Вопрос о правильности (грамотности)
Обычно мы называем текст правильно (грамотно) написанным, если в нём нет никаких ошибок: пунктуационных, орфографических, синтаксических, речевых, и др.
Мы можем говорить о правильности (грамотности) по отношению к обычным текстам, устной речи на русском языке, к литературному языку, которым пользуются грамотные, культурные русские люди в официальном и неофициальном общении.
Однако существуют тексты, к которым критерий правильности (грамотности) неприменим.
1) Тексты, устная речь на языке какого-то диалекта (например, устная речь на карельском языке). Эта сфера функционирования языка не подвергается нормированию, или кодификации, она представляет собой народно-разговорную стихию, отражая особенности русского языка разных регионов нашей страны. !Однако образовании, СМИ, науке и искусстве должны обязательно применяться нормы русского литературного языка (можно сослаться на Закон «О русском языке» (2005)),
2) Тексты, написанные на устаревшем языке (например, текст М.В. Ломоносова). Такие тексты нельзя судить по современным меркам. Нельзя сказать, например, что таких форм, как средствий, третие, красно говорить, преклонять к своему мнению, оный – неправильные. Они просто устаревшие, насмен им пришли другие формы, слова, и законы сочетания слов.
3) Также мы не можем говорить о том, что текст написан неправильно, если неправильное написание – сознательный прием пишущего. Например, текст жаргонизирующей языковой личности, причем личности, жаргонизирующей демонстративно, открыто показывающей свое желание «пишу как говорю». Автор пытается передать слова так, как слышит в повседневной жизни. Однако даже если эта языковая маска автора, положительных эмоций такой текст не вызывает.
4) Сфера художественной литературы (например, стихотворение Цветаевой). К этой сфере также не применимы понятия правильности (грамотности). Эта сфера языковой свободы, где писателю или поэту дозволены собственные правила словоупотребления, словоизменения, постановки знаков применения. Это область русского языка с особыми законами.
ВОПРОС О СЛОЖНОСТИ
Для одних текстов повышенная сложность простительна и неизбежна (например, для учредительного договора, философского романа, других поэтических произведений), в других случаях – она не рекомендуется или даже не допускается (юридические тексты повседневного пользования, инструкции к лекарствам, учебник, и др.).
Существуют средства упрощения текста (кратко: укорачивание предложений, их структуры; замена незнакомых слов более простыми; оживление путем средств адресации; структурирование; устранение двусмысленности; отказ от всякого рода разнообразия).
Сложность темы не подразумевает, что эта тема должна освещаться в сложном тексте.
Особое отношение к сложности в художественной литературе. В поэзии «непонятность» - это закон жанра, оказывающий воздействия на читателя. Поэтому не всегда то, что трудно значит плохо.
ВОПРОС О ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (КРАСОТЕ)
Здесь этот критерий также нельзя применять ко всем текстам однозначно. Понятие красоты и выразительности для текстов различных стилей имеет своё понимание.
1) В художественных текстах красота языка является основной целью, потому что читатель при прочтении художественного текста пытается получить духовное наслаждение. Эта красота достигается путем использования различных средств выразительности.
2) Оценка того или иного текста выразительным или нет зависит, во многом, от вкусов читателя.
3) Нельзя в прямом смысле слова требовать красоты или выразительности от научных, официально-деловых текстов, не надо ждать от них каких-то прикрас, так как у них совсем другие задачи: предать истинную информацию, регулировать общественные и иные отношения (т.е. говорить о том, что они невыразительные нельзя).
4) В сферах, где возможно «украшение» языка нужно строго отделять истинную выразительность от красивостей, затемняющих смысл (это спорный вопрос: кто-то считает, что «краткость – сестра таланта», кто-то, наоборот, считает, что тексты необходимо дополнительно приукрашивать). Что касается художественной сферы, то нельзя принцип «красоты» трактовать однозначно: каждое художественное произведение красиво по своему.
Таким образом, русский язык, представляя собой единую систему, реализуется в ряде разновидностей, каждая из которых функционирует в своей определённой сфере. Высшая форма существования языка, обеспечивающая единство нации, - литературный (кодифицированный) язык. Литературный язык проходит исторические стадии развития, взаимодействует с нелитературными сферами существования языка: диалектами, просторечием и жаргонами, иностранными языками.