле «Путями Каина»Волошин проявил себя знатоком верлибра(стихотворные строки, объединенные интонационным подобием) и «науч­нойпоэзии». В поэмах «Бунтовщик», «Война», «Машина», «Пар», «Государство», «Дом поэта», «Кулак»осмысливаются проблемы цивилизации и культуры, мораль­но-этические проблемы, вопросы воспитания, этичности науки. Поэта волнует сквоз­ная тема русской классической литературы - преемственности поколений, отноше­ний учителя и ученика. Он предостерегает от плохих воспитателей, растлевающих ум и души. Они, в образном ироническом определении поэта, «ученый Комитет компра­чикосов»:

...за рангом палачей Идетученый Комитет Компрачикосов, Искусных в производстве Обеззараженных, Кастрированных граждан.

(поэма «Государство», 1922)

Разрабатывая проблему этичности науки,Волошин в поэме «Кулак»прибегает к библейскому сюжету о Каине и Авеле, выводя родословную современных убийц:

Так стал он предком всех убийц, Преступников, пророков - зачинатель Ремесл, искусств, наук и ересей. Кулак - горсть пальцев, пясть руки, Сжимающая сручъе иль оружье, — Вот сила Каина.

В поэмах «Бунтовщик», «Машина», «Кулак», «Меч»Волошин выдвигает безаль­тернативную необходимость- сойти с пути «пер-воубийцы Каина». Сила, власть должны согласовываться с моралью. С изобретением машин, пороха, оружия челове­чество, по Волошину, устремилось к пропасти, и может стать «желудочным соком»

для «осьминогов» промышленности.

В поэме «Левиафан»Волошин уподобляет враждебное человеку государство Левиа­фану, враждебного Богу и насаждающего хаос. Себя поэт видит в образе библейского Иова,помогающего Господу «любовью» согреть, растопить «мир земной». Все произве­дения цикла «Путями Каина» объединяет мысль о том, что знание может стать источ­ником катастроф, бедствий, если оно не уравновешено отречением людей от личных выгод, если оно не базируется на нравственности, любви человека к другому челове­ку:

Вы взвесили и расщепили атом, Вы в недра зла заклинили себя, И ныне вы заложены, как мина, Заряженная в недра вещества». <...> Ужель вам ждать, пока комками грязи Не распадется мерзлая земля?

Книга завершается поэмой «Суд», призывающей человека к «личному моральному осознанию» всего происходящего, видением в себе «солнца в зверином круге».

Духовная заповедь Волошина грядущим поколениям - осознать исцеляющую силу любви - противостоять злу:

Все зло вселенной должно, Приняв в себя, Собой преобразить. <...> Единственная заповедь «ГОРИ!» Твой Бог в тебе, И не ищи другого Ни в небесах, ни на земле...

(«Бунтовщик», 1923)

Когда Волошина не стало, Марина Цветаева посвятила своему другу прекрасное прозаическое произведение «Живое о живом».

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как в поэзии М. Волошина отразились настроения его эпохи? Близка ли Волоши­ну общественно-гражданская тема? В каких стихотворениях поэта отразилась тема Родины, родной земли?

2. Расскажите об основных мотивах творчества Волошина. Как отразилась в нем атмосфера глобальных исканий эпохи, максимализм в требованиях к искусству? Объ­ясните поэтическое кредо, сформулированное самим поэтом: «...я делаю в искусстве только то, что трудно. Мне легко дается стих. Я довел требования к нему до такой сте­пени, что мне очень трудно писать стихи и я пишу их очень мало».

3. В каких стихотворениях Волошина, на ваш взгляд, в особой мере проявилась «культурная оснащенность» (использование литературных и исторических реминис­ценций, библейских, мифологических сюжетов) и поэтическая выразительность (тя­готение к живописности, красочности, музыкальности)?

4. Что привносит поэтика фольклора в стихотворения Волошина? Найдите в его ли­рике другие художественные средства и приемы, пришедшие из фольклора - гипербо­лу, повтор, яркие эпитеты. Какова связь поэтики Волошина с его мировосприятием?

5. В чем заключается, на ваш взгляд, гуманизм творчества поэта? В чем смысл идейно-художественных и нравственно-эстетических исканий Волошина?

6. Что нового вы узнали о Волошине из воспоминаний его современников?

