Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Какпрекрасна Земля и наней человек!

Т

ворчество С. А. Есенина оставило глубокий след в истории русской и мировой лите­ратуры. Тонкий лирик, Есенин создал немало прекрасных по своим художествен­ным достоинствам произведений, главная ценность которых в глубоком чувстве род­ной природы, Родины, сострадания и любви ко всему живому.

Сергей Есенин родился 21 сентября (2 октября) 1895 г. в семье крестьянина Алек­сандра Никитича Есенина, в селе Константинове Кузьминской волости (ныне Рязан­ская область).

После окончания земской школы (в 1909 г.) родители определили его в церков-но-учительскую школу в селе Спас-Клепики. По воспоминаниям одного из соучеников поэта, В. В. Знышева, Есенин именно здесь, в спас-клепиковской школе «развивал свой талант, читал стихи Пушкина, Лермонтова, свои небольшие стихи».

8 1912 г. Есенин из родного Константинова отправляется в Москву, где жил и рабо­
тал отец. Молодой поэт устраивается в типографию Ю. Д. Сытина, слушает лекции в
народном университете А. Л. Шанявского, посещает собрания Суриковского литера­
турно-музыкального кружка, завязывает знакомства с поэтами, сотрудниками редак­
ций газет и журналов.

Первая публикация Есенина (под псевдонимом «Аристон») состоялась в 1914 г., в январском номере детского журнала «Мирок»; это было стихотворение «Береза».В по­следующие месяцы - уже под своей фамилией - Есенин печатает стихи в большевист­ской газете «Путь правды»; в журнале «Друг народа», «Марс», «Парус».

8«Автобиографии»(1924) Есенин отмечал: «... у меня была написана книга стихов „Радуница". Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая отве­та, поехал туда сам».

9 марта 1915 г. в Петербурге Есенин встретился с Александром Блоком. Блок тепло
отнесся к молодому поэту, оценил его «свежие, чистые» стихи и дал рекомендатель­
ные письма к литератору М. П. Мурашову, известному поэту Сергею Городецкому.
Вскоре

Есенин завоевал шумную славу в петроградских литературных кругах. Позже он высказал свою признательность Блоку: «Блок и Клюев научили меня лиричности... Был он (Блок) для меня словно икона».

Вся жизнь Есенина после приезда в Петроград резко меняется. Его приглашают в литературный салон 3. Гиппиус и Д. Мережковского, в «башню» Вяч. Иванова. «Обо мне заговорили, и меня начинают печатать чуть ли не нарасхват», - вспоминал Есе­нин в «Автобиографии». М. Горький в письме к Ромену Роллану нарисовал портрет Есенина тех лет: «Я видел Есенина в самом начале его знакомства с городом: малень­кого роста, изящно сложенный, со светлыми кудрями, одетый, как Ваня из „Жизни за царя", голубоглазый и чистенький, - вот какой он был. Город встретил его с тем восхи­щением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрез­мерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

В Петрограде молодой поэт познакомился с приехавшим в город Николаем Клюе­вым, которого назовет учителем и наставником. Клюев привел своего нового друга в издательскую контору М. В Аверьянова, где в 1916 г. и был выпущен первый сборник стихов молодого поэта «Радуница»(по названию церковного дня поминовения умер­ших). В сборник вошли 33 стихотворения, составившие два раздела - «Русь»и «Мако­вые побаски».На некоторые стихи из «Радуницы» - «Матушка в купальницу по лесу ходила», «Выткался на озере алый свет зари», «Заиграй, сыграй, тальяночка, ма-линовы меха», «Сторона ль моя, сторонка»и др. написана музыка. Сборник привлек внимание, хотя на слуху любителей поэзии были тогда имена А. Блока, В. Брюсова, И. Северянина. «Народный златоцвет» - так озаглавил свою статью о Есенине профессор П. Сакулин, отзывом которого особенно гордился поэт. «Есенин превращает в золото поэзии все, - писал рецензент, - и сажу над заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи... Для Есенина нет

ничего дороже Родины».

В стихотворениях дооктябрьского периода, таких как «Край ты мой заброшен­ный», «Русь», «Заглушила засуха засевки», «Черная, потом пропахшая выть», «То­пи да болота», «В хате», «Побирушка», «Край любимый!»- речь идет о России бед­ной, смиренной:

В том краю, где желтая крапива И сухой плетенъ, Приютились к вербам сиротливо Избы деревень...

(«В том краю, где желтая крапива», 1915)

С нежностью и лаской обращается поэт к Родине: «Край любимый!», «Край ты мой заброшенный», «Гой ты, Русь, моя родная»,

«Русь моя, милая родина», «Родина кроткая», «Россия! Сердцу милый край»:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. <...> Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть.

