Занятие 5. Реформа русского стихосложения.
Вопросы для обсуждения:
1. Русское стихотворство до XVIII столетия. Причины позднего появления стихотворства в русской литературе. Силлабическое стихосложение, основные жанры и принципы построения стиха. Стиховедческие взгляды А.Д. Кантемира.
2. Причины реформирования русского стихосложения. Значение фольклорной и западноевропейской литературной традиций в преобразовании русского стиха.
3. Основные положения «Нового и краткого способа к сложению российских стихов» В.К. Тредиаковского. В чем ограниченность реформы Тредиаковского и каковы причины этого явления? Почему А.Н. Радищев назвал В.К. Тредиаковского «дактило-хореическим витязем» русской поэзии?
4. Что нового внес в теорию русского стиха М.В. Ломоносов (по сравнению с В.К. Тредиаковским)? От каких положений в теории стиха Ломоносова позднее отказалась русская поэзия и почему? Докажите, что литературная практика М.В. Ломоносова была богаче, сложнее и динамичнее теоретических суждений поэта.
5. Система стиховедческих воззрений А.П. Сумарокова.
6. Значение реформы Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова для теории и практики русского стихосложения.
Задания для обсуждения:
1. Отработайте понятие стиховедческого порядка: «силлабический», «тонический», «силлабо-тонический» стих, стихотворные «стопа», «размер», «рифма». Выпишите в тетрадь примеры разного типа стиха, различных стихотворных размеров и рифм, обратившись к текстам произведений русской поэзии XVIII в.
2. Определите стихотворный размер и рифму следующих поэтических фрагментов:
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
(М.В. Ломоносов)
На морских берегах я сижу,
Не в пространное море гляжу,
Но на небо глаза возвожу.
(А.П. Сумароков)
Возьми, египтянка, гитару,
Ударь по струнам, восклицай;
Исполнясь сладострастна жару,
Твоей всех пляской восхищай.
(Г.P. Державин)
Державин умер!... слух идет,-
И все молве сей доверяют,
Но здесь и тени правды нет:
Бессмертные не умирают!
(В.В. Капнист)
3. Составьте конспекты статей Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и Сумарокова по проблемам стиховедения. Выделите в них спорные и бесспорные положения. В чем истоки полемики поэтов о национальной сути русского стиха и путей развития стихотворства в России?
Литература
Тексты
Кантемир А.Д. Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских // Кантемир Антиох. Собр. стихотв. Л., 1956. С. 407-428 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Тредиаковский В.К Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих знаний // Тредиаковский В.К Избр. произведения. М.; Л., 1963. С. 365—385 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Ломоносов М.В. Избр. произведения. М.; Л., 1965 (1986): С. 486—494 («Б-ка поэта». Бол. сер.).
Сумароков А.П. О стопосложении// Русская литература XVII1 века. 1700—1775: Хрестоматия / Сост. В.А. Западов. М., 1979.С. 153-155.
Исследования
Гончаров Б.П. Стиховедческие взгляды Тредиаковского и Ломоносова. Реформа русского стихосложения // Возникновение
реформе русского стихосложения в XVIII веке. К проблеме ее национальных истоков // Русская литература. 1975. № 2. С. 51—69.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984. С. 19-52.
Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 1988.
Дополнительная
Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. Л., 1959. С. 306-307, 314-337.
Холшевников В.К. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972. С. 15-22.
Вомперский В.П. Риторики в России XVII—XVIII вв. М., 1988. С. 76-96, 134-170.
Занятие 6. Русская классицистическая трагедия. Трагедия А.П. Сумарокова «Дмитрий самозванец».
Вопросы для обсуждения:
1. Историческая основа трагедии, ее политический и философский подтекст.
2. Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма.
3. Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.
4. Художественное пространство и время в трагедии.
5. Диалог и монолог в пьесе.
6. Значение трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» в развитии русской драматургии.
Задания для обсуждения:
1. Дайте определение «трагедии», выделите основные черты трагедии классицизма. Объясните, почему писатели-классицисты активно работали в жанре исторической трагедии.
2. Определите конкретно-историческое и «вечное» в дидактической направленности трагедии «Димитрий Самозванец». Самозванщина как феномен русской истории и отношение к этому явлению Сумарокова.
3. Докажите, что в трагедии «Димитрий Самозванец» Сумароков нарушает принцип однолинейности образа.
Литература
Тексты
Сумароков А.П. Димитрий Самозванец // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 120-136.
Сумароков А.П. Синав и Трувор. Димитрий Самозванец // Сумароков AM. Драматические сочиненэд. Л., 1990. С. 83—133, 247-293.
