Речь: виды и формы речи. Общая характеристика форм и видов речи.

Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Каждое слово в речи вводится в определенный контекст.Кроме содержания в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим .

*Речь – форма общения, сложившаяся исторически в процессе общения людей.

*Виды речи. Внешняя, эгоцентрическая, внутренняя , аффективная

Устная речь: ее ведущие признаки.

Устная речь – это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма. Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговорный, беседа)

1.Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией. Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью.

2.Устной речи свойственны:

-меньшая лексическая точность;

-небольшая длина предложений

-отсутствие причастных и деепричастных оборотов

-деление единого предложения на несколько коммуникативно

самостоятельных.

3.выделяют следующие функциональные разновидности устной речи:

а- устная научная речь

б- устная публицистическая речь

в- в сфере официально-делового общения

г- художественная речь

д- разговорная речь

Письменная речь: основные жанры письменной речи.

Письменная речь использует книжный язык, употребления которого достаточно строго нормировано и регламентировано.

1.Порядок слов в предложении закреплен

2. предложение выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса.

3. письменной речь свойственны:

-сложные синтаксические конструкции

-причастные и деепричастные обороты

-распространенные определения

-вставные конструкции и т.д.

4. письменная речь является основной формой в следующих стилях:

а- научном

б- публицистическом

в- официально-деловой

г- художественном

Вывод: письменная речь использует буквенные, графические обозначения, чаще книжный язык со всеми его стилями и особенностями

Текст как ведущая единица словесной коммуникаций. Оснавные признаки текста.

*Текст – это произведение речи, которые состоит из несколько предложений, расположенных в определенной наследовательности и связанных между собой по смыслу и с помощью разных языковых средств:повторение, сложных, синтаксических конструкции и т.д.

*Текст существует двух речевых формах : диалог, монолог.

*Текст имеет заглавие «абзацы, парографы, главы».

*Минимальный единицей текста является предложение.

*Текст оформляется стилистический как:: разговорный, официально деловой, публицистический, художественный, научный стиль.

*Важнейший признак текста – стилевое единство.

*Любой связный текст можно озаглавить, выделить его основной мысл.

*В тексте выделяется тема и под тема.

*Тема – это само содержание текста.

*Под тема – где конкретизируется развивается действие в тексте.

ССЦ как компонент теста

ССЦ- это сочетание нескольких предложений, которые объединены по смыслу и синтаксически.

В ССЦ выделяются 3 структурно-смысловые части: зачин, оснавная часть и концовка

Эти части соотносены друг с другом, т.к. в каждой части раскрывается часть темы, подтема и микро тема

Большую роль в ССЦ играет первое предложение – зачин.

Зачин дает тему, которая раскрывает последующие события в тексте, строится свободно и вполне самостоятельно.

Предложения с ССЦ могут быть связаны между собой цепной, параллельной связью.

ССЦ характерно для связного текста

Сочетание нескольких предложений характеризуется смысловой и синтаксической спаянностью компонентов.

Например: все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя

7. Способы связи предложений в тексте: цепная и параллельная связь.

Предложения, входящие в тексты, объединяются не только единством темы, но и определенными синтаксическими средствами. К их числу относятся:

а) повторение ключевого слова (словосочетания), местоименная замена его;

б) союзы, вводные слова, соединяющие предложения;

в) одинаковые формы глаголов-сказуемых и др.

Связи в тексте могут быть цепными и параллельными. Цепная связь отражает последовательное движение мысли в тексте: обычно новое в предшествующем предложении становится темой следующего предложения; новое предложение в свою очередь, требует пояснения. При цепной связи наблюдается лексический повтор.

Во многих текстах, особенно в научных и научно-популярных, часто используется другой вид связи – параллельный. При такой связи предложения объединяются единством темы, но сохраняют свою автономность: все предложения, кроме первого, синтаксически параллельны и одинаково относятся друг к другу и к первому предложению.

Наши рекомендации