Список фразеологических словосочетаний
Фразеологизмы – это связанные, исторически обусловленные единицы языка, т.е. готовые сочетания слов. Они не производятся в речи, а воспроизводятся. Если говорящему или пишущему надо употребить фразеологическое выражение, то он извлекает его из своей памяти, а не строит заново.
Фразеологизмы нельзя произвольно дробить, ставить ударение там, где хочется, искажать значение. Понимание фразеологизмов и их правильное употребление в речи является одним из показателей владения литературным языком.
Предлагаемый словарь включает около 200 наиболее употребительных фразеологических выражений. Каждый фразеологизм снабжён краткой исторической справкой о его происхождении или первоначальном значении.
1. А́вгиевы коню́шни –очень загрязненное место, засоренное помещение, крайний беспорядок в делах.В греческой мифологии Авгиевы конюшни - обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены они были в один день героем Гераклом (Геркулесом): он провел через конюшни бурную реку, воды которой очистили их.
2. Ад кроме́шный – о тяжелых, невыносимых условиях; о невыносимом шуме, толчее, сумятице. Прилагательное кромешный образовано от существительного крома – «граница, край». Со временем кромешный стало обозначать «тягостный, отчаянный».
3. А́лчущие и жа́ждущие -о людях, испытывающих жажду и голод, и переносном - о страстно чего-либо желающих. Выражение из Евангелия (Матф., 5,6).
5. А́льфа и оме́га- основа всего, самое главное, начало и конец. Выражение возникло от названия первой и последней букв греческого алфавита.
6. Анниба́лова кля́тва - твердая решимость бороться с кем-либо или с чем-либо до конца. По словам древних историков, карфагенский полководец Аннибал ) рассказывал, что, когда ему было десять лет, отец заставил его поклясться, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима, который превратил Карфаген в свою колонию. Клятву Аннибал сдержал.
7.Ара́бские ска́зки - о чем - то удивительном, неожиданном, невероятном, что можно сравнить с чудесами из сборника арабских сказок "Тысяча и одна ночь".
8. Ахилле́сова пята́- наиболее уязвимое место, слабая. Выражение восходит к греческому мифу об Ахиллесе, тело котором» было неуязвимо, за исключением пятки, за которую его держала мать, богиня Фетида, погружая в чудодейственную священную реку Стикс. Именно в эту пятку и был смертельно ранен Ахиллес стрелой Париса.
9. Баш на баш – одно взамен другого, вещь за вещь, без доплаты (менять, обменивать и т.д.). Выражение взято из языка торговцев скотом, которые меняли голову за голову (тюркское Баш – голова).
10. Без сучка́ и задо́ринки – о блестящем выполнении какого-л. дела. Выражение и речи столяров. Задоринкой называли занозу или застругу на поверхности обрабатываемого материала
11. Бере́чь как зени́цу о́ка- очень заботливо, надёжно оберегать. Выражение из Библии. Зеница (устар.) – «зрачок, глаз», око (устар.) – тоже «глаз», В современном языке существительное зеница употребляется только во фразеологизме рядом с существительным око, поэтому у него закрепилось значение «зрачок».
12. Беспло́дная смоко́вница - о бездетной женщине, а также о ком-нибудь, чья деятельность бесплодна. По Библии, Иисус, увидев при дороге смоковницу, подошел к ней, но, не найдя плодов, сказал: "Да не будет же впредь у тебя плода во век". И смоковница тотчас засохла.
13. Благи́ми (до́брыми) наме́рениями ад вы́мощен. Выражение приписывается английскому писателю Джонсону (1709-1784), который, со
слов его биографа, в 1775 г. сказал "Hell is pave with good intentions"-
"Ад вымощен добрыми намерениями". Вальтер Скот в романе "Ламермурская невеста" (1819 г.) приписывает это изречение одному из английских богословов. Действительно, Джордж Герберт в книге "Jacula prudentium" говорит: "Hell is full of good meaning and wishings" - "Ад полон измерениями и желаниями".