7. Составьте реферат на тему: «Все зло вселенной должно, / Приняв в себя, / Собой преобразить». Идейно-художественные и нравственно-эстетические искания М. Воло­шина.

8. Напишите сочинение на тему: «Умирать так умирать с тобой, / И с тобой, как Ла­зарь, встать из гроба!» Тема поэта и поэзии в творчестве М. Волошина.

9. Подготовьте сообщение на тему: «Мир идей и образов цикла поэм М. Волошина „Путями Каина". Трагедия материальной культуры».

ЛИТЕРАТУРА

1. Волошин М. А. Стихотворения и поэмы / Вступит. Статья А. В. Лаврова- СПб., 1995.

2. Волошин М. А. Россия распятая: Сборник статей и стихов / Состав. В. И. Цветков, вступит, статья и коммент. Э. С. Менделевича. - М., 1992.

3. Волошин М. А. Лики творчества. - Л., 1988.

4. Воспоминания о Максимилиане Волошине / Составление и комментарии В. Куп­ченко и 3. Давыдова. - М., 1990.

5. Воспоминания о серебряном веке / Составление, предисловие и комментарии В. Крейда. -М., 1993.

6. Казнина О. Евразийский комплекс идей в литературе // А. Г. Гачева, О. А. Казни-на, С. Г. Семенова. Философский контекст русской литературы 1920-1930-х годов. - М., 2003.

7. Пинаев С. Близкий всем, всему чужой... Максимилиан Волошин в историко-лите­ратурном контексте Серебряного века. - М., 1996.

8. Скороспелова Е. Русская проза XX века: От А. Белого («Петербург») до Б. Пастерна­ка («Доктор Живаго»), - М., 2003.

9. Цветаева М. Живое о живом // Цветаева М. Собр. соч.: В 7 тт. - М., 1994. Т. 4.

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Образ мира, в слове явленный...

Б

. Л. Пастернак - крупнейший русский поэт и писатель XX столетия, художник глу­бокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами. Он впустил в свои книги мир со всеми его обыденными реалиями, с его радостями и пе­чалями, впустил и запечатлел на веки саму жизнь. Вслушаемся в его разговор с нами:

Я под Москвою эту зиму, Но в стужу, снег и буревал Всегда, когда необходимо, По делу в городе бывал. Я выходил в такое время, Когда наулице ни зги, И рассыпал лесною темью Свои скрипучие шаги. <...> Сквозь прошлого перипетии И годы войн и нищеты Я молча узнавал России

Неповторимые черты («На ранних поездах»)

Еще на заре поэтической деятельности Б. Пастернака замечательную и верную оценку его поэзии дал О.Э. Мандельштам:«Стихи Пастернака почитать - горло про­чистить, дыхание укрепить... У нас сейчас нет более здоровой поэзии. <...> У Пастерна­ка синтаксис убежденного собеседника, который горячо и взволнованно что-то дока­зывает».

Поэтические сборники поэта:«Близнец в тучах» (1914); «Поверх барьеров» (1916); «Сестра моя - жизнь» (1922); «Темы и вариации» (1923); «Второе рождение» (1934); «На ранних поездах» (1944); «Стихи о войне» (1941-1944); «Стихотворения Юрия Живаго» (1946-1953); «Когда разгуляется» (1956).

Поэзия Б. Пастернака аполитична, ей свойственна интеллектуальная напряжен­ность, сложная метафоричность:

Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной, В слезах от счастья отстою.

(«Когда разгуляется», 1956)

О роли метафоры в поэзии Б. Пастернак пишет в «Охранной грамоте»(1930): «Ис­кусство реалистично как деятельность и символично как факт. Оно реалистично тем,

что не само выдумало метафору, а нашло ее в природе и свято воспроизвело. Перенос­ный смысл также точно не значит ничего в отдельности, а отсылает к общему духу всего искусства, как не значат ничего порознь части смещенной действительности».

Лирический герой в стихотворениях Б. Пастернака чувствует свое единство с ми­ром, поэт и мир максимально приближены, составляют единое целое. Грозовые тучи, кусты благоухающей сирени, птицы - все волнует сердце, радует глаз, питает душу, ласкает слух. Ощущение поглощенности миром, властной силой жизни в природе вы­ражено в знаменитых пастернаковских стихотворениях «Стрижи», «Девочка», «Лан­дыши», «Сирень», «Гроза», «Дождь. Надпись на „Книге степи"и др.

