Культура речи: нормативные, коммуникативные, этические аспекты.
· Культура речевого общения определяется ясным представлением цели и задач, возникающих в определенной речевой ситуации, и выбором наиболее эффективных языковых средств для их реализации.
Составляющие компоненты:
1. нормативный,
2. коммуникативный
3. этический.
o Культура речи предполагает правильность речи,то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве «идеала», образца.
o Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспекткультуры речи считается одним из важнейших.
o Коммуникативный аспект культуры- речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.
o Этический аспекткультуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормы - речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, и др.).
o На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта, их социальный статус, характер отношений между ними, время и место речевого взаимодействия и т.д.
o Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».
Коммуникативные качества речи.
o Коммуникация – «сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; общение». В акте общения принимают участие адресант и воспринимающие информацию, то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации.
Качествам речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами, относятся:
o Точность- умение четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка.
o Понятностьречи связана с ее действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной профессии.
Точность речи
v Точность - умение четко и ясно мыслить, знанием предмета разговора и законов русского языка.
o Чтобы добиться точности речи, необходимо ясное представление о самом предмете речи, а также знание значения употребляемого слова в современном языке. Нередко речевые ошибки возникают именно тогда, когда говорящий или пишущий не может адекватно выразить свою мысль, употребляя слова в несвойственном им значении.
o С проблемой точности речи тесно связано умение различать так называемые паронимы, т.е. слова, исходные по звучанию, но имеющие разные значения и по-разному употребляющиеся, например: вступить – поступить, представить – предоставить, далекий – дальний, человечий – человеческий – человечный и т.п.
Понятность речи
- связана с ее действенностью, эффективностью и зависит от характера используемых слов. Чтобы речь была понятной, необходимо ограничить употребление слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости. К ним относятся: узкоспециальные термины; иноязычные слова, не получившие широкого распространения; профессионализмы, то есть слова и выражения, используемые людьми одной профессии. В противном случае необходимо давать соответствующие пояснения значений используемых слов.
25. Средства речевой выразительности.
v Выразительнойназывается речь, способная поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективностьвоздействия речи на адресата.
v Лингвистическое основание выразительности – наличие в языке изобразительных и выразительных средств, традиционно называемых тропами и фигурами.
v К языковым средствам выразительности также относятся пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.
v Тропы – обороты речи и слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность.
Основные виды тропов:
1) метафора,
2) метонимия,
3) эпитет,
4) сравнение,
5) гипербола,
6) литота,
7) олицетворение,
8) перифраза.
Различают тропы общеязыковые (с заранее готовой образностью напр, «солнце село») и оригинальные (авторские).
Тропы выполняют следующие функции:
1) придают речи эмоциональность ;
2) наглядность способствуют оригинальному отражению действительности;
3) позволяют лучше понять внутреннее состояние говорящего;
4) придают речи привлекательность.
Фигуры речи– особые формы синтаксических конструкций, усиливающие воздействие речи на адресата. Специалисты выделяют три группы фигур:
Фигуры, основанные на соотношении значений слов:
1) антитеза,
2) градация,
3) инверсия,
4) эллипсис.
Фигуры, основанные на повторе одинаковых элементов:
1) анафора,
2) эпифора,
3) параллелизм ,
4) период.
Фигуры, основанные навыражении риторической адресованности к читателю или слушателю:
1) обращение,
2) вопрос,
3) восклицание.
Речевой этикет
речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).
На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.
Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».