14. Бить баклу́ши – праздно проводить время, бездельничать. Собственно русский фразеологизм. Первоначально бить баклуши - раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварешек и т.п., т.е. делать очень легкое, пустяковое дело
15. Блу́дный сын -о человеке беспутном, нравственно нестойком, но раскаявшемся в собственных заблуждениях. Выражение возникло из евангельской притчи о блудном сыне, в которой рассказывается о том, как некий человек разделил имение свое между двумя сыновьями; младший пошел в дальнюю сторону и. живя распутно, расточил имение свое. Испытав нужду и лишения, он вернулся к отцу своему и сказал: "Отче! Я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим". Но отец велел одеть его в лучшую одежду и устроил в честь него пир, сказав: "Станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
16. Борзы́ми щенка́ми брать - брать взятки, причем берущий в свое оправдание говорит, что берет не деньгами, а натурой. Возникло из комедии И.В.Гоголя « Ревизор». Слова Ляпкина-Тяпкина: "Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело".
17. Бо́чка Диоге́на. Диоген - древнегреческий философ, принадлежавший к школе киников (циников). Высшей нравственной киники считали подавление всех страстей, сведение всех потребностей к минимуму; возврат к "естественному" животному состоянию они lпризнавали основой счастья и добродетели. Призывая довольствоваться малым, Диоген всем образом жизни доказывал пренебрежение к культуре. По одному из рассказов он жил в бочке, считая дом роскошью.
18. Броса́ть ка́мень– обвинять кого-либо в чем-либо Возникло из Евангелия. Иисус сказал книжникам и фарисеям, которые, искушая его, привели к нему женщину, уличенную в прелюбодеянии: "Кто из вас без греха, первый брось в нее камень".
19. Бума́га все те́рпит -письменно можно высказывать такие мысли, которые стесняются высказывать устно Выражение восходит к римскому писателю и оратору Цицерону; в его письмах "К друзьям" есть выражение: "Epistola non erubescit"
20. Бурида́нов оcёл -крайне нерешительный человек, колеблющийся в выборе между двумя равносильными желаниями, двумя равноценными решениями. Выражение возникло предположительно от имени французского философа-схоласта XVI в. Жана Буридана. В доказательство отсутствия свободы воли он якобы привел в пример осла, который находясь на равном расстоянии между двумя одинаковыми охапками сена, при абсолютной свободе воли умер бы с голоду, так как не мог бы предпочесть ни одну из охапок.
21. Быть не в своей таре́лке – чувствовать себя неуютно, неловко. Выражение является переводом французской пословицы.
22. Вавило́нское столпотворе́ние- полная неразбериха, крайний беспорядок, путаница, шум, гам, суматоха. По библейской легенде, жители Древнего Вавилона пытались построить башню, которая должна была достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный бог "смешал язык их", они перестали понимать друг друга и не могли продолжать постройку.
23. Вели́кий комбина́тор – о ловком пройдохе, добивающемся успеха путём разных уловок, ухищрений, мошенничества. Выражение из романов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», главный герой которых Остап Бендер назван великим комбинатором.
24. В Москву́, в Москву́, в Москву́!Употребляется как характеристика бесплодных мечтаний. Это выражение в пьесе А.П.Чехова "Три сестры" произносят сестры, задыхающиеся в тине провинциальной жизни, но не имеющие воли из нее выбраться.
25. В Росси́и две напа́сти: внизу́ - власть тьмы, а наверху́ - тьма вла́сти. Выражение характеризующее царскую Россию и период торжества реакции при Александре III. Принадлежит писателю В.А.Гиляровскому (1855-1935), написавшему эти строки после опубликования в 186I толстовской пьесы "Власть тьмы", которая тогда же была запрещена цензурой к постановке на сцене.
26. Валаа́мова осли́ца.Употребляется иронически в отношении к молчаливым и покорным людям, неожиданно заговорившим, запротестовавшим. Выражение из библейской легенды о Валааме, ослица которого однажды заговорила человеческим языком, протестуя против побоев.
27. Валтаса́ров пир. Жить Валтаса́ром. Употребляется в значении: веселье, легкомысленное препровождение времени во время какого-либо бедствия. "Жить Валтасаром" - беспечно роскошествовать. Выражение возникло из библейской легенды о пире у халдейского царя Валтасара, во время которого таинственная рука начертала на стене письмена, предвещавшие гибель царю; в ту же ночь Вальтасар был убит.