Для сравнения:
Пушкин А.С. Борис Годунов // Пушкин А.С Поли. собр. соч.: В 10 т. М., 1964. Т. 5. С. 217-330.
Исследования
Александрова Е.А. Формы конфликта и характер театральности трагедий классицизма (на материале А.П. Сумарокова) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: От классицизма к романтизму. Л., 1976. Вып. 2. С. 17—27.
Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981. С. 68-74.
Бочкарев В А. Русская историческая драматургия XVII—XVIII веков. М., 1988. С. 112-142.
Дополнительная
Берков П.Н. А.П. Сумароков // Русские драматурги XVIII— XIX вв. М.; Л., 1959. Т. 1. С. 92-107.
Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977. С. 205-210.
Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века. М., 1977. Т. 1. С. 256—264.
Моисеева Т.Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. Л., 1980. С. 171-182.
Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986. С. 48—73.
Занятие 7. «Отрывок путешествия в *** И***Т*** ». Проблема авторства произведения.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины возникновения проблемы авторства произведений русской литературы XVIII в. и основные пути ее решения в науке.
2. Вопрос о соотношении художественного и документального начал в «Отрывке путешествия». Для творческой манеры каких писателей второй половины XVIII в. характерно подобное соотношение художественного и документального в произведении? Обоснование своей точки зрения.
3. Идейная позиция автора и художественные средства ее выражения в «Отрывке путешествия» (на уровне тематики и проблематики произведения, метода и стиля, жанра, сюжета, композиции, системы образов и др.).
4. Принцип пространственной фокусации и его связь с основными принципами отбора материала в произведении. Роль пейзажа, названий деревень в идейно-художественном замысле «Отрывка путешествия». Общее и разлинное в описании крестьянской избы у А.Н. Радищева и автора «Отрывка». Соотношение реального и символического в этих эпизодах «Путешествий».
5. Тема крепостной деревни в «Письмах к Фалалею» и в «Отрывке». Что общего в подходе к решению проблемы взаимоотношений крестьян и помещиков, в принципах изображения персонажей, в стилевой манере произведений?
6. Как решается проблема авторства «Отрывка» в современном литературоведении? Спорные и бесспорные положения работы Т.П. Макогоненко, где доказывается, что автор произведения — Н.И. Новиков. Какова ваша точка зрения на авторство «Отрывка путешествия»?
Задания для обсуждения:
1. Что такое атрибуция текста? Выявите специфику атрибуционной работы на материале древнерусской литературы и литературы XVIII в.
2. Докажите, что антитеза — ведущий прием организации художественной структуры «Отрывка». Как этот прием используют Н.И. Новиков и А.Н. Радищев в создании образной системы своих произведений?
3. Выпишите в тетрадь материал, позволяющий выполнить
сопоставительный анализ текста «Отрывка» и произведений Радищева и Новикова по вопросам практического занятия (описание крестьянской избы, пейзажные зарисовки, изображение отношений помещиков и крестьян и др.).
Литература
Тексты
Отрывок путешествия в*** И***Т***. Письма к Фалалею // Русская литература XVIII века / Сост. Г.П. Макогоненко. Л., 1970. С. 273-276, 282-287.
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву (главы «Любани», «Едрово», «Пешки») — любое издание.
Исследования
Макогоненко Г.Р. От Фонвизина до Пушкина. М., 1969. С. 313— 328.
Татаржцев А.Г. Щейно-эстетическая позиция автора «Отрывка путешествия в*** И***Т***» // Н.И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. XVIII век. Л., 1976. Сб.П. С. 87-103.
Лихоткин ГА. Об авторстве «Отрывка путешествия в*** И***Т***» // Русская литература. 1988. Щ 1. С. 150—161.
Глухов В.И. Н.И. Новиков как писатель-сатирик. Иваново, 1991.
Дополнительная
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века. М.; Л., 1951. С. 227-255.
Лотман Ю.М. Пути развития русской просветительской прозы XVIII века // Проблемы русского Просвещения в литературе XVIII века. М.; Л., 1961. С. 92-96.
Елеонский С. Ф. Изучение творческой истории художественных произведений. М., 1962. С. 3—93.
Бабкин Д.С. К раскрытию тайны «Живописца» // Русская литература. 1977. № 1. С. 109—117.
Иванова Т.Е. Н.И. Новиков или Д.И. Фонвизин? (Атрибуция «Писем к Фалалею») // Вестник Московского ун-та. Сер. 8. История. 1990. № 5. С. 27—39.