Тема 4.11. Н.А. Заболоцкий. Стихотворения: «Завещание», «О красоте человеческих лиц»
«Гроза идет» и др.
Утверждение непреходящих нравственных ценностей, философская углубленность, художественная неповторимость стихотворений.
Студент должен: знать:
- исторический период «оттепели» 60-х годов XX в.;
- наизусть 1-2 стихотворения (по выбору);
- основные художественные особенности лирики Н. Заболоцкого; уметь:
- выразительно читать стихи Н. Заболоцкого;
- находить в них систему нравственных ценностей;
- понимать философскую углубленность и неповторимость поэзии Н. Заболоцкого.
Раздел 5. Из литературы второй половины XX века
Тема 5.1. Тема подвига в Великой Отечественной войне
Человек на войне, правда о нем. В Быков «Сотников», В. Кондратьев «Сашка», Ю. Бондарев «Горячий снег» и др. (по выбору преподавателя и студента).
Студент должен: знать:
- содержание одного из произведений;
- проблему, тему, идею произведения, его художественные особенности; уметь:
- составить доклад по прочитанному произведению;
- подготовить рецензию на одно из прочитанный произведений;
- использовать различные виды пересказа.
Самостоятельная работа.
1. Составление докладов, рефератов, сообщений, рецензий по прочитанным произведениям.
Тема 5.2. Тема русской деревни, ее сложной судьбы.
Ф. Абрамов «Пряслины»; В. Шукшин, рассказы; Б. Можаев «Мужики и бабы» и др. (по выбору преподавателя и студента).
Студент должен: знать:
- содержание и проблематику прочитанного произведения, его идейно
художественное своеобразие;
уметь:
- подготовить доклад, сообщение, реферат по прочитанному произведению;
- составить групповые и индивидуальные характеристики героев, отзыв на прочитанную книгу.
Самостоятельная работа.
1. Составление докладов, рефератов, сообщений по прочитанным произведениям.
2. Подготовка отзыва на прочитанную книгу.
Тема 5.3. Тема нравственных исканий нашего современника.
В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»; В. Астафьев «Царь-рыба»; В. Шукшин - рассказы; (по выбору преподавателя и студентов).
Тема нравственной сопричастности ко всему, что происходит на твоей земле, родине, невозможности отстраниться от гражданской ответственности.
Нравственное величие русской женщины.
Студент должен: знать;
- содержание одного из произведений, его проблематику и идейно
художественные особенности;
уметь:
- сделать доклад, сообщение по прочитанному произведению, выделить
его проблематику;
- использовать различные виды характеристик героев (индивидуальные, групповые) и пересказать;
- составить рецензию на прочитанное произведение.
Самостоятельная работа.
1. Подготовка докладов, рефератов, сообщений, рецензии на прочитанное произведение.
Тема 5.4. Тема исторического тоталитарного прошлого
В произведениях А.И. Солженицына.
«Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве, ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны.
Студент должен: знать:
- основные творческие этапы биографии А.И. Солженицына;
- исторический период, отраженный в произведениях писателя;
- содержание вышеназванных рассказов; уметь:
- делать подробный или сжатый пересказ прочитанного произведения;
- сделать анализ любого рассказа А. Солженицына;
- написать рецензию на прочитанный рассказ.
Самостоятельная работа.
1. Подготовка докладов, сообщений о творческом пути писателя.
2. Подготовка сообщений от исторических событиях, нашедших отражение в рассказах А. Солженицына.
Тема 5.5. Современная поэзия. Авторская песня.
Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики:
Н. Старшинов, Н. Рубцов, Б. Чичибабин, Н. Тряпкин и др.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса (по выбору преподавателя и студентов).
«Христианские идеи в русской литературе»? Духовные стихи и песнопения нашихсовременников.
Студент должен: знать:
- современную поэзию, ее особенности на примере одного из авторов;
- наизусть одно из стихотворений современного поэта;
уметь:
- выразительно рассказать стихотворение современного автора;
- дать анализ одного из стихотворений.
Самостоятельная работа.
1. Подготовка выразительного чтения и анализ стихотворений современных авторов.
2. Подготовка сообщений о творчестве поэтов современников.
Раздел 6. Из зарубежной литературы
Тема 6.1. Литература эпохи Возрождения. В. Шекспир «Гамлет»
Гамлет и его раздумья о проблемах добра, справедливости, чести. Глубина конфликта. Трагический характер любви Гамлета и Офелии.
Студент должен: знать:
- историческую характеристику эпохи Возрождения;
- содержание и основную проблему трагедии - трагедии Гамлета;
уметь:
- выразительно (в лицах) читать пьесу;
- раскрывать образ Гамлета, используя комментированное чтение отрывков.
Самостоятельная работа.
1. Подготовка сообщений о творчестве Шекспира.
2. Знакомство с драматургией В. Шекспира.
Тема 6.2. И.-В. Гете «Фауст».
Философская трагедия. «Фауст» - выражение идей эпохи Просвещения. Фауст и Мефистофель, роль злого начала в судьбе Фауста.
Студент должен: знать:
- содержание и нравственно-философский смысл произведения;
уметь:
- различать особенности эпохи Просвещения;
- характеризовать идеи эпохи Просвещения, воплощенные в образе Фауста;
- выделить и прокомментировать философскую идею злого начала в образе Мефистофеля.
Самостоятельная работа.
1. Подготовка докладов о творчестве Гете.
2. Подготовка сообщения «Эпоха Просвещения в Европе и Германии».