28. Вернёмся к нашим бара́нам.Выражение применяется к тому, кто чем-либо, чрезмерно отвлекается от основной темы. Этими словами в фарсе "Господин Пьер Патлен" судья прерывает речь богатого суконщика, который, забывая об основной причине своей тяжбы с пастухом, укравшего у него овец, осыпает упреками защитника пастуха, адвоката Патлена, который не заплатил ему за сукно.
29. Ве́чный го́род.Это устойчивое в мировой литературе наименование Рима.
30. Ве́чный жид -вечный скиталец. Выражение из средневековой легенды о еврее Агасфере, обреченном на вечные скитания в наказание за то, что он отказался помочь Иисусу нести крест, с которым тот шел на распятие.
31. Власть предержа́щие – представители высшей власти; лица, облеченные высшей властью, начальство. Выражение из Библии.
32. Во всю ива́новскую – очень громко, в полную силу. Выражение собственно русское, известно с 17 века. В Москве царские указы оглашались на Ивановской площади Кремля, оглашались очень громко всю Ивановскую площадь.
33. Води́ть за́ нос – вводить в заблуждение, обманывать, обещая что-либо и не выполняя обещания. Выражение восходит к распространенному в прошлом обычаю водить животных за кольцо, продетое в нос
34. Воскресе́ние (воскреше́ние) Лазаря.Употребляется в значении: выздоровление после тяжелой болезни; возобновление чего-либо старого. Возникло из евангельской легенды об одном из чудес Иисуса, воскресившего некого Лазаря на четвертый день после смерти.
35. Врачу, исцели́ся сам.Употребляется в значении: прежде чем осуждать других, исправься сам. Выражение из церк.-слав. текста Евангелия: по-русски: "Врач, исцелись сам".
36. Все доро́ги ведут в Рим. Средневековая поговорка. Вошла в литературную речь, вероятно, из басни Лафонтена (1621-1695).
37. Всё своё ношу́ с собо́й – о том, что внутреннее богатство человека, его знания, ум важнее и ценнее любого имущества. Из греческой мифологии. Во время завоевания персами греческого города Приены за толпой беженцев, еле тащивших на себе своё имущество, спокойно шёл налегке мудрец Биант. Когда его спрашивали, где его вещи, он, усмехаясь, говорил: «Всё, что имею, всегда ношу при себе». Оказалось, что он был настоящим мудрецом; по дороге все беженцы растеряли своё добро, и скоро Биант кормил их на те подарки, которые он получал, ведя в городах и сёлах поучительные беседы с их жителями.
38. Втира́ть (втере́ть) очки́ – обманывать кого-либо, представляя что-л. в искаженном, но выгодном для себя свете. Выражение взято из жаргона картежников – шулеров, При помощи особой краски они наносили на карты дополнительные очки, которые при необходимости легко стирались.
39. Второ́е прише́ствие –о времени, которое неизвестно когда наступит, о неопределённо далеком исполнении чего-л. Выражение взято из христианского учения, в котором говорится о вторичном появлении Христа на земле.
40. В чужом́ пиру́ похмелье́ -о неприятностях из-за других, по чужой вине. Выражение собственно русское. Слово «похмелье» имело значение «продолжение пира, складчина после него», причём платили все одинаково, вне зависимости от того, кто когда пришёл, для пришедших поздно - это было несправедливо.
41. Вы́сшей про́бы – очень высокой квалификации, качества, свойства. Выражение из речи ювелиров, На золотых и серебряных изделиях всегда ставят клеймо – пробу, где указано содержание чистого золота или серебра в этой ювелирной вещи.
42. Га́дкий утёнок– о ничем не примечательном человеке (чаще ребёнке), у которого неожиданно для окружающих проявились какие-то достоинства, талант. Выражение из сказки датского сказочника Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».
43. Газе́тная у́тка –ложный сенсационный слух, появившийся в печати. Выражение связано с публикацией бельгийского юмориста Корнелиссена. Решив поиздеваться над легковерием публики, он напечатал заметку о прожорливости уток. Он описал «научный опыт» ученого, скормившего утке за короткое время 19 её собратьев, порубленных на мелкие кусочки. Публикация стала сенсацией; несколько дней, пока юморист не раскрыл секрет, только об этом и говорили.
