Чтение эпических произведений

Описание, повествование и диалог в прозаическом произведении. Особенности рассказов для детей младшего школьного возраста. Анализ отдельных рассказов и определение логических и эмоционально- образных средств выразительного чтения. Передача мыслей автора, особенностей жанра, стиля, художественных приемов. Понятие «органичного» чтения эпического произведения. Отличия при чтении художественного и публицистического текста.

Чтение басен; чтение драматических произведений

Чтение повествовательной части, диалога, морали. Анализ басни, работа над ее исполнением. Чтение одним исполнителем, чтение в лицах.

Особенности драматических произведений и их исполнения. Чтение одним лицом и по ролям: действие от лица героя, общение с партнерами.

Анализ отрывка из драматического произведения. Чтение одним исполнителем, чтение по ролям выбранного отрывка для коллективного занятия.

На всех занятиях используются грамзаписи, аудио- и видеозаписи мастеров художественного чтения.


Структура и содержание дисциплины

«Техника речи»

Наименование раздела Образовательные технологии, в т.ч. инновационные Методы и формы обучения, в т.ч. активные и интерактивные Формируемые компетенции Образовательные результаты Формы контроля, оценочные средства
Раздел I. Профессиональное искусство звучащего слова и выразительное чтение в школе   Объясн. -иллюстр.обучПроф.ориент.обуч. кол. мысл.деят.; Лаборат. занятие, самостоятельная работа ОК-1, ОК-2, ОК-5; ОП-1, ОП-2, ОП-3; ПК-13 З-1;У-4; У-5; В-5. Текущий опрос
Раздел II. Составные вопросы теории искусства чтения. Техника речи Объясн. -иллюстр.обуч Проф.ориент.обуч.; коллект. мыслит. деятельности. Лаборат. занятие, самостоятельная работа ОК-1, ОК-2, ОК-5; ОП-1, ОП-2, ОП-3; ПК-13 3-1;З-2; З-3; З-4; У-1, У-2,У-3; У-4; У-5; В-1, В-2, В-3; В-4, В-5 Текущий опрос
Раздел III. Нормы литературного произношения Объясн. -ил.. обуч.; Проф.ориент.обуч.; коллект. мыслит. деятельности. Лаборат. занятие, самостоятельная работа ОК-1, ОК-2, ОК-5; ОП-1, ОП-2, ОП-3; ПК-13 3-1;З-2; З-3; З-4; У-1, У-2,У-3; У-4; У-5; В-1, В-2, В-3; В-4 Текущий опрос
Раздел IV. Логическая выразительность речи   Объясн.-иллюстр. обуч. Проф.ориент.обуч.; коллект. мыслит. деятельности. Лаборат. занятие, самостоятельная работа ОК-1, ОК-2, ОК-5; ОП-1, ОП-2, ОП-3; ПК-13 З-1,З-2, З-3, З-4; У-1, У-2,У-3; У-4; У-5; В-1, В-2, В-3; В-4 Текущий опрос; артикул. гим-ка, упр. на тренир. голоса, дыхания и дикции
Раздел V. Исполнительский анализ художественного текста Объясн.-иллюстр. обуч. Проф.ориент.обуч.; коллект. мыслит. деятельности. Лаборат. занятие, самостоятельная работа ОК-1, ОК-2, ОК-5; ОП-1, ОП-2, ОП-3; ПК-13 З-1,З-2, З-3, З-4, З-5; У-1, У-2,У-3; У-4; У-5; В-4, В-5 Текущий опрос; артикул. гим-ка, упр. на тренир. голоса, дыхания и дикции
Раздел VI. Особенности чтения произведений различных родов и жанров Объясн.-иллюстр. обуч Проф.ориент.обуч.; коллект. мыслит. деятельности. Лаборат.занят.; самост. раб. ОК-1, ОК-2, ОК-5; ОП-1, ОП-2, ОП-3; ПК-13 З-1,З-2, З-3, З-4, З-5; У-1, У-2,У-3; У-4; У-5; В-1, В-2, В-3; В-4, В-5 Текущий опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа № 1

Вариант 1

1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство».

2. Что представляет собой речевой аппарат?

3. Раскройте зависимость звучания голоса от характера (состояния) человека.

4. Что такое «динамический» и «звуковысотный» диапазон голоса? Как их развить?

Вариант 2

1. Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.

2. Чем обусловлена необходимость специальной работы по совершенствованию речевого аппарата?

3. Охарактеризуйте основные качества профессионального речевого голоса.

4. Что такое «полетность звука»?

Вариант 3

1. С каким видами ораторской речи вам приходится иметь дело в практической деятельности?

2. Каковы основные гигиенические требования, которые следует соблюдать говорящему?

3. Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют?

4. Попробуйте определить основные недостатки собственного голоса. Составьте план тренировки собственного голоса.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Профессиональное искусство звучащего слова и выразительное чтение в школе.

2. Составные вопросы теории искусства чтения.

3. Техника речи.

4. Особенности дыхания. Виды упражнений.

5. Голос и его особенности. Виды упражнений для постановки голоса.

6. Дикция. Виды упражнений.

7. Нормы литературного произношения.

8. Логическая выразительность речи.

9. Исполнительский анализ художественного текста.

10. Особенности чтения произведений различных родов и жанров.

11. Чтение художественной прозы.

12. Чтение стихотворных текстов.

13. Чтение эпических произведений.

14. Чтение сказок.

15. Чтение басен.

16. Чтение драматических произведений.

Наши рекомендации