Человек и природа, человек и мир птиц, растений - эта тема волнует Б. Пастернака в пространстве всего творчества. Гроза, ливни, дождь - часто повторяющиеся мотивы в лирике поэта, но это не только явления природы, это еще чувства, переживания ли­рического героя. Пастернаковская поэзия близка пейзажной и философской лирике Ф.И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова.Не случайно книгу «Сестра моя - жизнь» поэт посвя­щает Лермонтову, а первое стихотворение называется «Памяти Демона».

Природные образы в поэзии Пастернака ассоциативными связями соотносятся с жизнью человека, взаимоотношениями людей. Его стихотворения пропитаны духом современности. Используя ассоциативность, поэт выстраивает внутреннюю логику взаимодействия между явлениями на основе их сходства, смежности или контраста. Большую смысловую нагрузку несет в поэзии Пастернака также поэтическая деталь. Она заключает в себе образ мира, подчас недоступного пониманию, скрытого от по­верхностного взгляда. И задача художника - уловить и передать скрытый смысл жиз­ни, «расколдовать вселенную» («Трава и камни», «Все наденут сегодня пальто», «Вокзал»и др.)

Своеобразие большинства стихотворений Пастернака определяется решением гло­бальных философских, мировоззренческих вопросов. Мысль о единстве человека с природой, о слиянии со Вселенной представляет пастернаковскуюконцепцию жиз­ни. «Природа всю жизнь была его единственной полноправной Музой, его тайной со­беседницей, его Невестой и Возлюбленной, его Женой и Вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его», - справедливо отметит Анна Ахматовао слитности поэта с миром в своих раз­мышлениях о поэтах-современниках.

Б. Л. Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве. Семья принадлежа­ла к русской культурной элите, была близка кругу Л. Н. Толстого, А. Н. Скрябина. Отец поэта - академик живописи Леонид Осипович Пастернак, крупный русский худож­ник, мать - пианистка. Образование будущий поэт и писатель получил в Московской 5-й классической гимназии, на историко-филологическом факультете Московского университета, философское отделение которого он окончил в 1913 году. Как пишет сам Пастернак в автобиографии, к: литературе он пришел поздно, все школьные годы отдав музыке и прошедши в ней полный курс композиции».

Значительную роль в художественном воспитании Б. Пастернака в детстве сыгра­ла среда московской творческой интеллигенции. В доме его родителей бывали В. Д. Поленов, В. А. Серов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Л. Н. Толстой, Р. М. Рильке и мно­гие другие известные деятели культуры.

Поступив на историко-филологический факультет Московского университета, Б. Пастернак некоторое время занимался философией в Германии в знаменитом Мар-бургском университете. Этому городу и переживаниям, связанным с ним, поэт посвя­тит стихотворение «Марбург»(1916,1928).

Литературным дебютом Б. Пастернака стали пять стихотворений, напечатанных в 1912 году в Москве в альманахе близкой к позднесимволистскому издательству «Му-сагет» группы «Лирика». Первый стихотворный сборник, как отмечалось, вышел в 1914 году. После Октября 1917 г. Б. Пастернак некоторое время работал в библиотеч­ном отделе Наркомпроса. В 1920-х годах примыкал к литературной группе «Леф», воз­главляемой В. Маяковским. Первая встреча Пастернака с Маяковским состоялась вес­ной 1914 года и оказала огромное влияние на молодого поэта. Пастернак сознательно отказывается от романтического мировосприятия, сближавшего его с Маяковским, чтобы не дублировать его поэтический пример. Позже в «Охранной грамоте» Пастернак напишет: «Я его (Маяковского) боготворил. Я олицетворял в нем свой духовный горизонт. <...> Время и общность влияний роднили меня с Маяковским. У нас имелись совпаденья. Я их заметил. Я понимал, что если не сделать чего-то с собою, они в буду­щем участятся. От их пошлости его надо было уберечь. Не умея назвать этого, я решил отказаться от того, что к ним приводило. Я отказался от романтической манеры. Так получилась неромантическая поэтика „Поверх барьеров". Но под романтической ма­нерой, которую я отныне возбранял себе, крылось целое мировосприятие. Это было пониманье жизни как жизни поэта. Оно перешло к нам от символистов, символиста­ми же было усвоено от романтиков, главным образом немецких».