44. Гало́пом по евро́пам –не вникая в суть, поверхностно. Выражение появилось из названия статьи поэта А.А. Жарова, опубликованной в «Комсомольской правде» в 1928 г., в которой он описывал своё путешествие по Волге.
45. Гвоздь програ́ммы– о самом главном, значительном в каком-либо мероприятии. Выражение является русской переработкой французского словосочетания Clou de la saison. Так французы называли Эйфелеву башню, похожую на гвоздь.
46. Геркуле́сов труд - о каком-либо деле, требующем необыкновенных усилий. Геркулес - герой греческих мифов, одаренный необыкновенной физической силой: он совершил двенадцать подвигов.
47. Глас вопию́щего в пусты́не - напрасный призыв к чему-нибудь, оставшийся без внимания, без ответа. Выражение из Библии.
48. Го́рдиев у́зел - о запутанном деле, сплетении обстоятельств. Выражение "разрубать / разрубить гордиев узел" значит разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, затруднения насильственным, прямолинейным способом, смело, решительно, сразу. По легенде, рассказанной древними историками, фригийцы, которым оракул повелел избрать царем кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса, повстречались с простым землевладельцем Гордием и провозгласили его царем. Телегу, изменившую его судьбу, Гордий поставил в храме Зевса, завяз ней очень запутанный узел. По предсказанию оракула, сумевший распутать этот узел должен был стать властителем всей Азии. Александр Македонский рассек этот узел мечом.
49. Гроша́ ло́маного не сто́ит– не иметь никакой ценности, никакого значения, никуда не годиться. На Руси грош – медная монета в две копейки, после 1815 г. грош стал равняться полукопейке. Ломаный грош – это гнутая, помятая, т.е. испорченная при длительном употреблении, очень мелкая монета.
50. Да мину́ет меня́ ча́ша сия́ - пусть не коснется меня какое-либо горе, несчастье. Выражение из Евангелия - слова Иисуса, произнесенные им во время молитвы в ожидании казни на кресте.
51. Дамо́клов меч –о нависшей над кем-либо угрозе, реальной опасности. Выражение из древнегреческого предания. Дамокл, один из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего, стал завистливо говорить о нем как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистника, посадил его на свое место. Во время пира Дамокл увидел, что над его головой висит на конском волосе меч. Дионисий объяснил, что это - символ тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливую жизнь.
52. Дары́ дана́йцев – подарок, несущий в себе гибель для того, кто его получает. Выражение из греческих сказаний о Троянской войне. Данайцы после длительной и безуспешной осады Трои прибегли к хитрости: они соорудили огромного деревянного коня, оставили у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Троады. Жрец Лаокоон, увидев этого коня и зная хитрости данайцев, воскликнул: "Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!" Но троянцы, не слушая предостережений Лаокоона и пророчицы Кассандры, внесли коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли городские ворота, впустили вернувшихся на кораблях товарищей и, таким образом, овладели Троей.
53. Два Ая́кса - два неразлучных друга. Выражение из поэмы Гомера. Аяксы - два друга, герои Троянской войны, совместно совершавшие подвиги.
54. Два́дцать два несча́стья - о неудачниках, о людях, с которыми постоянно что-то происходит. Выражение из пьесы А.П.Чехова "Вишневый сад", где так называют конторщика Епиходова, с которым ежедневно случается какая-нибудь комическая неприятность.
55. Двули́кий Я́нус- двуличный человек. Выражение из римской мифологии Янус - бог времени, а также всякого начала и конца, входов и выходов - изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны: молодым - вперед, в будущее; старым - назад, в прошлое.
56.Де́ло в шля́пе – все в порядке. Выражение восходит к старинному обычаю: все спорные дела решать жеребьёвкой. В шляпу бросали монеты или другие мелкие предметы с меткой, кому посчастливилось достать такой предмет, тот и победил в споре.
57. Де́ло таба́к – чьи-либо дела очень плохи. Выражение из речи бурлаков, которое они произносили, опасаясь за кисет с табаком, когда попадались глубокие места
58. Демья́нова уха́ - насильственное чрезмерное угощение вопреки желанию угощаемого; вообще что-нибудь настойчиво предлагаемое. Выражение из басни И.А.Крылова "Демьянова уха".
