Дайте сравнительную характеристику устной и письменной речи.

Язык и письменность – это две различные знаковые системы; вторая существует исключительно с целью представления первой.

Под языком он подразумевал устную речь. Устная речь является первичной, а письменная речь – вторичной. Устная речь может существовать без соответствующей письменной речи, а наоборот быть не может. В действительности, подавляющее большинство языков в мире никогда или только недавно приобрели письменную форму.

Однако также, как и устная речь, письменность существует, прежде всего, с целью представления понятий и идей. Впрочем, для этого письменный язык всегда проходит (по меньшей мере, частично) через устную речь, в то время как устной речи необязательно использовать письменный язык в качестве промежуточного этапа.

Ни в коем случае письменность не подчиняется устной речи полностью. Во многих отношениях письменность ведет собственную жизнь и развивается независимо от устной речи.

Основное различие между письменностью и устной речью состоит в том, что первое воспринимается визуально (зрительно), а второе – аудиально (на слух).

Основные различия:

1. Письменная речь является постоянной, в то время как устная речь – преходящей, переменчивой.

2. Письменная речь является независимой от дискурсивной ситуации, в то время как устная речь – зависима. Физическое наличие написанного текста не зависит от присутствия автора или слушателя, в то время как для устного выступления (по меньшей мере, перед магнитофоном) необходимо присутствие и говорящего, и слушателя.

3. Как правило, пишущий человек может не торопиться при подготовке своего текста в отсутствие читателя, в то время как говорящий часто должен создавать текст своего выступления в момент говорения, в присутствии слушателя.

4. Обычно читатель может не торопиться, интерпретируя написанный текст в отсутствие автора, в то время как слушатель, как правило, должен интерпретировать его тут же, в присутствии говорящего.

5. По своей природе письменная речь обычно является монологической, а устная речь – диалогической. Следовательно, часто письменная речь оставляет меньше возможностей для автора объяснить в дальнейшем свои намерения или даже определить, были ли понятными его идеи, а также меньше возможностей для читателя узнать о стремлениях автора.

6. Поскольку написанный текст всегда можно перечитать снова, в то время как текст устной речи исчезает сразу же после произнесения, письменная речь уменьшает необходимость запоминания, а устная речь часто создает большое разнообразие техник и правил для запоминания.

7. В связи с тем, что в распоряжении автора и читателя находится больше времени, письменная речь позволяет использование более сложных, чем в устной речи, грамматических конструкций, а также построение абстрактных концепций и приведение доводов.

8. Благодаря интонации, тембру голоса и подобным средствам, устная речь позволяет выразить больше нюансов эмоционального тона, чем письмо, в котором существует меньше инструментов выражения такого типа.

9. Пребывая в отдалении от дискурсивной ситуации, письменная речь позволяет большее отстранение и объективность, чем устная речь.

10. Письменная речь обеспечивает автору больше свободы в рассуждениях, независимо от своей социальной среды, поощряя оригинальность, в то время как устная речь склонна к тому, чтобы быть более традиционной и общепринятой.

11. Для письменной речи характерной является более высокая степень фиксации норм и шаблонов (например, через письменные законы), в то время как устная речь часто является более гибкой.

12. Письменная речь уменьшает необходимость многословия и повторов по сравнению с устной речью.

5)Раскройте определения понятий "речевое общение" и "речевая ситуация".

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки. Протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.


Речевая деятельность – совокупность психофизических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Основные единицы речевого общения
К основным единицам речевого общения относят:

· речевое событие,

· речевую ситуацию,

· речевое взаимодействие.


Речевое событие – связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение.
Речевая ситуация– это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Различают канонические речевые ситуации (когда произнесение (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего); когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо) и неканонические речевые ситуации (когда время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия); высказывание может не иметь конкретного адресата)
Речевое взаимодействие – речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта.

6) Охарактеризуйте понятие "речевая культура".

Речевая культура - это часть культуры народа, связанная с использованием языка. В нее включается сам язык, его этническая специфика, функциональные и социальные разновидности, воплощенные в устной или письменной форме. Кроме того, в нее входят и этнические особенности языковой картины мира, и сформировавшиеся обычаи и правла поведения (в том числе использование невербальных средств), совокупность текстов на данном языке.