Таким образом, Родина начинается для Есенина с родной природы, с колоритных бытовых сценок. В ранней лирике Есенин не избежал идеализации русского быта, в которой сам позже обвинял народников.

В строчках поэта о родной земле обращает на себя внимание прежде всего одухо­творенность изображаемого мира: природа - живое существо, которому присущи все человеческие качества, поэтому в стихах активно используется олицетворение: «На бору со звонами плачут глухари»; «Береза... принакрылась снегом, точно серебром»; «Дремлет ряд плакучих ив»; «Заневестилася кругом / Роща елей и берез»; «Месяц ро­гом облако бодает»; «Дремлет лес под сказку сна»; «Улыбнулась солнцу / Сонная зем­ля»; «Проплясал, проплакал дождь весенний, / Замерла гроза».

На пейзажную лирику Есенина большое влияние оказало устное народное творче­ство. Поэт часто использует песенные и частушечные сюжеты и мотивы, видоизме­няя, преобразовывая их («Хороша была Танюша, краше не было в селе»; «Заиграй, сыграй, тальяночка, мали-новы меха»; «Клен ты мой опавший, клен заледене­лый»и др.)

Например, на фольклорные сказания о боге, переодетом странником, опирается по­эт в стихотворении «Шел господь пытать людей в любви»,акцентируя внимание на милосердии старого деда, «жамкавшего деснами зачерствелую пышку», поделившего­ся с нищим последним куском:

Подошел господь, скрывая скорбь и муку: Видно, мол, сердца их не разбудишь... И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь».

В ранних произведениях Есенина сказались религиозные влияния детства. Бабуш­ка поэта приучала внука искать покой в обращении к Богу. «Бабка, - говорил Есе­нин, - меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи». В стихотворении «Наша вера не погасла»сказываются противоречия во внутреннем состоянии поэта: лирический герой отходит от религии во имя борьбы за свободу («Не ищи меня ты в боге, / Не зови любить и жить...»). Посте­пенная утрата поэтом религиозных опор, как отмечают исследователи, сыграла роко­вую роль в его судьбе, привела к трагическому мироощущению, душевному смяте­нию, что отразилось, в частности, в поэме «Черный человек»(1925).

В лирике Есенина послеоктябрьского периода отразились иллюзии идеализиро­ванного «мужицкого рая», грусть об «уходящей Руси» и в то же время стремление вы-

разить то новое, что рождалось в повседневной жизни. Это противоречие отразилось в стихотворении 1924 года «Русь уходящая»:

Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою.

Представления поэта о цели революции, о будущем выражены с явно «крестьян­ским уклоном» в «Иорданской голубице»(1918, 1920-1923), в «Инонии»(1918). Здесь поэт рисует будущее как некое идиллическое царство благополучия, блаженного му­жицкого рая:

Вижу вас, злачные нивы, Со стадом буланых коней. С дудкой пастушеской в ивах Бродит апостол Андрей.

(«Иорданская голубица»)

В статье «Ключи Марии»(1918) Есенин поясняет свои идеалы, представляет буду­щее как «социализм, или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся, где нет податей за пашни, где „избы новые, кипарисовым тесом крытые", где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш, сыченою брагой».

В 1924 г. Есенин пишет стихотворение «Возвращение на Родину»,в котором стре­мится выразить новизну преобразований в советской деревне, и в то же время щемя­щую боль за «бедный, неприглядный быт»:

«Здорово, мать! Здорово!» — И я опять тяну к глазам платок, Здесь разрыдаться может и корова, Глядя на этот бедный уголок.

Диалогическая структура стихотворения придает ему особую смысловую емкость. «Печальная беседа», как обозначит лирический герой разговор с девяностолетним де­дом, выражает народное отношение к насилию. Дед с опасением спрашивает не узнавшего его внука: «Ты не коммунист?»; рассказывает о происходящих в деревне пе­ременах:

А сестры стали комсомолки. Такая гадость! Просто удавись! Вчера иконы выброси­ли с полки, На церкви комиссар снял крест. Теперь и богу негде помолиться. Уж я хо­жу украдкой нынче в лес, Молюсь осинам... Может, пригодится...

Есенин пишет о перегибах новой власти, больно отозвавшихся на людях, о разруше­нии основ национальной жизни.

Противостояние старого и нового отразилось в антиурбанистических есенинских стихотворениях «Сорокоуст», «Кобыльи корабли», «Мир таинственный, мир мой древний».Будущее представляется поэту как бездуховное царство все подавляющей машинной техники. В «Сорокоусте»(1920) Есенин выражает свои сожаления, что го­род наступает на мирную соломенную деревню, вытесняет все живое. Лирический ге­рой с болью констатирует: «И за тысячи пудов конской кожи и мяса / Покупают те­перь паровоз».