59. Де́ньги не па́хнут – о неразборчивости в зарабатывании денег. Выражение принадлежит римскому императору Веспасиану. Когда сын упрекнул Веспасиана в том, что он ввел налог на общественные уборные, император поднёс к носу деньги, которые поступили в качестве налога, и спросил, пахнут ли они.
60. Джентльме́ны уда́чи- о рисковых, авантюрных людях. Выражение появилось после выхода книги Р.Стивенсона «Остров сокровищ» (1883), где джентльменами удачи назывались пираты.
61. До ла́мпочки – абсолютно всё равно, безразлично. Выражение из жаргона воров, которых интересует все, что можно украсть, кроме лампочек в тюремных камерах, так как они встроены в очень высокие потолки.
62. Дыша́ть на ла́дан– о слабом, болезненном человеке, которому недолго осталось жить. Выражение основано на религиозно-обрядовой символике: ладаном ( ароматической смолой) окуривали умирающего человека, чтобы отогнать нечистую силу.
63. Еги́петская рабо́та- тяжелый, изнурительный труд. Выражение из библейского рассказа о тяжелых работах, которые выполняли евреи, находясь в египетском плену.
64. Еги́петская тьма - густая, беспросветная тьма. Выражение из библейского рассказа о Моисее; он "простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле египетской три дня".
65. Еги́петские казни- жестокие, губительные бедствия. Выражение из библейского мифа о десяти казнях, которым Бог подверг Египет за отказ фараона освободить евреев из плена; превратил воду в кровь, наслал жаб, мошек и т.п.
66. Еги́петский плен- тяжелая неволя. Выражение из библейской легенды о тяжелом положении евреев в египетском плену..
67. Если гора не идет к Магоме́ту, то Магоме́т идёт к горе́. В книге английского философа Ф.Бэкона рассказывается, что Магомет обещал народу силою сдвинуть гору, и, когда ему это не удалось, сказал: "Что ж! Так как гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к ней".
68. Е́сли хо́чешь ми́ра, гото́вься к войне́. Выражение принадлежит римскому историку Корнелию Непоту.
69. Желе́́зный за́́навес – искусственно создаваемые преграды, препятствующие контактам различных стран и народов, что приводит их к экономической, социальной, культурной изоляции. Выражение возникло в конце 18 века в театрах в связи с применением там противопожарных железных занавесов, Современное значение фразеологизма сформировалось в начале 20 в. в годы Первой мировой войны.
70. Жёлтая пре́сса- низкопробная, лживая, падкая на всякого рода дешевые сенсации печать. Выражение возникло в США. В 1985 г. американский художник-график Ричард Ауткоулт поместил в ряде номеров одной газеты серию фривольных рисунков, среди которых был изображен ребенок в желтой рубашке. Вскоре другая американская газета начала печатать серию аналогичных рисунков. Между ними возник спор из-за права первенства на "желтого мальчика". В 1986 г. редактор журнала "New York Press" Эр-вин Уордман напечатал статью, в которой презрительно назвал обе конкурирующие газеты желтой прессой.
71. Жена Це́заря должна́ быть вы́ше подозре́ний.В 62 г. до н.э. на праздник Богини Добра, который проходил у Помпеи, жены Юлия Цезаря, и на который допускались только женщины, проник, переодевшись в женскую одежду, Публий Клодий Пульхер. Обвиненный в кощунстве, он был привлечен к суду. Этот случай породил много неприятных для Юлия Цезаря толков, который должен быль блюсти чистоту религиозного культа. Он развелся с женой. Давая свои показания на процессе, Цезарь ничем не опорочил свою жену, а на вопрос судьи, почему же он с ней развелся, ответил: "Жена Цезаря должна быть выше подозрений". Это выражение приводится иногда с заменой имени
72. Жре́бий бро́шен - решение принято. Выражение принадлежит Юлию Цезарю и были произнесены им при переходе реки Рубикон.
73. Заблу́дшая овца́ -о человеке беспутном, сбившемся с правильного пути. Выражение из Евангелия.
74. Заруби́ть на носу́ – крепко запоминать. В старину для ведения счета и запоминания носили ( на носу) с собой особые палочки, на которых зарубками производили учёт работы, отмечали уплату денег, количество отпущенного или полученного товара
75. Заки́нуть (забро́сить) у́дочку– осторожно, предварительно разузнать очём-либо.Выражение из речи рыболова, котрый, забрасывая удочку, не знает конкретно, клюнет рыба или нет, поэтому для пробы он может закидывать её в разных местах, пока не попадётся самое рыбное.
