Логическая структура, построение научного текста. Способы и методы создания научного текста.
Научный текст имеет вид: тему, т.е. объект рассмотрения (изучения); подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему. Также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей текста. Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Каждый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу, комментирующую часть и вывод. Ключевые слова находятся в абзацной фразе. Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предлоги, вводные слова, определенные речевые клише. Основными способами построения научного текста являются описание, рассуждение, повествование. Описание – это словесное изображение явления действительности путем перечисления его признаков. Повествование – рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности. Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Научное описание имеет цель – раскрыть признаки предмета, явления, процесса.… Самый распространенный способ построения научного текста – рассуждение. Цель рассуждения – в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Доказательство близко рассуждению – способу изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез. Оно, как и рассуждение, содержит тезис + аргументы + демонстрации + выводы. Тексты гибкого построения основываются на логико-смысловом сцеплении смысловых частей текста. Структура такого текста представляет собой следующую конструкцию: Тема -> Подтемы -> Субподтемы. Научный стиль речи предполагает использование следующих методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.
20. Первичные и вторичные научные тексты. Тезисы, аннотация: оформление, языковые конструкции.
В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, которые пишут студенты; монографии, изучение которых нужно для дипломных работ; лекции, создаваемые преподавателями. Работая с ними, необходимо помнить, что научные тексты бывают первичными и вторичными. Первичные – это первоисточники, оригиналы. К ним относятся, например, научная статья, монография. Научная статья – сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы. Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору, который жжет! :-) В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следующие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и т.д.). Основная часть членится на главы в соответствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в новый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резюме. Работа над текстом начинается с введения. Содержание основной части зависит от темы. Названия параграфов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Изложение должно быть аргументированным, логическая канва – продуманной. Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизводится весь путь исследования. В практике вуза, а также для профессиональной деятельности, требуется умение писать тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения статьи, доклада. Они также могут быть первичными и вторичными. Каждый тезис отделяется друг от друга красной строкой, нумерацией. Логическое деление подчеркивается рубрикацией. В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. В них присутствуют цитаты и примеры. Аннотация – краткая характеристика содержания статьи, книги. Она дает общее представление о статье. Аннотации бывают информационные (дается описание, но не оценки), рекомендательные (дается характеристика и рекомендации), групповые (характеристика нескольких произведений). Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дается библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения.
21. Реферат, конспект, рецензия: оформление, структура, языковые конструкции.
Реферат – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ. Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему или композицию реферируемой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым и информативным. Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных листов через 2 интервала. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Примерная структура реферата
1. Титульный лист.
2. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
3. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего).
5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).
6. Список литературы.
7. Приложение (таблицы, графики, схемы могут быть вынесены из основанной части, чтобы не перегружать ее деталями).
Конспект – конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал. Чтобы написать конспект необходимо: выделить смысловые части, где собрана информация по теме; в каждой смысловой части сформулировать микротему с опорой на ключевые слова или фразы; выделить в каждой части главную и дополнительную информацию. Рецензия – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы. Отзыв дает самую большую характеристику без анализа, но содержит практические рекомендации. В структуру рецензии входят: введение, указывающие на проблемы и задачи, характеристика, краткое содержание, оценочная часть – достоинства и недостатки, выводы.
План для написания рецензии и отзывов: 1. Предмет анализа, 2. Актуальность темы, 3. Формулировка основного тезиса, 4. Краткое содержание работы, 5. Общая оценка, 6. Достоинства и недочеты.