Некоторые языковеды выделяют типы речевой культуры носителей литературного языка.:

1. Элитарная речевая культура – это высокий тип речевой культуры. Речь представителя элитарной речевой культуры является безупречной с точки зрения соблюдения языковых норм, она отличается выразительностью, логичностью, доступностью, ясностью изложения, богатством словарного запаса. (переговоры, деловая встреча, совещания, презентационная речь и т.п.)

2. Средне литературная речевая культура характеризуется нестрогим выполнением языковых норм: переходом на «ты» при каждом удобном случае, нечастым использованием этикетных формул. Подобный тип речевой культуры никак не может быть предметом обучения. Среднелитературная речевая культура не является эталонной, однако этот тип речевой культуры является самым массовым во всех сферах нашей общественной жизни.

3. Литературно-разговорная речевая культура характеризуется владением только разговорным стилем, который используется говорящим в любой обстановке, в том числе и официальной; преобладанием «ты-общения»; использованием имен без отчеств, большим количеством иностранных или книжных слов, которые нередко становятся простыми заполнителями пауз в речи (типа, конкретно, как бы, вот); смешением стилей общения.

4. Фамильярно-разговорная речевая культура отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближает его с просторечием. Представители данной речевой культуры применяют обращение на «ты», не учитывая возраст собеседника и степень знакомства с ним, употребляют грубые и нецензурные выражения.

5. Просторечная речевая культура является показателем низкого образовательного и культурного уровня. Представители такой речевой культуры имеют ог­раниченный запас слов, не умеют стро­ить сложные предложения, часто используют в своей речи нецензурные слова, слова-паразиты, междометия. Носители про­сторечия часто включают в свою речь иностранные и книжные слова без учета их лексического значения, в устной речи делают акцен­тологические и лексические ошибки, а в письменной — грамматичес­кие, орфографические и пунктуационные.

6. Профессионально-ограниченная речевая культура достаточно часто встречается в деловом общении. Ее характеризует все то, что характерно для низких типов речевых культур: неразличение сферы Ты — и Вы — общения, употребление жаргонизмов, отсутствие сознательного использования речевых средств и ущербность речевого сознания.

Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Варианты норм. Типы норм.

Норма языка (языковая норма или литературная норма) - это правило использования языковых средств единообразно, общепринятое употребление элементов литературного языка в определенный период его развития.

Существует 3 степени нормированности:

Норма 1й степени: строгая, жестка, не допускающая вариантов: класть, звонИть, носок ( не носков)

Норма 2й степени: менее строгая, допускающая равноправные варианты, объединяемые союзом и, например: прАвы и правЫ, нравствен и нравственен.

Норма 3й степени: наиболее подвижная, где один вариант является основным, а вторые, хотя и допустимы, менее желательны.

В таких случая перед 2м вариантом ставиться помета "доп" (допустимо). Иногда их сочетание (реч., раск., поэч., проф., и т.п.), например: банка шпрот ( доп. шпротов), чашка чая ( доп. чаю).

Типы норм:

1. Орфографическая норма:проставление ударения и произношения; орфоэпические ошибки мешают воспринимать речь говорящего. Социальная роль правильного произношения очень велика т.к. знания орфографических норм облегчают процесс коммуникации

2. Лексические нормы: а) уместность употребления; б) знание лексического и грамматического сочетания; в) правильность выбора слов из синонимического ряда; г) употребления слова в том значении, в котором оно существует в современном языке.

3. Морфологические нормы: регулирует образование и употребление грамматических форм слова. К ним относиться: нормы определения грамматического рода существительного, нормы образования множественного числа, нормы образования и употребления падежных форм существительного, числительного и местоимения; нормы образования сравнительной степени прилагательного и наречия, нормы образования деепричастных форм и т.д.

4. Синтаксическая норма:она связана с правилом построения и употребления словосочетания и предложения различных людей. Строя словосочетание, необходимо помтить об управлении; строя предложение следует учитывать роль порядка слов, соблюдать употребление деепричастий, законы построения сложных предложений и т.п.

5. Орфографические нормы: нормы правописания и пунктуации. Не допускается искаженное употребление зрительного образа слова, предложения или текста. Чтобы грамотно писать, нужно знать общепринятые правила орфографии и пунктуации.

Наши рекомендации