75. Земля́ обетова́нная - место всеобщего процветания и счастья, куда стремится попасть каждый. Выражение из Библии. Бог обещал привести евреев из Египта, где они были в плену, в Палестину: в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд. То есть обетованная и есть обещанная Богом земля.
76. Золото́е руно́ - золото, богатство, которым стремятся овладеть; приключений. Выражение из древнегреческих мифов. Древнегреческий герой Язон построил корабль "Арго" (быстрый) и отправился в Колхиду на поиски золотого руна (золотая шерсть барана).
77. Золото́й теле́ц– всесильная власть денег, золота. Выражение из библейского рассказа о золотом тельце, которому евреи, странствуя по пустыне, поклонялись как богу.
78. Игра́ в одни́ ворота́ – о каких-либо действиях, предпринятых в пользу одной стороны. Выражение из спортивной терминологии.
79. Игра́ не стои́т свеч – о невыгодном деле, занятии. Выражение заимствовано из французского языка. Возникло в речи игроков в карты и первоначально означало: выигрыш так мал, что не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры в карты.
80. Игра́ть в бирю́льки – заниматься пустяками. Выражение произошло от названия старинной игры «Бирюльки», смысл ее в том, чтобы доставать специальным крючком одну деревянную фигурку (бирюльку) за другой, не задевая остальных.
81. Идти́ ва-ба́нк - идти на большой риск. Выражение заимствовано картежниками из французского языка.
82. Иерихо́нская труба́ -громкий, трубный голос. Выражение из библейской легенды. Евреи пытались взять город Иерихон, но стены его были так прочны, что разрушить их было невозможно. Однако от звука священных труб стены разрушились сами собой, и город был взят.
83. Избие́ние младе́нцев -о жестоком обращении с детьми, а также когда шутливо говорят о строгих мерах, применяемых к кому-либо вообще. Выражение из евангельской легенды об умерщвлении всех младенцев в Вифлееме по повелению царя Ирода, после того как он узнал от волхвов о рождении Иисуса, названного ими царем иудейским.
84. Изгна́ть из хра́ма– об изгнании откуда-нибудь недостойных пребывать там. Выражение из евангельской легенды об Иисусе, который, увидев в храме продавцов голубей, овец, волов, предназначенных для жертвоприношения, сделал из веревок бич и выгнал всех, опрокинул у менял столы с деньгами.
85. Из огня́ да в полымя́ - из одной неприятности в другую, ещё большую.
86. Ио́в многостра́дальный -о человеке, испытавшем множество бедствий. Выражение из библейской легенде о Иове, отличавшемся добродетельной жизнью и благочестием. У него было большое семейство и богатое имение. Сатана стал доказывать Богу, что если Иов утратит счастье, то благочестие его поколеблется. Чтобы изобличить ложь сатаны, Бог послал Иову множество испытаний: лишил его детей, слуг, богатства, поразил проказою. Но Иов все перенес без ропота.
87. И́скра бо́жья –об одарённости кого-либо, о наличии таланта у кого-либо.
88.И ты, Брут? - о неожиданной измене друга. Выражение из трагедии Шекспира "Юлий Цезарь". С такими словами умирающий Цезарь обращается к Бруту, находившемуся в числе заговорщиков, напавших на него в Сенате. Брут, которого Цезарь считал своим сторонником, стал во главе заговора против него и был одним из участников убийства.
89. Иу́дин поцелу́й – о лицемерной, предательской лести. Выражение из Библии. Иуда Искариот – один из двенадцати апостолов Христа, который предал его. Поцеловав Иисуса, как было оговорено раньше, он тем самым указал на него страже и позволил арестовать его. В качестве платы за предательство он получил тридцать сребреников.
90. Каза́нская сирота́ – о человеке, выдающем себя за обездоленного, нищего для получения личных выгод. Выражение возникло после покорения Иваном Грозным Казани. В это время появилось много нищих, выдававших себя за жертв войны, за сирот.