Противостояние живого, естественного и механического, бездушного переданы с огромной эмоциональной силой, при помощи ярких выразительных тропов: эпите­тов, метафор, метонимии (чугунные лапы», «железные ноздри», «озерные туманы», «кроясь... в туманах», и - «милый, милый, смешной дуралей», «тонкие ноги», «крас-но-гривый жеребенок», «большая трава», «отчаянные гонки»).

В «Кобыльих кораблях»(1919) отразилась боль поэта за несостоятельность мира и человека, страх перед голодом, разрухой, бесчеловечной злобой. Близость к имажини­стам выразилась у Есенина в создании вычурных образов и сравнений, тяготением к усложненной форме языка («бешеное зарево трупов», «когти лазури», «рваные живо­ты кобыл», «черные паруса воронов», «голодный рот собак сосет край зари»). Через этот усложненный язык реализуется творческий принцип поэта: «Буду петь, буду петь, буду петь! Не обижу ни козы, ни зайца»; и «Все познать, ничего не взять / При­шел в этот мир поэт».

Борьба старого с новым, страстный протест против привносимых цивилизацией изменений в жизнь деревни звучит и в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний»(1922). Мир представляется лирическому герою как бездушное царство машин, подавляющих все живое, как «жестокая схватка» между городом и деревней. «Шею деревни», в представлении поэта, «сдавили каменные руки шоссе». Вырази­тельные, емкие метафоры, эпитеты, необычные сравнения выражают отчаяние, со­мнение и страхи поэта:

Город, город! Ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь.

М. Горький в своих очерках «По Союзу Советов»очень точно передал драму поэта, происходящую в нем борьбу старого с новым: «Сергея Есенина не спрячешь, не вы­черкнешь из нашей действительности, он выражает стон и вопль многих сотен ты­сяч, он яркий и драматический символ непримиримого раскола старого с новым».

В «Автобиографии»1924 года Есенин сформулирует свое понимание задач искус­ства: «Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затей­ливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны - мной, с дру­гой - Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало еще никому права претендовать на талант. Сейчас я отри­цаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-ни­будь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может нести свободное слово».

1924-1925 гг. отмечаются в литературоведении как пора расцвета есенинской поэ­зии: она обретает простор, ясные реалистические формы, усиливается ее лирическое начало. Наиболее зрелое есенинское произведение и в художественном отношении, и по глубине философского мышления - поэма «Анна Снегина»(1925). В поэме изобра­жены события, относящиеся к 1917 г., переданы настроения крестьян, их отношение к революции, коммунистам, Ленину. Есенин был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне, и отчетливая связь произведения с реальной действитель­ностью прослеживается по целому ряду деталей. В частности, названия деревень «Криуша» и «Радово» заимствованы из жизни. Радово - богатая деревня, где «дворы... крыты железом, у каждого сад и гумно», Криуша «вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч». Не случайно и само название поэмы. Сестра поэта Александра Есе­нина отмечает, что в образе Анны Снегиной отразились черты дочери помещика из села Константинова, Л. И. Кашиной. «Л. Кашина была молодая, интересная и образо­ванная женщина, владеющая более чем десятью иностранными языками. Она яви­лась прототипом Анны Снегиной, ей же было посвящено Сергеем стихотворение „Зе­леная прическа".

Повествование начинается беседой лирического героя с возницей; устами которого передаются настроения деревни накануне 1917 года, взаимоотношения крестьян. В диалоге лирического героя с возницей выявляется народное отношение к войне, рас­прям («война мне всю душу изъела»). Автор-рассказчик решил «лишь в стихах вое­вать», поэтому называет себя «дезертиром».

Если образ возницы воплощает жадность и своекорыстие («Такой отвратитель­ный малый...»), то образ мельника построен на антитезе, воплощает такие характер­ные черты русского человека, как доброжелательность, гостеприимство, гордость за свой край, «малую родину». В беседе с ним рассказчик распахивает душу, восторгается связью людей, речь героев становится афористичной и откровенной:

Да ставь ты скорее, старуха, На стол самовар и пирог! Был вечер задумчиво чудный, Как дружъяулыбка в лице. Объятья мельника круты, От них заревет и медведь, Но все же в плохие минуты Приятно друзей иметь.

Прославление человека сочетается в поэме с неприятием уродств и несовершен­ства жизни. В повествовании глубоко раскрывается образ автора, как человека нерав­нодушного и сострадающего, осуждение братоубийственной бойни передается в эмо­ционально-значимых эпитетах:

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек.