Империалистическую войну Б. Пастернак, как и А. Ахматова, М. Цветаева, В. Мая­ковский, воспринял как национальную трагедию. Отрицание войны - главная мысль его стихотворения «-Артиллерист стоит у кормила»,опубликованного в газете «Новь» 20 ноября 1914 года. Об античеловеческой сущности войны говорит и стихо­творение 1917 года «Еще более душный рассвет»цикла «Романовка»в книге «Сест­ра моя - жизнь».

Позже, в «Охранной грамоте»в рвущих сердце словах Б. Пастернак опишет народ­ное горе и свою слитность с ним: «Когда объявили войну, заненастилось, пошли до­жди, полились первые бабьи слезы. Война была еще нова и в тряс страшна этой ново­стью. С ней не знали, как быть, и в нее вступали, как в студеную воду».

Значительными событиями в развитии Пастернака-художника стали его поэмы «Высокая болезнь» (1923, 1928), «Девятьсот пятый год» (1925-1926), «Лейтенант Шмидт» (1926, 1927), роман в стихах «Спекторскии» (1925-1930). При всем различии этих произведений, их объединяет сквозной мотив - размышления поэта о времени и о себе. Пастернак приходит к эпическому осмыслению революции, к художественно­му решению сложнейшей проблемы - «личность и судьбы народные». Свое эпическое обращение «от лирического мышления к эпике» Б. Пастернак объяснит тем, что «эпос внушен временем».

Размышляя в поэме «Высокая болезнь»(1923, 1928) об участии интеллигенции в эпоху социальных потрясений, Б. Пастернак ставит вопрос о возможности управлять судьбами других, переделывать жизнь:

Я думал о происхожденъи Века связующих тягот. Предвестьем льгот приходит гений И гнетом мстит за свой уход.

Наблюдательность и точность художника, отличавшие юношеские произведения Б. Пастернака, ощутимы и в зрелых стихотворениях «Вокзал», «Старый парк», «Ве­неция», «Ожившая фреска», «Зимнее небо»в поэме «Спекторскии».Стих поэта, оставаясь по-прежнему философски глубоким, приобретает классическую простоту и ясность.

Рубеж 1940-х годов разделяет два периода творческого пути Б. Пастернака. Его по­слевоенным стихам чужды туманность содержания, нарочитая, подчас, усложнен­ность, отстраненность поэтических образов. Цикл «Когда разгуляется»был серьез­ным шагом в творческом развитии Пастернака. Поэт пришел к классически строгому по мысли и форме стиху. Пейзажная лирика в таких стихотворениях, как «Дорога», «Трава и камни», «Когда разгуляется» приобрела жизненно философское содержание.

Стихотворения, входящие в «Стихотворения Юрия Живаго» - «Гамлет», «Март», «На страстной», «Август», «Рождественская звезда», «Магдалина»и др. - выделяют­ся особым мастерством, простотой средств и ясностью передачи мысли:

Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

(«Рождественская звезда», 1947)

Поэтическое кредо Б. Пастернака определенно выражено в стихотворении «Во всем мне хочется дойти...», открывающем поэтический сборник «Когда разгуляется»:

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней...

В предвоенные и военные годы Б. Пастернак занимался переводами И. Гете, Ш. Пе-тефи, Шекспира.Его поэтические переложения «Фауста» и «Гамлета» считаются ше­деврами переводческого мастерства.

Поэзия Б. Пастернака - это размышления о таинстве любви, о жизни и смерти, о чуде человеческого общения, о будущем, о природе искусства. Она переполнена светлой любовью к людям, светом. Особое место занимают стихи, посвященные чувству к женщине:

О, женщина, твой вид и взгляд Ничуть меня в тупик не ставят. Ты вся - как горла перехват, Когда его волненье сдавит.

(«Ева», 1956)

В биографическом очерке «Люди и положения»(1956, 1957) Б. Пастернак пишет: «Моя постоянная забота обращена была на содержание, моей постоянной мечтою бы­ло, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало новую мысль или новую картину. Чтобы всеми своими особенностями оно было вгравирова-но внутрь книги и говорило с ее страниц всем своим молчанием и всеми красками своей черной, бескрасочной печати».

Мысль о слитности поэта с народом, о взыскательной требовательности выражена в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво»(1956).

Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица Но быть живым, живым и только Живым и только до конца.

После выхода в свет книги «Сестра моя - жизнь» влияние Б. Пастернака на творче­скую молоде

Наши рекомендации