91. Ка́ин. Ка́инова печа́ть -о преступнике, изверге, убийце; клеймо преступления. Выражение из Библии. Каин - один из сыновей Адама и Евы, убивший своего брата Авеля, после чего Бог "сделал ему "знамение". Имя "Каин", и как бранное выражение.
92. Как Мама́й прошёл – о полнейшем беспорядке, разгроме, разрухе. Выражение связано с историческим событием: опустошительным нашествием в 14 в. на Русь татарского хана Мамая.
91. Ка́мни возопи́ют. Означает что-нибудь до такой степени ужасное, возмутительное, что не только люди, но даже камни, если бы они были наделены даром речи, должны выразить чувство своего негодования. Выражение из Евангелия.
92. Ка́мня на ка́мне не оста́вить.Употребляется в значении: уничтожить, разрушить до основания. Выражение из Евангелия.
93. Кали́ф на час - очеловеке, получившем большую власть лишь на короткое время. Выражение из арабской сказки "Сон наяву, или Калиф на час", включенной в сборник "Тысяча и одна ночь". В этой сказке молодой багдадец Абу-Гассан зовет к себе в гости незнакомца, не подозревая, что перед ним калиф Гарун-аль-Рашид. обозревающий Багдад под видом приезжего купца. Абу-Гассан высказывает ему свою заветную мечту: каким-нибудь чудом, хоть на один день, стать калифом. Гарун-аль-Рашид, желая развлечься, подсыпает Абу-Гассану в вино снотворный порошок, дает приказ перенести его во дворец и предписывает своей свите оказывать ему, когда он проснется, почести, подобающие калифу, с тем чтобы он поверил, что он действительно калиф.
94. Ка́нуть в Ле́ту– исчезнуть навсегда, бесследно, быть забытым Выражение из античной мифологии, где Лета - река забвения в подземном царстве; из нее души умерших пили воду и забывали всю свою прошлую жизнь.
95. Канцеля́рская кры́са – мелкий чиновник, бюрократ, формалист. Выражение собственно русское. В основе образа сравнение скребущейся крысы с постоянным скрипом перьев канцелярских чиновников.
96. Карт–бланш- о полной свободе действий, о праве действовать по собственному усмотрению. Выражение заимствовано из французского языка. Французское Carte blanche – «чисты листок, чистая карточка». Имелся в виду незаполненный лист бумаги, на котором стояла подпись ответственного лица. Человек, которому доверяли такой лист, имел право вписать в него то, что он считал нужным.
97. Кита́йские церемо́нии – излишнее проявление вежливости, ненужные условности. Собственно русское выражение, в нем обыгрывается известная сложность китайского придворного церемониала, представляющего целую науку.
98. Козёл отпуще́ния– о человеке, на которого сваливают чужую вину, ответственность за проступки других. Выражение из Библии. Произошло от существовавшего у древних евреев особого обряда: в день отпущения грехов священник возлагал обе руки на голову живого козла в знак возложения на него всех грехов еврейского народа, после чего козел изгонялся в пустыню.
99. Колесо́ форту́ны - превратности, непостоянство человеческой судьбы. В древнегреческой и римской мифологии фортуна – богиня судьбы, удачи, счастья. Она изображалась в виде молодой женщины с повязка на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей рог изобилия. Повязка на глазах обозначает, что она – богиня слепого счастья, непостоянства. Колесо или шар тоже символы постоянной изменчивости: колесо фортуны поворачивается - и счастье уходит от человека.
100. Коло́менская верста́ – о человеке большого роста. Фразеологизм собственно русский, появился в 60-70 годах XVII в. Образ возникает при сравнении высокорослого человека с верстовыми столбами, расставленными между Москвой и селом Коломенское, где была когда-то летняя резиденция царя Алексея Михайловича.
101. Крокоди́ловы слёзы- лицемерное, фальшивое проявление страданий, сожаления, раскаяния. Выражение восходит к древнему поверью, что крокодил, прежде чем проглотить свою жертву, проливает слёзы.
102. К ша́почному разбо́ру –к самому концу, к завершению какого-либо дела, события, слишком поздно приходить. Выражение восходит к древнерусскому обычаю: входя в помещение или в церковь, мужчины снимали головные уборы и клали в отведённые для них места. Уходя, они разбирали свои шапки. Опоздавший человек приходил к этому шапочному разбору.