Герой-рассказчик обаятелен своей влюбленностью в жизнь, поэтическим восприя­тием природы, прославлением возлюбленной. Образ Анны ассоциируется у него с ме­тельной черемухой, с девушкой в белом, память о которой он бережет с юношеских лет. Она была холодна к нему, не ответила взаимностью и стала женой белого офице­ра. И поэт в выборе своем между Онегиными и крестьянами предпочитает криушан с их бедностью и нуждой.

Выразительны образы бедных братьев Оглоблиных - Прона и Лабути. Прон - дере­венский вожак, воплотил в себе протест народа против векового гнета притесните­лей. Поэт выражает резко отрицательное отношение к войне крестьян, которым она не принесла ничего, кроме горя и несчастья. В поэме выражено и негативное отноше­ние к Временному правительству, к его политике войны «до победного конца», кото­рой оно пыталось отвлечь крестьян от борьбы за землю. Прон в восприятии радов-ской мельничихи «драчун, грубиян», убил топором старшину, когда в 1914 г. была объявлена война. Октябрьская революция повлияла на него: он хочет работать, горит желанием создать в Криуше коммуну, требует от помещицы Снегиной передать свои земли крестьянам; позже Прон становится жертвой налета белогвардейских деникин-ских войск.

Правдиво передает поэт смутные дни в деревне, распри, злобу, ведущие к истребле­нию людей. В поэме органически сочетается изображение социальных перемен, изоб­ражение деревни и личных судеб, эпическое и лирическое начала:

Суровые грозные годы! Но разве всего описать? Слыхали дворцовые своды Солдатскую крепкую «мать».

Однако социальные бури, прошедшие над страной, по Есенину, не изменили чувств людей, они продолжают жить и ценить то подлинное, чему никогда не изме­нят - это любовь, родина, весна:

Далекие милые были! Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

В цикл стихотворений «Персидские мотивы»(1924-1925 г.), воспевающих любовь, женское очарование, слабость и силу женщины, также вплетаются раздумья о милой сердцу северной Родине. Уже в первых стихотворениях цикла («Я спросил сегодня у менялы», «Ша-ганэ ты моя, Шаганэ», «Улеглась моя былая рана»)поэт мечтает о своей любимой стране:

Мы в России девушек весенних На цепи не держим, как собак, Поцелуям учимся без денег, Без кинжальных хитростей и драк.

Лирический герой тоскует по покинутой «девушке с севера», и ее образ ассоцииру­ется у него с «волнистой рожью при луне»:

Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне... Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Есенин никогда не был в Персии, только мечтал побывать там, увидеть Родину столь любимых им персидских поэтов X-XV веков - Саади, Фирдоуси, Омара Хайяма, Хафиза, имена которых он упоминает в стихотворениях цикла. В одном из них он пря­мо признается: «Никогда я не был на Босфоре -/Я тебе придумаю о нем». Стихотворе­ния цикла написаны по впечатлениям от пребывания в Грузии и Азербайджане, но в них явственно присутствует аромат восточной лирики. Ее тона, мотивы, колорит Есе­нин воссоздает средствами родного языка, без насыщения экзотической лексикой, лишь изредка обращаясь к ней для обозначения названий и имен (Саади, Еф-рат, Ши­раз, Хороссан). Особую музыкальность циклу придает использование звуковых повто­ров:

Я спросил сегодня у менялы Легче ветра, тише Ванских струй, Как назвать мне для прекрасной Лолы Слово ласковое «поцелуй»? <...> И ответил мне меняла кратко: О любви в словах не говорят, О любви вздыхают лишь украдкой, Да глаза, как яхонты, горят.

В стихотворениях, написанных в эпистолярной форме («Письмо к Женщине», «Письмо от матери», «Письмо деду», «Письмо матери»),

Есенин проникает в глубины человеческой психологии, ему доступны самые сокро­венные мысли и чувства:

Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий.

(«Письмо к Женщине», 1924)

Особое достоинство и своеобразие Есенина как художника в том, что он включает в свою лирику все многообразие животного мира, поэтизирует «меньших наших бра­тьев». Ни один из русских поэтов не пишет так много и так увлекательно о птицах и зверях, как Есенин: это и красногривый жеребенок, скачущий по степи, пытаясь до­гнать поезд, «тонкие ноги закидывая к голове» («Сорокоуст»);и собака, оплакиваю­щая щенят, потопленных хмурым хозяином в «Песне о собаке»,это и котенок, мурлы­кающий и бросающийся, «как юный тигренок, на оброненный... клубок» («Ах, как много на свете кошек»),и милый Джим, с бархатной шерстью, лезущий, «как пья­ный друг», целоваться в стихотворении «Собаке Качалова».