103. Лебеди́ная пе́сня -последнее проявление таланта. Выражение восходит к древнему поверью о том, что лебеди поют перед смертью.
104. Ле́гче верблю́ду пройти́ сквозь иго́льное ушко́, нежели бога́тому войти́ в ца́рство небе́сное- о невозможности достичь чего-либо. Выражение из Евангелия. Некоторые ученые понимают под словом "верблюд" толстый корабельный канат; другие же, буквально понимая слово "верблюд", под игольными ушками разумеют одни из ворот в стене Иерусалима, очень узкие и низки.
105. Лету́чий голла́ндец –о непоседливых людях, постоянных скитальцах. Выражение из легенды о моряке, поклявшемся в сильную бурю обогнуть мыс, преграждавший ему путь, хотя бы ему на это потребовалась вечность.
106. Ло́дыря гоня́ть – бездельничать, праздно проводить время. Происхождение выражения связано с конкретным лицом – московским врачом А.И.Лодером, который своим пациентам прописывал от ожирения прогулки быстрым шагом и минеральную воду. В глазах простого народа – это было пустое времяпрепровождение.
107. Мавр сде́лал своё де́ло, мавр мо́жет уходи́ть- о циничном отношении к человеку, в услугах которого больше не нуждаются. Выражение из драмы Ф. Шиллера "Заговор Фиеско в Генуе", которое произносит мавр, оказавшийся ненужным после того, как помог графу Фиеско организовать восстание республиканцев против тирана Генуи дожа Дорна.
108. Ма́нна небе́сная– о чем-либо важном, нужном, с нетерпением ожидаемом. Согласно библейской легенде манна – пища, посылаемая Богом с неба иудеям, когда они шли через пустыню в землю обетованную.
109. Ма́сличная (оли́вковая) ветвь.Синоним таких понятий, как "мир", "успокоение". Выражение из Библии о всемирном потопе. Ной, желая узнать, убыла ли вода, послал голубку, которая вернулась с оливковой веткой в клюве, по которой Ной узнал, что вода убывает.
110. Между́ Сци́ллой и Хари́бдой -о положении, когда опасность или неприятность угрожает с двух сторон. Выражение произошло от названия двух мифологических чудовищ, Сииллы и Харибды, живших по обеим сторонам узкого Мессинского пролива и губивших всех, кто проплывал мимо.
111. Мета́ть би́сер пред сви́ньями - напрасно разъяснять, доказывать что-то тому, кто не понимает или не хочет понять. Выражение из Евангелия.
112. Моло́х. Приноси́ть же́ртву Мо́лоху.Символ жестокой, неумолимой силы, требующей человеческих жертв. Выражение носит имя финикийскою божества.
113. Му́ки Танта́ла (Танта́ловы му́ки) -страдания от сознания, что желанная цель близка, но ее невозможно достигнуть. Выражение из античного мифа. Тантал, фригийский царь, за оскорбление богов был жестоко наказан: он вечно был обречен испытывать муки жажды и голода, хотя вода и роскошные плоды были рядом с ним.
114. Находи́ться в цейтно́те – оказаться в сложном положениииз-за нехватки времени. Выражение из немецкой шахматной терминологии,означающее положение, когда игроку не хватает времени для обдумывания ходов в шахматной партии.
115. Нача́ть с азо́в – с самого начала, с самых основ. Выражение произошло от названия первой буквы старинной русской азбуки
116. Не ве́дают, что творя́т. Выражение происходит из слов Иисуса, когда его распяли: "Отче! отпусти им, не ведя бо, что творят".
117. Не ви́дно ни зги– ничего не видно. Выражение возникло в среде извозчиков и ямщиков как образное средство в значении: «так темно (или туманно, так снег метёт), что не видно даже кольца на дуге собственного коня. Зга – кольцо на дуге, через которое продевают повод при запрягании коня.
118. Не мечи́те би́сер пере́д сви́ньями - не тратьте слов с людьми, которые не могут понять их, оценить. Выражение из Библии.
119. Не от ми́ра се́го– о людях погруженных в свои мечтания, блаженных, сторонящихся забот о реальном. Выражение из Библии. Слова Иисуса: "Царство мое не от мира сего".
120. Не cvдúme - да не суди́мы бу́дете. Выражение из Евангелия. "Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы: и какою мерою мери