Большую роль в идейно-художественном развитии Есенина сыграла поездка за границу в 1922-1923 гг. вместе с известной танцовщицей Айседорой Дункан. Есенин женился на ней 10 мая 1922 г. и уехал за границу. В Айседоре Есенина привлекали ар­тистизм, размах, смелость, щедрость души. Но в самом быте, в воззрениях на жизнь у Дункан, как пишет администратор танцевальной школы Дункан И. И. Шнейдер в сво­их воспоминаниях, было много от богемы и мелкобуржуазного анархизма. Есенин и Дункан путешествовали по Франции, Италии, Бельгии, США. Европа разочаровала по­эта. «...Боже мой, такая гадость, однообразие, такая духовная нищета, что блевать хо­чется, - писал он из Парижа писателю и другу Анатолию Мариенгофу. - „Сердце бьет-

ся, бьется самой отчаяннейшей ненавистью...". За границей поэт чувствовал себя оди­ноким, рвался домой.

После возвращения из-за границы Есенин пишет ряд превосходных произведений на темы современности («Анна Онегина», «Пушкину», «Поэма о 36», «Баллада о два­дцати шести»);но в это же время в его лирике развиваются декадентские мотивы, он готовит книгу «Москва кабацкая».Если в стихотворении «Пушкину» Есенин мечтает о том, чтоб и его степное пенье сумело бронзой прозвенеть, то здесь поэтизирует раз­гул богемной жизни:

Мне осталась одна забава: Пальцы в рот - и веселый свист. Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист.

(«Мне осталась одна забава», 1923)

Летом 1925 г. Есенин пытается упорядочить свой быт, создать семью, женится на внучке Льва Толстого Софье Андреевне Толстой. Но этот брак оказался недолгим. Есе­нин пишет предсмертное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».

Конец поэта трагичен. 28 декабря 1925 г. около пяти часов утра оборвалась его жизнь: по одной из версий, он покончил с собой в номере гостиницы «Англетер» в Ле­нинграде; другая версия - был убит...

«Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел»

прозорливо писал поэт в роковом для него и всей мировой культуры 1925 году, как бы предугадав свое бессмертие в стихотворении «Снежная замять дробится и колет­ся».Прав он был и в том, что «большое видится на расстоянии». Чем дальше уходит то время, тем крупнее и ярче вырисовывается фигура Сергея Есенина, поэта-гумани­ста с его любовью к человеку, ко всему живому: «Все встречаю, все приемлю./ Рад и счастлив душу вынуть». Светлая оптимистическая нота составляет основу поэзии Есе­нина, учит человека видеть боль и страдание, быть милосердным, любить жизнь:

На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за все благодарю.

Когда Марина Цветаева узнала о том, что Сергея Есенина не стало, она написала четверостишие «Памяти Сергея Есенина»:

И не жалость - мало жил, И не горечь - мало дал, — Много жил - кто в наши жил Дни, все дал - кто песню дал.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие стихотворения из первого сборника поэта «Радуница» вам запомнились? В чем их своеобразие? Раскройте образ природы в стихотворениях цикла.

2. Кто из поэтов-современников оказал наибольшее влияние на формирование творческого почерка С. Есенина? В чем это проявилось? Ответ проиллюстрируйте поэ­тическими примерами.

3. Каковы особенности «пейзажной» лирики Есенина?

4. Каковы основные принципы имажинизма и как они сказались в творчестве Есе­нина?

5. В чем заключается трагизм мироощущения Есенина после революции? Проана­лизируйте основные антиурбанистические стихотворения Есенина.

6. Почему поэму «Анна Онегина» можно рассматривать как произведение о судьбе человека и Родины? Дайте характеристику системы образов в поэме. Каково в ней со­отношение лирического и эпического?

ЛИТЕРАТУРА

1. Есенин С. А. Полное собр. соч.: В 7 т. - М., 1995-2000.

2. Есенин С. А. в воспоминаниях современников. В 2 т. - М., 1986.

3. Базанов В. Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. - Л., 1982.

4. Вельская Л. Л. Песенное слово: поэтическое мастерство Есенина, - М., 1990.

5. ЗанковскаяЛ. В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеоло­гии. - М. 1997.

6. Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М., 1989.

7. Прокушев Ю. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. - М. 1986.

8. Семенова С. Г. Метафизика русской литературы: В 2 т. - М., 2004.

9. Столетие Есенина. - М., 1997.

Наши рекомендации